Жилэк жыйганда музафаров ноты
ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ запись закреплена
Музафаров (Мозаффаров) Мансур Ахметович (6.3.1902, Казань — 20.11.1966, там же), композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1964). Один из основоположников современной татарской профессиональной музыки.
Первый татарский композитор с высшим специальным образованием.
Творческую деятельность начал в качестве участника национальных инструментальных ансамблей.
1931 окончил этногр. отделение Московской консерватории по классу композиции А.Александрова.
В 1934–38 обучался в Татарской оперной студии при Московской консерватории.
С 1945 преподавал в Казанской консерватории (в 1949–61 зав. кафедрой композиции).
В разные годы вёл творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета (Казань). Наследие композитора обширно: от обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен-романсов до масштабных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.
Оперы М.Музафарова лирико-бытовой и лирико-психологической тематики — «Галиябану» по одноименной драме М.Файзи на либр. А.Ерикея (премьера состоялась в 1940 на сцене Татар. т-ра оперы и балета) и «Зљлхђбирђ» («Зульхабира») на либр. А.Файзи— открыли новое направление в татарском оперном искусстве. Основной чертой этих произведений являются опора на народно-песенные истоки, ясность и доступность музыкального языка: «Галиябану» построена на значительном привлечении цитатного фольклорного материала, «Зульхабира» отличается новизной подхода к осмыслению национального музыкального наследия татарского народа на основе интонационного и ритмического обогащения традиционной мелодики, драматизации музыкального действия, широкого привлечения классических средств музыкальной выразительности.
Большое место в творчестве М.Музафарова занимают программные симфонические поэмы, посвященные Г.Тукаю и М.Вахитову. В них композитор впервые в татарской музыке создал убедительные образы реальных исторических личностей, поднял такие сложные темы, как человек и общество, поэт и народ. В этих поэмах автор обратился к обобщённому типу программности, использовав его специфические особенности на ярком нац. материале.
М.Музафаров создал первые в истории татар. музыки произведения в жанре скрипичного концерта, занявшие прочное место в концертном репертуаре, прежде всего благодаря проникновенной лирике и красоте мелодики. Симфонические сочинения композитора отличаются цельностью и ясностью драматургии, органичным претворением особенностей не только народной песенности, но и народного инструментального музицирования, основанное на знании специфики татарской музыкального инструментария.
Обширную область творчества М.Музафарова составляет вокальная музыка. Разнообразные по тематике и характеру песни композитора привлекают новизной интонационного строя, светлым лиризмом, тонким проникновением в ритмику стиха, яркой мелодической выразительностью, интонационно-гармоническим богатством: «Яш егетлэр, яш кызлар», «Кызлар жыры» на стихи А.Ерикея, «Жилэк жыйганда» на стихи М.Джалиля и др. Особо выделяются песни М. гражд., патриотической тематики: «Безнен юллар якты» на стихи А.Ерикея, «Поход жыры», «Идель турында жыр» на стихи А.Исхака, «Туган иль» на стихи А.Кутуя и др.
В творчестве композитора сформировался особый вид вокальной лирики — песня-романс, сочетающая куплетность с ёмким обобщением содержания поэтического текста и мелодического образа, изысканную простоту с детальной проработанностью фактуры: «Тын бакчада» на стихи А.Ерикеева, «Жырла, сандугач» на стихи М.Садри, «Башка берни дэ кирэкми» на стихи С.Хакима и др.
Значительное место в творчестве М.Музафарова отводилось созданию музыки для детей. Его произведения заняли прочное место в учебном репертуаре музыкальных школ.
М.Музафаров внёс большой вклад в развитие татарской музыкальной фольклористики. «Фундаментальное значение в творчестве композитора имела работа над народной песней, которая выражалась в её освоении, изучении особенностей стиля . в разнообразных обработках» (М.Нигмедзянов). Записи татарских напевов, осуществлённые композитором, характеризуются бережным и в то же время творческим подходом к национальному музыкальному материалу. Композитор записал более ста татарских напевов. Издано им сборник этих записей (1964), включающий лучшие образцы музыкального наследия татарского народа, активно востребован в творческой и учебной практике.
М.Музафаров создал большое кол-во обработок татарских нарлдных напевов для различных вокальных и инструментальных составов. Они отличаются органичным соединением специфики народной мелодики с классическими фактурно-гармоническими средствами, точной передачей особенностей народного исполнительства. Среди них выделяются худож. значимостью хоровые обработки протяжных напевов (озын кийлэр): «Салкын чишмэ», «Эрбет», «Аллюки», «Сакмар».
М.Музафаров признан одним из основоположников современной татарской профессиональной музыки. Истоки его творчества глубоко национальны. Композитор сумел творчески переосмыслить и органично претворить в формах классической музыки характерные черты татарского музыкального фольклора, значительно расширив вместе с тем рамки традиционного мелодического мышления народа. Демократическая направленность творчества, яркий мелодический дар, эмоциональная приподнятость, преим. обращение к пластам народной лирики, обогащение национальной музыки эпической, драм., обобщённо-филосфской образностью принесли М.Музафарову широкое признание. Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1959).
Основные сочинения: оперы «Галиябану» на либр. А.Ерикеева по одноим. драме М.Файзи (1940, 2-я ред. 1966), «Зљлхђбирђ» («Зульхабира», 1943, 2-я ред. 1944); Симфония (1944), Симфониетта (1945), симфонические поэмы памяти Г.Тукая (1952) и М.Вахитова (1956), 2 концерта для скрипки с оркестром (1959, 1962), кантаты «Путь к счастью» и «Цвети, Татарстан» на стихи Х.Вахита (1950, 1956), вокально-инструментальные произведения, записи и обработки татар. нар. песен (более 100) и др.
Лит.: Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. К., 2007; Тазиева К. Мансур Музафаров. К., 1994.
Ф.Ш.Салитова.
Источник
Музафаров Мансур Ахметович
композитор, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1964)
Содержание
Биография
6 марта 1902 г., Казань – 20 ноября 1966 г., там же.
Первый татарский композитор с высшим специальным образованием. Творческую деятельность начал в качестве участника национальных инструментальных ансамблей.
В 1931 г. окончил этнографическое отделение Московской консерватории по классу композиции А.Александрова.
В 1934–1938 гг. обучался в Татарской оперной студии при Московской консерватории.
С 1945 г. преподавал в Казанской консерватории (в 1949–1961 гг. заведующий кафедрой композиции).
Творчество
В разные годы вел творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета (Казань).
Композиторское наследие М.А.Музафаров обширно: от обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен-романсов до масштабных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.
Оперы М.А.Музафарова лирико-бытовой и лирико-психологической тематики – «Галиябану» по одноименной драме М.Файзи на либретто А.Ерикея (премьера состоялась в 1940 на сцене Татарского театра оперы и балета) и «Зөлхәбирә» («Зульхабира») на либретто А.Файзи – открыли новое направление в татарском оперном искусстве. Основной чертой этих произведений являются опора на народно-песенные истоки, ясность и доступность музыкального языка: «Галиябану» построена на значительном привлечении цитатного фольклорного материала, «Зульхабира» отличается новизной подхода к осмыслению национального музыкального наследия татарского народа на основе интонационного и ритмического обогащения традиционной мелодики, драматизации музыкального действия, широкого привлечения классических средств музыкальной выразительности.
Большое место в творчестве М.А.Музафарова занимают программные симфонические поэмы, посвященные Г.Тукаю и М.Вахитову. В них композитор впервые в татарской музыке создал убедительные образы реальных исторических личностей, поднял такие сложные темы, как человек и общество, поэт и народ. В этих поэмах автор обратился к обобщенному типу программности, использовав его специфические особенности на ярком национальном материале.
М.А.Музафаров создал первые в истории татарской музыки произведения в жанре скрипичного концерта, занявшие прочное место в концертном репертуаре, прежде всего благодаря проникновенной лирике и красоте мелодики.
Симфонические сочинения М.А.Музафарова отличаются цельностью и ясностью драматургии, органичным претворением особенностей не только народной песенности, но и народного инструментального музицирования, основанном на знании специфики татарского музыкального инструментария.
Обширную область творчества М.А.Музафарова составляет вокальная музыка. Разнообразные по тематике и характеру песни композитора привлекают новизной интонационного строя, светлым лиризмом, тонким проникновением в ритмику стиха, яркой мелодической выразительностью, интонационно-гармоническим богатством: «Яш егетлэр, яш кызлар», «Кызлар жыры» на стихи А.Ерикея, «Жилэк жыйганда» на стихи М.Джалиля и др.
Особо выделяются песни М.А.Музафарова гражданской, патриотической тематики: «Безнен юллар якты» на стихи А.Ерикея, «Поход жыры», «Идель турында жыр» на стихи А.Исхака, «Туган иль» на стихи А.Кутуя и др.
В творчестве М.А.Музафарова сформировался особый вид вокальной лирики – песня-романс, сочетающая куплетность с емким обобщением содержания поэтического текста и мелодического образа, изысканную простоту с детальной проработанностью фактуры: «Тын бакчада» на стихи А.Ерикеева, «Жырла, сандугач» на стихи М.Садри, «Башка берни дэ кирэкми» на стихи С.Хакима и др.
Значительное место в творчестве композитора отводилось созданию музыки для детей. Его произведения заняли прочное место в учебном репертуаре музыкальных школ.
М.А.Музафаров внес большой вклад в развитие татарской музыкальной фольклористики. «Фундаментальное значение в творчестве композитора имела работа над народной песней, которая выражалась в ее освоении, изучении особенностей стиля . в разнообразных обработках» (М.Нигмедзянов). Записи татарских напевов, осуществленные композитором, характеризуются бережным и в то же время творческим подходом к национальному музыкальному материалу. М.А.Музафаров записал более ста татарских напевов. Изданный им сборник этих записей (1964), включающий лучшие образцы музыкального наследия татарского народа, активно востребован в творческой и учебной практике.
М.А.Музафаров создал большое количество обработок татарских народных напевов для различных вокальных и инструментальных составов. Они отличаются органичным соединением специфики народной мелодики с классическими фактурно-гармоническими средствами, точной передачей особенностей народного исполнительства. Среди них выделяются художественной значимостью хоровые обработки протяжных напевов (озын кийлэр): «Салкын чишмэ», «Эрбет», «Аллюки», «Сакмар».
М.А.Музафаров признан одним из основоположников современной татарской профессиональной музыки. Истоки его творчества глубоко национальны. Композитор сумел творчески переосмыслить и органично претворить в формах классической музыки характерные черты татарского музыкального фольклора, значительно расширив вместе с тем рамки традиционного мелодического мышления народа.
Демократическую направленность творчества, яркий мелодический дар, эмоциональная приподнятость, преимущественное обращение к пластам народной лирики, обогащение национальной музыки эпической, драматической, обобщенно-философской образностью принесли М.А.Музафарову широкое признание.
Награды
Лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая (1959).
Источник
Музафаров, Мансур Ахметович
Музафаров, Мансур Ахметович | |
Дата рождения: |
---|