Знаки нотного стана для гитары

Игра на гитаре

Как читать ноты?

Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:

Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:

То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.

Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .

Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):

  • – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
  • – половинная пауза,
  • – четвертая,
  • – восьмая,
  • – шестнадцатая,
  • – тридцать вторая.

Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.

  • = +
  • = +

Точка может стоять и у пауз.

    = +

  • = +
  • В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.

    В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.

    Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,

    играется так: ФаPeСиФа ФаФа ФаPeСи.

    Знак бекара означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:

    ФаPeСиФа ФаФаФаPeСи.

    Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:

    Фа PeСиФа Фа СиФа PeСи. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.

    Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,

    играется Фа PeСиФаФа ФаФа PeСи.

    Обозначения.

    Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.

    Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.

    Пальцы правой руки:

    • i – указательный,
    • m – средний,
    • a – безымянный,
    • p – большой.

    Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.

    Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:

    Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.

    Как играть?

    Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами. Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми). При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.

    Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально. Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть. Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).

    Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.

    Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.

    Источник

    Песни под гитару Музыкальные символы

    Аккорды песен под гитару, видео

    Музыкальные символы

    Музыкальные символы:

    Для графического представления нот используется система из 5 горизонтальных линий, которые составляют нотный стан.

    Ноты, обозначающие звуки, располагаются на нотном стане в соответствии с нумерацией линий. Нотный стан или нотоносец — набор нотных линеек (параллельных горизонтальных линий), на которые и между которых записываются ноты. Как правило, нотный стан состоит из пяти линеек. однако применяются также нотоносцы из одной, четырех, шести и другого количества линеек. Высоту отдельной ноты можно определить благодаря специальным символам, которые называются нотными ключами и располагаются в начале нотной строки.

    Скрипичный ключ — помогает определить позицию ноты соль на второй линии нотоносца и благодаря этому определить положение других нот на нотоносце.

    Вместе ноты, расположенные на линиях (смотрите рис. 1), а также ноты, расположенные в промежутках между линиями (смотри рис.2), представляют собой порядок звуков, расположенных по высоте: от более низких к более высоким .

    • Под низкими звуками следует понимать звуки по направлению от верхней к нижней линии нотоносца, или же от тонких к толстым струнам на гитаре.
    • Под высокими звуками следует понимать расположение звуков от толстых к более тонким струнами инструмента.

    Для обозначения звуков, высота которых выше или ниже, чем у нот, изображенных на рис. 3, мы будем использовать дополнительные линеечки:

    Эти линеечки представляют собой фрагменты линий нотного стана, выходящие за его пределы , и применяются для того, чтобы расширить диапазон доступных звуков.

    Рис.4 показывает гамму до мажор, протяженностью в две октавы, некоторые ноты которой обозначены с помощью дополнительных линеечек.

    Источник

    Читайте также:  Дебюсси арабеска ми мажор ноты для фортепиано
    Оцените статью