Жанр фантазии для фортепиано

Фантазия (в музыке)

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Фантазия (в музыке)» в других словарях:

Фантазия в музыке — музыкальная форма, отступающая в своем построении от установившихся музыкальных форм рондо и сонатной. Форма Ф. свободная и находится в зависимости от желания композитора. Тем не менее, построение Ф. должно иметь известную логичность. Хотя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фантазия (значения) — Содержание 1 Имя 2 Названия 3 Общие значения 4 В психологии … Википедия

ФАНТАЗИЯ — (греч. phantasia). 1) способность воображать, создавать новые самостоятельные образы, осуществляемые в худож. произведениях при помощи красок, камня, речи или звуков. 2) мечта, вымысел. 3) В музыке: сочинении, в котором автор, не подчиняясь… … Словарь иностранных слов русского языка

Фантазия (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантазия (значения). Фантазия англ. Fantasia Постер мультфильма Тип мультфильма … Википедия

ФАНТАЗИЯ — «Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра фантазия Франческа да Римини ». В этих названиях присутствует одно и то же слово фантазия. Что же это означает? Собственно, что оно означает, все вы прекрасно… … Музыкальный словарь

1920 год в музыке — 1918 1919 1920 1921 1922 См. также: Дру … Википедия

Симфоническая фантазия — (нем. symphonische Fantasie, франц. fantasie symphonique, англ. symphonic fantasia) род симф. одночастного программного произведения (см. Программная музыка), орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра… … Музыкальная энциклопедия

Читайте также:  Кто хочет стать милиционером аккорд

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В МУЗЫКЕ — С древнейших времен ист. материал получал отражение в нар. песне (см. Исторические песни). Ист. тема разрабатывалась и в рамках ср. век. церк. музыки (напр., рус. стихиры 12 в., посв. князьям Борису и Глебу). Возникшие в 17 в. в Европе опера и… … Советская историческая энциклопедия

Форма в музыке — строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Ф. имеют еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чайковский П. И. — Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР 25 X (6 XI) 1893, Петербург) рус. композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в семье горного инженера Ильи Петровича Ч.… … Музыкальная энциклопедия

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1569)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (296)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (94)
  • Народная (55)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1511)
  • Музыкальные жанры и формы (727)
  • Концерт (244)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (81)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (444)
  • Танцовщики (198)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (357)
  • Музыканты (354)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (202)
  • Музыкальная культура народов мира (163)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (108)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ

liudmila_leto все записи автора

Музыкальная фантазия. Что же это означает?
Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении — причуда, вымысел. В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», — говорили иной раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен.

Л. ван Бетховен
Соната «в духе фантазии» № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2
(«Лунная»)

В. А. Моцарт
Фантазия ре минор, KV 397

Ф. Шопен
Фантазия фа минор, соч. 49

В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где логика ее развития должна соответствовать литературной программе.

П.И.Чайковский
Увертюра-фантазия «Франческа да Римини»

Другой распространенный тип музыкальной фантазии — произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. п.

А.Аренский.
Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина.

Ф.Лист
Фантазия на венгерские народные темы

А. Цыганков
Русская фантазия

Часто можно слышать фантазии на темы песен того или иного композитора, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые сочинения.

Фантазия на темы песен Т. Хренникова

А. Розенблат.
Концертная фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен».

Фантазия — (гр. phantasie — воображение, вымысел)
1. Музыкальное произведение в свободной форме, не совпадающей с устоявшимися формами построения
2. Инструментальная пьеса, отличающаяся причудливым, фантастическим содержанием и характером музыки
3. Свободная трактовка различных жанров
4. Жанр инструментальной или оркестровой музыки, близкий к парафразе, рапсодии или «монтаж» тем и отрывков, похожий на попурри

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ФАНТАЗИИ

«Фантазия» (англ. «Fantasia») — классический полнометражный музыкальный мультипликационный фильм, созданный компанией Уолта Диснея в 1940 году. Картина состоит из девяти номеров, музыка для которых исполнялась Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковски.

«Фантазия» стала одним из самых смелых экспериментов Уолта Диснея. В мультфильме был впервые использован стереофонический звук, а стиль картины тяготеет к абстракционизму и авангарду.
Фильм состоит из девяти эпизодов, музыкальным фоном в которых служат фрагменты классических произведений. Каждая из частей фильма выполнена в собственной стилистике и сюжетно самостоятельна, а в качестве связующих звеньев между ними выступают небольшие киновставки с участием Филадельфийского оркестра под руководством Леопольда Стоковски.

Каждый эпизод начинается с оркестрового вступления. Фильм начинается как спектакль: в полумраке поднимается занавес, на синем фоне проявляются силуэты музыкантов, сопровождаемые шумом настраиваемых инструментов. Рассказчик приветствует зрителей. Пока он рассказывает зрителям о трёх типах музыки, постепенно проясняется звучание инструментов и их звучание сливается в гармонию. Три типа музыки — повествовательная, рассказывающая историю, иллюстративная (фоновая) и абсолютная, существующая ради себя самой.

И. С. Бах -Токката и фуга ре минор, BWV 565
П.Чайковский — Сюита из балета «Щелкунчик»
П. Дюка — «Ученик чародея»
И. Стравинский — «Весна священная»
Л. ван Бетховен — Симфония № 6
А. Понкьелли «Танец часов» из оперы «Джоконда»
М. Мусоргский -Ночь на Лысой горе
Ф.Шуберт — Ave Maria
К. Дебюсси «Лунный свет»

В 1999 году был выпущен мультфильм «Фантазия-2000» с применением современных технологий.

Л. ван Бетховен «Пятая симфония»
О.Респиги «Пинии Рима»
Д.Гершвин «Голубая рапсодия»
Д. Шостакович «Концерт для фортепиано с оркестром № 2, Allegro, Opus 102»
К. Сен-Санс «Карнавал животных» , финал
П. Дюка «Ученик чародея»
Э. Элгар «Pomp and Circumstance, Marches 1, 2, 3, 4
И. Стравинский Сюита из балета «Жар-птица»

текст из нескольких источников

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыка/Камерная
Композиторы
Музыкальные жанры и формы
Музыкальная культура народов мира
Музыкальный словарь

Метки: музыкальная фантазия мультфильмы

Процитировано 16 раз
Понравилось: 19 пользователям

Источник

Фантазия

«Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра-фантазия «Франческа да Римини»». В этих названиях присутствует одно и то же слово — фантазия. Что же это означает?

Собственно, что оно означает, все вы прекрасно знаете. Не раз приходится слышать любому, еще не достигшему взрослого возраста человеку: «Вот еще фантазии какие!», «Брось свои фантазии», «Ах, ты, фантазер». И почти всегда это звучит с укоризной.

Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении — причуда, вымысел. В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», — говорили иной раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен.

В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где логика ее развития должна соответствовать литературной программе. Такова «Франческа да Римини» Чайковского.

Другой распространенный тип музыкальной фантазии — произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. п. Такова Фантазия Аренского. По радио вы можете часто слышать фантазии на темы песен Дунаевского, Соловьева-Седого, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые сочинения.

Принятое многими языками греческое слово фантазия, как вы знаете, означает «воображение», «представление». К фантазиям мы относим и мечту, и выдумку, и нечто неправдоподобное.

Музыкальное творчество в широком смысле и есть самая настоящая фантазия композитора. Видимо, поэтому уже с XVI века, когда бурно начала развиваться инструментальная музыка, жанр фантазии — свободной музыкальной пьесы — стал очень популярен и остается таковым до сих пор. Фантазии можно встретить среди органных сочинений Дж. Фрескобальди и клавесинных пьес Г. Пёрселла и И. С. Баха; клавирных сочинений В. А. Моцарта; фортепианных сонат Л. Бетховена и квартетов Й. Гайдна; в творчестве Ф. Шопена, Р. Шумана, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и др. Музыкантов во все времена крайне заботит форма, композиция музыкального произведения, которая должна обеспечить наилучшее восприятие музыкальных идей. Жанр фантазии в этом смысле представляет автору большую свободу, здесь на первый план выходит, как правило, свободная, импровизационная композиция, за которой, впрочем, всегда проглядывается довольно жесткая устойчивая форма.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • живопись (9856)
  • зарубежные творцы (7462)
  • русские творцы (3522)
  • фотография (2464)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1190)
  • музыка (1147)
  • интересные статьи (1089)
  • культурные события (760)
  • архитектура (743)
  • скульптура (698)
  • поэзия (674)
  • литература (603)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (576)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (490)
  • ретро (407)
  • история стилей (407)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (309)
  • театр (243)
  • календарь (179)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • термины и техники (98)

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Симфонические фантазии русских композиторов

Понедельник, 06 Июля 2020 г. 11:45 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора Вне жанра не существует ни одно произведение искусства.
Например, жанр «фантазия». Этим термином часто называют «распространенный в XIX-XX вв. жанр инструментальной или оркестровой музыки, основанный на свободном использовании тем, заимствованных из собственных сочинений или сочинений других композиторов, а также из фольклора»
А в творчестве русских композиторов сложилась новая разновидность жанра – симфоническая фантазия, в которой часто преобладают национальные истоки и фантастические образы.

Итак, в жанре «Фантазия» шедевры русской классики.

… Весной 1893 года 20-летний Сергей Рахманинов был страстно влюблен, но его юношеские чувства были отвергнуты родителями возлюбленной. В сентябре того же года на вечере у Танеева молодой композитор представил на суд коллег (среди которых был и Чайковский) новое сочинение — симфоническую фантазию «Утес». На партитуре автор оставил запись: «Фантазия эта написана под впечатлением стихотворения Лермонтова «Утес».

Спустя пять лет Рахманинов подарил Чехову партитуру «Утеса» с надписью: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа«На пути», содержание которого с этим же эпиграфом(«Ночевала тучка золотая/На груди утеса великана…»М.Ю.Лермонтов) служило программой этому музыкальному сочинению». А.П.Чехов.«На пути»

чит.Д.Журавлев

Так что же разбудило фантазию С.В. Рахманинова: несчастливая любовь, стихотворение Лермонтова или рассказ Чехова? Ответ услышим в музыке!

Вступительный раздел открывается темой утеса, скорбной, но полной сдержанной страсти. Постепенно тема утеса приобретает характер страстной мольбы, далее появляется робкий мотив любви (флейта соло, потом гобой и валторны) — как будто дрогнуло сердце старого утеса. Эта тема звучит всё более и более отчаянно. Как будто издалека доносится отголосок темы несбыточной любви. Еще и еще возвращается тема тучки как воспоминание. Музыкальное развитие доходит до огромной кульминации и лишь последние такты замирают на пианиссимо.

«Утес», симфоническая фантазия

Симфонический оркестр ВР
Дирижёр Н. С. Голованов
запись 1952 г.

Как видим, фантазия для композитора – совсем не вымысел и тем более не небылица. У музыкальной фантазии, как правило, есть предшествие…

… Для М.И. Глинки таким источником вдохновения стали народные песни.
Знаменитая «Камаринская»(или как еще называют это произведение «русское скерцо»), где автор гениально переложил для оркестра две русских народных песни.
Пользуясь народными средствами, автор показывает сам Дух народного гулянья, его настроение, его энергию. Автор рисует не только пляску, но и самих танцующих персонажей, их характеры, взаимоотношения. Слушать один и тот же наигрыш, и не плясать самому было бы скучно. Поэтому композитору действительно «не хватило» одной темы, и он сделал двойные вариации. Женская величавость в данном случае служит не столько контрастом, сколько дополнением полной картины жизни.
«Камаринская»
Фантазия на темы песен свадебной и плясовой
(1848)

Симфонический Оркестр Московского Радио
Дирижёр К. Иванов

«. настоящая русская симфоническая школа. Вся она в «Камаринской», подобно тому, как дуб весь в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все это богатство.»
П.И.Чайковский

***
Для П.И.Чайковского при создании партитуры «Франческа да Римини» отправной точкой стал сюжет из «Божественной комедии» Данте о трагической истории любви Франчески и Паоло.

«…Франческа да Римини» — произведение необыкновенно блестящее, инструментованное с поразительным искусством. Ослепительная игра оркестровых красок, неистощимо богатых и беспрерывно сменяющихся, с начала до конца держит слушателя как бы под действием какой-то галлюцинации».
Г. А. Ларош, 1845-1904 — русский музыкальный критик

«Франческа да Римини»
симфоническая фантазия

Государственный симфонический оркестр Российской Федерации
Дирижёр Е. Светланов

***
Пианист и композитор А.С.Аренский был потрясен исполнением русских былин сказителем Рябининым, о котором современный слушатель ничего бы не знал, если бы не «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром».

В самом начале, во вступлении четко вырисовывается характер «музыкальной былины». Вступление словно говорит: «сейчас мы расскажем о древнерусских богатырях, об их житие-бытие, подвигах и переживаниях». Мотив былины «Добрыня и Василий Казимиров» богат широкой мелодической линией, разными оттенками настроений — от торжественного до грустного. Когда в партии фортепиано вступает четкая ритмическая «поступь» и ускоряется темп, это значит, что появляется тема второй былины: «Вольга и Микула». В музыке рисуется картина поединка, сила и мощь богатырей, смелость и мужество, патриотические чувства. Как обобщение звучит еще раз первая тема, создавая законченный рассказ: «Вот так они и жили, мед, пиво пили. По усам текло, а в рот не попало».

М. Гринберг и Государственный симфонический оркестр радиоинформации СССР, дирижер С. Горчаков (1947)

Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под нее подпасть,
и жизнь покажется красивой.

А. Дольский

Рубрики: русские творцы
музыка

Метки: русские композиторы симфонические фантазии

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Источник

Оцените статью