Женщины с гитарой список

Биографии

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Кен Остин
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Ирина Копченова
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: ngdrb.wordpress.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 17 октября 2011 г.

За прошедшую неделю я переслушал свою коллекцию дисков, изучая разные типы музыки, которую я собрал за эти годы. Начиная от альбомов Kiss 1970-ых годов до Джеффа Бэка и Deep Purple, и от Тодда Рандгрена до The O’Jays. Эта музыка разбудила во мне столько теплых воспоминаний. Я так горжусь, что смог собрать всю эту потрясающую музыку.

Н а протяжении многих лет мир музыки знал немало великих гитаристов. От Стива Вая, Эрика Клэптона и Эдди Ван Халена до Стиви Рэя Воэна, Уолтера Троута и удивительного Джими Хендрикса, — все они прекрасные музыканты и настоящие легенды. Я даже отыскал диск Роя Кларка (поистине великолепный и талантливый музыкант).

Музыкальный горизонт начал меняться с появлением… женщин-гитаристок. В свободных 1960-х и стильных 1970-х появились такие, как Джоан Баэз, Нэнси Уилсон и Бонни Райт. В 1980-х, 1990-х и уже 2000-х горизонт осветили звуки Мелиссы Этеридж и Трейси Чэпмен. Так мне и пришла в голову идея написать о величайших женщинах-гитаристок всех времен. Как и у всех нормальных людей, у меня есть свои фавориты. Я всегда был поклонником блюза, но при этом никогда не забывал старый добрый рок-н-ролл – с чего все и началось. Ниже приведены сведения о трех моих кумирах, которых я считаю лучшими на все времена.

Лита Форд

Мало кто может похвастаться тем, что работал в музыкальной индустрии на протяжении десятилетий. Лита Форд является первой из них. Сперва, как один из участников The Runaways, затем в качестве успешного самостоятельного исполнителя, Лита Форд продолжает быть легендой в истории рок-н-ролла, а также всей поп-культуры.

Будучи подростком, в конце 1970-х Лита Форд была одной из основательниц и соло-гитаристкой первой полностью женской группы The Runaways. Лита вместе с другими участницами группы – Джоан Джетт, Сэнди Вест, Джеки Фокс и Черри Карри – не только доказали, что девчонки могут делать рок, но и то, что они могут это делать на высоте. С 1979 года, когда группа распалась, игра Литы спровоцировала появление новых рок-групп, для которых мисс Форд была примером и кумиром.

В 1980-е Лита Форд начинает сольную карьеру. После выхода таких альбомов, как Out for Blood, Dancin’ on the Edge, Лите присуждается негласный титул «Королева Металла».

Как самостоятельный музыкант Лита получила возможность уйти в сторону тяжелого рока. Хиты Kiss Me Deadly и Close My Eyes Forever, дуэт с великим и ужасным Оззи Осборном – все это позволило Лите выйти на новый рубеж, как в коммерческом плане, так и в художественном. Kiss Me Deadly был назван одной из лучших рок-песен всех времен VH1.

Келли Ричи

Если Лита Форд бесспорно возглавляет мой список и получает звание Мисс Лучший Гитарист Женского пола, то Келли Ричи стала бы вице-мисс в этом списке.

Как артистку, Келли Ричи описывали так: «Стиви Рэя Вона заперли в женском теле, и он вопит как Дженис Джоплин, чтобы его выпустили».

Первым инструментом Ричи было пианино. Вторым – ударная установка, которую сосед позволил ей забрать домой. Спустя пару месяцев игры на барабанах в комнате, отец сказал, что купит ей все, что она захочет. Вместо барабанов ей предоставили гитару, и она, как подросток, просто влюбилась в этот инструмент. Гитара была словно привязана к ее телу, и Келли упражнялась везде, где бы ни была. Будь то церковь, школа или обеденный стол.

Ричи присоединилась к группе Stealin’ Horses в 1986 году. Перепробовав самые разные стили и направления, и даже засветившись в госпелах, Келли поняла, что ее истинная страсть – это блюз. В 1990-ом году Ричи основала группу The Kelly Richey Band (KRB), где была блюз-рок-гитаристкой и пела. KRB стала гастролировать по стране и миру, на барабанах был Шейн Фрай и Джимми Вальдез на басу.

Сейчас Келли Ричи является преподавателем истории блюза.

Дженнифер Баттен

Дженнифер Баттен вышла из гитарного подполья с шумом, и газеты и журналы тут же отметили ее музыкальность и оригинальный подход к электрогитаре.

В один момент Дженнифер Баттен выступала в шести различных группах, играя все от направлений рока до металла, фьюжна и фанка. Поворотный в ее судьбе момент произошел, когда из более чем сотни гитаристов выбрали именно ее в профессиональную группу Майкла Джексона, которая гастролировала по миру и за полгода сыграла для четырех с половиной миллионов человек. Дженнифер не теряла времени даром и после великого финала тура ”The Bad” окунулась с головой в работу над своим собственным альбомом с известным продюсером (и гитаристом Стиви Уандера) Мичелом Самбрелло. Альбом «Above, Below, and Beyond» показал ошеломляющие результаты, и его название как нельзя лучше описывало разнообразие композиций.

Вскоре после выхода пластинки, весной 1992-го года, ее снова попросили присоединиться к туру Майкла Джексона «Dangerous», и в январе 1993-го она сделала это, чтобы принять участие в половине развлечений на шоу XXVII-ого Суперкубка, которое транслировалось на полтора миллиарда человек в 80 странах мира. Это была самая большая аудитория в истории телевидения.

Она завершила свою вторую сольную запись — “Jennifer Batten’s Tribal Rage Momentum” – как раз перед тем, как ее вновь пригласили к Майклу Джексону на его двухлетний мировой тур в поддержку его двойного альбома “HIStory” в 1997 году.

Проект Jennifer’s Tribal Rage был в несколько ином стиле, чем ее первая работа, и куда большее влияние оказал на мировую музыку. Это гибрид рока и экзотических инструментов, включая африканскую перкуссию, австралийский диджериду, стальные карибские барабаны и шотландские волынки.

Весной 1998-го Джефф Бек попросил Дженнифер присоединиться к его группе. В течение трех лет, объединив усилия, они выпустили «Who Else» и «You Had It Coming», которые были поддержаны мировыми турне.

И ближайшие суперзвезды…

Орианти

В 24 года Орианти уже испытала то, о чем большинство музыкантов только мечтает. Ее открыл ее же кумир Стив Вай, ее поддержал кумир Кэрри Андервуд, она устраивает гитарную дуэль легендой Карлосом Сантаной, и выступает на одной сцене с поп-королем Майклом Джексоном. Какие еще могут быть победы?

Ее история началась в Аделаиде, Южная Австралия. Там в возрасти шести лет Орианти стала проявлять интерес к фонотеке своего отца. «Джимми Хендрикс, Эрик Клептон, Крим, Сантана… он входил в число гитаристов, которые писали песни», — хвасталась она. Выросшей в 80-е годы Орианти запомнила это десятилетие как время великих гитаристов, она также слушала Whitesnake, Ван Халена и Def Leppard. Ее отец, который играл в греческой группе, окружил девочку инструментами дома, и уже совсем скоро Орианти взяла первые аккорды.

После выступления на сцене с Кэрри Андервудом на церемонии Грэмми 2009 в блогосфере загремела новость об этом малоизвестном гитарном чуде. Это побудило Майкла Джексона позвонить ей с предложением выступить на О2-Арене в Лондоне. Готовясь к участию в концерте живой музыки Майкла Джексона, Орианти присоединилась к числу великих гитаристов, включая Эдди Ван Халена, Сантану, Слэша, Стива Стивенса, Дженнифер Баттен и Ларри Карлтона. Но, к сожалению, туру не суждено было состояться. «Работа с Майклом стала для меня судьбоносной, — говорит Орианти. – Я никогда его не забуду».

Источник

Женщины – барды: когда поет душа

Женщины – барды: когда поет душа

Когда поет женская душа, мир вокруг наполняется смыслом и гармонией. Рождается женская авторская песня, нежные строчки идут от сердца, а шестиструнная подруга помогает им обрести совершенное звучание. Потертый песенник принимает новые сокровенные мысли, узкий круг друзей впитывает новую порцию излученной женской энергии, а творческая женская натура получает реализацию.

Женщина — бард делится своими сокровенными чувствами через поэзию, исповедуется о наболевшем в разговоре по душам. Ее музыка, манера исполнения, жесты и интонация передают всю гамму переживаний и уводят зрителя и слушателя в особый мир автора. Важно прочувствовать эти эмоции на одной волне с поэтессой, понять, чем она делится, прочитать мысли между строк и между струн, оценить недосказанное.

Долгое время при слове «бард» возникали ассоциации о мужчине с простой гитарой, бородатом и в грубом свитере, поющем у костра или в узком кругу единомышленников. В памяти всплывают образы Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Александра Розенбаума, Юрия Визбора, Булата Окуджавы.

Женщины — барды не очень известны широким кругам. Они не собирают больших зрительных залов, их редко транслируют по радио, им редко посвящают передачи на телевидении. Может быть, потому, что их искусство носит «неформальный» характер и у них особая категория слушателей; далеко не каждому дано их понять и прочувствовать, настроиться на их волну.

Женщины — барды СССР

Ада Якушева

Одной из самых известных поэтесс с гитарой в СССР была жена известного Юрия Визбора — Ариадна (Ада) Адамовна Якушева (1934—2012 г.).

Ее творчество в полной мере воплотило чувственную нежную натуру, каскады женственности льются на зрителя с первых нот. Достаточно начать слушать ее исполнение, и воображение легко уносит в лесную сказку, в мир, где среди гор и рек, звезд и дорог царят любовь, гармония, чистая дружба.

Трудно передать сухими строчками статьи мироощущение этой исполнительницы, проще включить песни Ады Якушевой и пережить с ней всю гамму чистых, нежных, искренних чувств. Названия ее песен говорят сами за себя: «Да обойдут тебя лавины», «Мой друг рисует горы», «Попрощались мы до вокзала», «Ты — мое дыхание».

Слушайте Лучшие песни — Ада Якушева на Яндекс.Музыке

Новелла Матвеева

Ровесница Ады Якушевой — Новелла Николаевна Матвеева сильно отличалась своим творчеством, ее поэзия имеет несколько иное творческое направление, можно сказать «на любителя».

Тоненьким голоском Новелла, будучи даже в степенном возрасте, исполняла свои особые детско-фантазийные произведения, тексты которых пронизаны уменьшительно-ласкательными суффиксами и восторженными междометиями («Кораблик», «Ласточкина школа», «Солнечный зайчик» и другие). Даже те песни, которые несли особый серьезный романтический смысл, исполнительница передавала зрителю с налетом добрых детских мечтаний. Понять эту специфическую благородную душу, это особое тонкое мировоззрение, дано далеко не каждому современному слушателю. Новелла много выступала с благотворительными целями в социальных учреждениях, писала «в стол». Ее архивы еще до конца не изучены.

Вера Матвеева

Матвеева Вера Ильинична (1945 г.р.) – талантливая поэтесса и музыкант, одна из первых женщин – бардов в нашей стране.

Ее красивый голос, как горный ручеек, журчит в сердцах ее поклонников. Расцвет творчества пришелся на 1960 – 1970 годы. Лирика ее отличается искренностью, душевностью и трагизмом, она предчувствовала свою раннюю смерть.

Слушайте Зелёный чай — Вера Матвеева на Яндекс.Музыке
Слушайте Не ищи меня, пожалуйста — Вера Матвеева на Яндекс.Музыке

Вероника Долина

Особое место среди советских и российских женщин — бардов занимает Вероника Долина (1956 г.р.)

Благословленная Булатом Окуджавой, она стала популярной у своего зрителя еще в 1970-е годы, когда кассеты вставляли в магнитофон. Ее лирика родственна искусству А. Ахматовой и М. Цветаевой. Вероника Долина создала более пятисот произведений. С первых строк ее песни зритель, окутанный глубоким, чуть бархатным голосом, погружается в особый мир, полный тайн, любви, трагедий, чувственных переживаний. «Элегантные», благородные романсы заставляют сопереживать, их душевность чарует и завораживает. Это тот случай, когда нежная красивая авторская песня в женской партии не оставит равнодушным любого слушателя.

Галина Хомчик

В аналогичном творческом ключе завораживает своим исполнением Галина Викторовна Хомчик (1960 г.р.).

Она не пишет тексты, но самая нежная бардовская песня в женском исполнении — это про нее. Галина Хомчик является постоянным членом жюри фестиваля имени В. Грушина.

Слушайте Гольфстрим — Галина Хомчик на Яндекс.Музыке
Слушайте Одинаковые сны — Галина Хомчик на Яндекс.Музыке

Зоя Ященко

В каком женском песеннике не найдется «Белая гвардия, белый снег…»? Эту песню с удовольствием распевают на фестивалях и в КСП (клубах самодеятельной песни). Автор песни – Зоя Николаевна Ященко (1972 г.р.), основатель группы «Белая гвардия».

В 1990-е годы группа З. Ященко покорила сердца российской молодежи, их песни распевали и на концертных площадках, и во дворах. Свое музыкальное направление Зоя Ященко называет «сентиментальный рок».

Перечислять женщин — исполнителей авторской песни можно еще долго. Женская авторская песня в исполнении Вероники Долиной, Веры Матвеевой, Зои Ященко, Екатерины Болдыревой, Любови Захарченко, Татьяны Фоменко, Елены Казанцевой и других, в том числе, более молодых и современных, всегда найдет своего слушателя.

Фестивальные площадки

Где же выступают женщины – барды? Если не брать в расчет концертные залы и клубы самодеятельной песни, то остаются фестивали.

Самым популярным в России является Грушинский фестиваль, проводимый ежегодно с 1968 года под Самарой среди Жигулевских гор.

Плавучая сцена-гитара, крупнейший палаточный лагерь, более 200 000 человек, творческая атмосфера, знаменитые артисты, авторы, исполнители, музыка, льющаяся отовсюду, привлекают любителей бардовского искусства. В 1978 году Вероника Долина заняла на этом фестивале 3 место. В 1987 году лауреатом среди исполнителей стала Галина Хомчик.

Ильменский фестиваль проводится каждый год с 1973 года в июне возле г. Миасс на берегу озера Ильмень.

Собирается несколько десятков тысяч любителей авторской песни. Приятно поставить палатку среди сосен у озера и мчаться к главной сцене, где царит творческая атмосфера.

Международный фестиваль имени Булата Окуджавы проводится с 2001 года в разных странах. Организатор – телекомпания РЕН ТВ. Идея принадлежит президенту телекомпании Ирене Лесневской. Барды со всего мира исполняют песни на разных языках.

Фестиваль «Гринландия» проводится у реки Быстрица вблизи г. Киров с 1986 года.

Гостями фестиваля являются популярные артисты, от Иосифа Кобзона до Сергея Трофимова. Много внимания уделяется патриотической песне. В состав жюри входит Галина Хомчик.

Это малая часть бардовских площадок. Всего же их в России, с учетом местных региональных фестивалей, более сотни.

Стили и направления женской авторской песни

Некоторые критики советской и современной поэзии считают, что такого пласта культуры как женская авторская песня не существует. Другие пытаются анализировать, а если классифицировать, то в пренебрежительно-юмористическом ключе. Есть общая классификация направлений авторской песни, предложенная А.П. Грачевым:

  • интеллигентское направление,
  • дорожно-туристское,
  • военное,
  • творческое,
  • направление авторской песни, выражающее стороны жизни, не связанные напрямую с основами творчества бардов.

При этом последнее направление он поделил на 3 составляющих:

  1. песни единения (отражающие единство с явлениями, по существу близкими), воспевающие дружбу, любовь, патриотизм, преданность своему народу, определенным людям, мировоззрению, идеям, образу деятельности;
  2. песни предстояния, (отражающие сущность явлений и идей со своей нейтральной позиции, без конкретизации личного отношения к этим идеям);
  3. песни отторжения явлений и идей, неприемлемых по существу, противоположных духовно-нравственному началу авторской песни.

Песню «Я шагаю дорогой длинной» Ады Якушевой А.П. Грачев причислил к песням единения.

Есть другая попытка классифицировать женское авторское творчество, предложенная женщиной – бардом Е. Фроловой. Н. Матвееву она причисляет к литературным романтикам, А. Якушеву к представителям туристической жизненной романтики. Творчество Е. Казанцевой – к «женской наивной поэзии», вознесенной до уровня произведения искусства. При этом Е. Фролова отмечает, что стили и направления женской авторской песни еще не сформированы окончательно, существует множество ответвлений.

Песни нашего века

Говоря о женской авторской песне, нельзя не упомянуть о резонансном проекте российских бардов «Песни нашего века». В конце 1990-х годов российскую эстраду захлестнула попсовая безвкусица, на этом фоне было решено собрать ансамбль известных авторов, исполнителей любимых всеми песен советских времен. Простые, мелодичные и содержательные песни, ставшие народными хитами, отбирались для проекта заранее. Название «песни нашего века» предложил О. Митяев. Участники ансамбля гастролировали в благотворительных целях по России и за рубежом и способствовали популяризации авторской песни. Проект оказался неожиданно популярным. Всего было выпущено 9 альбомов. В проекте участвовали и барды – женщины Лидия Чебоксарова, Галина Хомчик, Елена Фролова.

Женская бардовская песня в советском и постсоветском пространстве еще ждет своего исследователя. Тема настолько не изучена и интересна, что погружаясь в нее, хочется раскопать интересные факты, проникнуться поэзией и настроением, и, главное – слушать и наслушаться, до мурашек по коже. А это бесконечно. Каждая женщина – автор, женщина – исполнительница уникальна. Особый мир, который они нам приоткрывают с гитарой в руке, полный чувств и эмоций, завораживает, уводит и не отпускает.

Источник

Читайте также:  Незабудка твой любимый цветок ноты для пианино
Оцените статью