Жака липшица человек с гитарой

Скорбь в бронзе

25.05.2016
Редактировать статью

Вырвавшийся благодаря семейным бриллиантам в Париж, он расцвел как скульптор, и вскоре его воздушное творчество уже оценивали наряду с Пикассо и Шагалом. Легкости положил конец нацизм. На место стекла и камня пришла бронза – так появилась легендарная «Мать и дитя», посвященная еврейским матерям, обречённым видеть гибель своих детей, позже – «Скиталец», символизирующий муки еврейского народа. Лишь после войны светлое восприятие мира вернулось к художнику Жаку Липшицу.

Он работал, как и многие, по классической традиции: набросок в глине, затем – в гипсе, и только потом – в камне или бронзе. Но в отличие от многих, именно его творчество стало одним из символов нового искусства наряду с работами Пабло Пикассо и Марка Шагала. Отдельные залы с его работами находятся в крупнейших галереях и музеях мира. А их проникновенные образы дополняют и мемориальный комплекс Яд ва-Шем в Иерусалиме – здесь стоит его скульптура «Мать и дитя», и церковь Нотр-Дам во французских Альпах, где находится его статуя «Святой Девы». На постаменте этой статуи сам скульптор сделал надпись: «Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую Деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними». В этой фразе ушедший из жизни 26 мая 1978 года выдающийся скульптор ХХ века Жак Липшиц выразил веру в совместное противостояние евреев и христиан злу и бесчеловечности после кошмаров нацизма.

Он родился 22 августа 1891 года в местечке Друскеники Гродненской губернии и был старшим сыном в семье Авраама и Рахели Липшицев, назвавших его Хаим-Яков. После окончания им хедера семья переехала в Белосток, где Яков обучался в коммерческом училище. Но после прошедших там погромов дальнейшее обучение он продолжил уже в Вильне. Процесс обучения его нисколько не привлекал, и к точным наукам он испытывал абсолютное безразличие. Мальчик с раннего детства каждую свободную минуту проводил за рисованием и лепкой. Отец же мечтал видеть в нем дипломированного инженера-архитектора и о желании Якова учиться живописи не хотел и слышать. Поэтому, когда в возрасте 18 лет Яков принял решение поступать в парижскую школу искусств, его поддержала лишь мать. Ведь именно она и привила своим детям любовь к прекрасному. «Мы постоянно росли в окружении музыки, поэзии, как русской, литовской, так и греческой. Мама нам читала вслух переводы “Илиады”, “Одиссеи” и других поэм», – вспоминал Липшиц. Уезжал он втайне от отца и без денег. К скромной сумме собственных сбережений мать добавила и свои бриллиантовые серьги для его обустройства в Париже на первое время.

Читайте также:  Что такое арпеджио аккорда

Так, с небольшой котомкой вещей, ценными советами матери и ее благословением осенью 1909 года Яков приехал в Париж. «Когда я прибыл в Париж, я был совершенно не образован, – рассказывал Жак Липшиц, – я ничего не знал. Но хотел быть скульптором… Почему? В детстве я пробовал что-то лепить из глины и рисовать. И я верил в себя, я был уверен в своем будущем». Конечно же, чуть позже отец смирился с выбором сына, и последовавшая материальная поддержка позволила помимо обучения в школе изящных искусств посещать классы рисунка в академии Коларосси и скульптурные классы академии Жюлиана. Не предаваясь праздному веселью, с сэкономленными франками Липшиц посещал «блошиные рынки», и найденные там рисунки Руссо, Утрилло, Гойи, а затем и Микеланджело составили впоследствии его коллекцию.

Получив в 1912 году мобилизационное предписание из России, чьим подданным он все еще являлся, он уехал на короткое время в Петербург. Но вскоре вернулся в Париж с медицинским освобождением от службы в армии. Сняв мастерскую на Монпарнасе, Липшиц начал выставлять свои работы в небольших галереях и знакомиться со многими молодыми художниками, имена которых позже составили гордость мирового искусства. Его друзьями стали Леже, Дерен, Ривера. Последний познакомил его и с Пикассо. Находясь под сильным впечатлением от работ Пикассо, Липшиц работает над кубическими скульптурами. Появляются его «Столкновение», «Акробат на лошади», «Матадор». А после того как в 1914 году в его жизни появилась муза – поэтесса Берта Китроссер (сначала она была его любовницей, но сразу после получения им французского гражданства – верной на долгие годы женой), – вдохновение вообще не оставляло художника. Одна за другой появились его «Фигура», «Сидящая женщина», «Женщина с гитарой», «Человек с мандолиной», «Человек с гитарой». И если первоначально Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, то постепенно он смягчил резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными.

Читайте также:  Расположение нот для левой руки аккордеона

К концу 20-х его работы уже узнаваемы, а имя широко известно далеко за пределами Франции. Построенный неподалеку от Парижа на берегу Сены дом с большой мастерской вдохновлял Липшица на новые работы и эксперименты. Он проектировал скульптурные композиции из стекла, получал много крупных частных заказов, в галерее Джина Бухера прошла выставка его работ. Затем настали 30-е годы. Приход нацизма к власти и гонения против евреев не могли не найти отклика в работах художника. Он всё больше погружался в сферу трагического, перешел к бронзе, а центральным образом тех лет стал мифологический Прометей. В нем Липшиц видел символ страдания и героизма, утверждающий надежду торжества добра над злом. Но если в первой работе «Прометей, душащий орла» герой победно сжимал горло птицы, то в созданной им монументальной скульптуре для Всемирной выставки в Париже в 1937 году эта надежда ослабла. «Прометей с орлом» уже лишь прикрывался рукой от острых когтей, а в последовавшей позже работе «Похищение Европы» надежда сменилась ужасом предчувствия близкой катастрофы. «Прометей», к слову, получил золотую медаль на той выставке, и скульптуру поместили в саду недалеко от Елисейских полей. Примечательно и символично, что с приходом нового правительства ее демонтировали. А вскоре после демонтажа началась Вторая мировая война. После оккупации Франции в 1941 году Жак переехал в США.

Но до этого момента, в 1935 году, Жак, будучи уже скульптором с мировым именем, посетил СССР. Этот приезд обычно отождествляют с созданием им бронзового портрета Дзержинского, с тех пор неизменного атрибута многих кабинетов соответствующих ведомств. Но основной целью поездки, которую так и не удалось осуществить, было выручить сына жены от первого брака – Андрея. Первый муж Берты, Михаил Шимкевич, был офицером царской армии, бежавшим из ссылки за революционную работу в войсках в Париж, где они и познакомились. После непродолжительного времени последовал развод, и Шимкевич уехал в Советскую Россию, где вступил в Красную армию. Для знакомства с ним в 1929 году и отправился поездом в личном вагоне Луначарского шестнадцатилетний Андрей. Вернуться обратно ему суждено было лишь через 29 лет. Первоначально его не отпускал отец, от которого он несколько раз сбегал, но каждый раз был задержан на границе. Затем опале подвергся сам отец, позже расстрелянный, и Андрей был арестован в 1931-м, обвинен в шпионаже и осужден. Восемь раз он пытался бежать, 14 раз его дело пересматривали и каждый раз давали новый срок. Освободили его лишь в 1957 году, а в 58-м он вернулся во Францию 45-летним надломленным человеком. Жак постоянно пытался его вызволить, просил об этом Эренбурга, сам приезжал с женой Бертой в Москву. Но ничего не помогло. С того момента в СССР он более никогда не бывал.

Читайте также:  Диабелли мелодические упражнения для фортепиано

С переездом Липшица в Штаты его творчество достигло наивысшего трагического накала. Потрясенный судьбой евреев Европы, скульптор художественно переосмыслил одну из главных тем в своём творчестве – «Мать и дитя». Он создал новую скульптуру: дитя судорожно цепляется за шею безногой матери, в отчаянии воздевающей к небу обрубки рук. Скульптура стала реквиемом еврейским матерям, обречённым перед гибелью видеть уничтожение своих детей. Еврейскую тему продолжает он и в работах 1943 года – «Молитве» и «Скитальце», ассоциирующихся с муками, выпавшими на долю еврейского народа. И лишь в послевоенные годы светлое восприятие мира постепенно вернулось к художнику. В 48-м он создал статую «Святой Девы» для церкви Нотр-Дам во французском селении Асси, выразив веру в сотрудничество евреев и христиан. Появляется и просветленная версия темы «Мать и дитя», установленная ныне в Яд ва-Шем.

Возрождение еврейского государства Липшиц встретил скульптурой «Чудо» – фигурой с устремлёнными вверх руками, поднятыми к «скрижалям завета», над которыми возвышается зажжённая менора. После войны, увидев разрушенный Париж и не найдя друзей, которых уже не было в живых, Липшиц возвратился в Нью-Йорк. Получив американское гражданство, он жил в США, но много времени проводил на итальянском острове Капри, где и умер 26 мая 1973 года. Все это время он продолжал творить, ему присваивали почетные звания, награждали медалями и грамотами, по всему миру проходили выставки его работ. Неоднократно бывал он и в Израиле, в музее которого хранятся подаренные им бронзовые отливки работ. А одна из последних работ – «Древо жизни» – установлена на горе Скопус в Иерусалиме, на кладбище которого, согласно завещанию Жака Липшица, он и был похоронен.

Источник

Сокровища в пустыне. Работы Жака Липшица в художественном музее университета Аризоны

Творческое наследие великих мастеров, навсегда покинувших в первой трети прошлого века Россию, хранится в разных странах; их произведениями гордятся лучшие музеи мира. Не составляет исключения выдающийся скульптор ХХ века Жак Липшиц (1891-1973). Его насыщенная творческая жизнь прошла во Франции и в США. В 1928 г. Абрам Эфрос назвал работы Липшица «самым высоким, доминирующим пунктом русского внедрения» в западное искусство. Липшиц стал наиболее заметным скульптором, творчески воспринявшим принципы кубизма и последовательно воплотившим их в произведениях, которые встретили широчайшее признание знатоков и публики. Впоследствии мастер отошел от кубизма, однако сохранил в своих монументальных и станковых работах смелость в экспрессивной деформации натуры, смещении и взаимопроникновении плоскостей.

Персональные выставки Жака Липшица проводились начиная с 1920 г., а ретроспективные — начиная с 1935 г. Большой резонанс получили выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1954) и в галерее Тейт в Лондоне (1958); с тех пор его работы выставлялись практически ежегодно в разных странах Западной Европы, в Израиле и США. Скульптор получил почетные награды ряда академий и университетов, стал кавалером ордена Почетного легиона (1946). Следует отметить, что американские университетские музеи нередко являются обладателями блестящих коллекций произведений изобразительного искусства. Вниманию читателей журнала предлагается статья Лизы Фишман, главного куратора художественного музея университета Аризоны, который по праву гордится своей замечательной коллекцией работ Жака Липшица.

Американский штат Аризона изобилует пустынями, но это особые пустыни, и их высоко ценят любители природных ландшафтов. Что же касается ландшафта культурного, то его уровень столь высок, что способен привести в изумление и местных жителей, и приезжих. Действительно, по прибытии в город Тусон (Tucson) с населением 850 тысяч человек каждый вправе ожидать, что встретит — и на самом деле встречает — классический для юго-запада США пейзаж: цветущие кактусы и дикие кустарники на склонах горной гряды, опоясывающей город. Едва ли кто-то при этом ожидает найти в художественном музее университета Аризоны подлинные художественные ценности. Между тем среди первоклассных экспонатов музейной коллекции встречаются немеркнущие сокровища, и достойное место среди них занимают работы Жака Липшица, дающие полное представление о творчестве одного из наиболее замечательных и влиятельных скульпторов современности.

Расположенный в университетском кампусе музей способствует образовательному процессу и при этом открывает перед заинтересованными посетителями новые горизонты. Поразительный художественный уровень и полнота музейных коллекций ни в коей мере не соответствуют относительной молодости самого музея — 50-летие со дня его открытия будет отмечаться в 2006-2007 гг. Экспонаты отражают все основные периоды всемирной истории искусства; основу составляют дары, сделанные в начальный период функционирования музея, однако и приобретения последующих периодов демонстрируют здоровую динамику. Так, коллекция Леонарда Пфайффера (C. Leonard Pfeiffer Collection), составная часть музея, включает работы ведущих американских художников (в их числе — Изабелла Бишоп, Эдвард Хоппер, Реджинальд Марш, Джон Слоан, Джеймс Уистлер), а рядом с ними — прославленные классики европейского искусства, среди которых можно назвать Альбрехта Дюрера и Рембрандта ван Рейна.

Подборка первоклассных произведений европейской живописи от эпохи Возрождения до XVII века — дар музею замечательного коллекционера Сэмюэла Кресса. Нельзя не отметить, что, в то время как щедрость С. Кресса весьма деятельно способствовала развитию множества музеев на всей территории США, его дар музею университета Аризоны должен быть по праву назван экстраординарным. И действительно, хранящаяся в музее коллекция Сэмюэла Кресса (Samuel H. Kress Collection) включает более полусотни первоклассных произведений искусства, а также уникальную подборку из 26 выполненных на доске живописных работ (retablo), составлявших алтарь собора в Сиудад Родриго (Cathedral of Ciudad Rodrigo) в Испании. Эти работы были выполнены в мастерской знаменитого Фернандо Гальего (Fernando Gallego) из Саламанки в начале XVI столетия и представляют собой не только наиболее значительный алтарь, созданный этим мастером, но и лучший, вероятно, образец поздней испанской готики, какой только можно найти в США.

Мемориальная коллекция Эдварда Галлахера (Edward J. Gallagher Memorial Collection) включает более 200 значительных работ американских и европейских мастеров XX века. Среди авторов произведений живописи и графики — Ханс Арп, Уильям Базиотис, Аршил Горки, Сальвадор Дали, Жан Дюбюффе, Франц Клайн, Пауль Клее, Роберт Мазеруэлл, Джорджо Моранди, Эмиль Нольде, Клас Ольденбург, Джексон Поллок, Одилон Редон, Марк Ротко, Марк Шагал, Чарлз Шиллер, Ив Танги, Милтон Эйвери и многие другие. По завещанию Э.Галлахера, в музее нашли свое место и скульптурные композиции, принадлежащие мастерам XX века: Яакову Агаму, Александру Архипенко, Жоржу Браку, Альберто Джакометти, Александру Колдеру (или, иначе, Кальдеру), Фернану Леже, Аристиду Майолю, Анри Матиссу, Хоану Миро, Генри Муру, Исаму Нагучи, Пабло Пикассо, Огюсту Родену.

За последние 10 лет музей также приобрел целый ряд значительных произведений. Может быть отмечено, к примеру, существенное расширение графической коллекции после приобретения великолепных гравюр, выполненных европейскими, мексиканскими и американскими художниками.

Коллекция Жака Липшица (Jacques Lipchitz Collection) занимает особое место в собрании музея. Концентрация на работах единственного мастера, всемирно известного скульптора, а также широкий хронологический охват составляющих коллекцию произведений — от 1911 до 1971 гг. — дает редкую возможность изучить весь диапазон применяемых Ж. Липшицем творческих методов и проследить те изменения интересов и устремлений, которыми был отмечен жизненный путь мастера. Наряду с большим количеством (71 предмет) моделей, в том числе полноразмерных, материалами из архива скульптора и инструментами, которыми он пользовался, его личными вещами, коллекция включает также завершенные работы — и монументальные скульптуры, и многочисленные скульптурные портреты. Массивный и в то же время на редкость выразительный монумент, предоставленный на длительный срок Музеем современного искусства в Нью-Йорке, расположен перед входом в музей и как бы подчеркивает особую роль наследия Липшица в коллекции музея.

Вскоре после рождения в 1891 г. в благополучной еврейской семье, проживавшей в литовском городке Друскеники (в тогдашней Российской империи), Хайму Якобу Липшицу было предсказано грядущее великое поприще. Заявление почтенного раввина о том, что младенец «станет великим человеком», сыграло существенную и даже решающую роль в самоощущении Липшица. Как вспоминал художник, слова раввина «оказали немалое влияние на мою маму, которая постоянно высказывала уверенность, что я был рожден стать избранным, реализовать определенную миссию, совершить нечто великое . и вот в течение всей своей жизни я не мог избавиться от ощущения, что мне открывается потаенный смысл всего на свете и что нечто чудесным образом направляет мою жизнь. Тысячи раз я мог бы умереть или отказаться от творческой работы, если бы во мне не жило это ощущение». Все же восхождение Липшица к великим достижениями не было гладким. Его юность омрачилась антисемитскими законами царского режима, которые во многом ограничивали возможности еврейского населения России и, в частности, не позволили Липшицу получить образование в санкт-петербургской Академии художеств 1 .

Готовность к приключениям и ощущение своей избранности, которыми была отмечена вся жизнь Липшица, привели его в 1909 г. в Париж, где он с головой погрузился в учебу в художественных школах и академиях, среди которых можно назвать Ecole des Beaux Arts, Academie Julien, Academie Colarossi и Academie de la Grande Chaumiere. К этому времени академических штудий относится небольшая элегантная «Газель» (1911, гипс) — самая ранняя работа Липшица в коллекции музея. Она представляет собой модель, подготовленную в ходе работы над его первой бронзовой скульптурой «Женщина и газели», завершенной в 1911 или 1912 г.

Согласно мнению Алана Уилкинсона (Alan G. Wilkinson), высказанному в двухтомном catalograisonne, в период ученичества Липшиц не мог пройти мимо развивающегося в это время в Париже авангардного искусства и органично впитал в себя его теоретические положения и стилистические особенности. Так, в качестве могучей и завораживающей новой силы заявил о себе кубизм, в то же время крайне существенным для развития Липшица представляется и присутствие на художественной арене произведений итальянских футуристов. Немаловажные импульсы получил Липшиц в ходе контактов с такими ключевыми для развития авангардного искусства коллегами, как Александр Архипенко, Умберто Боччони, Раймон Дюшан-Вийон, Константин Бранкузи, Хуан Грис, Диего Ривера и Пабло Пикассо. В результате художнику удалось сформировать собственные интересы в области классических мифов и библейских тем, развить свои взгляды на особенности лепки скульптурного портрета и человеческой фигуры, на обретенный человечеством опыт бытия. Все это способствовало возникновению тех стилистических экспериментов и технических новаций, которые сделали его знаменитым.

Наиболее известны, пожалуй, перевернувшие господствующие представления кубистские работы Липшица, созданные в течение 191 5-1925 гг., хотя эта хронология несколько условна. Тем не менее именно в это десятилетие продуктивной работы он достиг вершин проницательности и готовности к экспериментированию с кубистическим разрушением формы. Целый ряд хранящихся в музее произведений ярко свидетельствует об оригинальности и спонтанности творческой деятельности художника в этот период.

«Сидящая купальщица» (ок. 1916, гипс) представляет собой яркий пример интереса Липшица к передаче изломанных поверхностей наряду с сохранением существенных элементов анатомических форм. Данная модель является прототипом более поздней скульптуры «Купальщица» (1922-1923, тонированный под бронзу гипс), в которой на смену нарочито плоской угловатости пришел более текучий органицизм. Точно так же работа «Сидящий арлекин с кларнетом» (1919-1920, гипс) вместе с вариацией на тему «Мужчина с гитарой» (1925, гипс) демонстрирует зрелость Липшица в оперировании словарем кубистических элементов, его виртуозность в вопросах стиля и формы.

Одни произведения в коллекции музея, например «Склоненная женщина» (1929, терракота) и «Женщина, прислонившаяся к колонне» (1929, глина), свидетельствуют о незатухающем интересе Липшица к способам скульптурного отображения женской фигуры. Другие заметные работы, среди которых — «Леда» (1929, глина), первый эскиз «Прометея» (1931, глина), «Иаков и ангел» (1931, глина) и «Давид и Голиаф» (1933, гипс), являются доказательством проявившегося в творчестве Липшица интереса к передаче движения. Эти небольшие по размерам скульптуры отражают освобождение мастера от традиций кубизма, его поворот к попыткам повествовать о человеческих отношениях: о борьбе и искуплении.

После оккупации Франции Германией в 1941 г. Липшиц эмигрирует в США, где остается до самой смерти. Подлинный гражданин XX столетия, Липшиц в своих работах демонстрирует все более отчетливое стремление выражать ощущения, восходящие к собственному опыту. Так, «Уроки катастрофы» (1960, бронза) — скульптура, расположенная на площадке перед входом в музей, — знаменует возрождение после поражения. Этот монумент почти четырехметровой высоты и весом более тонны был создан Липшицем непосредственно после случившегося в 1952 г. пожара, уничтожившего его мастерскую в Нью-Йорке и значительную часть созданных им к тому времени в Америке работ. В скульптуре явно различимы и органические, и архитектурные элементы, в ней содержится намек на то, что жизнь вылетает из пламени. Вот описание, данное самим Липшицем: «Там, на вершине — птица феникс, которая выкармливает целое гнездо птенцов, а языки пламени становятся раскрытыми цветами . идея в целом связана с надеждой и возрождением после катастрофы» 2 .

После кончины художника, последовавшей на острове Капри (Италия) в 1973 г., его вдова Юлла Липшиц сделала щедрый дар художественному музею университета Аризоны — 71 гипсовую, глиняную и терракотовую модели. Большая их часть поступила в 1979 г. непосредственно из мастерской Липшица в Гастингсе-на-Гудзоне (штат Нью-Йорк). К началу 1980 г. в музее, директором которого был в то время Питер Бермингхэм (Peter Bermingham) — он возглавлял музей в течение 1978-1999 гг., — было завершено сооружение специальной галереи для размещения в ней на постоянной основе коллекции Жака Липшица. После кончины в 2003 г. вдовы Липшица музей, руководимый Чарлзом Герином (Charles Guerin), получил в дар еще две работы: «Мужчина с мандолиной» (1917, мрамор) и «Похищение Европы» (1969-1 970, мрамор). В 2005 г. галерея Липшица была существенно перестроена с тем, чтобы обновить экспозицию и предоставить зрителям отличную возможность поближе познакомиться с его творческой мастерской.

Коллекция Жака Липшица в художественном музее университета Аризоны представляет собой довольно редкий образец экспонирования современного искусства путем организации доступа публики к многолетней творческой «кухне» художника-экспериментатора. Это становится особенно очевидным, если учесть, сколь много в коллекции «черновиков» и моделей будущих работ мастера. Сам Липшиц писал о них так: «Мне нравятся эти оригинальные маленькие maquettes. В них столько свежести и теплоты чувств, нет надрывного труда и охлаждения. Я вижу в них продукт своих природных способностей. Я словно вновь ощущаю моменты борьбы и неопределенности, и особенно те великолепные мгновения лирического воодушевления, когда ничто, кажется, не способно оказаться ошибочным» 3 .

Творческое наследие Жака Липшица экспонируется во всем мире, в том числе в наиболее престижных музейных коллекциях. Возможность хранить и выставлять столь редкое и ценное собрание работ, выполненных признанным корифеем современного искусства на протяжении всего творческого пути, — большая честь для художественного музея университета Аризоны. Как показывает выставленная в составе постоянной экспозиции музея часть творческого наследия Жака Липшица, живой и бессмертный голос скульптора красноречиво повествует об опыте ХХ столетия и о бесконечности творческого духа.

  1. См.: Allan G. Wilkinson, Jacques Lipchitz: A Life in Sculpture (Toronto: Art Gallery of Ontario, 1990), p. 3. А. Уипкинсон приводит этот отчет о рождении и ранних годах жизни художника наряду с исчерпывающей библиографией трудов, посвященных творчеству Ж. Липшица. Анализу жизненного пути и творческого наследия художника посвящены и другие труды того же автора: AllanG. Wilkinson, The Sculpture of Jacques Lipchitz, Catalog Raisonne, Volume 1: The Paris Years 1910-1940 (London: Thames and Hudson, 1996) и The Sculpture of Jacques Lipchitz, Catalog Raisonne, Volume 2: The American Years 1941-1973 (London: Thames and Hudson, 2000).
  2. Allan G. Wilkinson, Jacques Lipchitz: A Life in Sculpture (Toronto: Art Gallery of Ontario, 1990), p. 152.
  3. Там же. С. 26.

Источник

Оцените статью