Знаки альтерации для гитары

Песни под гитару Знаки альтерации

Аккорды песен под гитару, видео

Знаки альтерации

Знаки альтерации:

Полутон — наименьший музыкальный интервал между двумя нотами.
Чтобы изменить звук, повысить или понизить его на полутон, используются следующие знаки:

ДИЕЗ: # — повышает звук на 1 полутон.
БЕМОЛЬ: b — понижает звук на 1 полутон.
БЕКАР: — отменяет предыдущий знак альтерации.
ДУБЛЬ-ДИЕЗ: Х — повышает звук на целый тон.
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ: bb — понижает звук на целый тон.

  • Полутон соответствует продвижению на один лад на гитаре.

На рис. 9 проясняется использование диезов для обозначения повышения и, напротив, на рис. 10 показано использование бемолей для обозначения понижения звука на полтона.

Проанализировав эти два примера, вы увидите, что между нотой До и нотой Ре находится промежуточный звук, который можно определить как До-диез , если будем считать по восходящей, или как Ре-бемоль , если считать по нисходящей.

Таким же образом как До-диез соответствует Ре-бемолю , проявляется сходство в следующих парах звуков:

Октава — музыкальный интервал от ноты До и до следующей ноты До (или поднимаясь вверх, к более высокому звуку, или опускаясь вниз, к более низкому звуку), содержит 12 полутонов: при этом важно отметить, что интервалы между Ми и Фа , а также Си и До составляют полутон и соответственно в них не применимы знаки альтерации.

Источник

Знаки альтерации

В процессе разучивания пьес по нотам у многих начинающих гитаристов мог возникнуть вопрос: почему записанные подряд звуки мелодических последовательностей в одном случае играются на соседних ладах, в другом — с пропуском лада? Как уже говорилось, все лады на гитаре отстоят друг от друга на полтона. Два полутона образуют один тон.

Из тонов и полутонов и состоят поступенно идущие мелодии. Если расположить подряд звуки основных названий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), то получится следующая картина:

Для того, чтобы получить на данном звукоряде какой-либо иной полутон, кроме диатонических, надо повысить или понизить звук, составляющий с соседним один тон. Эта операция осуществляется с помощью знаков альтерации (происходит от латинского alteratio — изменять). К ним относятся диез — (знак повышения на полтона), бемоль — (знак понижения на полтона), бекар — (знак отмены действия диеза или бемоля). Знаки альтерации выставляются в каждом такте непосредственно перед нотой и точно повторяют ее местоположение на нотном стане. Действие каждого нотного знака (он называется в данной ситуации случайным) распространяется лишь на ту ноту, перед которой он стоит в пределах одного такта или до отмены знака внутри такта. В тех случаях, когда надо распространить действие знака альтерации на все произведение (иначе говоря, избежать выписывания его в каждом такте), знак становится сразу после ключа и повторяется затем в начале каждой строки. Такой знак называется ключевым.

Внимательно просмотрите помещенные ниже мелодии и затем сыграйте их, точно соблюдая все знаки альтерации.

В двух последних произведениях на одном и том же ладу играются разные по написанию звуки — ре-диез и ми-бемоль. Явление, при котором звуки одной и той же высоты записываются поразному, называется энгармонизмом. Выучите украинскую народную песню «Ехал казак»:

Добейтесь выразительности исполнения, хорошего легато, чередуйте пальцы правой руки.

Приступайте к разучиванию «Андантино» Ф. Сора. Играя эту пьесу, постоянно помните про ключевой знак фа-диез. Обратите внимание на II позицию в левой руке. Струны на II ладу прижимаются указательным пальцем, на III ладу — средним и т. д.

В этом произведении впервые встречаются динамические (громкостные) указания. Они конкретизируют характер исполнения, их соблюдение является залогом точного выполнения авторского замысла и выразительной игры. Динамические указания обычно проставляются в начале произведения, и их действие сохраняется до конца либо до появления очередного указания. Они обозначаются условными знаками и итальянскими словами:

— fortissimo — очень громко (фортиссимо)
— forte — громко (форте)
— mezzo forte — умеренно громко (меццо форте)
— mezzo piano — умеренно тихо (меццо пиано)
— piano — тихо (пиано)
— pianissimo — очень тихо (пианиссимо)
— crescendo, cresc. — усиливая звук (крещендо)
— diminuendo, dim. — постепенно затихая (диминуендо)

В следующем упражнении встречается сложный размер — .

Чтобы лучше усвоить его, простучите сначала ритм правой рукой, одновременно левой ровно пульсируя восьмыми. Во время игры не путайте диез и бекар.

Подберите песню «Во саду ли, в огороде» от ноты ре III лад (2) и запишите ее, употребляя, если понадобится, случайные знаки по данному образцу (под нотной строкой помещена запись ритмического рисунка песни и указаны используемые струны и лады):

Источник

Знаки альтерации

На прошлом уроке мы рассмотрели понятие альтерации.

Для изменения высоты нот используются следующие знаки альтерации: i — диез (англ. sharp -острый, диез), повышающий ноту на полутон; ь — бемоль (англ. flat — плоский, бемоль), понижающий ноту на полутон; х — дубль-диез (англ. double sharp), повышающий ноту на тон (два полутона); Ы> — дубль-бемоль (англ. double flat), понижающий ноту на тон. Для отмены и прекращения действия знаков альтерации применяется знак \ — бекар (англ. natural), возвращающий ноте её «натуральную» высоту (нота с бекаром вновь оказывается на «белом» поле фортепианной клавиатуры). До XVII века бекар в качестве знака отмены альтерации не применялся. Интересно, что в некоторых современных партитурах бекары и вовсе отсутствуют.

Напомним, что гитара, как и все инструменты с ладами на грифе, — инструмент темперированный. Полутон заключён между соседними ладами (на одной струне).

Если рассмотреть «белое поле» клавиатуры, то мы увидим, что полутоны находятся между нотами ми-фа и си-до. А промежуток между звуками до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си равен двум полутонам или целому тону. Но это только 7 белых клавишей в октаве звукоряда, а ведь еыь ещё 5 чёрных клавишей, приобретающих свои названия от находящихся рядом белых (см. Схему одно-октавной клавиатуры). Например: клавиша, находящаяся между нотами до и ре, получает название до-диез (нота до, повышенная на полутон) или ре-бемоль (нота ре, пониженная на полутон). Мы видим, что при различных названиях речь идёт об одной и той же клавише, следовательно, об одном и том же звуке. Совпадение звуков, одинаковых по высоте, но различных по написанию, называется энгармонизмом (от греч. evappovioc. — согласный, созвучный). Таким образом, нота до-диез энгармонически равна ноте ре-бемоль. Так же получают свои названия и чёрные клавиши, расположенные между нотами ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си.

Но посмотрим внимательнее на «белое поле» клавиатуры. Каждая клавиша здесь имеет даже не два (как на «чёрном поле»), а три энгармонически равных названия. Например: нота ре может называться также до х или ми-бемоль. Ту же «скрытую» альтерацию мы замечаем и на других белых клавишах. Для чего нужны такие сложности и почему избежать их невозможно, мы расскажем вам немного позднее, когда коснёмся темы Тональность.

В нотном письме имеется два типа применения знаков альтерации: ключевые и случайные. Ключевые знаки выставляются в начале строчки нотоносца, справа от ключа. Случайные ставятся слева перед нотами, и рассеяны они по всему тексту.

Ключевыми знаками могут быть или диезы, или бемоли, без смешения, причём расположены они всегда строго в определённом порядке: диезы — фа-до-соль-ре-ля-ми-си; бемоли — си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

Количество ключевых знаков определяется тональностью, в которой записана данная музыка. Связь ключевых знаков с определённой тональностью окончательно установлена в XVIII веке.

Ключевые знаки изменяют высоту одноимённых нот во всех октавах в пределах одной строчки нотоносца. Например:

Рассмотрим приведённый пример. У ключа стоят два диеза: фа и до. Первая нота ля играется на «белом поле» клавиатуры. Вторая — до — повышается на полутон, потому что у ключа стоит одноимённый диез. Третья нота, фа, играется, как фа-диез. Четвёртая нота до 3-й октавы тоже повышается на полутон, потому что ключевые знаки действуют во всех октавах. Пятая нота — фа — повышается на полутон. Так же, с повышением на полутон, играются и последующие ноты первого такта.

Во втором такте первая нота ре — «чистая». Вторая фа — диез. Третья и четвёртые ноты: си\ре-«белые». Пятая нота — до — повышается на полутон. Шестая и седьмая — «белые».

Случайные знаки изменяют высоту одноимённых нот только в одной и той же октаве, в пределах только одного такта. В приведённом ниже примере пунктирные линии показывают, как случайные знаки воздействуют на одноимённые ноты в той же октаве.

Обратите внимание на то, что девятая нота в первом такте — до-бемоль. На четырнадцатую ноту — ля воздействует знак бекар пятой ноты ля, а на пятнадцатую — ми — знак бекар седьмой ноты ми. Изменения первого такта не распространяются на второй такт. Здесь первая нота до будет чистой, несмотря на то, что в первом такте последняя до — бемоль. Одиннадцатая нота второго такта так же, как и девятая, — ре-бемоль. Остальные ноты играются по правилу ключевых знаков.

На следующем уроке мы рассмотрим что такое интервалы.

Приглашаем в нашу школу гитары

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.

Подробнее об уроках гитары

Источник

Нотное письмо

Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.

Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.

Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.

Нотный стан

Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.

Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.

Пауза

Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Звукоряд. Тон. Полутон

Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.

Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Октава
До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль Соль# Ля Ля# Си
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Полутон
Тон

Знаки альтерации

Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.

Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичныйСоль, басовыйФа, альтовыйДо.

Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки

Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.

Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.

Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.

Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.

Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.

Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.

Медленные темпы Умеренные темпы Быстрые темпы
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Largo Широко Andante Спокойно, не спеша Allegro Скоро
Lento Протяжно Andantino Чуть подвижнее, чем Andante Vivo Живо
Adagio Медленно Moderato Умеренно Vivace Живо
Grave Тяжело Sostenuto Сдержанно Presto Быстро
Allegretto Оживлённо Prestissimo Очень быстро
Allegro moderato Умеренно скоро

Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.

Оттенки движения Динамические оттенки движения Другие обозначения
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Molto Очень Ritenuto Сдерживая a tempo в темпе
Assai Весьма Ritardando Запаздывая tempo primo вернуться в первоначальный темп
Con moto С подвижностью Allargando Расширяя tempo I первоначальный темп
Commodo Удобно Rallentando Замедляя I’istesso В том же темпе
Non troppo Не слишком Accelerando Ускоряя
Non tanto Не столь Animando Воодушевляя
Meno mosso Менее подвижно Stringendo Ускоряя
Più mosso Более подвижно Stretto Сжато
Sempre Всё время

Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.

Постоянная громкость Изменение громкости Смена громкости
Итальянский Сокращение Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
fortissimo ff Очень громко crescendo Усиливая più forte Более громко
forte f Громко poco a poco crescendo Мало-помалу усиливая meno forte Менее громко
mezzo forte mf Средняя громкость diminuendo Стихая sforzando (sf) Резкое ударение звуков
mezzo piano mp Средне-тихо poco a poco diminuendo Мало-помалу стихая
piano p Тихо smorzando Замирая
pianissimo pp Очень тихо morendo Замирая

Мелизмы

Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды . К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.

Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.

Форшлаг бывает:

  • короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
  • длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.

Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.

Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.

Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

Приемы игры

Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.

Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.

Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.

Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.

Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.

Источник

Оцените статью