Жилэк жыйганда музафаров ноты

Жилэк жыйганда музафаров ноты

ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ запись закреплена

Музафаров (Мозаффаров) Мансур Ахметович (6.3.1902, Казань — 20.11.1966, там же), композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1964). Один из основоположников современной татарской профессиональной музыки.

Первый татарский композитор с высшим специальным образованием.
Творческую деятельность начал в качестве участника национальных инструментальных ансамблей.
1931 окончил этногр. отделение Московской консерватории по классу композиции А.Александрова.
В 1934–38 обучался в Татарской оперной студии при Московской консерватории.
С 1945 преподавал в Казанской консерватории (в 1949–61 зав. кафедрой композиции).
В разные годы вёл творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета (Казань). Наследие композитора обширно: от обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен-романсов до масштабных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.
Оперы М.Музафарова лирико-бытовой и лирико-психологической тематики — «Галиябану» по одноименной драме М.Файзи на либр. А.Ерикея (премьера состоялась в 1940 на сцене Татар. т-ра оперы и балета) и «Зљлхђбирђ» («Зульхабира») на либр. А.Файзи— открыли новое направление в татарском оперном искусстве. Основной чертой этих произведений являются опора на народно-песенные истоки, ясность и доступность музыкального языка: «Галиябану» построена на значительном привлечении цитатного фольклорного материала, «Зульхабира» отличается новизной подхода к осмыслению национального музыкального наследия татарского народа на основе интонационного и ритмического обогащения традиционной мелодики, драматизации музыкального действия, широкого привлечения классических средств музыкальной выразительности.
Большое место в творчестве М.Музафарова занимают программные симфонические поэмы, посвященные Г.Тукаю и М.Вахитову. В них композитор впервые в татарской музыке создал убедительные образы реальных исторических личностей, поднял такие сложные темы, как человек и общество, поэт и народ. В этих поэмах автор обратился к обобщённому типу программности, использовав его специфические особенности на ярком нац. материале.
М.Музафаров создал первые в истории татар. музыки произведения в жанре скрипичного концерта, занявшие прочное место в концертном репертуаре, прежде всего благодаря проникновенной лирике и красоте мелодики. Симфонические сочинения композитора отличаются цельностью и ясностью драматургии, органичным претворением особенностей не только народной песенности, но и народного инструментального музицирования, основанное на знании специфики татарской музыкального инструментария.
Обширную область творчества М.Музафарова составляет вокальная музыка. Разнообразные по тематике и характеру песни композитора привлекают новизной интонационного строя, светлым лиризмом, тонким проникновением в ритмику стиха, яркой мелодической выразительностью, интонационно-гармоническим богатством: «Яш егетлэр, яш кызлар», «Кызлар жыры» на стихи А.Ерикея, «Жилэк жыйганда» на стихи М.Джалиля и др. Особо выделяются песни М. гражд., патриотической тематики: «Безнен юллар якты» на стихи А.Ерикея, «Поход жыры», «Идель турында жыр» на стихи А.Исхака, «Туган иль» на стихи А.Кутуя и др.
В творчестве композитора сформировался особый вид вокальной лирики — песня-романс, сочетающая куплетность с ёмким обобщением содержания поэтического текста и мелодического образа, изысканную простоту с детальной проработанностью фактуры: «Тын бакчада» на стихи А.Ерикеева, «Жырла, сандугач» на стихи М.Садри, «Башка берни дэ кирэкми» на стихи С.Хакима и др.
Значительное место в творчестве М.Музафарова отводилось созданию музыки для детей. Его произведения заняли прочное место в учебном репертуаре музыкальных школ.
М.Музафаров внёс большой вклад в развитие татарской музыкальной фольклористики. «Фундаментальное значение в творчестве композитора имела работа над народной песней, которая выражалась в её освоении, изучении особенностей стиля . в разнообразных обработках» (М.Нигмедзянов). Записи татарских напевов, осуществлённые композитором, характеризуются бережным и в то же время творческим подходом к национальному музыкальному материалу. Композитор записал более ста татарских напевов. Издано им сборник этих записей (1964), включающий лучшие образцы музыкального наследия татарского народа, активно востребован в творческой и учебной практике.
М.Музафаров создал большое кол-во обработок татарских нарлдных напевов для различных вокальных и инструментальных составов. Они отличаются органичным соединением специфики народной мелодики с классическими фактурно-гармоническими средствами, точной передачей особенностей народного исполнительства. Среди них выделяются худож. значимостью хоровые обработки протяжных напевов (озын кийлэр): «Салкын чишмэ», «Эрбет», «Аллюки», «Сакмар».
М.Музафаров признан одним из основоположников современной татарской профессиональной музыки. Истоки его творчества глубоко национальны. Композитор сумел творчески переосмыслить и органично претворить в формах классической музыки характерные черты татарского музыкального фольклора, значительно расширив вместе с тем рамки традиционного мелодического мышления народа. Демократическая направленность творчества, яркий мелодический дар, эмоциональная приподнятость, преим. обращение к пластам народной лирики, обогащение национальной музыки эпической, драм., обобщённо-филосфской образностью принесли М.Музафарову широкое признание. Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1959).

Читайте также:  Ноты баян пройдут года

Основные сочинения: оперы «Галиябану» на либр. А.Ерикеева по одноим. драме М.Файзи (1940, 2-я ред. 1966), «Зљлхђбирђ» («Зульхабира», 1943, 2-я ред. 1944); Симфония (1944), Симфониетта (1945), симфонические поэмы памяти Г.Тукая (1952) и М.Вахитова (1956), 2 концерта для скрипки с оркестром (1959, 1962), кантаты «Путь к счастью» и «Цвети, Татарстан» на стихи Х.Вахита (1950, 1956), вокально-инструментальные произведения, записи и обработки татар. нар. песен (более 100) и др.
Лит.: Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. К., 2007; Тазиева К. Мансур Музафаров. К., 1994.
Ф.Ш.Салитова.

Источник

Музафаров Мансур Ахметович

композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1964)

Содержание

Биография

6 марта 1902 г., Казань – 20 ноября 1966 г., там же.

Первый татарский композитор с высшим специальным образованием. Творческую деятельность начал в качестве участника национальных инструментальных ансамблей.

В 1931 г. окончил этнографическое отделение Московской консерватории по классу композиции А.Александрова.

В 1934–1938 гг. обучался в Татарской оперной студии при Московской консерватории.

С 1945 г. преподавал в Казанской консерватории (в 1949–1961 гг. заведующий кафедрой композиции).

Творчество

В разные годы вел творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета (Казань).

Композиторское наследие М.А.Музафаров обширно: от обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен-романсов до масштабных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.

Оперы М.А.Музафарова лирико-бытовой и лирико-психологической тематики – «Галиябану» по одноименной драме М.Файзи на либретто А.Ерикея (премьера состоялась в 1940 на сцене Татарского театра оперы и балета) и «Зөлхәбирә» («Зульхабира») на либретто А.Файзи – открыли новое направление в татарском оперном искусстве. Основной чертой этих произведений являются опора на народно-песенные истоки, ясность и доступность музыкального языка: «Галиябану» построена на значительном привлечении цитатного фольклорного материала, «Зульхабира» отличается новизной подхода к осмыслению национального музыкального наследия татарского народа на основе интонационного и ритмического обогащения традиционной мелодики, драматизации музыкального действия, широкого привлечения классических средств музыкальной выразительности.

Большое место в творчестве М.А.Музафарова занимают программные симфонические поэмы, посвященные Г.Тукаю и М.Вахитову. В них композитор впервые в татарской музыке создал убедительные образы реальных исторических личностей, поднял такие сложные темы, как человек и общество, поэт и народ. В этих поэмах автор обратился к обобщенному типу программности, использовав его специфические особенности на ярком национальном материале.

М.А.Музафаров создал первые в истории татарской музыки произведения в жанре скрипичного концерта, занявшие прочное место в концертном репертуаре, прежде всего благодаря проникновенной лирике и красоте мелодики.

Симфонические сочинения М.А.Музафарова отличаются цельностью и ясностью драматургии, органичным претворением особенностей не только народной песенности, но и народного инструментального музицирования, основанном на знании специфики татарского музыкального инструментария.

Обширную область творчества М.А.Музафарова составляет вокальная музыка. Разнообразные по тематике и характеру песни композитора привлекают новизной интонационного строя, светлым лиризмом, тонким проникновением в ритмику стиха, яркой мелодической выразительностью, интонационно-гармоническим богатством: «Яш егетлэр, яш кызлар», «Кызлар жыры» на стихи А.Ерикея, «Жилэк жыйганда» на стихи М.Джалиля и др.

Особо выделяются песни М.А.Музафарова гражданской, патриотической тематики: «Безнен юллар якты» на стихи А.Ерикея, «Поход жыры», «Идель турында жыр» на стихи А.Исхака, «Туган иль» на стихи А.Кутуя и др.

В творчестве М.А.Музафарова сформировался особый вид вокальной лирики – песня-романс, сочетающая куплетность с емким обобщением содержания поэтического текста и мелодического образа, изысканную простоту с детальной проработанностью фактуры: «Тын бакчада» на стихи А.Ерикеева, «Жырла, сандугач» на стихи М.Садри, «Башка берни дэ кирэкми» на стихи С.Хакима и др.

Значительное место в творчестве композитора отводилось созданию музыки для детей. Его произведения заняли прочное место в учебном репертуаре музыкальных школ.

М.А.Музафаров внес большой вклад в развитие татарской музыкальной фольклористики. «Фундаментальное значение в творчестве композитора имела работа над народной песней, которая выражалась в ее освоении, изучении особенностей стиля . в разнообразных обработках» (М.Нигмедзянов). Записи татарских напевов, осуществленные композитором, характеризуются бережным и в то же время творческим подходом к национальному музыкальному материалу. М.А.Музафаров записал более ста татарских напевов. Изданный им сборник этих записей (1964), включающий лучшие образцы музыкального наследия татарского народа, активно востребован в творческой и учебной практике.

М.А.Музафаров создал большое количество обработок татарских народных напевов для различных вокальных и инструментальных составов. Они отличаются органичным соединением специфики народной мелодики с классическими фактурно-гармоническими средствами, точной передачей особенностей народного исполнительства. Среди них выделяются художественной значимостью хоровые обработки протяжных напевов (озын кийлэр): «Салкын чишмэ», «Эрбет», «Аллюки», «Сакмар».

М.А.Музафаров признан одним из основоположников современной татарской профессиональной музыки. Истоки его творчества глубоко национальны. Композитор сумел творчески переосмыслить и органично претворить в формах классической музыки характерные черты татарского музыкального фольклора, значительно расширив вместе с тем рамки традиционного мелодического мышления народа.

Демократическую направленность творчества, яркий мелодический дар, эмоциональная приподнятость, преимущественное обращение к пластам народной лирики, обогащение национальной музыки эпической, драматической, обобщенно-философской образностью принесли М.А.Музафарову широкое признание.

Награды

Лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1959).

Источник

Музафаров, Мансур Ахметович

Музафаров (Мозаффаров) Мансур Ахметович (тат. Мансур Әхмәт улы Мозаффаров ) (6. 3. 1902, Казань — 20. 11. 1966, Казань) — татарский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1950 г.), народный артист ТАССР (1964 г.).

Содержание

Биография

Музафаров Мансур Ахметович родился в Казани 6 марта 1902 г. Получил высшее специальное образование.

Он начал свою творческую деятельность как участник национальных инструментальных ансамблей. В в 1931 г. он окончил этнографическое отделение Московской консерватории по классу композиции А. Александрова. В период 1934—1938 гг. он проходил обучение в Татарской оперной студии при Московской консерватории. В 1945 г. он начал преподавать в Казанской консерватории, а в 1949—1961 гг. работал заведующим кафедрой композиции.

В течение жизни он вёл творческую работу на радио, а также в Татарском театре оперы и балета в Казани. К его наследию относятся как фольклорные напевы, песни и романсы, так и значительные музыкальные произведения в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.

Творчество

Мансур Музафаров написал такие оперы, как «Галиябану» по одноименной драме М. Файзи на либретто А. Ерикея (премьера — в 1940 г., Татарский театра оперы и балета) и «Зульхабира» на либретто А. Файзи. Эти оперы были написаны на основе народно-песенных мотивов. Так, «Галиябану» широко использует татарский фольклор, а в «Зульхабире» использовано музыкальное наследие татарского народа.

Творческое наследие М. Музафарова составляют также симфонические поэмы, которые были посвящены Г. Тукаю и М. Вахитову. В этих произведениях Музафаровым впервые в татарской музыке были созданы яркие образы реально существовавших личностей, раскрывались темы взаимоотношения человека и общества, поэта и народа.

Мансур Ахметович Музафаров впервые в истории татарской музыки создал музыкальные произведения в жанре скрипичного концерта. Симфонические сочинения композитора обладают целостностью и ясностью своей драматургии, гармонично объединяют народную татарскую песенность и инструментальную симфоническую музыку.

Мансур Музафаров также писал песни на различную тематику. Его творчеству принадлежат такие известные песни, как «Яш егетлэр, яш кызлар», «Кызлар жыры» на стихи А. Ерикея, «Жилэк жыйганда» на стихи М. Джалиля и др. К патриотическим песням М. Музафарова относятся песни «Безнен юллар якты» на стихи А. Ерикея, «Поход жыры», «Идель турында жыр» на стихи А. Исхака, «Туган иль» на стихи А. Кутуя и др.

К наследию композитора относится также вокальная лирика — песня-романс, которая объединяет куплетность с поэтическим текстом и мелодическим образом и хорошей проработанностью фактуры: «Тын бакчада» на стихи А. Ерикеева, «Жырла, сандугач» на стихи М. Садри, «Башка берни дэ кирэкми» на стихи С. Хакима и др.

Кроме того, М. Музафарова писал музыку и для детей, которые вошли в учебный репертуар музыкальных школ.

М. Музафаров развивал татарскую музыкальную фольклористику. Он создал большое количество обработок татарских народных напевов для различных вокальных и инструментальных составов. Их отличает соединение специфики народной мелодики с классическими фактурно-гармоническими средствами. К таким произведениям относятся хоровые обработки протяжных напевов (озын кийлэр): «Салкын чишмэ», «Эрбет», «Аллюки», «Сакмар».

М. Музафаров является одним из основоположников современной татарской профессиональной музыки. Он творчески переосмыслил и переработал в форму классической музыки национальные особенности татарского музыкального фольклора. Его творческая деятельность нашла признание: он был удостоен Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1959 г.), а в 1964 г. стал Народным артистом Татарской АССР .

Источник

Оцените статью
Музафаров, Мансур Ахметович
Дата рождения: