- Великий пост
- «Душе моя» (знаменный распев)
- «Душе моя» глас 6
- «Разсеянный мой ум».
- Вечери Твоея
- Вкусите и видите (для монастырского хора)
- Вкусите и видите (для смешанного хора)
- Да исправится молитва моя (песнопения на Литургии Преждеосвященных Даров)
- Да молчит всякая плоть (для большого смешанного хора)
- Да молчит всякая плоть (для четырехголосного хора)
- Искупил ны еси (для четырехголосного хора)
- На реках вавилонских (Демественный распев)
- Ныне силы небесныя (для монастырского хора)
- Ныне силы небесныя (для однородного мужского хора)
- Ныне силы небесныя (для смешанного хора)
- Объятия Отча (киевский распев)
- Покаяния отверзи ми двери (для мужского хора) «Русское монастырское», Глас 8
- Покаяния отверзи ми двери (для однородного мужского хора)
- Покаяния отверзи ми двери (для смешанного хора) «Русское монастырское», Глас 8
- Покаяния отверзи ми двери (для смешанного хора)
- Помощник и Покровитель (Киевского распева, по мелодии «Спутника псаломщика») (для однородного мужского хора)
- Помощник и Покровитель (Киевского распева, по мелодии «Спутника псаломщика») (для смешанного хора)
- Помощник и Покровитель (по мелодии «Спутника псаломщика») (для трио однородных голосов)
- Приидите, верни (Стихира на поклонение Кресту)
- Разбойника благоразумнаго (для однородного мужского хора)
- Разбойника благоразумнаго (соло тенора с исоном смешанного хора)
- С нами Бог (для большого хора)
- С нами Бог (для четырехголосного хора)
- Тебе одеющагося (по напеву Киево-Печерской Лавры)
- Чертог Твой (для однородного мужского хора)
- Чертог Твой (для смешанного хора)
- Чертог Твой (для тенора и смешанного хора)
- Чертог Твой (киевский распев)
- Зиновьев искупил ны еси ноты зиновьева
- Зиновьев искупил ны еси ноты зиновьева
- Собрание духовных песнопений для хора без сопровождения. Священник Василий Зиновьев
- ЗИНОВЬЕВ
Великий пост
«Душе моя» (знаменный распев)
обработка архиепископа Ионафана (Елецких)
«Душе моя» глас 6
знаменный распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
«Разсеянный мой ум».
Наталья Колесниченко (редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
Вечери Твоея
С. Правдолюбов (общая редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
Вкусите и видите (для монастырского хора)
валамский напев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Вкусите и видите (для смешанного хора)
валамский напев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Да исправится молитва моя (песнопения на Литургии Преждеосвященных Даров)
Карпато-русский напев (гармонизация архиепископа Ионафана)
Да молчит всякая плоть (для большого смешанного хора)
киевский распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Да молчит всякая плоть (для четырехголосного хора)
киевский распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Искупил ны еси (для четырехголосного хора)
свящ. В. Зиновьев, переложение архиепископа Ионафана (Елецких)
На реках вавилонских (Демественный распев)
гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких)
Ныне силы небесныя (для монастырского хора)
валамский напев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Ныне силы небесныя (для однородного мужского хора)
валамский напев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Ныне силы небесныя (для смешанного хора)
валамский напев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Объятия Отча (киевский распев)
Переложение Гр. Львовского (общая редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
Покаяния отверзи ми двери (для мужского хора) «Русское монастырское», Глас 8
знаменный распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Покаяния отверзи ми двери (для однородного мужского хора)
киевский распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Покаяния отверзи ми двери (для смешанного хора) «Русское монастырское», Глас 8
знаменный распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Покаяния отверзи ми двери (для смешанного хора)
киевский распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Помощник и Покровитель (Киевского распева, по мелодии «Спутника псаломщика») (для однородного мужского хора)
гармонизация Архиепископа Ионафана (Елецких)
Помощник и Покровитель (Киевского распева, по мелодии «Спутника псаломщика») (для смешанного хора)
обработка и гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких)
Помощник и Покровитель (по мелодии «Спутника псаломщика») (для трио однородных голосов)
киевский распев (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Приидите, верни (Стихира на поклонение Кресту)
И. Смирнов (редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
Разбойника благоразумнаго (для однородного мужского хора)
Н.Д. Успенский (общая редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
Разбойника благоразумнаго (соло тенора с исоном смешанного хора)
свящ. М.Лисицын (общая редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
С нами Бог (для большого хора)
напев Соловецкого монастыря (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
С нами Бог (для четырехголосного хора)
напев Соловецкого монастыря (гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких))
Тебе одеющагося (по напеву Киево-Печерской Лавры)
обработка и гармонизация архиепископа Ионафана (Елецких)
Чертог Твой (для однородного мужского хора)
Архиепископ Ионафан (Елецких)
Чертог Твой (для смешанного хора)
Архиепископ Ионафан (Елецких)
Чертог Твой (для тенора и смешанного хора)
Архиепископ Ионафан (Елецких)
Чертог Твой (киевский распев)
гармонизация К. Федорова (общая редакция архиепископа Ионафана (Елецких))
Источник
Зиновьев искупил ны еси ноты зиновьева
Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени
Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)
Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.
Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.
Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе. Чем больше — тем выгоднее доставка. В средем, доставка почтой стоит 150 р., самвывоз из пункта выдачи — 90 р.
Пункты выдачи есть в каждом крупном городе. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта РФ. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.
Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва».
Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.
Источник
Зиновьев искупил ны еси ноты зиновьева
Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени
Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)
Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.
Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.
Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе. Чем больше — тем выгоднее доставка. В средем, доставка почтой стоит 150 р., самвывоз из пункта выдачи — 90 р.
Пункты выдачи есть в каждом крупном городе. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта РФ. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.
Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва».
Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.
Источник
Собрание духовных песнопений для хора без сопровождения. Священник Василий Зиновьев
| Артикул: 36668 Формат(мм): 212*23*297 Количество страниц: 320 Год издания: 2020 ISBN: 979-0-9003409-0-0 Гриф ИСРПЦ: Р20-017-0437 Количество в упаковке: 1 Издательство: Живоносный Источник Все книги этого издательства Тип обложки: твердая |
Настоящее издание основано на прижизненных публикациях, автографах и копиях известного ярославского священнослужителя, регента, композитора и педагога — священника Василия Николаевича ЗИНОВЬЕВА (1874–1925).
В издание вошли материалы из архивов и частных собраний, а также редкие фотодокументы, в том числе публикующиеся впервые.
Публикацию предваряет предисловие, написанное известным исследователем жизни и деятельности Зиновьева, музыкальным историком ярославского края, регентом и педагогом — Л.А. Зуммер.
Песнопения, содержащиеся в сборнике расположены в литургической последовательности: Всенощное бдение, Литургия, Минея, Триодь, концерты. В Приложение к сборнику вошли три кантаты Зиновьева, написанные им на разные случаи.
Издание предназначено для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов, исследователей и всех интересующихся православной духовной музыкой.
Дополнительная информация о книге
Содержание
Священник Василий Николаевич Зиновьев Л.А. Зуммер
ПЕСНОПЕНИЯ
ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
И ВОСКРЕСНОГО ОКТОИХА
Богородичны догматики
Большой Знаменный распев
Глас 1
Глас 2
Глас 3
Глас 4
Глас 5
Глас 6
Глас 7
Глас 8
Свете тихий Обычный распев
Прокимен «Господь воцарися», № 1
Прокимен «Господь воцарися», № 2
Ектения на Литии [№ 1]
Ектения на Литии [№ 2]
Ектения на Литии [№ 3]
Ныне отпущаеши [№ 1]
Ныне отпущаеши [№ 2]
Псалом 33 (баритон соло)
Стихи перед шестопсалмием
«Бог Господь» и тропарь Воскресный глас 5, Ин распев
«Хвалите имя Господне» [№ 1], Простой распев
«Хвалите имя Господне» [№ 2]
«Хвалите имя Господне» [№ 3]
От юности моея (квартет)
Прокимны Воскресные на утрени, «Всякое дыхание»
восьми гласов
Знаменный распев
Глас 1
Глас 2
Глас 3
Глас 4
Глас 5
Глас 6
Глас 7
Глас 8
Величит душа Моя Господа [№ 1], Киевский распев
Величит душа Моя Господа [№ 2]
Славословие великое
ПЕСНОПЕНИЯ
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
И АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ
От восток солнца
Вошел еси во церковь
Ектения великая
Благослови, душе моя, Господа
Аллилуия напев Киево-Печерской лавры
Ектения сугубая [№ 1]
Ектения сугубая [№ 2]
Ектения сугубая [№ 3]
Ектения сугубая [№ 4]
Херувимская песнь [№ 1]
Херувимская песнь [№ 2], Народная
Милость мира [№ 1]
Милость мира [№ 2]
Тебе поем (сопрано соло)
Окончание Литургии
Многолетие Патриаршее, [№ 1]
Многолетие Патриаршее, [№ 2]
ПЕСНОПЕНИЯ
ИЗ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
для полного хора
Единородный Сыне
Во Царствии Твоем
Придите, поклонимся
«Господи, спаси» и Трисвятое
Аллилуия
Опевы Евангелия и ектения сугубая
Херувимская песнь
Милость мира
Достойно есть
Отче наш
ПЕСНОПЕНИЯ МИНЕИ
И ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
Тропарь в праздник иконы Божией Матери «Донская»
(празднование 1 сентября / 19 августа)
Припевы на акафисте иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»
(празднование 17 / 4 сентября)
Тропарь в праздник Рождества Пресвятыя Богородицы
(празднование 21 / 8 сентября)
Тропарь преподобному Сергию Радонежскому
(празднование 8 октября / 25 сентября)
Кондак акафиста преподобному Сергию Радонежскому
Светилен в праздник Покрова Пресвятыя Богородицы
(празднование 14 / 1 октября)
Припевы на акафисте Покрову Пресвятыя Богородицы
Тропарь в праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы
(празднование 4 декабря / 21 ноября)
Тропарь Святителю и Чудотворцу Николаю
(празднование 19 / 6 декабря)
Припевы на акафисте Святителю и Чудотворцу Николаю
«С нами Бог!»
Тропарь в праздник Рождества Христова [№ 1]
Тропарь в праздник Рождества Христова [№ 2]
(празднование 7 января / 25 декабря)
Стихира на Литии в праздник Рождества Христова
Тропарь в праздник Сретения Господня
(празднование 15 / 2 февраля)
Стихира на «Господи, воззвах» «И ныне» в праздник Сретения Господня
Светилен в праздник Сретения Господня
Припевы на акафисте святому великомученику Георгию Победоносцу
(празднование 6 мая / 23 апреля)
Стихира в праздник Входа Господня во Иерусалим
(переходящее празднование)
Тропарь в праздник Вознесения Господня
(переходящее празднование)
Тропарь в Неделю Пятидесятницы (день Святой Троицы)
(переходящее празднование)
Стихира на Литии в Неделю Пятидесятницы
Стихира на Хвалитех в Неделю Пятидесятницы Знаменный распев
Кондак святым Константину и Елене (альт соло)
(празднование 3 июня / 21 мая)
Кондак акафиста иконе Пресвятыя Богородицы «Феодоровская»
(празднование 27 / 14 марта и 29 / 16 августа)
ПЕСНОПЕНИЯ ТРИОДИ ПОСТНОЙ
И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Объятия отча
(седален в Неделю о блудном сыне), Афонский распев
Душе моя (баритон соло)
(кондак Великого Покаянного канона)
Не отврати лица Твоего
(прокимен Великий на великопостном повечерии)
Припевы на акафисте Страстем Христовым
Песнопения перед Евангелием службы Страстем Христовым
Опевы Евангелия службы Страстем Христовым [№ 1]
Опевы Евангелия службы Страстем Христовым [№ 2]
Разделиша ризы Моя себе (бас соло)
(прокимен из службы Страстем Христовым)
Разбойника благоразумнаго (трио женских голосов)
(эксапостиларий службы Великаго Пятка)
Разбойника благоразумнаго (трио солистов и хор)
(эксапостиларий службы Великаго Пятка)
СТИХИРЫ ВЕЛИКОГО ПЯТКА
Совлекоша с Мене ризы Моя
(стихира на «Слава. » на Хвалитех утрени Великаго Пятка)
Плещи Моя дах на раны
(стихира на «И ныне. » на Хвалитех утрени Великаго Пятка)
Искупил ны еси
(седален после 15-го антифона и тропарь по 12-ом Евангелии на утрени Великаго Пятка)
Тропари Покаянного канона
Душе моя
Помысли, душе моя
Припади, душе моя
Ныне приступих аз, грешный
О горе мне, грешному
Пречистая Богородице
Верую, Господи (альт соло)
(молитва перед Святым Причастием)
Имже образом желает елень
(псалом 41, избранные стихи)
Господи, кто обитает в жилище Твоем?
(псалом 14, избранные стихи)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТРИ КАНТАТЫ ДЛЯ ХОРА И СОЛИСТОВ
К 200-летию со дня кончины святаго Димитрия Ростовского чудотворца
(кантата на слова священника А. Державина для баса, баритона, тенора соло и смешанного хора)
К 600-летию явления Толгской иконы Богородицы
(кантата на слова В. Зиновьева)
Русь святая идет на войну.
(кантата для тенора, баса соло и смешанного хора; слова В.Зиновьева)
Источник
ЗИНОВЬЕВ
Василий Николаевич (15.01.1874, с. Спас-Подгорье Ростовского у. Ярославской губ.- 25.03. 1925, Москва), свящ., регент, церковный композитор, педагог. Род. в семье диак. Николая Васильевича Зиновьева. Получил образование в Ростовском Димитриевском ДУ (1884-1888) и Ярославской ДС (1888-1894). В 6-м классе семинарии был посвящен в стихарь в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.
18 сент. 1894 г. назначен учителем пения, законоучителем в церковноприходскую школу при Югской Дорофеевой пуст. Рыбинского у. Ярославской губ. и регентом монастырского хора. В Югской пуст. З. написал первые песни для детского хора (всего им было написано более 100 песен для детей на стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина и ярославских поэтов).
21 окт. 1895 г. З. был посвящен во диакона к ц. Петра и Павла при Ярославском кадетском корпусе, 21 дек. 1896 г.- во священника к Троицкой домовой ц. Николаевского детского приюта Ярославля. В это же время назначен законоучителем и учителем пения в Николаевском и Ольгинском приютах Ярославля.
2 окт. 1897 г. Московским духовно-цензурным комитетом дано разрешение на публикацию «Шести тропарей покаянного канона» в изд-ве П. И. Юргенсона, с к-рым он впосл. сотрудничал.
2 июля 1900 г. в Ярославле в здании Ионафановского епархиального уч-ща открылись месячные педагогические курсы для учителей церковных школ, З. пригласили вести на них занятия по пению. В воскресные и праздничные дни слушатели курсов присутствовали за богослужением в семинарском храме, Спасо-Преображенском мон-ре, кафедральном соборе и Толгском мон-ре, исполняя церковные песнопения под упр. З. 16 июля курсы посетил прот. Иоанн Кронштадтский, к-рый поблагодарил З. за прекрасное пение хора и отметил его педагогический талант (Приходская жизнь. 1900. № 9. C. 407).
23 сент. 1901 г. за 5-летнюю отличную и усердную службу в сане священника и за особые труды на должности законоучителя и учителя пения в Николаевском приюте З. был награжден набедренником и фиолетовой скуфьей.
1 янв. 1906 г. его пригласили преподавать пение в ярославскую Мариинскую жен. гимназию, где обучались 5 его дочерей, в апр. того же года по совместительству З. стал учителем Закона Божия и пения в министерском 2-классном уч-ще при ст. Ярославль Северной железной дороги.
Накопленный педагогический опыт был обобщен З. в изданиях, напечатанных в Москве у Юргенсона и В. Гроссе: «Практическое руководство для начинающего учителя-регента» (1904), «Элементарный курс сольфеджио для школы и хора» (1905), «36 простейших 2-голосных сольфеджий для развития подвижности и самостоятельности дисканта и альта» (1906), «Как учить петь по нотам: Азбука школьного классного пения» в 4 вып. (1906).
С 21 авг. 1906 г. до ухода в армию в 1916 г. служил регентом ярославского архиерейского хора. Одновременно оставался настоятелем Троицкой ц. при Николаевском приюте и педагогом в вышеуказанных учебных заведениях. Архиерейский хор активно участвовал в концертной жизни города, напр.: в февр. 1911 г. в торжествах по поводу 50-летия освобождения крестьян, в февр. 1913 г. в честь празднования 300-летия царствования Дома Романовых в постановке пьесы С. Шатова «Избрание на царство Михаила Федоровича» ( Д’Ано М. Юбилейный спектакль в городском театре // Голос. Ярославль, 1913. № 45. С. 3). В дек. 1913 г. за литургией в архиерейском доме и в театре им. Ф. Г. Волкова была исполнена «Божественная литургия» П. И. Чайковского в связи с 20-й годовщиной со дня смерти композитора. Помимо юбилейных концертов архиерейский хор участвовал в регулярно проводившихся в городе мероприятиях, напр. в чтениях-концертах, к-рые устраивал ярославский отдел ИППО. Ежегодно в Ярославле проходили великопостные религиозно-нравственные чтения при братстве свт. Димитрия Ростовского. Хор архиерейских певчих под упр. З. сопровождал их исполнением великопостных песнопений.
На ежегодных собраниях городского духовенства З. выступал с докладами на церковнопевческие темы, проводил дискуссии о совр. состоянии и нуждах церковных хоров.
Наиболее плодотворный период в творчестве З. пришелся на время управления Ярославской епархией архиеп. Тихоном (Беллавиным) (1907-1914). В 1907 г. по благословению архиеп. Тихона, обратившего внимание на неудовлетворительное исполнение гласовых песнопений во всей Ярославской епархии, З. гармонизовал для хора церковные гласовые песнопения местного напева. В одном из писем свящ. Василию Металлову З. отмечал: «Пение понаслышке древнее, хорошо знакомо оно и населению, изъять его из употребления скоро нельзя, а если оно имеет даже ценность, как местная особенность, то и следует ли его изгонять, напротив, не следует ли записать его буквами и как «обиход местного напева» издать и по нему изучать в школах свои напевы?» (РГБ. Муз. № 11. 1902. 22 янв.). Результатом этой работы стало изд. «Воскресное всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора» (Ярославль, 1908). В предисловии автор писал: «Местный Ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращенным Киевским («Господи, воззвах»), с Греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметева, вполне сохраняет черты местного колорита…» (С. 1). В гармонизации догматиков большого знаменного распева ярко выражено стремление автора к сохранению подлинной мелодии и ритма. Архиеп. Тихон высоко оценил труд З. по подготовке и изданию этой книги: 19 марта 1909 г. автор был награжден камилавкой, а книга была рекомендована в качестве руководства всем епархиальным хорам и как пособие при изучении церковного осмогласия (к-рое, согласно распоряжению Святейшего Синода, должно изучаться по местному распеву) в духовных учебных заведениях и во всех школах, где преподается церковное пение. Главная цель издания — введение во всех церквах епархии единообразного осмогласного пения.
Вершиной творчества композитора явилось песнопение «С нами Бог!», в котором отразились главные музыкально-художественные особенности его стиля. К изданной партитуре автором прилагалось пояснение, являющееся великолепным образцом авторской трактовки муз. текста и помогающее певцам в правильном и осмысленном исполнении произведения. 26 дек. 1912 г. «С нами Бог!» было впервые исполнено архиерейским хором на молебном пении в архиерейском доме.
16 сент. 1916 г. З. записался добровольцем на фронт; до Февральской революции 1917 г. служил полковым священником в действующей армии; к этому времени относится создание песни «Спите, орлы боевые».
По возвращении в Ярославль в февр. 1917 г. З. служил в Троицкой ц. Николаевского приюта, преподавал пение в Мариинской гимназии, организовал певч. капеллу под названием «Хор Зиновьева» при Сретенской ц. В 1918 г., в дни июльского ярославского восстания, З. создал песнопение «Великое славословие». Осенью того же года начал преподавать пение в советских школах Ярославля, но через год ему как священнику запретили педагогическую деятельность в школах. С 15 окт. 1921 по 1 окт. 1922 г. вел курс пения на кафедре эстетического воспитания Ярославского педагогического ин-та, руководил студенческим хором, а также хором учебной дивизионной школы.
В мае 1922 г. в Ярославле обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ) из-за отсутствия на кафедре арестованного в это время митр. Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского) управление церковной жизнью было отдано «Живой церкви». Правосл. духовенство Ярославской епархии отрицательно отнеслось к самозваной церковной власти. 10 окт. 1922 г. от имени духовенства и мирян Ярославля З. подписал заявление в ОГПУ о разрешении собрания в ц. Св. Духа. После собрания последовали аресты, 28 окт. был арестован З. Дополнительным поводом для ареста послужила проповедь 17 июня 1922 г. в Троицкой ц., к-рую он закончил словами: «…когда Николая прогнали — вы спали, Временное правительство свергнули — вы спали, Ленин сидит — спите. Сказал бы больше, да «Коровники» (ярославская тюрьма.- Авт. ) недалеко. Меня посадят, и вы тоже будете спать…» (ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-4773. Л. 60). 22 нояб. он был освобожден, поскольку 3 хоровых коллектива Ярославля остались без руководителя. После освобождения З. капелла Сретенской ц. под его упр. активно выступала с концертами, в ее репертуаре помимо рус. и зап. классики и народных песен оставалась и церковная музыка. В февр. 1923 г. З. пригласили преподавать пение в Ярославский гос. ун-т.
С окт. 1924 г. З. служил регентом в ц. прп. Сергия Радонежского на Рогожском кладбище в Москве. Скончался в московской больнице, был перевезен в Ярославль и похоронен на кладбище Тугова Гора, неподалеку от ц. Параскевы Пятницы, рядом с могилами его жены Марии Львовны и сына Николая. На месте погребения установлен гранитный памятник с крестом.
Композиторское наследие З. отличается простотой и ясностью стиля, красотой и богатством мелодий, в к-рых отражаются глубина и сила его религ. чувства. Анализ стилевых и художественных особенностей сочинений З. показывает, что их автор обладал глубокими познаниями в области гармонии, полифонии, контрапункта, композиции. Строгая и компетентная критика положительно отзывалась о духовно-муз. произведениях З.
Большая часть муз. сочинений опубликована в изд. «Избранные песнопения» (2002, 2005), среди которых — великая ектения, «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии), «Аллилуия» и сугубые ектении, Херувимская песнь e-moll, Херувимская песнь («Народная»), «Милость мира» № 1, 2, «Верую», «Имже образом желает елень» (концерт), «Господи, кто обитает в жилище Твоем?» (концерт), «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», Многолетие «патриаршее», «От восток солнца», «Вошел еси во церковь» (на облачение архиерея), догматики 8 гласов (по Октоиху синод. изд. 1900), литийная ектения № 1, 2, «Ныне отпущаеши» № 1, 2, «От юности моея» (квартет), «Величит душа Моя Господа», великое славословие, тропари Рождеству и Введению во храм Пресв. Богородицы, тропарь Рождеству Христову № 1, 2, тропари Сретению Господню, Св. Духу и Св. Троице, Донской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Сергию, «Ликуют ангели» (стихира на литии Рождества Христова), «Да отверзется дверь» (стихира Сретению), «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (стихира на Вход Господень в Иерусалим), «Преславная днесь» (стихира Пятидесятницы), «Во пророцех» (стихира на литии в день Св. Троицы), кондак акафиста Феодоровской иконе Божией Матери, кондак акафиста прп. Сергию, кондак святым Константину и Елене, светилен на Сретение, «С нами Бог!» (торжественный хор на молебен в Рождество Христово), «Объятия Отча», прокимен «Не отврати лица Твоего», «Слава Страстем Твоим, Господи», «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Совлекоша с Мене ризы Моя» (стихиры Великой пятницы), «Искупил ны еси» (тропарь Великой пятницы). Были опубликованы также кантаты «200-летнему юбилею со дня кончины свт. Димитрия» (слова свящ. А. Державина) (Ярославль, 1908), «600-летие явления Толгской иконы Божией Матери» (слова В. Зиновьева) (Ярославль, 1914).
Нек-рые сочинения не обнаружены, но упоминаются в различных источниках. Напр., в издании сочинения З. «С нами Бог!» (Ярославль, 1912) указаны следующие песнопения, приписываемые З.: Херувимская песнь G-dur, «Хвалите имя Господне» № 3 G-dur, тропарь свт. Димитрию Ростовскому, стихира свт. Димитрию Ростовскому, «О, дивное чудо» (глас 1, знаменный распев), кондак Иисусу Сладчайшему, «Ангел вопияше», «Душе моя» (трио; квартет). З. писал также стихи духовного содержания и сочинял к ним музыку.
В наст. время песнопения З. звучат в храмах и концертных залах. По благословению архиеп. Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного) в Ярославле с 2006 г. ежегодно проводится хоровой фестиваль им. Зиновьева, на к-рый съезжаются церковные и светские хоровые коллективы России.
Источник