СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ДОЛИ. ПАУЗЫ
Если вы думаете, что на следующий день все нотки спокойно сидели в своих комнатах, то ошибаетесь.
Едва проснувшись, они начали складывать то танцевальные, то маршевые мелодии. Пели сами и заставляли Соловья исполнять всё, что они создавали. Маэстро сидел с пошеттой в лапках и ждал Василия, надеясь на помощь.
Пошетт — крошечная скрипка,с французского языка переводится «носить в кармане». Ею когда-то пользовались учителя танцев во время занятий. А теперь они сохранились только в музеях и в сказочных музыкальных королевствах.
— Учитель! Боюсь, я ещё не очень хорошо научился «мерить» длительности, определять размер и расселять нотки.
— Это ничего, любое дело требует времени, а суматоха и спешка здесь не нужны.
Итак, мы меряем мелодию долями (ух ты! сколько разных ноток спряталось в этом слове). А доли бывают сильными и слабыми. Чтобы почувствовать сильную долю, надо произнести слово с ударением. Попробуем?
Вася, Соловей, Заинька, Лягушка, Лиса, Медвежонок Задание
Произнеси своё имя и посчитай доли. Где стойт А сколько долей в именах мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, друга?
— Теперь попробуем различить сильные и слабые доли в мелодии. Сильную стучим ладошкой вниз, а слабую — ребром.
Я гуляю во дворе, вижу домик на горе.
Получился двудольный метр — 2/4. Будем шагать по звукоряду, по гамме До мажор.
Играй мелодию и говори: раз-два.
— Учитель, а почему нотки то так стоят, то этак, не поймёшь, когда правильно, а когда ногами вверх.
На нотном стане есть средний третий этаж, там живёт нота Си и всё делит пополам. Она может поворачиваться и вверх, и вниз. Ноты ниже неё — тянутся вверх, а выше неё стоят штилем вниз.
Я по ле-сен- ке взбе-русъ и в о- кош-ко по-сту-чусь. Задание
Поставь штили у нот и играй песенку.
Друзья, боюсь, что наши нотки переутомятся, ведь они звучат без передышки! Помогите мне в некоторых местах поставить паузы — знаки молчания, чтоб нотки могли передохнуть. Только будьте внимательны: у каждой длительности своя пауза.
Жил-был чудак, спал целый день. Кушать — вот как, встать было лень.
Определи и поставь размер, обведи паузы. Играй и пой песенку про чудака.
— Ну, это не чудак, а настоящий лентяй, пусть дальше отдыхает. А медведи уже научились кататься на новом велосипеде. Только бы не упали!
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперёд. Задание
Определи и поставь размер, играй песенку со счётом, не забывай считать паузы
— Кажется, что-то капает сверху. Это начинается дождь. Пора заканчивать урок!
Дождь, дождь, надо нам разбегаться по домам.
Задание
Обведи паузы-восьмушки. Такие скачки с верхней До на нижнюю До называются октавой. Играй песенку на разных нотках в октаву (Ре-Ре, Ми-Ми и т.д.).
Источник
Жил был чудак спал целый день ноты
Смешные ответы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы
Т Р Е М У Л А
Когда-то давным-давно, когда по земле бродили… когда я только начинала работать в музыкальной школе, в одной тетради я увидела слово ТРЕМУЛА (вместо тремоло – это такой прием игры, когда быстро многократно чередуются звуки, интервалы или аккорды, это напоминает «дрожание»). С тех пор все смешные ответы на уроках и ошибки в контрольных я собираю под этой рубрикой.
ТРЕМУЛА – это яркий экзотический цветок. Он цветет «махровым цветом», собирая все новые и новые краски и образы. (Кстати, можно объявить конкурс на лучший рисунок ТРЕМУЛЫ, присылайте!)
Самые смешные ответы – «недослышки», по подсказке. Новую рубрику из трансформированных подсказок (или неудачных списываний из тетради соседа по парте) я назвала «ПЕНИЕ ЖАБЫ». (Ни за что не догадаетесь, что было оригиналом! Сдаетесь? «Пение жаворонка» Чайковского!)
Итак, поехали! Шутки в сторону!
А. Бородин. Опера «Князь Игорь»
— На пиру у Галицкого веселятся пьяные гости. Вбегает хор девушек. Галицкий выгоняет их. (Сама давится от смеха. Группа смеется тоже.)
— Восточные образы? Князь Колчак, Махно. (Хан Кончак)
— Скоморохи Скуларошка и Ерошка (Скула и Ерошка)
— Стоя на городской стене, Ярославна увидела, как вдали показались лошади. Впереди скакал князь Игорь.
Иоганн Себастьян Бах
— Иоганн Себастьянович Бах
— Бах писал свои инвенции для сына, поэтому они были маленькие.
— Токката и фуга не были созданы при жизни Баха. Остались только ноты.
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
— Действие оперы «Снегурочка» происходит на природе.
— Музыка пролога вводит нас в лес.
М. И. Глинка
— «Венецкая дочь» («Венецианская ночь»)
— Глинку отдали учиться в пансионат (пансион)
— «Арагонская охота» («Арагонская хота»)
— Вопрос в контрольной: «Какие произведения Глинки связаны с посещением Испании?»
Правильный ответ: «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота».
Ответ из контрольной:
— Опера «Руслан и Людмила» идет стихопеснями.
Определения терминов
— Речитатив – это мелодия, в которой можно услышать речь человека, пение птицы.
— Виды искусств: живопись, скульптура, архитектура, музыка, корабельное искусство.
— Речитатив – это мелодия в коротких ответах.
— Бемоль ноту унижает. (Такой ответ, думаю, слышали многие преподаватели сольфеджио.)
— В большой терции две тонны. (два тона)
Тоника
— Первая ступень гаммы называется ТОНИКОЙ.
Сережа смотрит в окно – во дворе гоняют в хоккей.
— Сережа, повтори, пожалуйста!
— Первая ступень называется ДОМИКОМ!
Танцы
— Лезгинка – народный танец Кавказа. Ее танцуют грузинские люди.
Путаница в именах и фамилиях
— Русский композитор XVIII века Хандрошкин (Хандошкин)
— Д. Кабалевский написал оперу «Степан Глушко» («Семен Котко»)
— Авторы первых сборников народных песен Львов и Грач (Львов и Прач).
— Стравинский жил рядом с Арнольдом Шварцнегером (А. Шенбергом)
Нарочно не придумаешь…
— Гайдн писал музыку для хорошего пищеварения.
— В песне появляется большая острота.
— Вскоре Бетховен поступает в Боннский университет… миллионов.
— Леопольд Моцарт хотел сделать из своего сына чудо природы.
— Моцарт родился в Австралии. (Австрии)
— Вена – столица Австралии.
— Вена – столица Африки.
Из коллекции Г. А. Сидорович (ДМШ имени В. С. Калинникова, Москва)
— Первый вид минора – натуральный, а второй – искусственный.
— Петр Гюнт. (Пер Гюнт)
— Песню «Подмосковные вечера» написал композитор Соловей Седой. (Соловьев-Седой)
— Принц пытался найти нужный размер обуви. (О Золушке)
— В сборник Балакирева поместилось только 40 песен.
— Фея Драже была королева леденцов. («Щелкунчик»)
Спал целый день,
Встать было лень!
Из коллекции В. Н. Беляевой (ДМШ имени В. С. Калинникова, Москва)
— В оркестре четыре группы, а рояль ни в одну группу не входит, потому что он большой.
— Ария хана Колчака. (Кончака)
— Григ. Танец Ондатры. (Танец Анитры)
— Озе. «Смерть Грига» из сюиты «Пер Гюнт». (Григ. «Смерть Озе»)
— Чайковский. «Времена года»: «Январь. Подснежник» (Апрель)
— Трезвучия бывают тонические и субтропические (субдоминантовое).
— Интервалы: прима, минута, терция.
— Виды минора: настоящий, мелодический и герметический (натуральный, гармонический, мелодический).
— Виды минора: натуральный и искусственный.
— Лезгинку танцуют лезгины и осетрины.
— Во вступлении к «Эгмонту» Бетховен показал, как испанцы и нидерландцы стоят и смотрят друг на друга.
— Наина – жена Фарлафа.
— Ударные инструменты: барабан, бубен, балалайка.
— Деревянные духовые инструменты, железные духовые.
— Деревянные духовые инструменты: флейта, фагот, гавот.
— Шуберт учился в конфликте (конвикте).
— Полонез Огинского написал Чайковский.
— Когда Фарлаф увидел Наину, он так обрадовался, что начал заикаться.
— Фарлаф хвастается в форме рондо.
— Почему в арии Фарлафа использована форма рондо? Рондо – значит «круг», а Фарлаф круглый дурак и трус.
— Руслан увидел, что на поле много костей, и спрашивает у них: «О поле, поле…»
— «Дай, Петрун, булатный меч мне по руке»
— «Свадьба Фигуры» («Свадьба Фигаро»)
— Бетховен написал три симфонии: Третью, Пятую и Девятую.
— Композиторы «Могучей кучки»: Бах, Чайковский, Глинка и Балакирев.
— Глинка в детстве учил много языков и поэтому поехал за границу лечиться.
— Щека и Ерошка (Скула и Ерошка)
Сцена ссоры Ленского и Онегина
Из ответа: «Подошел Ленский к Онегину и в ухо дал. И сказал: «Если ты не отцепишься от Ольги, я тебя убью». А Онегин ответил: «Пошел, дурак, вон, я сам тебя убью», — и убил его на дуэли».
— «Ледовое побоище» — это картина битвы русских с фашистами.
— Каламбурное сопрано (колоратурное)
— «Кошка девочку бранила» («Кошку девочка бранила»)
— «Три маленьких гусенка в салоне сидят» (в соломе)
— Кончак хотел подарить Игорю девушку, тогда Игорь понял, что надо бежать.
— Основной конфликт оперы «Борис Годунов» — между царем и Юродивым.
-В прологе народ еще сам не знает, чего хочет, а в сцене у собора Василия Блаженного уже знает – хлеба.
— Во «Временах года» пьес столько, сколько месяцев в году: ДЕСЯТЬ (вариант: ТРИНАДЦАТЬ).
— Светозар выдает Людмилу за трех женихов.
— Бах. «Страсти по Морфею» (Матфею)
— «Иванова дочь на Лысой горе» (ночь)
— Бах написал своей жене «Страсти» — и она сразу же умерла.
— Валютные песни (подблюдные)
П Е Н И Е Ж А Б Ы
«Недослышки» (ответы по подсказке) и списывание из тетради соседа
— Партийное пение (партесное пение)
— Арбатский танец Кофе (Арабский танец Кофе, балет «Щелкунчик»)
— Опера Мусоргского «Сомбреро» («Саламбо»)
— Песня Мусоргского «Скука» («С куклой»)
— Песня Уродливого (Юродивого)
— Чайковский. «Детский альбом». «Пение жабы» (Песня жаворонка)
— Композитора окружали толпы восторженных полковников (поклонников).
НОВАЯ НОТА
У С. заложен нос. С. поет: « Би — фа — соль, би — фа — соль». Девочка Соня, сидящая с С. за одной партой, покатывается со смеху.
СЛОВАРЬ «ТРЕМУЛЫ»
Крещендо – это скривленый звук.
Бекар ставит ноту на место.
Архитектура – это наука, занимающаяся изучением людей в прошлом.
ПОДСКАЗКИ
Кабалевский написал оперу «Семья Тарасовых» (Семья Т а р а с а)
Прозвучал финал сонаты Моцарта Ля мажор, «В турецком фонде». (рондо «в турецком роде»)
Перу Мусоргского принадлежит цикл «Песни о плясках смерти» («Песни и пляски смерти»)
Действующие лица оперы «Снегурочка»: Снегурочка, Мороз, Весна, Берендей, Лель, Бобыль… Старуха… (Б о б ы л и х а!)
«Невылупившиеся цыплята» («Балет невылупившихся птенцов»)
Балет С. Прокофьева «Семен Глушко» («Семен К о т к о»)
Чайковский. «Сладкая береза» («Сладкая г р е з а»)
— Какая тема прозвучала?
— Тремула литавр. (Вступление к симфонии Ми-бемоль мажор Гайдна, т р е м о л о литавр)
Источник
Чудак — гр. «Сплин»
Предварительный просмотр:Текст песни Е. Птичкин — М. Пляцковский — Сказки гуляют по свету Сказки гуляют по свету, А принц Белоснежку полюбит. Мир озарив чудесами, А Золушку выручит фея, Сказки со мною повсюду, А месяц засветится ясный, Музыка г. Гладкова Перевод К. И. Чуковского Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника. Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу. Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: «У меня живот болит!» Робин Бобин, Робин Бобин, Робин Музыка Игоря Морозова Жил сверчок в лесу густом под кустом, Был сверчок собой хорош, так хорош – С ним кузнечик рядом жил и дружил, ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ Слова Ю. Энтина Ничего на свете лучше нету, Мы свое призванье не забудем! Наш ковер — цветочная поляна, ПРОБУЖДАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА Музыка Николая Пескова По ресничкам бегают Просыпайтесь, прыгалки, Новый день торопится ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ Музыка Владимира Шаинского Буквы разные писать К четырем прибавить два, Находить восток и юг, Про глагол, и про тире, Музыка Е. Адлера Слова Л. Дымовой Я – Менуэт, я французский танец, друзья. Весь белый свет покорил когда-то я. Важность храня, сам король меня танцевал, Ведь без меня был не настоящим бал. Как сейчас, вдалеке вижу даму в парике, Кавалер подошел – как красив его камзол! Шаг вперед, шаг назад – Словно статуэток ряд: Пируэт, реверанс, поклон! Время идет, и другие ритмы звучат. Я уж не тот- юность не вернешь назад. Все же я горд, если вдруг спустя столько лет, Слышу аккорд- это старый менуэт. ЧУДАК Перевод М. Кравчука Жил-был чудак, Ну и чудак! Что за чудак! КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ Музыка Евгения Крылатова Ложкой снег мешая, ночь идет большая. Мы плывем на льдине, как на бригантине, Музыка В. Тугаринова В оркестре маленьком одном, Немножко странном и чудном, Сбегались все из разных мест Послушать странный тот оркестр. Играл, на чем попало. Трубач на трубочке, на трубочке трубил, На той, которую спилил. Флейтист на макаронине Пищал рулады тоненько. Скрипач ботинками, ботинками скрипел. Флейтист на дудочке свистел, Кто на пиле пиликал, А кто часами тикал. Один притопывал, притопывал ногой. На гребешке играл другой. Звенели там жестянки И тарахтели банки. И танцевали все кругом. Играть хотели все на всем, Ведь музыка повсюду Таится, словно, чудо. Один посмотрит и пройдет, Другой везде напев найдет. Ведь музыка повсюду Таится, словно, чудо. Снежинки спускаются с неба Слетят листки календаря, Нас встретит сказка в этот час Песня о волшебниках Музыка Г. Гладкова Слова В. Лугового Чтоб могли на Марс летать Припев: Отчего бы не сказать Всем на свете, наконец, За рекою старый дом Музыка И. С. Баха Русский текст Д. Тонского За рекою старый дом, Птицы в доме том живут. Лишь стемнеет все кругом, Птицы смолкнут и заснут. Часто эту песню мать Мне поет про старый дом, Чтобы я ложился спать И заснул спокойным сном. Долгая дорога в дюнах За печкой поет сверчок. Угомонись, не плачь, сынок,- Вон за окном морозная, Светлая ночка звездная. Что ж, коли нету хлебушка, Глянь-ка на чисто небушко, Видишь, сияют звездочки, Месяц плывет на лодочке. Ты спи, а я спою тебе, Как хорошо там на небе, Как нас с тобою серый кот В санках на месяц увезет. Будут орехи, сладости, Будут забавы, радости, Будут сапожки новые И пряники медовые. Ну, отдохни хоть капельку, Дам золотую сабельку, Только усни скорей, сынок, Неугомонный мой сверчок. Музыка Р. Паулса Слова И. Резника Праздник, праздник, празднуем земной, Бабушка рядышком с дедушкой, Бабушка рядышком с дедушкой, Эту пару с детства любим ми, Бабушка рядышком с дедушкой, В праздник, в праздник, свадьбы золотой, Слова А. Мунка, пер. С. Свириденко 1. Находит тень и дню конец. 2. Прощанье дня полно тоски, Жила-была пастушка Русский текст Т. Сикорской Жила-была пастушка, Варила сыр овечий, Пришла к пастушке кошка, «Уйди,» — кричит пастушка, Метла нашлась не скоро, Она всю миску с сыром, Музыка Шаинского В. Чунга-Чанга -,синий небосвод Чудо-остров, чудо-остров, Чунга-Чанга — места лучше нет, Русская народная хороводная песня Вот уж зимушка проходит, Снег и холод прочь уводит, Встает солнышко пораньше, Теплый луч на снег бросает, Почернеет на дорожках, Прощай, саночки-саночки, Прощай, зимушка-старушка, Из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова Слова И. Устюжанина Раным-рано петухи у нас запели, Прощай, прощай, прощай, Масленица! Уж проталины меж снегов зачернели, С крыш сосульки звонко зазвенели. Прощай, прощай, прощай, Масленица! Прощай, прощай, прощай, Масленица! Мы весны- красны прихода ожидаем, С пеньем зимушку провожаем. Прощай, прощай, прощай, Масленица! «Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта) Спи, моя радость, усни! В доме все стихло давно, Сладко мой птенчик живет: Слова Овербек 1. Приди, весна, и снова 2. Хоть радостей бывает 3. Но птички вновь запели, Музыка Ю. Чичкова Наступила осень, Припев: Целый день солнца ждешь, Серый дождь плакучий Неприятность эту мы переживем Музыка Б. Савельева В небесах высоко ярко солнце светит, Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа, Я иду и пою обо всём хорошем, Музыка В. Веселова Слова С. Есенина Белая берёза На пушистых ветках И стоит берёза А заря, лениво Вспомним, братцы, Русь и славу Русь святую разоряют, Эй, вперед, вперед, ребята! слова М. Исаковского, музыка М. Блантера Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой, ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Музыка Я. Френкеля Слова Р. Гамзатова Мне кажется порою, что солдаты, Они до сей поры с времен тех дальних Летит, летит по небу клин усталый — Настанет день, и с журавлиной стаей Россия, Россия нет слова красивей, Россия, Россия нет слова красивей, Березки, березки, вы Родине тезки, Над Волгой, над Леной, над Русью священной Россия, Россия, нет слова красивей, Музыка Б. Савельева Слова Лены Жигалкиной и А. Хайта Мы на свет родились, Так давайте устроим Мы хотим кувыркаться Музыка Д. Львова- Компанейца Пришла зима в столицу, И видят москвичи: Скворцы умчались в Ниццу И в Африку – грачи. Их гнезда опустели, А смелый воробей «Товарищ, не робей!» Пусть вьюга злится, Пусть летит холодный снег. Я родился москвичом И останусь москвичом, Ты лучше о курортах Зимой он ходит в шортах С зари и до зари. Во всякую погоду Он щурится хитро, Влетая прямо с улицы В московское метро. Гордится он давно. Ком не с веселым писком Стучится он в окно. Над снежною Москвой – В Таганку и в Черемушки, И всюду парень свой. Музыка Г. Свиридова Деревья в три обхвата, Среди лесов когда-то Наш город поднялся. Стоял велик и чуден Московский древний град. Он дорог русским людям, Он славою богат. Река светилась пламенем, Пожар здесь бушевал, Но город белокаменный Из пламени вставал. Москве поют привет, Звезд кремлевских свет. По теме: методические разработки, презентации и конспектытексты песен для урока. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание. Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы. Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн. Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М. Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС. Источник |