- Урок № 4. Курс «Нотная грамота»
- Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
- Знаки диез обозначает повышение ноты
- Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке
- Знаки альтерации
- Как диезы и бемоли меняют ноты?
- Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
- Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
- Как говорить и как писать?
- Ключевые и случайные диезы и бемоли
- Порядок диезов и порядок бемолей
- Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
Урок № 4. Курс «Нотная грамота»
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса «Нотная грамота», а именно стоение октавы:
Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Диез. Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона). Говорят, что ступень (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение (основной ступени) на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ступени. Своего названия не имеет, поэтому использует название основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом решётки, посмотрите на рисунок:
На рисунке обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез.
Бемоль. Теперь рассмотрим ту же самую чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре. Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона. Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ступени. Как и диез, своего названия не имеет, за основу берёт название основной ступени. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на картинке приводим обозначение бемоля:
Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой «до» и одновременно левее клавиши с нотой «ре». Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота «до-диез», либо нота «ре-бемоль» — всё зависит от того, какую ноту берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.
Простой пример: до-дубль-диез — это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.
Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.
Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.
Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре. П еред следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона ).
Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.
Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Д ействие ключевых знаков распространяется на всё произведение.
Пример использования диезов при ключе:
Ключевые знаки указывают, что все ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см. рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука «до«) и на пятой линейке (звук «фа«). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон. Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотвми не стоит знак бекар).
Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.
Источник
Знаки диез обозначает повышение ноты
Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:
Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть:
Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей (рисунок 2). Эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона):
Рисунок 3. Повышение ноты «до» на ½ тона
Говорят, что нота (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение ноты на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ноты до. Своего собственного названия он не имеет, поэтому для его названия используют название основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом решётки. Посмотрите на рисунок 4:
Рисунок 4. Нота «до-диез»
На рисунке 4 обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез (та самая чёрная клавиша между клавишами до и ре).
Бемоль
Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:
Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на ½ тона
Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ноты, в данном случае — ноты ре. Как и в случае диеза за основу берёт название основной ноты. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим обозначение бемоля:
Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»
Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от того, относительно какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой до и одновременно левее клавиши с нотой ре. Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль — всё зависит от того, какую ноту мы берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль
Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-диезом (). А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-бемолем (). Используются нечасто. Просто знайте, что такое тоже есть.
Бекар
Бекар отменяет действие диеза и бемоля, а также дубль-диеза и дубль-бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза. Посмотрите на рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ( ):
Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом
Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте звуковой файл. Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух действие диеза, бемоля и бекара.
Альтерация
Описанное повышение и понижение звуков называют словом альтерация.
Зона действия знаков альтерации
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. В этом случае действие знаков распространяется на всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или другие знаки альтерации — будьте внимательны!).
В заключение статьи предлагаем вам программу, которая наглядно покажет диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано.
iframe doesn’t supported
Водите мышкой над клавишами фортепиано.
Итоги
Диез — повышение основной ступени на пол-тона, бемоль — понижение основной ступени на пол-тона. Бекар отменяет действие бемоля и диеза.
Источник
Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке
Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».
Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.
В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.
Знаки альтерации
Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.
Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».
Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».
Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».
Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ , есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.
Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ , соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.
Как диезы и бемоли меняют ноты?
Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».
А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.
Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.
Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).
А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.
Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:
А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.
На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:
Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.
Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.
Как говорить и как писать?
ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.
ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.
Ключевые и случайные диезы и бемоли
Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.
Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.
Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.
Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.
Порядок диезов и порядок бемолей
Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.
То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?
А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.
Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».
А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).
Источник