Знаки альтерации при аккорде

Песни под гитару Знаки альтерации

Аккорды песен под гитару, видео

Знаки альтерации

Знаки альтерации:

Полутон — наименьший музыкальный интервал между двумя нотами.
Чтобы изменить звук, повысить или понизить его на полутон, используются следующие знаки:

ДИЕЗ: # — повышает звук на 1 полутон.
БЕМОЛЬ: b — понижает звук на 1 полутон.
БЕКАР: — отменяет предыдущий знак альтерации.
ДУБЛЬ-ДИЕЗ: Х — повышает звук на целый тон.
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ: bb — понижает звук на целый тон.

  • Полутон соответствует продвижению на один лад на гитаре.

На рис. 9 проясняется использование диезов для обозначения повышения и, напротив, на рис. 10 показано использование бемолей для обозначения понижения звука на полтона.

Проанализировав эти два примера, вы увидите, что между нотой До и нотой Ре находится промежуточный звук, который можно определить как До-диез , если будем считать по восходящей, или как Ре-бемоль , если считать по нисходящей.

Таким же образом как До-диез соответствует Ре-бемолю , проявляется сходство в следующих парах звуков:

Октава — музыкальный интервал от ноты До и до следующей ноты До (или поднимаясь вверх, к более высокому звуку, или опускаясь вниз, к более низкому звуку), содержит 12 полутонов: при этом важно отметить, что интервалы между Ми и Фа , а также Си и До составляют полутон и соответственно в них не применимы знаки альтерации.

Источник

Урок 2. Звуки и знаки альтерации. Построение аккордов

Существует 7 звуков — A, B, C, D, E, F, G.

Из них строят аккорды. Если играть их по очереди на одной струне, то на ладах они расположены так:

Мы видим, что B и C, а так же E и F находятся рядом на соседних ладах, а другие звуки находятся друг от друга через лад.

Между этими семью звуками находятся, звуки которые не имеют своего названия, и для их обозначения используют знаки альтерации — # (диез) и b (бемоль)

Знак # (диез) — знак повышения звучания, указывает, что звук около которого диез написан, надо повысить, сделать его звучание чуть тоньше — сдвинуть на соседний лад в сторону корпуса гитары, например:

Знак b (бемоль) — знак понижения звучания указывает на то, что звук около которого бемоль написан, надо понизить, сделать его звучание чуть тяжелее — сдвинуть на соседний лад в сторону грифа гитары, например:

Порядок b (бемоль)

Посмотрите на оба варианта обозначения промежуточных звуков:

Мы видим, что A#=Bb, C#=Db, D#=Eb, F#=Gb, A#=Bb. Промежуточные звуки обозначают и диезами, и бемолями в зависимости от того, что Вам нужно.
Подробнее об этом мы расскажем дальше, а сейчас посмотрите, как звуки с диезами и бемолями расположены на гитаре:

Источник

Знаки альтерации при аккорде

Этот вид аккордов получается в результате повышения, либо понижения одной из ступеней аккорда на полутон. Сразу оговоримся, что III и VII ступени изменять нельзя, т.к. они отвечают за принадлежность аккорда к мажору или минору. Можно изменять V, IX, XI и XIII ступени. Указанное изменение ступеней не изменяет гармоническую функцию аккорда.

Обозначение альтерированных аккордов

Собственных названий аккорды этого вида не имеют. Обозначаются они следующим образом: сначала указывается название аккорда, после чего пишется необходимый знак альтерации (диез или бемоль), а затем изменяемая ступень.

Ниже приводим пример. Сравните: большой мажорный септаккорд Сmaj7 и построенный от него Сmaj7 ♭ 5:

Рисунок 1. Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Рисунок 2. Большой мажорный септаккорд с пониженной V ступенью (Сmaj7 ♭ 5)

Источник

Альтерация аккордов

Эта публикация посвящена прикладной теории музыки для гитаристов.

Использование альтерации — самый простой способ получить большое количество интересных, новых по звучанию аккордов. Альтерированные аккорды используются не только в сложной академической музыке, но являются обычными в джазовой гармонии, а также часто присутствуют в рок-стилях (арт-рок, и даже «тяжёлые» стили рока). Альтерация — это способ внести разнообразие в звучание.

В классическом курсе гармонии к альтерации обычно относятся как к чему-то «сложному», помещая эту тему в конец учебников. Но возможны и гораздо более простые подходы. Несмотря на это, для понимания темы альтерации вы должны владеть базовыми понятиями лада, тональности и строения аккордов:

Целью данной статьи является не столько углубление в вопрос, сколько призыв к экспериментированию: просто попробуйте изменять аккордовые звуки, и вы получите много свежих звучаний.

Итак, альтерация — это «изменение». Альтерация аккордов — это изменение их ступеней. Если мы говорим о джазе и других неакадемических стилях, в 99% случаев не альтерируется основной тон аккорда. В отличие от этого, в академической музыке аккорд, построенный на альтерированной ступени соответствующего лада, может трактоваться как аккорд с альтерированной примой.

Тональность или лад можно рассмотреть как 17-нотную структуру (7 диатонических ступеней и 5 оставшихся, каждая из которых может быть записана двумя способами). Таким образом, 10 хроматических звуков тяготеют к семи диатоническим.

Из 7 диатонических ступеней строятся все основные аккорды данной тональности, а 10 оставшихся хроматических звуков могут служить их альтерированными тонами.

Основное правило: повышение ступени аккорда должно разрешаться в следующем аккорде вверх, а понижение — вниз, так как альтерация служит для целей обострения тяготений.

Таким образом, в аккорде G7♯5 нота ре-диез (его повышенная квинта) должна превратиться в ноту ми в аккорде С (его терцию), а нота ре-бемоль в аккорде G7♭5 (пониженная квинта) — в ноту до в аккорде С (основной тон).

Основными носителями доминантовой функции в мажоре являются септаккорды V и VII ступеней, а субдоминантовой функции — септаккорды II и IV ступеней. Эти аккорды и альтерируются чаще всего (хотя, альтерируются и остальные).

Что касается ступеней аккордов, то чаще всего альтерируются квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима, поскольку альтерация оставшихся тонов — основного тона или терции — приводит к слишком явному изменению класса аккорда.

Ещё одно правило альтерации в ладу (тональности) состоит в том, что альтерируются те ступени лада, где «есть целый тон». Например, повышение (альтерация) ноты ми в тональности до мажор привело бы к записи ми-диез (вместо законно существующей фа), что означало бы, скорее всего, уже модуляцию в другую тональность, где «законной» является нота фа-диез, а не чистая фа.

Одновременная альтерация нескольких тонов аккорда может приводить к полиаккордовому эффекту. Например, если в аккорде G7 повысить квинту и септиму (Gmaj7♯5 — соль, си, ре-диез, фа-диез), возникает звучание аккорда B (си, ре-диез, фа-диез) на басу соль.

Возможна одновременная альтерация одного аккордового тона в обе стороны, например аккорд G7♯5♭5. Правила разрешения альтерированных ступеней такого аккорда остаются такими же.

Как понятие, альтерацию можно рассмотреть как внедрение в аккорд хроматических проходящих и вспомогательных звуков. С точки зрения терминологии, само понятие альтерации применимо только в сочетании с понятиями «диатоника» и «хроматика», что характерно для европейской музыки. В некоторых музыкальных системах народной музыки такие понятия неприменимы, следовательно, неприменимо и понятие альтерации (то же самое во многом относится и к авангардной музыке XX века).

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

альтерация

Альтерация аккордов субдоминантовой группы (в том числе аккорды двойной доминанты – DD)

Альтерация в учении о гармонии – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

Альтерироваться могут 2-я, 4-я и 6-я ступени. Изменение 7-й ступени, как правило, не считается альтерацией (это условная диатоника).

В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.

В мажоре 2-я ступень может быть и повышена, и понижена, 4-я ступень повышается, а 6-я понижается:

Понижение 7-й ступени в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.

В миноре 2-я ступень только понижается, 4-я ступень может быть как повышена, так и понижена, 6-я ступень может быть повышена:

В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается по тяготению, заданному альтерацией: повышенная – вверх; пониженная – вниз.

В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7♯1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (как D2):

В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):

В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие (II 1 5). Однако чаще употребляется II6 1 5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):

Но наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение 4-й ступени в мажоре и миноре:

Повышенная 4-я ступень образует острое вводнотоновое тяготение в доминанту, аналогичное тяготению 7-й ступени в тонику лада.

4-я ступень входит в звуковой состав II7 и его обращений как терцовый тон, а в IV7 и его обращения – как основной тон (прима). II7♯3 и IV7♯1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом, II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем аккорды 2-й ступени с повышенной терцией обозначаются II♯3 или DD, а аккорды 4-й повышенной ступени обозначаются IV♯1 или DDVII (вводная DD).

Повышение примы в септаккорде II ступени в мажоре (II7♯1) уже было рассмотрено выше.

Но одновременно с примой в II7 и его обращениях может быть повышена и терция (II7♯1♯3 или DD7♯1):

Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена 6-я ступень (аналогично понижению 2-й ступени в альтерированных аккордах доминантовой группы), являющаяся квинтовым тоном в II7 и терцовым – в IV7.

Понижение VI ступени способствует образованию в составе этих аккордов следующих хроматических интервалов :

II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43♯1 5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65 3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):

Перед аккордами альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).

Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):

При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.

В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной и VI ступенями в басу: II65♯3 (DD65), II43♯3 (DD43), IV7♯1 (DDVII7) и IV65♯1 ( DDVII65).

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут образовывать проходящие (II7#3 – T6 – II65♯3; II65♯3 – T64 – II43♯3; IV7♯1 – T64 – IV65♯1) и вспомогательные (T – II43♯3 – T; T – IV65♯1 – T; T – II2♯3 – T; T – IV43♯1 – T; K64 – IV7♯1 – K64; K64 – IV65♯1 – K64; K64 – II65♯3 – K64; K64 – II43♯3 – K64) обороты.

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в проходящих оборотах:

Альтерированные аккорды субдоминанты и доминанты весьма распространены в джазе. В отличие от классической гармонии параллельные квинты и прямое движение всех голосов здесь являются нормой:

Share this:

Like this:

Хроматизм. Альтерация

Хроматизм
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение (повышение или понижение) звука, а также движение по полутонам.

Понятие хроматизма предполагает расширение диатоники как основы за счет полутонового изменения (“расцвечивания”) основных ступеней.

Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации:

диез # — повышение на полутон;

бемоль — понижение на полутон;

дубль-диез x — повышение на тон;

дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон.

бекар — отказ от альтерации

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют на протяжении всего произведения либо его части, раздела во всех голосах и октавах.

Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Каждый случайный знак альтерации действителен лишь в пределах одного такта, в одном голосе, в одной октаве.

Мадригал “Moro lasso al mio duolo” К. Джезуальдо (ок. 1550 – 1613):

Плач Дидоны из оперы “Дидона и Эней” Г. Перселла (1659 -1695):

Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии).

Хроматизм, который разрешается малосекундовым движением вверх или вниз, подобно водному тону, называют вводнотоновым. Вводный тон (от нем. leitton, “ведущий” тон) — неустойчивая ступень звукоряда, расположенная полутоном выше или ниже соседней ступени.

Альтерация

Первоначально понятие альтерации (от позднелат. alteratio — изменение) возникло в связи с двояким начертанием звука В (си-бемоль), встречавшимся уже в X в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц.— mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным — более высокая («квадратная», франц. саrre, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.

На рубеже 17-18 вв. с внедрением в музыкальную практику темперированного строя и расширением в связи с этим круга тональностей были введены двойные знаки альтерации: дубль-диез и дубль-бемоль .

В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять).

В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой, а двойные знаки не применяются.

В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия. Например:

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину) . Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Например, в C-dur:

Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.

В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges – альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e – трезвучия VI ступени.

Источник

Читайте также:  Ах ночь голубая ночь ноты для гитары
Оцените статью