Жанры романтической миниатюры для фортепиано

Расскажите жанры романтической фортепианной миниатюры

Фортепианная миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura) — небольшая муз. пьеса, чаще всего для фортепиано, но также и для др. инструментов, для камерных ансамблей, оркестра. Форма миниатюры может быть различной; обычно такие пьесы пишутся в простой 2-частной или 3-частной, а также в рондообразной форме. Нередко миниатюры носят названия, определяющие характер их музыки, указывающие на их жанровую принадлежность. Хотя миниатюры являются самостоятельными пьесами, они тяготеют к объединению в серии, циклы. Расцвет миниатюры связан с периодом музыкального романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен) ; жанр миниатюры широко распространён и в современной музыке. (Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт. , 1973-1982) Франц Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827). Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез) . Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его.

Также наши пользователи интересуются:

⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «Расскажите жанры романтической фортепианной миниатюры» от пользователя Степа Лосев в разделе Беларуская мова. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.

Открой этот вопрос на телефоне — включи камеру и наведи на QR-код!

Источник

Фортепианные миниатюры в творчестве романтиков.

Мендельсон, Шуман, Шопен в основном маленькие пьесы, соединялись в сборники либо циклы. Шопен (ноктюрн, муз.экспромт.)

Читайте также:  Да исправиться молитва моя простое ноты

Миниатюра – «это зеркало, отразившее самые существенные черты романтического мироощущения, его концентрированная и кротчайшая худ. форма.»

Интерес к сильной личности, большое внимание к внутреннему миру человека

В фортепианной музыке присутствуют песенные интонации, обращение к народным песням и танцам, большое распространение программные фортепианные произведения.

Мендельсон – песни без слов (камерный романс с ф-но сопровождением)

Основная фактура вокальная мелодия, близкая бытовой вокальной лирике.

Эти произведения фиксируют в творчестве романтиков, мельчайшие движения души автора (нет четких правил, формы, миниатюры лирические).

Возникают жанры: баллады, скерцо, интермеццо, этюды, фантазии….

Цикл «Бабочки» Шумана написан по роману Жан-Поль Рихтера.

«Карнавал» Шуман написан по собственному авторскому прочтению

Ф. Лист 3 цикла «Годы странствий» каждый посвящён путешествию в ту или иную страну

1 год – Швейцария

3 год – поздние сочинения из разных мест.

Зарождение фортепианной миниатюры

1.Дородовой клавесинная музыка

2.Классический период Джон Фильд ноктюрны

3. Становление, первые ранние романтики Шуберт и Мендельсон

Два направления миниатюр

2.Экспромт (символ романтической стихийности, творческой порывистости и непосредственности) и музыкальные моменты

Расцвет романтической миниатюры

Шумен Шопен Лист

«Я как мир» Шуман.

Цикл «Карнавал» написан в виде цикла сквозных вариаций (непрерывная идея)

Шопен (поляк) не любит романтизм, не пишет программных произведений, объединяет пьесы в циклы, этюдов, прелюдий, мазурок…

Поздняя Романтическая миниатюра

Композиторы романтики появляются в малых странах Норвежец Григ, Чех Дворжак, Фин. Сибелиус,

Особенности: становиться более сложной в гармоническом языке, эмоции отходят на второй план, музыка не столь эмоц.порывиста.

Романтическая миниатюра представлена крупными жанрами:Сонаты, претерпевает изменения в своей форме, схемы, соотношение тем более свободное, соотношение разделов иные, разработка вытесняется вариационно-вариантным, реприза может быть неточной, не тональной, зеркальная реприза (все, наоборот). Баллады, фантазии.

Камерно вокальные циклы композиторы пишут на стихи своих поэтов современников. Первым классиком романтической песни является Франц Шуберт. Камерно вокальные циклы пишутся на тему любви, в раннем творчестве Шуберта продолжает классические традиции, его поздний цикл значительно нарушает эту традицию в вокальной партии появляется речитативные элементы, более сдержанное фортепианное сопровождение,

Значительно большее развитие получило в вокальных циклах Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины» очень сложная фортепианная партия,

Появляются фортепианные прелюдии и постлюдии появляется смысловая нагрузка, сложные отношения между вокальной и фортепианной партией.

Густав Малер – вокальный цикл становится частью симфонического произведения.

Программная симфония Гектора Берлиоза

Берлиоз франц. композитор французы испытывали тягу театральности, зрелищности, пышности. Использует не обобщенную програмность а наоборот излагает что то подобному оперному либретто, изобретает новые экспериментальные жанры (пытается синтезировать разные направления и явления в искусству) Осуждения Фауста (соло и хор, драматическая легенда, оркестр). Симфония «Ромео и Джульетта» (хор, оркестр, солисты, хореограф пантомима). Гарольд в Италии (концерт для соло альта с оркестром)

Самое раннее их программных произведений «Фантастическая симфония» 30-31г. (имеет эпизод из жизни артиста, манифест франц. муз романтизма)

Позднее Берлиоз написал продолжение «Лилио или возвращение к жизни» лирическая монодрама для солистов хора и оркестра.

Фантастическая симфония 5 частей

1. Мечтания страсти (медленное вступление)

2. Бал или на балу

3. Сцена в полях

4. Шествие на казнь

5. Сон в ночь шабаша (рожок)

Тема Генриеты Смитсон возлюбленная из лирического в ведьминский.

Габой – Английский рожок

Новация использована соло литавр (4 часть)

Гарольд в Италии (по поэме Байрона) 34г.

Использование красочных средств в оркестре.

Симфония «Ромео и Джульетта» 39г. новаторское произведение

Известный сюжет, необычные средства, микс (синтез жанров) оперно-кантатная сцена.

Траурно триумфальная симфония. 40г.

Классицисткая линия направленности симфонии

Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Брукнер, Малер

Обращение симфонии к класич. формам, использование романтических средств выразительности, преобладание лирической, пейзажной и жанровой образности.

Шуберт написано 9 симфоний

Первые 5 полностью напоминают традиционную венскую класич школу,

Шуберту был наиболее близкий Бетховен (его героич образы, пасторальность, использование медно-духовых)

5 симфония трагическая

7 (8) Неоконченная симфония 1822г. Считается первым образцом романтической симфонии, первая лирич. симфония, в качестве главных тем в каждой части используются песенные темы с аккомпанементом. Сохранилось 2 части, переведены в партитуру, 4 в виде клавира, 3 немного.

Романсная симфония, песенные темы напоминают романсы.

9 Симфония Лесная 1828г. До-мажор, отличительная черта лесные валторновые зовы (золотой ход валторн) многим композиторам не понравилась из за того что длинная, образ нац.фольклора, лесная героич симфония, много маршеобразных интонаций которые соседствуют с лесной романтикой

Феликс Мендельсон – 2 симфонии «Шотландская» и «Итальянская»

Симфонии лирико-пейзажные, лирико-драматические, навеяны путешествиями по странам, как композитор умеренный романтик, максимально яркий синтез классические формы и романтические средства выразительности

Итальянская симфония 1833г. – скрыта программность, никаких комментариев, построена на Итальянском фольклоре.

2. Хоровая итальянская песенная музыка

3. За рамками, Итальянский танец

4. Итальянский карнавал, масочность.

Симфония «Шотландская» более сумрачная, писалась 12 лет, с 30 по 1842г.

Еще одна жанрово-пейзажная, в ней намечается новый принцип тяготения к одночастности, природа Шотландии, тематизм Шотландии, монотематизм, в основе песня.

Шуман Роберт 1840ые годы симфонии охватывают поздний период творчества, 4 симфонии написано сама известная.

3 Симфония Рейнская

4 Симфония Ре минор

Симфонизм не сильная сторона композитора, плохо владел оркестром, его оркестровки страдают перегруженностью фактуры, малоинтересным тематизмом, развитие напоминает тематизм в его вокальных циклах.

Брамс – принадлежал к поколению умеренных романтиков, не использовал экстраординарных выразительных средств, любил классику и барочные формы, есть музыка для церкви, роднит с Бахом, отсутствие повышенного субъективизма, можно выделить несколько произведение, где романтизм прорывается,

4 симфония (финал 4 симфонии фуга в сочетании с вариациями)

Источник

Музыкальное искусство эпохи Романтизма: жанры, формы.

Романтизм. Жанры, формы

Инструментальные жанры

Романтическая инструментальная музыка развивалась в двух направлениях. С одной стороны, инструментальная миниатюра, камерная или концертная, отражающая в полной мере характер романтического мироощущения. Другая линия, представленная одночастными оркестровыми произведениями или симфоническими циклами, движется по пути усложнения оркестрового письма, усиления красочности оркестра и выразительности инструментов. Романтические инструментальные произведения часто содержали программу, поэтическую идею или ярко выраженный жанровый танцевальный характер.

Миниатюра

В романтической музыке миниатюра — один из ведущих жанров. Наиболее характерна для композиторов-романтиков фортепианная миниатюра. На фортепиано, самом универсальном из всех инструментов, музыкант может играть один, максимально осуществляя свою индивидуальную манеру исполнения, добиваясь исключительной выразительности. На фортепиано естественнее всего получается любимый романтиками исполнительский приём rubato(ритмически свободно, допусая откльнения от метра по усмотрению исполнителя). Инструментальная миниатюра стала наиболее естественной фиксацией момента: беглой зарисовкой настроения, пейзажа, характерного образа. В ней ценятся относительная простота, близость к жизненным первоистокам музыки — к песне, танцу, возможность запечатлеть свежий, оригинальный колорит. Отсюда преобладание лирико-психологических образов, импровизационной манеры высказывания, камерного, доверительного тона общения со слушателем.

В инструментальных миниатюрах мы видим всевозможные эмоциональные состояния, от тончайших и бережно детализированных до демонически экспрессивных. Названия миниатюр могут быть обобщённо-жанровыми (ноктюрны, прелюдии, экспромты, этюды, песни без слов и др.) или программными ( «Шествие гномов», «Признание»…). Очень ярок и многообразен пласт жанрово-танцевальных миниатюр, представленный в основном в творчестве Ф.Шопена: вальсы, мазурки, полонезы.

Сюита

Часто миниатюры объединялись в циклы или в сюиты, где они связывались какой-либо композиционной или программной идеей. Многообразные способы композиционной связи могли быть очень простыми (например, чередование быстрых и медленных пьес), а также достаточно сложными, находящимися в глубине музыкальной ткани. В отдельных циклах единство достигается одним мотивом или интонацией, проходящей в разных, контрастных между собой пьесах(Р.Шуман Карнавал). В свою очередь, эти пьесы расположены между собой определённым образом, и в этом тоже есть свой смысл. Таким образом, слушатель может понять то, что находится на переднем, наиболее доступном плане, и далее постигать «в глубину» все пласты информации, вплоть до той, которая понятна одним посвящённым. И в этом тоже есть свой романтический смысл.

Крупные формы, симфоническая поэма.

В романтической музыке происходит переосмысление классического сонатно-симфоническогоцикла. Оно идёт в двух направлениях: с одной стороны увеличение количества частей, внесение элемента театральности, включение вокальных партий (Г.Берлиоз «Фантастическая симфония», «Осуждение Фауста» и др.).

С другой стороны, идёт тенденция к сжатию симфонического цикла, объединению и уменьшению количества частей. Возникают симфонические поэмы и другие одночастные симфонические произведения, ставшие наиболее удобными для осуществления программного замысла. Они написаны в «свободных» формах, в которых преобладает преобразование одной темы (монотематизм) и присутствуют черты сонатно-симфонического цикла, сонатного allegroивариационность(Ф.Лист «Прелюды», «Тассо» и др.).

Балет

Впервые за всю многолетнюю историю развития балета как жанра, музыка балетного спектакля начинает обретать определённую самостоятельность. Вся предшествующая 19 в. история развития балета выдвигала на первый план танцевальное и драматическое содержание спектакля. По отношению к музыке создатели балетов впадали в две крайности: она была или сопровождением танца или комментарием сюжета. По композиции музыка ранних балетов более тяготела к танцевальной сюите, а во 2-й половине 18 в. она превратилась в некое «музыкальное оформление» замысла балетмейстера. В этот период музыка для балета могла подбираться из различных произведений, её мог компилировать руководитель оркестра или один из музыкантов. Симфонические, камерные или вокальные произведения приспосабливались к танцевальному действию. Любопытным было использование известных оперных арий, текст которых подчас служил некой «подсказкой», раскрывающей смысл происходящего на сцене.

С 30-х гг. 19 в. в балете утверждается романтизм. Фантастические образы, экзотика, игра сильных страстей — всё это потребовало новых выразительных средств, специальной музыкальной драматургии. В других жанрах романтической музыки уже было открыто и использовалось всё то, что было необходимо в балете: оркестровые краски, запоминающаяся и выразительная мелодика, симфоническое развитие, лейттематизм- всё это на протяжении 19 в. постепенно утверждалось и в балетной музыке. Постепенно стабилизировались основные формы балетной музыки: гран па, па д’аксьон, включавшие адажио, вариации и коду, дивертисменты из классических, характерных или народных танцев. Балеты А.Адама, Л.Делиба, Ц.Пуни, Л.Минкуса и др. до сих пор входят в репертуар ведущих балетных театров мира.

Вокальные жанры

Песня (Lied) и вокальный цикл

Влияние городской бытовой культуры наиболее ярко проявилось в песенных жанрах. Никогда ещё песня не была настолько популярна в профессиональном искусстве. Песня стала ведущим жанром романтической музыки, не менее важным, чем опера или симфония. Мало того, она оказала громадное влияние на развитие важнейших музыкальных жанров.

Сама специфика вокальной миниатюры отвечала основным стремлениям романтического течения в музыке. Человеческий голос — это тот инструмент, который наиболее органично может передать все тончайшие движения души. Опора на литературные стихотворные образы осуществлялась здесь непосредственным образом. Многие композиторы обращались к высокой поэзии, в том числе, к стихотворениям Гёте, Шиллера, Гейне. Развитая фортепианная партия большинства песен обладает собственной выразительностью, создавая самостоятельный музыкальный образ. Огромное количество песен в творчестве Ф.Шуберта (более 600); среди лучших образцов вокальной лирики Р.Шумана большая часть содержит интересную и насыщенную фортепианную партию. Незаурядными мастерами песен были К.М.Вебер, Ф.Лист, Э.Григ, Р.Вагнер и др.

Так же, как и инструментальные миниатюры, песни могли объединяться в циклы. Большинство из них были связаны единым сюжетом, состоящим из последовательности событий, состояний, размышлений. Многие циклы связывались конструктивно при помощи повторений материала и других средств. В качестве сюжета могла использоваться объединяющая смысловая идея.

Опера

К началу 19в. опера становится всеобщим достоянием и наиболее демократическим жанром. Постепенно освобождаясь от многих условностей, развитие оперы идёт по пути сближения музыки, слова и театрального действия. Музыка испытывает огромное влияние городской песенной культуры. Мелодии становятся простыми и легко запоминающимися, их быстро подхватывают и распевают на улицах и в частных домах. Ранние итальянские романтические оперы (В.Беллини, Г.Доницетти) сохраняют чёткое разделение на номера и речитативы (номерная структура). В операх Р.Вагнера принцип разделения на речитативы и арии заменён «бесконечной мелодией», т.е сочетанием и полифоническим соединением лейтмотивов (Leitmotiv(нем.) — ведущий мотив), создающим непрерывное сквозное развитие. В своих операх (музыкальных драмах) Вагнер в огромной степени усилил драматургическую функцию оркестра, насытив музыкальную ткань смысловыми элементами, а интонации вокальных партий приблизил к интонациям человеческой речи. В большинстве опер Дж.Верди сохраняется деление на номера, но при этом достигается большая связность и динамика развития драматического действия. В своих последних операх Верди отказывается от номерного деления, его примеру следуют представители веризма (Vero(итал.) — правдивый, истинный) во главе с Пуччини.

Источник

Оцените статью