Знак увеличения длительности ноты или

Знаки увеличения длительности звуков и пауз

Самым распространенным знаком увеличения длительности звуков в нотной грамоте является лига. Лигой называют дугообразную линию, расположенную между соседними нотами одной высоты. Фактически лига увеличивает длительность первой ноты на сумму длительностей всех последующих нот, располагающихся под данной лигой. То есть даже если под лигой находятся несколько нот, сыграть нужно только первую. Остальные лишь продлевают звучание этой первой ноты.

В редких случаях в нотной записи произведения можно встретить так называемую французскую лигу. Выглядит она примерно также как и обычная лига, но в отличие от нее — не связывает одинаковые по высоте ноты. Французская лига, расположенная рядом с нотой, немного увеличивает ее длительность. Важно отметить, что выбор времени, на которое увеличивается длительность звука, полностью лежит на музыканте. Французская лига лишь намекает, что неплохо было бы в этом моменте продлить звучание ноты, а окончательное решение по увеличению длительности принимает сам исполнитель.

Точки

Помимо лиги, для увеличения длительности звуков, довольно часто применяются точки. Точки в записи выставляются чуть правее нот или пауз, и обозначают что длительность соответствующей ноты (паузы) увеличивается ровно наполовину. К примеру, возьмем длительность четвертной ноты. Если поставить рядом с ней точку, то ее длительность увеличится до трех восьмых. Все это легко посчитать даже в уме, просто к одной четвертой нужно прибавить половину ее длительности, то есть одну восьмую.

Читайте также:  Гимн российской федерации ноты легкие

Для лучшего усвоения материала разберем ноту с точкой на примере. На нотном стане, изображенном чуть ниже, присутствует нота с длительностью одна восьмая с точкой. Сразу же за ней идет одна шестнадцатая. Вместе с точкой одна восьмая по длительности равна трем шестнадцатым: 1/8 = 2/16, а значит, половина одной восьмой будет равна 1/16. Мы уже знаем, что точка увеличивает длительность ноты наполовину, следовательно, 2/16 + 1/16 = 3/16. Если одна восьмая с точкой равна трем шестнадцатым, то вместе со следующей одной шестнадцатой нотой они составляют длительность 4/16 или 2/8 или 1/4.

Выходит, что при стандартном счете «раз, два, три, четыре», вы должны успеть сыграть эти две первые ноты. Причем на первые три играется одна восьмая, на последний счет – одна шестнадцатая. Вторая нота «ми» в такте играется снова на счет «раз», сохраняя звучание до счета «четыре», так как ее длительность равна одной четвертой.

Как только вы полностью усвоите соотношение длительностей данных нот, попробуйте сыграть две первые ноты (одну восьмую и одну шестнадцатую) на счет «раз», а последнюю ноту в такте (ми) — на счет «два». После этого перейдите на счет в уме. В будущем именно таким способом следует разучивать довольно сложные произведения по части ритма.

Очень редко в нотной записи встречаются две точки рядом с нотой. Вторая точка при этом указывает на увеличение длительности ноты наполовину от длительности первой точки. К примеру, длительность четвертной ноты с двумя точками увеличится на три шестнадцатых. Первая точка увеличивает длительность нот на две шестнадцатых, а вторая – на одну шестнадцатую.

Фермата

Ну и напоследок – знак увеличения длительности под названием фермата. На нотоносце он выглядит как небольшая дуга с точкой внутри. Как и французская лига, фермата не дает четких правил по увеличению длительности, а лишь указывает на возможность сыграть соответствующие ноты немного дольше положенного. А насколько дольше — выбор за музыкантом.

Источник

Добро пожаловать в Самоучитель Игры на Синтезаторе!

Основная цель Самоучителя — помочь начинающим музыкантам овладеть игрой на синтезаторе настолько, чтобы уметь исполнять произведения средней сложности, приобрести навыки чтения нот с листа, познакомиться с музыкальной грамотой.

Самоучитель создан на основе моего многолетнего педагогического опыта. Основы обучения на инструменте излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики.

Обучающий материал дается в форме самодостаточных уроков и расположен в порядке возрастающей трудности. Уже с первых уроков вы сможете исполнять небольшие пьески, несложные популярные произведения с автоаккомпанементом.

Все вопросы и предложения, появившиеся у Вас в ходе обучения, вы можете задать в комментариях или на форуме.
Я обязательно отвечу на них.

Желаю Вам успехов!

Урок 7. Нотная грамота: знаки увеличения длительностей нот и пауз.

Не все звуки, встречающиеся в музыкальных произведениях, соответствуют по своей продолжительности основным длительностям, поэтому в нотной записи дополнительно существуют знаки увеличения длительностей — нота с точкой, нота с двумя точками, залигованные ноты и фермата.
Из этого видеоурока для начинающих вы узнаете все об этих знаках, и выполнив практические задания на фортепиано или синтезаторе, успешно научитесь применять их на практике.

Подробное содержание урока

  • Увеличение длительностей с помощью одной и двух точек.
  • Залигованные ноты.
  • Фермата.
  • Разбор музыкальных примеров со знаками увеличения длительностей нот на синтезаторе или фортепиано.

Хотите предложить свою тему для видеоуроков?
Вы можете оставить свои заявки здесь: &nbspСтол заказов

Перейти к следующему уроку

Комментарии

Leon700, спасибо за интересный вопрос.

Для того, чтобы научиться не смотреть на клавиатуру при игре, нужно при игре «не смотреть на клавиатуру». Именно это и есть главное условие для развития навыков «слепой игры».

Вот несколько советов, которые помогут вам развить этот навык.

Для начала научитесь ориентироваться на клавиатуре по черным клавишам:
— Правой рукой найдите «на ощупь» две рядом стоящие черные клавиши, возьмите их вторым и третьим пальцами, при этом первый палец «ляжет» на белую клавишу «до», четвертый — на клавишу «ми».
— Затем «нащупаем» группу из трех черных клавиш, возьмем их вторым, третьим и четвертым пальцами, при этом первый палец придется на белую клавишу «фа», пятый на «си» (если нужно начать игру с другого пальца, подменим на нужный нам палец).
— Все остальные клавиши также учимся находить относительно черных клавиш.
— По тому же принципу найдем ориентиры и для левой руки.
— Отработайте передвижение «на ощупь» с помощью черных клавиш по всей клавиатуре, (можно придумать разные варианты, например, ищем клавишу «до» сначала правой, затем левой рукой, затем каждой рукой по очереди, двумя руками и т.д.).
— Постарайтесь «запомнить» рукой расстояние между группами из черных клавиш, (передвигаясь по разным октавам, через октаву, через две и т.д.).

После того, как научились ориентироваться по клавиатуре перейдем к следующему этапу — разучиванию упражнений.

Начинать нужно с несложных «пятипальцевых» , когда на каждую клавишу приходится один палец. Придумывайте любые комбинации пальцев и отрабатывайте их от заданных нот, не смотря на руку.

Расширять диапазон используемых клавиш нужно постепенно, сначала включить игру через клавишу, затем — через две (и т.д.).

Следующий этап – отработка приема подкладывания первого пальца, затем — перекладывания пальцев.

Очень помогает освоить игру «вслепую» игра по нотам — ведь одновременно смотреть на ноты и на клавиатуру сложно! Читайте как можно больше несложных пьесок с листа, чем больше вы прочтете несложных произведений, тем легче вам будет ориентироваться на клавиатуре.

Разучивать произведение нужно всегда одной и той же аппликатурой, либо подобранной самостоятельно, либо указанной в нотном тексте (как правило, в нотах для начинающих музыкантов есть аппликатурные обозначения), что поможет пальцам «запомнить» комбинацию движений, благодаря чему появляется возможность играть, не смотря на руку.

Также освоить «слепую игру» помогает «внутренний» взор, то есть умение представить положение руки на клавиатуре в уме — это очень действенный метод.

Ну и не забываем главное условие — для того, чтобы научиться не смотреть на клавиатуру при игре, нужно при игре «не смотреть на клавиатуру»!

Прием «подкладывания первого пальца»

Прием «перекладывания первого пальца»

Да, вы совершенно правы!
В гаммах также используется и подкладывание после 4-го пальца при переходе на следующую октаву вверх, и перекладывание 4-го пальца при переходе на октаву вниз (для левой руки в обратном порядке). Так же и со вторым пальцем (гаммы от си-бемоля и ми-бемоля).

Но гаммы не единственное средство для развития техники. Есть еще масса упражнений от маститых педагогов. Например, у Шарля Ганона подкладывание отрабатывается в упражнениях №32-№37. Заметьте, что подкладывание может быть после любого пальца, даже после 5-го, хотя такая аппликатура используется достаточно редко.

В этом сборнике есть и упражнения, построенные на основе несложных «пятипальцевых» комбинаций (№1-31), о которых я рассказывала в предыдущем комментарии.
Да и пусть вас не пугает размер упражнений, в сущности, все они построены по принципу секвенций – повторении одной комбинации от разных (соседних) нот.

Сборник можно скачать здесь:

Скопировала программку на свой яндекс диск.

Вот другая ссылка:

Что-то с моей ссылкой та же самая история.

Вот ссылка с гугла:

К сожалению я не сталкивалась с хорошим видеокурсом по синтезатору.
Свое мнение о некоторых видеокурсах я уже высказала в этой статье:
sintezator-online.ru/. /.

Больше мне добавить нечего.

Что касаемо моего видеосамоучителя:
В ближайшеее время закончу серию уроков по созданию стилей и после этого обязательно вернусь к самоучителю. Правда с темой следующего урока я еще не определилась.

Вы можете предложить свою тему для урока.
Если вас интересует что-то конкретное, напишите, можно на форуме, например, в этой теме:

Источник

Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз

В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.

Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.

Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).

Как точки могут увеличить длительность ноты?

ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.

Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.

ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.

Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.

Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.

Что такое фермата?

ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.

Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:

  1. В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
  2. В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.

Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.

Плюсующая лига

ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс» , она просто присоединяет и все.

Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?

Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.

Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами , то лигой соединяются только длительности нот . Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.

Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:

ЗНАК ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА
ТОЧКА удлиняет ноту или паузу наполовину
ДВЕ ТОЧКИ увеличивают длительность на 75%
ФЕРМАТА произвольное увеличение длительности
ЛИГА соединяет длительности, заменяет знак «плюс»

В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!

Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!

Источник

Оцените статью