Жизнь по нотами гармонии

Урок 3. Гармония в музыке

Одним из важнейших понятий в музыке является гармония. Мелодия и гармония тесно связаны. Именно гармоничное сочетание звуков и дает право мелодии называться мелодией.

Вы уже имеете все необходимые для этого базовые знания. В частности, знаете, что такое тон, полутон и ступени звукоряда, что поможет вам разобраться с таким базовым объектом гармонии как интервалы, а также ладами и тональностью.

Содержание:

По секрету скажем, что к концу этого урока вы получите некоторые базовые знания, необходимые для написания музыкального произведения в жанрах поп и рок. А пока приступаем к учебе!

Что такое гармония

Гармония в музыке – понятие многозначное. С точки зрения теории музыки, это логически организованная звуковысотная система, построенная на определенных закономерностях. С точки зрения музыкальной практики, это благозвучие мелодии, т.е. когда мелодия приятна на слух.

Эти аспекты гармонии тесно взаимосвязаны. Мелодия воспринимается, как благозвучная тогда, когда она построена с учетом определенных закономерностей сочетания звуков. Чтобы понять эти закономерности, нам нужно познакомиться с объектами гармонии, т.е. категориями, так или иначе объединенными понятием «гармония».

Интервалы

Базовый объект гармонии – это интервал. Под интервалом в музыке подразумевается расстояние в полутонах между двумя музыкальными звуками. С полутонами мы познакомились на предыдущих уроках, поэтому сейчас затруднений быть не должно.

Разновидности простых интервалов:

  • Прима – 0 полутонов или унисон.
  • Малая секунда – 1 полутон.
  • Большая секунда – 2 полутона.
  • Малая терция – 3 полутона.
  • Большая терция – 4 полутона.
  • Чистая кварта – 5 полутонов.
  • Увеличенная кварта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
  • Уменьшенная квинта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
  • Чистая квинта – 7 полутонов.
  • Малая секста – 8 полутонов.
  • Большая секста – 9 полутонов.
  • Малая септима – 10 полутонов.
  • Большая септима – 11 полутонов.
  • Октава – 12 полутонов.
Читайте также:  Прятки hammali navai ноты для фортепиано

Итак, под простыми интервалами подразумеваются интервалы между звуками в пределах октавы. Если интервал больше октавы, такой интервал именуется составным.

Разновидности составных интервалов:

  • Малая нона – малая секунда + октава = 13 полутонов.
  • Большая нона – большая секунда + октава = 14 полутонов.
  • Малая децима – малая терция + октава = 15 полутонов.
  • Большая децима – большая терция + октава = 16 полутонов.
  • Чистая ундецима – чистая кварта + октава = 17 полутонов.
  • Увеличенная ундецима – увеличенная кварта + октава = 18 полутонов.
  • Уменьшенная дуодецима – уменьшенная квинта + октава = 18 полутонов.
  • Чистая дуодецима – чистая квинта + октава = 19 полутонов.
  • Малая терцдецима – малая секста + октава = 20 полутонов.
  • Большая терцидецима – большая секста + октава = 21 полутон.
  • Малая квартдецима – малая септима + октава = 22 полутона.
  • Большая квартдецима – большая септима + октава = 23 полутона.
  • Квинтдецима – 2 октавы = 24 полутона.

Первый и главный вопрос: как это запомнить? На самом деле это не так сложно.

Как и зачем запоминать интервалы

Из общего развития вам наверняка известно, что развитию памяти способствует тренировка мелкой моторки пальцев рук. Если вы будете тренировать мелкую моторику на клавиатуре фортепиано, вы разовьете не только память, но и музыкальный слух. Мы рекомендуем приложение Perfect Piano, которое можно скачать в Google Play:

Далее вам остается регулярно проигрывать все вышеуказанные интервалы и проговаривать их названия вслух. Начинать можно с любой клавиши, в данном случае это не принципиально. Важно точно отсчитывать количество полутонов. Если сыграть одну клавишу 2 раза – это интервал в 0 полутонов, две соседние клавиши – это интервал в 1 полутон, через одну клавишу – 2 полутона и т.д. Добавим, что в настройках приложения можно установить удобное лично для вас число клавиш на экране.

Второй и не менее животрепещущий вопрос – зачем? Зачем вам знать и слышать интервалы, кроме как для освоения основ теории музыки? А вот тут дело не столько в теории, сколько в практике. Когда вы научитесь узнавать все эти интервалы на слух, вы будете запросто подбирать любую понравившуюся мелодию на слух, как для голоса, так и для исполнения на музыкальном инструменте. Собственно, большинство из нас и берет в руки гитару или скрипку, садится за фортепиано или барабанную установку как раз для того, чтобы исполнить любимые произведения.

И, наконец, зная названия интервалов, вы легко сориентируетесь, о чем речь, если услышите, что музыкальное произведение построено, к примеру, на квинт-аккордах. Это, кстати, распространенная практика в рок-музыке. Вам достаточно вспомнить, что чистая квинта – это 7 полутонов. Поэтому просто добавляете к каждому звуку, издаваемому бас-гитарой, 7 полутонов, и получаете квинт-аккорды, используемые в понравившемся вам произведении. Рекомендуем ориентироваться именно на бас, потому что он обычно более отчетливо слышен, что важно для начинающих исполнителей.

Чтобы услышать основной звук (тонику), нужно поработать над развитием музыкального слуха. Вы уже начали это делать, если скачали Perfect Piano и поиграли интервалы. Кроме того, вы можете с помощью этого приложения или настоящего музыкального инструмента попытаться услышать, какая нота звучит в унисон с тоникой (основным звуком) интересующего вас музыкального произведения. Для этого просто нажимайте клавиши подряд в пределах большой и малой октавы или проигрывайте все ноты на гитаре, зажимая 6 и 5 (басовые!) струны последовательно на каждом ладу. Вы заметите, что одна из нот явно попадает в унисон. Если ваш слух вас не подвел, это и есть тоника. Чтобы убедиться, что слух не подвел, найдите эту ноту одной-двумя октавами выше и сыграйте. Если это тоника, вы снова попадете в унисон с мелодией.

Часто можно встретить обозначения интервалов не в полутонах, а в ступенях. Тут имеются в виду только основные ступени звукоряда, т.е. «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Повышенные и пониженные ступени, т.е. диезы и бемоли, в подсчет не входят, поэтому количество ступеней в интервале отличается от количества полутонов. В принципе, подсчет интервалов в ступенях удобен для тех, кто собирается играть на фортепиано, потому что на клавиатуре основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам, и эта система выглядит очень наглядно.

Всем остальным удобнее считать интервалы в полутонах, т.к. на остальных музыкальных инструментах основные ступени звукоряда визуально никак не выделены. Зато, к примеру, на гитаре выделены лады. Они ограничены так называемыми «порожками», расположенными поперек гитарного грифа, на котором натянуты струны. Нумерация ладов идет от головы грифа:

Кстати, слово «лад» обладает множеством значений и имеет непосредственное отношение к теме гармонии.

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них [Шугаев, 2015]:

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Минорная.
Мажорная.

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Это варианты представления минорных тональностей:

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Гаммы

Про гаммы хоть раз слышал каждый, у кого кто-то из знакомых посещал музыкальную школу. И, как правило, слышал в негативном контексте – мол, скучно, утомительно. И, вообще, непонятно, зачем их разучивать. Для начала скажем, что гамма – это последовательность звуков в тональности. Другими словами, если последовательно выстроить все звуки тональности, начиная с тоники, это и будет гамма.

Каждая из тональностей – минорная и мажорная – строится по своим закономерностям. Тут нам снова нужно будет вспомнить, что такое полутон и тон. Напомним, тон – это 2 полутона. Теперь можно переходить к построению гаммы:

Запомните эту последовательность для мажорных гамм: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Теперь посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «до мажор»:

Ноты вы уже знаете, поэтому по картинке видите, что в гамму «до мажор» входят ноты С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), С (до). Перейдем к минорным гаммам:

Запомните схему построения минорных гамм: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «ля минор»:

Чтобы проще было запомнить, обратите внимание, что в мажорной гамме сначала идет большая терция (4 полутона или 2 тона), а потом малая (3 полутона или полутон + тон). В минорной гамме сначала идет малая терция (3 полутона или тон + полутон), а потом большая (4 полутона или 2 тона).

Кроме того, вы видите, что в гамму «ля минор» входят те же ноты, что в «до мажор», только начинается она с ноты «ля»: А, В, C, D, E, F, G, A. Чуть ранее мы приводили эти тональности в качестве примера параллельных. Думается, сейчас самый подходящий момент остановиться на параллельных тональностях подробнее.

Мы выяснили, что параллельные тональности – это тональности с полностью совпадающими нотами и разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Ввиду того, что ноты полностью совпадают, у параллельных тональностей совпадает количество и вид знаков (диезов или бемолей) при ключе.

Мы акцентируем на этом внимание потому, что в специальной литературе можно встретить определение параллельных тональностей как таких, что имеют одинаковое количество и вид знаков при ключе. Как видите, это вполне простые и понятные вещи, но изложенные научным языком. Полный список таких тональностей представлен ниже:

Зачем нам нужны эти сведения в практическом музицировании? Во-первых, в любой непонятной ситуации можно сыграть тонику параллельной тональности и разнообразить мелодию. Во-вторых, так вы облегчите себе задачу подбора мелодии и аккордов, если пока не различаете на слух все нюансы звучания музыкального произведения. Зная тональность, вы просто ограничите круг поиска подходящих аккордов теми, что подходят к этой тональности. Как вы это определите? Тут нужно сделать два уточнения:

1 Первое: аккорды записываются в том же формате, что и тональность. Аккорд «ля минор» и тональность «ля минор» в записи выглядят как Am; аккорд «до мажор» и тональность «до мажор» пишутся как С; и так со всеми остальными тональностями и аккордами.
2 Второе: подходящие друг другу аккорды расположены рядом друг с другом на квинтово-квартовом круге тональностей. Это не значит, что нельзя найти подходящий аккорд на некотором удалении от основного. Это значит, что вы точно не ошибетесь, если будете для начала компоновать те аккорды и тональности, которые находятся рядышком.

Квинтово-квартовым кругом эта схема называется потому, что по часовой стрелке основные звуки тональностей отстоят друг от друга на квинту (7 полутонов), а против часовой стрелки – на чистую кварту (5 полутонов). 7 + 5 = 12 полутонов, т.е. замкнутый круг образует октаву:

К слову, такой подход как компоновка рядом стоящих аккордов может выручить начинающих композиторов, в которых проснулась страсть к сочинительству, однако изучение теории музыки пока находится на начальной стадии. Да и композиторы, достигшие известности, тоже практикуют такой подход. Для наглядности приведем несколько примеров.

Подбор аккордов к песне «Звезда по имени Солнце» группы «Кино»:

А вот примеры из современной поп-музыки:

Подбор аккордов к песне «Обезоружена» в исполнении Полины Гагариной:

И достаточно свежая премьера 2020 года наглядно показывает, что тренд жив:

Подбор аккордов к песне «Голый Король» в исполнении Алины Гросу:

Для тех, кто спешит начать играть, можем посоветовать видео, посвященное ладам и гаммам от музыканта и преподавателя со стажем Александра Зилкова:

А желающим глубже вникнуть в теорию и узнать больше о гармонии в музыке рекомендуем книгу «Очерки современной гармонии», которую написал много лет назад искусствовед, преподаватель Московской консерватории Юрий Холопов, и которая до сих пор актуальна [Ю. Холопов, 1974].

Абсолютно всем рекомендуем пройти проверочный тест и при необходимости восполнить пробелы в знаниях прежде, чем переходить к следующему уроку. Эти знания вам точно пригодятся, поэтому желаем удачи!

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Оцените статью