Песни под гитару Знаки альтерации
Аккорды песен под гитару, видео
Знаки альтерации
Знаки альтерации:
Полутон — наименьший музыкальный интервал между двумя нотами.
Чтобы изменить звук, повысить или понизить его на полутон, используются следующие знаки:
ДИЕЗ: # — повышает звук на 1 полутон.
БЕМОЛЬ: b — понижает звук на 1 полутон.
БЕКАР: — отменяет предыдущий знак альтерации.
ДУБЛЬ-ДИЕЗ: Х — повышает звук на целый тон.
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ: bb — понижает звук на целый тон.
- Полутон соответствует продвижению на один лад на гитаре.
На рис. 9 проясняется использование диезов для обозначения повышения и, напротив, на рис. 10 показано использование бемолей для обозначения понижения звука на полтона.
Проанализировав эти два примера, вы увидите, что между нотой До и нотой Ре находится промежуточный звук, который можно определить как До-диез , если будем считать по восходящей, или как Ре-бемоль , если считать по нисходящей.
Таким же образом как До-диез соответствует Ре-бемолю , проявляется сходство в следующих парах звуков:
Октава — музыкальный интервал от ноты До и до следующей ноты До (или поднимаясь вверх, к более высокому звуку, или опускаясь вниз, к более низкому звуку), содержит 12 полутонов: при этом важно отметить, что интервалы между Ми и Фа , а также Си и До составляют полутон и соответственно в них не применимы знаки альтерации.
Источник
Знаки альтерации
В процессе разучивания пьес по нотам у многих начинающих гитаристов мог возникнуть вопрос: почему записанные подряд звуки мелодических последовательностей в одном случае играются на соседних ладах, в другом — с пропуском лада? Как уже говорилось, все лады на гитаре отстоят друг от друга на полтона. Два полутона образуют один тон.
Из тонов и полутонов и состоят поступенно идущие мелодии. Если расположить подряд звуки основных названий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), то получится следующая картина:
Для того, чтобы получить на данном звукоряде какой-либо иной полутон, кроме диатонических, надо повысить или понизить звук, составляющий с соседним один тон. Эта операция осуществляется с помощью знаков альтерации (происходит от латинского alteratio — изменять). К ним относятся диез — (знак повышения на полтона), бемоль — (знак понижения на полтона), бекар — (знак отмены действия диеза или бемоля). Знаки альтерации выставляются в каждом такте непосредственно перед нотой и точно повторяют ее местоположение на нотном стане. Действие каждого нотного знака (он называется в данной ситуации случайным) распространяется лишь на ту ноту, перед которой он стоит в пределах одного такта или до отмены знака внутри такта. В тех случаях, когда надо распространить действие знака альтерации на все произведение (иначе говоря, избежать выписывания его в каждом такте), знак становится сразу после ключа и повторяется затем в начале каждой строки. Такой знак называется ключевым.
Внимательно просмотрите помещенные ниже мелодии и затем сыграйте их, точно соблюдая все знаки альтерации.
В двух последних произведениях на одном и том же ладу играются разные по написанию звуки — ре-диез и ми-бемоль. Явление, при котором звуки одной и той же высоты записываются поразному, называется энгармонизмом. Выучите украинскую народную песню «Ехал казак»:
Добейтесь выразительности исполнения, хорошего легато, чередуйте пальцы правой руки.
Приступайте к разучиванию «Андантино» Ф. Сора. Играя эту пьесу, постоянно помните про ключевой знак фа-диез. Обратите внимание на II позицию в левой руке. Струны на II ладу прижимаются указательным пальцем, на III ладу — средним и т. д.
В этом произведении впервые встречаются динамические (громкостные) указания. Они конкретизируют характер исполнения, их соблюдение является залогом точного выполнения авторского замысла и выразительной игры. Динамические указания обычно проставляются в начале произведения, и их действие сохраняется до конца либо до появления очередного указания. Они обозначаются условными знаками и итальянскими словами:
— fortissimo — очень громко (фортиссимо)
— forte — громко (форте)
— mezzo forte — умеренно громко (меццо форте)
— mezzo piano — умеренно тихо (меццо пиано)
— piano — тихо (пиано)
— pianissimo — очень тихо (пианиссимо)
— crescendo, cresc. — усиливая звук (крещендо)
— diminuendo, dim. — постепенно затихая (диминуендо)
В следующем упражнении встречается сложный размер — .
Чтобы лучше усвоить его, простучите сначала ритм правой рукой, одновременно левой ровно пульсируя восьмыми. Во время игры не путайте диез и бекар.
Подберите песню «Во саду ли, в огороде» от ноты ре III лад (2) и запишите ее, употребляя, если понадобится, случайные знаки по данному образцу (под нотной строкой помещена запись ритмического рисунка песни и указаны используемые струны и лады):
Источник
Знаки альтерации
На прошлом уроке мы рассмотрели понятие альтерации.
Для изменения высоты нот используются следующие знаки альтерации: i — диез (англ. sharp -острый, диез), повышающий ноту на полутон; ь — бемоль (англ. flat — плоский, бемоль), понижающий ноту на полутон; х — дубль-диез (англ. double sharp), повышающий ноту на тон (два полутона); Ы> — дубль-бемоль (англ. double flat), понижающий ноту на тон. Для отмены и прекращения действия знаков альтерации применяется знак \ — бекар (англ. natural), возвращающий ноте её «натуральную» высоту (нота с бекаром вновь оказывается на «белом» поле фортепианной клавиатуры). До XVII века бекар в качестве знака отмены альтерации не применялся. Интересно, что в некоторых современных партитурах бекары и вовсе отсутствуют.
Напомним, что гитара, как и все инструменты с ладами на грифе, — инструмент темперированный. Полутон заключён между соседними ладами (на одной струне).
Если рассмотреть «белое поле» клавиатуры, то мы увидим, что полутоны находятся между нотами ми-фа и си-до. А промежуток между звуками до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си равен двум полутонам или целому тону. Но это только 7 белых клавишей в октаве звукоряда, а ведь еыь ещё 5 чёрных клавишей, приобретающих свои названия от находящихся рядом белых (см. Схему одно-октавной клавиатуры). Например: клавиша, находящаяся между нотами до и ре, получает название до-диез (нота до, повышенная на полутон) или ре-бемоль (нота ре, пониженная на полутон). Мы видим, что при различных названиях речь идёт об одной и той же клавише, следовательно, об одном и том же звуке. Совпадение звуков, одинаковых по высоте, но различных по написанию, называется энгармонизмом (от греч. evappovioc. — согласный, созвучный). Таким образом, нота до-диез энгармонически равна ноте ре-бемоль. Так же получают свои названия и чёрные клавиши, расположенные между нотами ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си.
Но посмотрим внимательнее на «белое поле» клавиатуры. Каждая клавиша здесь имеет даже не два (как на «чёрном поле»), а три энгармонически равных названия. Например: нота ре может называться также до х или ми-бемоль. Ту же «скрытую» альтерацию мы замечаем и на других белых клавишах. Для чего нужны такие сложности и почему избежать их невозможно, мы расскажем вам немного позднее, когда коснёмся темы Тональность.
В нотном письме имеется два типа применения знаков альтерации: ключевые и случайные. Ключевые знаки выставляются в начале строчки нотоносца, справа от ключа. Случайные ставятся слева перед нотами, и рассеяны они по всему тексту.
Ключевыми знаками могут быть или диезы, или бемоли, без смешения, причём расположены они всегда строго в определённом порядке: диезы — фа-до-соль-ре-ля-ми-си; бемоли — си-ми-ля-ре-соль-до-фа.
Количество ключевых знаков определяется тональностью, в которой записана данная музыка. Связь ключевых знаков с определённой тональностью окончательно установлена в XVIII веке.
Ключевые знаки изменяют высоту одноимённых нот во всех октавах в пределах одной строчки нотоносца. Например:
Рассмотрим приведённый пример. У ключа стоят два диеза: фа и до. Первая нота ля играется на «белом поле» клавиатуры. Вторая — до — повышается на полутон, потому что у ключа стоит одноимённый диез. Третья нота, фа, играется, как фа-диез. Четвёртая нота до 3-й октавы тоже повышается на полутон, потому что ключевые знаки действуют во всех октавах. Пятая нота — фа — повышается на полутон. Так же, с повышением на полутон, играются и последующие ноты первого такта.
Во втором такте первая нота ре — «чистая». Вторая фа — диез. Третья и четвёртые ноты: си\ре-«белые». Пятая нота — до — повышается на полутон. Шестая и седьмая — «белые».
Случайные знаки изменяют высоту одноимённых нот только в одной и той же октаве, в пределах только одного такта. В приведённом ниже примере пунктирные линии показывают, как случайные знаки воздействуют на одноимённые ноты в той же октаве.
Обратите внимание на то, что девятая нота в первом такте — до-бемоль. На четырнадцатую ноту — ля воздействует знак бекар пятой ноты ля, а на пятнадцатую — ми — знак бекар седьмой ноты ми. Изменения первого такта не распространяются на второй такт. Здесь первая нота до будет чистой, несмотря на то, что в первом такте последняя до — бемоль. Одиннадцатая нота второго такта так же, как и девятая, — ре-бемоль. Остальные ноты играются по правилу ключевых знаков.
На следующем уроке мы рассмотрим что такое интервалы.
Приглашаем в нашу школу гитары
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы.
Подробнее об уроках гитары
Источник
Нотное письмо
Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.
Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.
Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.
Нотный стан
Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.
Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.
Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.
Пауза
Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.
Звукоряд. Тон. Полутон
Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.
Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Октава | |||||||||||
До | До# | Ре | Ре# | Ми | Фа | Фа# | Соль | Соль# | Ля | Ля# | Си |
До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | |||||
Полутон | |||||||||||
Тон |
Знаки альтерации
Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.
Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичный — Соль, басовый — Фа, альтовый — До.
Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.
Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.
Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.
Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.
Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.
Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.
Медленные темпы | Умеренные темпы | Быстрые темпы | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Largo | Широко | Andante | Спокойно, не спеша | Allegro | Скоро |
Lento | Протяжно | Andantino | Чуть подвижнее, чем Andante | Vivo | Живо |
Adagio | Медленно | Moderato | Умеренно | Vivace | Живо |
Grave | Тяжело | Sostenuto | Сдержанно | Presto | Быстро |
Allegretto | Оживлённо | Prestissimo | Очень быстро | ||
Allegro moderato | Умеренно скоро |
Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.
Оттенки движения | Динамические оттенки движения | Другие обозначения | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Molto | Очень | Ritenuto | Сдерживая | a tempo | в темпе |
Assai | Весьма | Ritardando | Запаздывая | tempo primo | вернуться в первоначальный темп |
Con moto | С подвижностью | Allargando | Расширяя | tempo I | первоначальный темп |
Commodo | Удобно | Rallentando | Замедляя | I’istesso | В том же темпе |
Non troppo | Не слишком | Accelerando | Ускоряя | ||
Non tanto | Не столь | Animando | Воодушевляя | ||
Meno mosso | Менее подвижно | Stringendo | Ускоряя | ||
Più mosso | Более подвижно | Stretto | Сжато | ||
Sempre | Всё время |
Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.
Постоянная громкость | Изменение громкости | Смена громкости | ||||
Итальянский | Сокращение | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
fortissimo | ff | Очень громко | crescendo | Усиливая | più forte | Более громко |
forte | f | Громко | poco a poco crescendo | Мало-помалу усиливая | meno forte | Менее громко |
mezzo forte | mf | Средняя громкость | diminuendo | Стихая | sforzando (sf) | Резкое ударение звуков |
mezzo piano | mp | Средне-тихо | poco a poco diminuendo | Мало-помалу стихая | ||
piano | p | Тихо | smorzando | Замирая | ||
pianissimo | pp | Очень тихо | morendo | Замирая |
Мелизмы
Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды . К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.
Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.
Форшлаг бывает:
- короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
- длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.
Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.
Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.
Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.
Сокращенное нотное письмо
Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.
Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.
— Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.
— Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.
— Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».
— Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».
— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.
— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.
Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:
Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:
Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:
Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).
Приемы игры
Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.
Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.
Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.
Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.
Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.
Источник