Зимой чесноков ноты для

Зимой чесноков ноты для

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Литургия

Всенощная

Праздники

Постная Триодь

Ектении

Разные ноты

Светские ноты

Одноголосные ноты

Сборники

В приводимой ниже партитуре хорового сочинения «Зимой» предварительно следует пронумеровать такты (под басовой партией), чтобы легче было, читая словесные пояснения, находить соответствующие места разбираемого сочинения.

Сочинение «Зимой» состоит из трех небольших частей и маленькой коды. Первая часть (тт. 1 —15) состоит из четырех предложений (тт. 1—4, 5—8, 8—11 и 12—15). Вторая часть состоит из двух эпизодов (тт. 15—19 и 23—28) и соединяющего их промежуточного хода (тт. 19—23). Третья часть — сокращенная первая (тт. 29—35), за ней следует кода (тт. 35—39). Рассматривая первое предложение первой части (тт. 1—4), мы обнаруживаем в нем три плана: первый в партии теноров, ведущей главную мелодию и излагающей полный текст; второй — в партиях сопрано и альтов, образующих фон для главной мелодии и имеющих небольшие мелодические рисунки на его снижениях; третий — в партии басов, гармонически поддерживающей оба плана.

Характером этого построения определяется порядок очереди и соединение хоровых партий при разучивании сочинения: в первую очередь дирижер разбирает отрывок с тенорами, потом — с сопрано и альтами вместе и, наконец, с басами. Разобрав по отдельности первый и второй план, дирижер соединяет для совместного пения партии теноров, сопрано и альтов. После этого, пройдя тот же отрывок отдельно с басами, он соединяет все хоровые партии и проходит отрывок со всем хором. В таком же порядке и при таких же соединениях хоровых партий проходятся и три остальных предложения первой части. Далее начинается их соединение; второе предложение соединяется с первым, третье — с первым и вторым, четвертое — со всеми тремя предыдущими:

Пропев всю первую часть сочинения раза два-три, каждый с особыми заданиями (одно из них можно наметить: нюансы, в частности длительное cresc.), можно идти и дальше. Первый эпизод второй части заключает в себе два одинаковых по музыке, но различных по тексту предложения. В обоих предложениях мы обнаруживаем по три плана: первый в партии сопрано, ведущих соответствующую характеру текста мелодию; второй — в партиях альтов и теноров, гармонически поддерживающих мелодию и сливающихся с партией сопрано по тексту и ритму; третий — в партии басов, утверждающийся на педали и заполняющий ритмические остановки трех остальных партий. Дирижер разбирает оба предложения прежде всего с сопрано, потом — с альтами и тенорами порознь и вместе, а затем соединяет все три партии. Потом он проходит отрывок отдельно с басами, следя за устойчивостью педали, за ритмичностью и за ясностью дикции на восьмых.

Соединив все хоровые партии, дирижер пропевает весь эпизод раза два-три, выправляя замеченные мелодические гармонические и ритмические ошибки и добиваясь улучшения дикции. В промежуточном ходе, так же как и в предшествовавшем ему первом эпизоде второй части, мы имеем два предложения. Ходом мы называем этот отрывок в соответствии с его характером и ролью. Эпизод — это самостоятельный отрывок, выражающий определенную мысль, однако связанный так или иначе со всем сочинением. Ход — это лишь звено, связующее два эпизода. Разбираемый нами ход соединяет предшествующий ему тихий эпизод с последующим громким. Роль этого хода заключается в том, чтобы развить усиление и дать восхождение. В предшествующем ходу эпизоде не было ни восхождения, ни нисхождения, и звучность оставалась на всем его протяжении в области одного и того же неподвижного мягкого и нежного нюанса.

В обоих предложениях хода имеются те же три плана и у тех же хоровых партий, что и в первом эпизоде; первый — в партии сопрано, второй — в партиях альтов и теноров и третий — в партии басов. Однако по своему характеру и назначению, а также по ритмическому рисунку и текстовому содержанию эти предложения отличаются от первого эпизода тем, что все три плана имеют самостоятельное, более оживленное движение и, постепенно восходя, приводят к последующему громкому, но не резкому эпизоду. Оба предложения промежуточного хода следует разобрать сначала с партией сопрано, потом с партией альтов и теноров порознь; после этого обе партии второго плана соединяются. Казалось бы, что далее надо соединить 1-й план со 2-м, как это мы делали раньше. Однако по причине большой родственности первого плана с третьим по ритму и тексту дирижер предварительно разбирает промежуточный ход с партией третьего плана, т. е. с басовой. Разобрав порознь все три плана, дирижер соединяет партию первого плана (сопрано) с партией, третьего (басы) и раза два-три проходит с ними отрывок. То же самое он проделывает с партиями альтов и теноров.

Только после этого дирижер соединяет все хоровые партии и всем хором проходит отрывок столько раз, сколько будет нужно для того, чтобы проработать наиболее существенные и интересные для хора задания и указания. Одно из этих заданий должно касаться и нюансов (общее cresc.). Затем дирижер возвращается к первому эпизоду и, соединив его с ходом, повторяет два-три раза, сопровождая пение определенными заданиями и указаниями. При одном из повторений можно предложить хору спеть эпизод с определенно мягкими и нежными нюансами, а ход — с нюансом cresc. от р до негрубого f. При выполнении этого задания не следует, однако, с первых же шагов быть слишком требовательным.

Второй эпизод второй части написан в одном плане; при чисто гармоническом складе музыкального построения и одновременном произношении слов все хоровые партии в этом эпизоде равнозначны и равносильны. В общем ансамбле они выполняют постепенное dim. на протяжении двух предложений.

Разобрав весь эпизод с каждой хоровой партией, дирижер может, казалось бы, делать любые соединения. Однако при внимательном рассмотрении эпизода мы найдем два признака, по которым сопрано надо соединить с альтами, а теноров — с басами: в тактах 24 и 26 у басов и теноров ровные четверти, а у сопрано и альтов — четверти с точками.

Когда обе эти группы порознь будут подготовлены, нужно соединить все хоровые партии и пропеть эпизод всем хором два-три раза. В одном из заданий следует при этом указать на необходимость точной ритмичности исполнения, в другом полезно будет заметить нюансы (общ. dim.). После этого вся средняя часть сочинения поется несколько раз всем хором с определенными заданиями для каждого повторения.

О двух предложениях третьей части сочинения можно ска зать то же самое, что сказано о первой части.

Что касается коды, то она состоит из двух сокращенных предложений: первое предложение распадается на две фразы и имеет два плана: первый — в партиях сопрано и 2-х теноров; второй—в партиях альтов, 1-х теноров и басов. Дирижер разбирает предложение с партиями первого плана, сразу же соединяя их, так как мелодических трудностей у них нет; потом то же самое проделывает с партиями второго плана и после этого соединяет их с партиями первого плана. Второе предложение коды написано в одном плане. После разбора его с партиями сопрано и альтов порознь и совместно, дирижер в таком порядке проходит его с партиями теноров и басов. Затем он соединяет все хоровые партии и поет это далеко не легкое предложение столько раз, сколько потребуется для его усвоения, однако не следует все же задерживаться па нем чрезмерно долго. В заключение проходится несколько раз все сочинение, с исправлением замеченных ошибок, и, наконец, раза два или три оно исполняется с намеченными при проработке отдельных частей нюансами.

Работа дирижера по разбору сочинения происходит с помощью рояля, поскольку эта помощь нужна; однако роялем злоупотреблять не следует, и по мере усвоения сочинения применение его должно сокращаться, и последние повторения должны проходить уже без него.

Примерная схема нюансов для

В первой части сочинения развивается длительное cresc. уступами от р до f со смягчением в окончаниях предложений и подчеркиванием первого плана (партия теноров) и отчасти мелодических фигур второго плана (партии сопрано и альтов). Чтобы избежать в исполнении этой части однообразия (квадратности), не следует делать смягчения (dim.) в конце третьего предложения, развивая cresc. вплоть до четвертого предложения, которое начинается с нюансом почти f.

Первый эпизод второй части исполняется с мягким неподвижным нюансом и небольшим выделением первого плана (партия сопрано) и ритмики третьего плана (партия басов). На промежуточном ходе развивается общее cresc. от р до легкого звучного f, с выделением имитирующих моментов второго плана и с использованием для cresc. протяжных басовых нот. Второй эпизод требует постепенного общего dim. до р.

Источник

Ноты для хора — Хоры русских композиторов

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
хоровые произведения


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 1
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13694
(pdf, 10.6 Мб)

Наследие русских композиторов в хоровой музыке богато и неисчислимо, оно высоко подняло значение национальной музыкальной культуры. Хоровое пение процветало на Руси с отдаленных времен. В течение почти шести веков (от XI до середины XVII) основным индом русского профессионального музыкального искусства было знаменное одноголосное пение без сопровождения. На смену ему в XVI—XVII веках приходит раннее многоголосие.
Ко второй половине XVII века относится возникновение в России кантов, куплетных песен трехголосного склада религиозной, а позднее и светской тематики (в первом выпуске был опубликован кант на заключение Ништадского мира неизвестного автора «Радуйся, Росско земле»).
Рубеж XVII—XVIII столетий — начало партесного пения (пения по партиям, по голосам). Его наивысшее выражение — хоровой концерт, состоящий из нескольких частей и отличающийся богатым мелодическим началом, серьезными музыкальными достоинствами (творчество этого периода представлено в первом выпуске концертами для хора М. Березовского и Д. Бортнянского). Таковы истоки русского классического хорового творчества.

От концертов М. Березовского и Д. Бортнянского до хоровых опусов русских авторов, созданных в начале XX века — эта линия развития композиторского творчества прослеживается в трех выпусках сборника «Хоры русских композиторов». Представленное в них творчество М. Глинки, А. Алябьева, А. Даргомыжского и др. (Вып. I); П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева и др. (Вып. 2); А. Гречанинова, Викт. Калинникова, С. Рахманинова, И. Стравинского и др. (Вып. 3) — объединено общими чертами: глубоким внутренним содержанием, подлинной красотой каждого отдельного голоса и гармонического сочетания в целом, законченностью и яркостью мелодических оборотов, разнообразием контрастов и красок, гибкой и в то же время строго выдержанной формой. Эти черты составляют суть русской классической композиторской школы. Они лежат и в основе русского хорового исполнительства с его яркой хоровой звучностью, широким дыханием, высоким эмоциональным началом. «Роспев, роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке», — отмечал А. Д. Кастальский.
Цель сборника «Хоры русских композиторов» — привлечь внимание профессиональных, учебных и любительских хоров, их дирижеров к прекрасным, но иногда, к сожалению, забытым страницам русской музыки, к богатой истории русской хоровой культуры, к произведениям, в основе которых лежит высокая художественная правда.
Б. Тевлин

  • Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
  • Неизвестный автор. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
  • М. Березовский. Концерт для хора № 18. Слова А. Машистова
  • Д. Бортнянский. Концерт для хора № 3. Слова Вс. Рождественского
    • Концерт для хора № 32. Слова А. Машистова.
    • Утро. Слова К. Алемасовой
    • Вечер. Слова К. Алемасовой
    • Славу поем. Слова К. Алемасовой
    • Утренняя песня. Слова А. Годова
  • М. Глинка. Москва (Патриотическая песня). Слова А. Машистова
    • Вступление и фуга. Слова Д. Тонского
    • Венецианская ночь. Переложение для хора М. Балакирева, слова И. Козлова
    • Колыбельная песня. Переложение для хора М. Балакирева, слова Н. Кукольника
  • А. Алябьев. Очи. Слова Д. Ознобишина
    • Увы, зачем она блистает. Слова А. Пушкина.
    • Соловей. Русская песня. Слова А. Дельвига.
    • Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
    • Застольная песнь. Слова А. Дельвига
    • В танце. Слова А. Машистова
    • В путь! Слова А. Машистова
  • В. Одоевский. Пой в восторге, русский хор. Канон. Слова М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина.
  • А. Даргомыжский. Семь хоров из цикла «Петербургские серенады
    1. Где наша роза?. Слова А. Пушкина
    2. Что смолкнул веселия глас?. Слова А. Пушкина
    3. На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
    4. По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
    5. Прекрасный день, счастливый день! Слова А.Дельвига
    6. Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
    7. Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн, Сосна. Слова Г. Гейне
    • Ночью. Слова А. Копиша
  • Н. Мельников. Туча. Слова А. Пушкина

Скачать ноты

Хоры русских композиторов
выпуск 2
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1987г.
номер 13239

  • А. Бородин. Слава Кириллу и Мефодию. Слова А. Бородина
  • Ц. Кюи. Сияет солнце. Слова Ф. Тютчева
    • Ризой бледно-голубою. Слова Ф. Сологуба
    • Сокрытая красота. Слова Ф. Сологуба
    • Зой. Слова Ф. Сологуба
    • Тишь. Слова Я. Полонского
  • М. Балакирев. Вечерняя песня. Слова А. Машистова
    • Гимн Нижнему Новгороду. Слова В. Половинкина.
  • Э. Направник. Москва. Слова А. Фета (из Кернера).
    • Ангел. Слова М. Лермонтова
    • М. Мусоргский. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка русской народной песни
    • Ах ты, воля, моя воля. Обработка русской народной песни
  • П. Чайковский. Ночевала тучка золотая. Слова М. Лермонтова.
    • Соловушко. Слова П. Чайковского
    • Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова
    • На сон грядущий. Слова Н. Огарева
    • Легенда. Слова А. Плещеева
  • Н. Римский-Корсаков. Старая песня. Слова А. Кольцова
    • Месяц плывет. Слова М. Лермонтова
    • Владыко дней моих. Слова А. Пушкина
    • Татарский полон. Слова народные.
  • А. Лядов. Весной девушки гуляли. Обработка русской народной песни
    • Ты не стой колодец. Обработка русской народной песни
    • Ехал пан. Обработка русской народной песни.
    • Выходили красны девицы. Обработка русской народной песни
  • С. Танеев. Восход солнца. Слова Ф. Тютчева
    • Вечер. Слова Я. Полонского
    • Развалину башни, жилище орла. Слова Я. Полонского
    • Посмотри, — какая мгла. Слова Я. Полонского
    • Звезды. Слова Я. Полонского
  • А. Аренский. Анчар. Слова А. Пушкина
    • Жемчуг и любовь. Слова Ек. Бекетовой
    • Устало все кругом. Слова А. Фета

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 3
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13970
(pdf, 12 Мб)

  • А. Кастальский. Русь («Под большим шатром.»). Слова И. Никитина
  • М. Ипполитов-Иванов. Сосна. Слова М. Лермонтова.
    • Ночь. Перевод с немецкого М. Михайлова.
  • Н. Ладухин. Дева и солнце. Слова А. Майкова
    • Острога секирой. Слова А. К- Толстого
  • А. Гречанинов. После грозы. Слова Л. Толстого
    • Осень. Слова А. Майкова
  • А. Глазунов. Любовь. Слова В. Жуковского
  • М. Анцев. Ива. Слова Ф. Тютчева
  • Ю Сахновский. Али-Бей. Слова Г. Гейне, перевод А. Майкова
  • М. Речкунов. Лес. Слова А. Кольцова
  • А. Корещенко. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
  • Викт. Калинников. Лес. Слова А. Кольцова
  • С. Василенко. Метель. Слова И. Бунина
  • Ф. Кенеман. Волны и люди. Слова М. Лермонтова.
  • С. Рахманинов. антелей-целитель. Слова А. К. Толстого
    • Чоботы. Обработка украинской народной песни.
  • А. Никольский. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
    • Катит весна, царица мира. Слова Г. Гейне
  • П. Чесноков. Эльфы. Слова И. В. Гете
    • Теплится зорька. Слова К- Гребенского
  • И. Стравинский
    • Ave Maria
    • Credo
    • Четыре русские народные песни (подблюдные).
  • Л. Крылов. Зорька. Слова К. Гребенского

Скачать ноты


Репертуар хорового класса дмш
Хоры русских композиторов

выпуск первый
составитель В. Вахромеев
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м29169г
(pdf, 8.92 Мб)

  • На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
  • Зимний вечер. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Пушкина
  • Весеннее утро. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова
  • Гроза. Музыка Ц, Кюи, слова И. Белоусова
  • Май. Музыка М. Анцева, слова А. Толстого
  • Ночь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
  • В воздухе птичка поет. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жар весенних лучей. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жаворонок. Музыка Вик. Калинникова, слова В. Жуковского.
  • Весна. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
  • Рассвет. Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова.
  • Хор цветов из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Музыка П. Чайковского.
  • Стрекозы. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Толстого.
  • Сосна. Музыка С. Танеева, слова М, Лермонтова
  • Утро. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Пушкина.
  • Листья в саду шелестят. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Майкова
  • Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
  • Черемуха. Музыка А. Гречанинова, слова С. Есенина.
  • Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
  • Весна. Музыка Р. Глиара, слова Ю. Жадовской.
  • Лотос. Музыка П, Чеснокова, слова Г. Гейне.
  • Зеленый Шум, Музыка П. Чеснокова, слова Н. Некрасова.

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Л.Курганова
«Музыка», 1976г.
номер 9365
(pdf, 6.97 Мб)

  • В танце. Музыка А. Алябьева, слова А. Машистова.
  • Тарантелла. Музыка М. Глинки, слова И. Мятлева.
  • Никита Романович. Былина. Переложение для хора М. Балакирева
  • Венеция ночью. Музыка Э. Направника, слова А. Фета
  • Повеяло черемухой. Музыка А. Копылова, слова К. Р.
  • Черкесская песня. Музыка X. Гроздова, слова А. Пушкина
  • Серенада. Музыка А. Аренского, слова Н. Величкина
  • Сосны старые тихо шумят. Музыка И. Протопопова, слова Л. Андрусон
  • Приближение весны. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные
  • Ночь. Музыка А. Гречанинова, слова М. Липкина
  • На севере диком. Музыка П. Крылова, слова М. Лермонтова (из Гейне).

Скачать ноты

Хоровые песни из опер русских композиторов
для смешанного и женского хора с сопровождением фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1952г.
номер м22718г

  1. А. Верстовский. Две песни Торопа из оперы „Аскольдова могила»
    • а) Близко города Славянска
    • б) Скоро заходили чарочки
  2. А. Верстовский. Хор девушек из оперы „Аскольдова могила».
  3. П. Чайковский. Хор пастухов и пастушек из оперы „Пиковая дама».
  4. П. Чайковский. Финальная песня из музыки к „Снегурочке»
  5. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня „А мы просо сеяли» из оперы „Снегурочка»
  6. М. Мусоргский. Хор сандомирских девушек из оперы „Борис Годунов»
  7. Э. Направник. Хоровод из оперы „Нижегородцы» „Сторона ль, сторонка»

Скачать ноты


Серия хоров русских и иностранных композиторов Выпуск 3
Сборник хоров русских композиторов

под общей редакцией А.В.Свешникова
партитура
«МУЗГИЗ», 1935г.
номер м14044г

1. Н. Римский-Корсаков. Хор девушек из оперы-балета «Млада»
2. Н. Римский-Корсаков. Песня псковской вольницы из оперы «Псковитянка»
3. Н. Римский-Корсаков. Восточная песня
4. С. Танеев. Посмотри, какая мгла
5. С. Танеев. Вечер
6. В. Калинников. Кондор
7. В. Калинников. На старом кургане
8. С. Василенко. Метель.
9. М. Ипполитов-Иванов. Приближение весны

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Детские ноты для фортепиано для начинающих легкие
Оцените статью