Женевские колокола ноты для

Ференц Лист (1811 — 1886) Венгрия

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА

Не все жанры одинаково привлекали Листа: он не писал опер (кроме единственной, юношеской), не писал камерных ансамблей, произведений для струнных и духовых.

Основные области творчества Листа – фортепианная, симфоническая, вокально-симфоническая и вокальная (романсы) музыка.

Для творчества Листа была характерна программность творчества в смысле подчинения музыки поэтическому замыслу. В отличие от Берлиоза, Лист не развертывал последовательно некий сюжет повествовательного плана.

Для мелодики Листа, особенно в произведениях среднего периода, характерна национальная венгерская основа, и не только в рапсодиях.

Венгерские рапсодии

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа (хотя это название, от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен, применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком). Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий. I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). Песня Lassan

1 раздел Тема 3

2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.

№6 Венгерская_рапсодия_№6.pdf
Одночастная композиция основана на сквозном, безрепризном развертывания материала. Четыре раздела, следующие без перерыва, парный контраст (медленно-быстро)

Тема первого раздела (ре мажор) носит горделивый характер с чертами «венгерского марша»

Во втором разделе (до диез мажор) стремительное движение легких и звонких аккордов в тесном расположении «подхлестывают» синкопы.

Третий раздел (си бемоль мажор) имеет речитативно-импровизационный характер с оттенком цыганской экспрессии. Фигура одного рапсода, повествующего о давно прошедших печальных событиях. Тема 2

Финальный Четвертый раздел (си бемоль мажор) концертно — виртуозная кульминация рапсодии. В ее основе танцевальная тема.

Цикл «Годы странствий»

Швейцария

Девять пьес связаны с природой Швейцарии.

1. Часовня Вильгельма Телля (в качестве эпиграфа – девиз швейцарских повстанцев в борьбе за национальное освобождение: «Один за всех, все за одного»)

2. На Валленштадском озере (эпиграф из «Чайльд Гарольда» Байрона)
Первая лирическая пьеса, одна из самых нежных и тонких миниатюр Листа. Используется певучая фигурация.
На Валленшстадском озере НОТЫ

3. Пастораль
4. У родника (эпиграф из Шиллера)
5. Гроза (эпиграф из «Чайльд Гарольда»)

6. Долина Обермана (эпиграф из романа французского романтика Сенанкура «Оберман»)
В основе композиции, любимый Листом принцип, монотематизма.
«Долина Обермана», навеянная романом французского писателя Сенанкура. Центральный персонаж, Оберман – характерный тип разочарованного героя. Приводимые Листом в качестве эпиграфов цитаты из романа достаточно красноречивы: «Чего я хочу? Что я такое?» и так далее.Она построена на свободном чередовании 4х контрастных разделов, в основе которых лежат образные трансформации одной и той же темы. Это типичная для романтиков «тема вопроса», которая удивительно близка созданной спустя 40 лет арии Ленского, где герой также вопрошает судьбу.
Долина Обермана НОТЫ

В I разделе эта тема звучит элегически, как печальный монолог героя. Она имеет ярко выраженную виолончельную окраску, строится на секундовых интонациях в нисходящем движении. В тональном отношении очень неустойчива: в первом своем проведении она из e-moll через «шубертовскую S» (c-moll) модулирует в g-moll, а во 2-м предложении, таким же образом, из g-moll в b-moll, т.о. минорный колорит становится всё более «глубоким». Далее из темы вычленяется начальная фраза, которая интенсивно разрабатывается, усложняется гармонически, фактурно, ритмически.

Музыка 2 раздела олицетворяет возвышенные мечты героя. Основная тема проходит в хрупком верхнем регистре в C-dur, светло и нежно.

В 3 разделе (e-moll) интонации темы растворяются в бурных пассажах на фоне тремоло, олицетворяя жизненные бури.

В последнем, 4 разделе (E-dur) на ее основе вырастает гимн любви и счастью, музыка звучит страстно и восторженно, однако в момент высшей кульминации ликование внезапно обрывается, уступая место первоначальному вопросу. В иной фактуре он звучит более трагедийно – ответа нет.

7. Эклога («Чайльд Гарольд»)
8. Тоска по родине

9. Женевские колокола.
«Женевские колокола» — ноктюрн. Посвящен рождению дочери Бландине, родившейся в Женеве.В произведения разливается восторг, радость, упоение красотой жизни и любви.
Lento — вступление.
В первом разделе появляется тема баркарольного склада. Отзвуки колоколов. «Мотив колоколов» связан с мелодией ноктюрна в верхнем голосе.
Кода ноктюрна возвращает материал вступления.
Женевские колокола НОТЫ

Италия

1. Обручение (по знаменитой картине Рафаэля с изображением бракосочетание девы Марии с Иосифом. Ее репродукция, по желанию Листа, была помещена на титульном листе оригинального издания)
Во вступлении Andante развиваются два элемента, из которых развивается последующий тематический материал
Первый — диатоническая мелодия хорального склада, основанная на секундовых и квинтовых мотивах, а дальнейшем превращается в колокольную фигурацию. Превращения мелодии характерно для Листа
Второй элемент(dolce) — мотив вопроса, тихого призыва.

Обручение НОТЫ

2.«Мыслитель» создана под впечатлением от надгробной скульптуры Микеланджело в капелле Медичи во Флоренции. Четыре фигуры, расположенные у подножия статуи Лоренцо Медичи, представляют собой аллегории времени – Утро, День, Вечер и Ночь. Особенно значима последняя, символизирующая образ Смерти. Микеланджело посвятил этой аллегории трагический сонет, который и послужил эпиграфом к «Мыслителю»:
Отрадно спать — отрадней камнем быть.
О, в этот век — преступный и постыдный —
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу: молчи — не смей меня будить.
Мыслитель НОТЫ

3. Канцонетта Сальватора Розы (эпиграфом стали слова песни этого выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта 17 века)
4. Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)
5 Сонет Петрарки № 104 (E-dur)

Композиция Сонета — три строфы с вариацией во второй и третьей, обрамленный вступлением и кодой

Образ «мук любви» предстает во вступление, основанном на двух контрастных элементах. Первый (Agitato assai) — импульсивный и неустойчивый передает чувства смятения. Второй (Adagio) — листовская интонация томления — сопряжение восходящий секунды и квинты с последующим нисходящим ходом на большую септиму

6. Сонет Петрарки № 123 (As-dur). Во многих изданиях в качестве поэтической программы сонетов приводится итальянский текст соответствующих стихотворений Петрарки.
7. После прочтения Данте (фантазия-соната).

Соната h-moll

Си минор — в музыковедческой литературе ассоциация с образами гетевского «Фауста». (Фауст, Гретхен, Мефистофель) не являются авторскими, но имеют право на существование. Принцип сквозного развития. Отсутствие повторения точных реприз. Много тем.
В основе одночастной композиции сонаты — 5 тем.

Экспозиция

Тема вступления (первая тема) 7 тактов, открывает и закрывает Сонату.Тема образ судьбы, рока, в нижем регистре. является первичным материалом для всевозможных трансформаций — предыкт к побочной партии, вступление к разработке, предыкт к репризе и коде, заключение коды. Представляет собой медленно движущийся гаммообразный ход в пределах октавы. При повторном повторении появляются две увеличенные октавы, образующую известную венгерскую гамму

Первый элемент главной партии (вторая тема), неустойчивая гармоническая основа с опорой на хроматические интонации. Образ фауста

Второй элемент главной партии (третья тема),
острая ритмоинтонация с тиратой и повторяющимися звуками, образ дьявольского начал.Образ Мефистофеля. Гармония уменьшенного вводного септаккорда (лейтгармония Сонаты).

Тема побочной партии (четвертая тема)

1 эпизод ПП (-стр.6-) Смена всех выразительных средств. Торжественная (тема любви).

Во втором эпизоде (-стр.7-) побочной партии дьявольская тема главной партии преобразуется в романтическую и дальше лейтмотив. Тема Маргариты строится на теме дьявольской.

Разработка

1 я побочная в разработке (стр.18,21)

2я побочная в разработке (стр.17)

Предыкт и Кода (стр.34)

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Симфонические произведения составляют второй основной раздел в музыкальном наследии Листа. Он достаточно противоречив. Здесь чаще, чем в фортепианном творчестве, прорываются черты идеалистической абстракции, риторики, внешне ораторского пафоса.

Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств).

Большинство симфонических поэм Листа опирается на очень распространенную в эпоху романтизма свободную или смешанную форму. Так называют формы, соединяющие существенные признаки двух или нескольких классических форм. Объединяющим фактором, как правило, выступает принцип монотематизма (создание ярко контрастных образов на основе одной и той же темы или мотива). Оркестровка всегда отмечена у Листа блестящей звучностью, красочностью. Композитор обычно четко выделял три основные группы оркестра — струнные, деревянные духовые и медные — и изобретательно использовал солирующие голоса

Симфоническая поэма №3 Прелюды (1848-54)

«Прелюды» – третья по счету симфоническая поэма Листа. Ее название и программа заимствовано композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина (под впечатлением от поэзии Ламартина композитор создал также фортепианный цикл «Поэтические и религиозные гармонии»). Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.

Отказ от традиционных торжественных вступлений, ставший у Листа также своего рода традицией. Основная тема – до1-си-ми1 (м.2 вниз – ч.4 вверх)– мотив вопроса, тематическое ядро всей последующей музыки.

Главная тема, построенная на данном ядре, звучит в C-dur мощно и торжественно у тромбонов, фаготов и низких струнных. Связующая и побочная темы ярко контрастируют главной, рисуя образ героя с другой стороннего мечты о счастье, о любви. При этом связующая представляет собой «лиризованный» вариант главной темы, излагаемый виолончелями в очень напевной манере. В дальнейшем она получает сквозное значение в поэме, возникая на гранях важных разделов и, в свою очередь, подвергаясь вариантным преобразованиям

Побочная (стр.278) (E-dur), согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» терцовом соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной теме звучание валторн, удвоенных альтами divisi.

Гармония становится неустойчивой. Эпизод бури (отображение «жизненных бурь» героя) яркая картинная изобразительность (продолжение давней традиции «музыкальных гроз» — подобно Вивальди, Гайдну, Бетховену, Россини). явное сходство с бурным, драматическим скерцо симфонического цикла.

Разработка раздел 1 Эпизод бури (стр. 287 — 306)

Пасторальный эпизод («герой ищет отдохновения на лоне природы») напоминает традиционную медленную часть. Тема эпизода, которая поочередно исполняется различными духовыми инструментами, в целом является новой (это и есть «эпизод» в разработке). Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений. Позже, после отзвуков связующей темы, в развитие включается побочная тема, очень естественно продолжая музыку лирического эпизода

Разработка раздел 2 Пасторальный эпизод

Развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме. Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв.

Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Антология — все сообщения дневника. (9)
  • Мои новые дневники. (2)
  • Стихи Miss Airam — О жизни, о вечном, о разном. (24)
  • Стихи Miss Airam — «Письма О Любви» (34)
  • ДВА ОГНЯ: другу под созв. Льва посвящаю! (32)
  • Стихи Miss Airam — «Два огня» (17)
  • Стихи Miss Airam — Переделки песен. (4)
  • Фортепиано Miss Airam (5)
  • Посвящаю дорогим людям (18)
  • О Родине с любовью. (7)
  • Мой путь: размышления о вечном. (71)
  • Анкета (2)
  • В текстах песен — прожитая жизнь. (48)
  • Песни,которые заставляют думать. (64)
  • Совр. поэзия в»Исповеди»Miss Airam (25)
  • Животные (5)
  • Религия & библейское чтение (34)
  • Философия (37)
  • Психология (32)
  • Тесты (25)
  • Поэзия современников (36)
  • книги (13)
  • Кино/Мульт..& Фильмы (12)
  • Музыка в сообщениях (48)
  • Согдиана (12)
  • Живопись, произведения искусства (7)
  • Развлечения (53)
  • Виртуальные экскурсии (3)
  • Гадания (9)
  • Мир в фотографиях (9)
  • Вязание (6)
  • Кулинария (6)
  • Техника (4)
  • Ссылки и адреса (дополнение) (24)
  • Полезное для дневника (6)
  • Голосования! (2)
  • «5+»- или самое цитируемое! (9)
  • Самое популярное в дневнике по статистике:XI-2012 (3)

Резюме

Айрам Никорс

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Стена

Интересы

Музыка — моя жизнь.

Впервые с музыкой и фортепиано я соприкоснулась еще в раннем детстве, когда бабушка говорила, а не с ума ли я сошла, что играю пальцами на столе под радио: тогда под радио часто передавали всякие классические мелодии, и фортепианные в том числе. Потом в детском садике мамина подруга познакомила меня, малышку, с композитором, случайно заглянувшим в садик. И тогда я чего-то пробренчала на большом концертном рояле, стоявшем в спортивном зале садика. Композитор сказал, что меня надо учить музыке, что я должна быть пианисткой. Позднее, уже в Балтийске, этажом выше жила девочка, которая училась в музыкальной школе и играла весьма неплохо для своего возраста. И я бренчала на столе уже под нее. И чуть позднее, случайно проходя мимо музыкальной школы, меня все-таки завели в здание музыкальной школы и прослушали, и взяли в первый класс. Уже в конце второго класса я ездила, в сборных концертах, в близ лежащие города Калининградской области и выступала с маленькими пьесками. Но наисильнейшее впечатление на меня произвел ансамбль скрипачей музыкальной школы, в которой я училась уже по приезде в Москву. Я и сейчас помню Романс из кинофильма «Овод» Дмитрия Шостаковича в исполнении того самого ансамбля. И первую скрипку, девочку, которая стояла в центре сцены и задавала темп и движение всем музыкантам, так похожая на Анну Ахматову, играя на своей скрипке, будто это был сам Паганини, необычно высоко для скрипачки и гордо держа свой инструмент.

Д.Шостакович. Романс из кинофильма «Овод» в исполнении ансамбля скрипачей Большого Театра СССР:

И неимоверные ощущения я получила впервые в жизни от собственного исполнения «Женевских колоколов» Ференца Листа (из цикла «Годы странствий»). Это был мой первый год обучения в музыкальном училище. Потом будут другие, более сложные и глубокие произведения, будет институт, будут более профессиональные навыки и придет мастерство, но «Женевские колокола» Листа для меня останутся школой звукоизвлечения, проникновением в рояль, клавиатуру.

Представьте себе Швейцарские Альпы или Голландию. Тамошние туманы. Или Венецию, город на воде. Утро, еще только зачинается дневной свет. И туман исходит от воды. И тишина и благодать. И вот: один звук, другой, третий.

Легкое прикосновение к клавишам, будто бы не палец, а перышко гладит клавишу. И педаль, которая заставляет звуки сохраняться неимоверно долгое время. И все это – Женевский колокол, который гармонирует и созвучен с природой. И все это ты, у которой кружится голова, и ухо, пытаясь уловить исходящий звук фортепиано, превращается в подобие локатора, оно, будто бы, и в самом деле поворачивается в сторону звука, как это бывает с животными.

Ф.Лист. Женевские колокола из цикла «Годы странствий»:

нажать здесь>>:

Звукоизвлечение моего преподавателя – божественно. Ее пальцы, и такая неподражаемая легкость, такая чистейшая педаль. Это – немыслимое блаженство. Я и сейчас помню все ее уроки. С одной стороны – педагога фортепиано, но мастера, художника, эстета. Ведь она была везде и во всем со своими учениками: от кончиков ногтей до того, как ты одета, во что, можно ли надеть три цвета одновременно на себя в одежде, можно ли носить серебро и золото вместе. Она водила нас по Москве, в музеи и на экскурсии, рассказывая, лучше любого экскурсовода, об абстракционизме и других стилях живописи и скульптуры. Музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Галерея на Октябрьской, Центральный выставочный Зал, Концертный Зал Чайковского, Большой и Малый Московской Консерватории, творческие кружки, музеи-квартиры композиторов и писателей. Ни дня без посещения чего-либо….

Мой первый год на первом курсе – это была сказка. Дай Бог каждому пребывать в учении, в любимом деле ТАК, как это было с нами! Столь неистово и с любовью! Такое пережить не дано современной молодежи. Это классные вечера и концерты, выставки и театр. Это – жизнь, не в пример той, которая сейчас: безликая, монотонная, без запала, энтузиазма, инициативы в душе и сердце. С ленцой и равнодушием, вперемешку сон с явью. Как слепни мы спим и не видим, что жизнь стремительно проходит мимо нас…

Источник

Читайте также:  Глеб матвейчук скажи мне три аккорда
Оцените статью