Знаки препинания ноты дозорные письменной речи

«Дозорные письменной речи». Презентация внеклассного мероприятия по русскому языку.
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме

Данная презентация в игровой форме дает представление о знаках препинания русского языка. Предназначена для учащихся 6-го класса.

Скачать:

Вложение Размер
презентация материала о знаках препинания 2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ДОЗОРНЫЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Составили: Хабетдинова Н.Ю. и учащиеся 6 б класса МОУ СОШ №43

Проблемный вопрос: Зачем нужны пунктуационные знаки?

Цели: Углубить знания учащихся о знаках препинания русской пунктуации; Раскрыть основное назначение и важность правильной постановки знаков препинания для русской речи; Привлечь внимание школьников к знакам препинания, вызвать большой интерес, побуждающий к дополнительной практической деятельности.

Юный филолог! Материал, с которым ты познакомишься, и рисунки, которые ты увидишь, помещены здесь не для забавы. Они помогают понять сложный мир русской пунктуации, учат думать не только головой, но и «глазами».

Часто «глазами» думают изобретатели. Например, Д. Уатт наблюдал, как под давлением пара поднимается крышка чайника, и… изобрёл паровую машину. Г.Е. Котельников увидел, как женщина вынимает из сумочки огромный платок, и… сконструировал ранцевый парашют. Учись и ты видеть в обыкновенном необычное, новое! Будь внимателен к рисункам, подумай, почему на них изображены те или иные детали. Но не торопись рассматривать только смешные рисунки: их можно понять только после чтения текста. В конце проекта даются рисунки без объяснения; поломай голову над ними и, если сам не догадаешься, посмотри следующую страницу, где даются ответы. В добрый путь!

Как пошёл ельник с песком или что такое пунктуация Незнайкин читал стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник»: Ну пошёл же ради бога небо ельник и песок невесёлая дорога эй садись ко мне дружок. Да, да! Незнайкин читал именно так: он просто произносил слова по порядку, как будто перед ним лежал словарь, на одной интонации, без пауз. Несколько зрителей из вежливости похлопали, и огорчённый чтец побрёл домой. — Стой, Незнайкин!— загородили ему дорогу Знаки Препинания.— Разве ты не видел нас, когда заучивал стихотворение?! Длинный Восклицательный Знак сказал: — Меня поставили после первой строчки обозначить конец предложения, но ты конца не заметил и читал так, что у тебя пошёл ельник и песок. Кроме того, я показываю, как нетерпеливо проезжий просит ямщика ехать быстрее; затем я стою после междометия эй, ведь это междометие не соседу на ухо говорится, его должен услышать мальчик, шагающий по обочине дороги; наконец, в четвёртой строчке я вновь обозначаю конец предложения и передаю дружелюбное, восклицание-приглашение. Вообще, где бы я ни находился, там нет места равнодушию и однообразию! — Неужели ты, Незнайкин, не понял,— заговорило Тире,— что во второй и третьей строчках не перечисляются небо, ельник, песок и дорога, а сначала названо то, что проезжий видит постоянно (небо, ельник и песок), потом делается пауза (на этом месте стою я), и только после паузы следует мысль-вывод, что дорога эта однообразна и не весела. Теперь взгляни на самое начало стихотворения. Я стою впереди слов и сигналю, что дальше следует живая речь, переданная без всяких изменений. — И на меня не обратил внимания,— печально продолжало Многоточие,— а я за двоих работаю в третьей строчке: и конец предложения обозначаю, и показываю, что проезжий задумался, а потом его внимание привлёк мальчик, и проезжий перестал думать о дороге.

— Мы, маленькие Запятые, тоже требуем уважения к себе. В первой строчке мы разделяем два побуждения к действию и просьбу, во второй — однородные члены предложения, в четвёртой делаем паузу перед обращением — нужно же выделить того, к кому обращаешься. После этого разговора Незнайкин читает уже по-другому: -Ну, пошёл же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невесёлая дорога. Эй! Садись ко мне, дружок! Как ты видел, знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих правил называется пунктуацией. И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы находим тексты, написанные от руки, практически без знаков препинания (и даже без раз­деления предложений на слова). Знаки препинания сформировались в основном после изобретения книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки. Эти правила постоянно совершенствовались. Причина изменений — развитие языка, его усложнение.

Где работают знаки препинания? Они трудятся на трёх рабочих местах: в конце любого предложения, внутри простого и между частями сложного. Иногда знаки препинания работают в паре: тире — с запятой, многоточие — с вопросительным или восклицательным знаком.

Непостоянная связка Жила-была Связка быть, она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени, но, как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла: — В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире. — Хорошо,— соглашалось Подлежащее,— но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределённой формой глагола. — Согласно,— кивало Сказуемое,— но я тоже ставлю свои условия: требования подлежащего — это и мои требования, кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу не. На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

Снова тире Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим. — Нужно исправлять,— поморщился Знайкин,— очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными. — Знайкин, не собираешься ли ты во всех неполных предложениях ставить тире?— спросил Самоделкин. — Не собираюсь. Ставить буду только там, где говорящий делает паузу. В своём ответе я пропустил много слов и не поставил вместо них тире, но в найденном мною предложении нельзя не сделать пауз и не поставить тире.

Дружные работники В студии телевидения проходила встреча с Однородными Членами предложения. — Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?— спросил ведущий. — На любые вопросы мы отвечаем только вместе. — Что вы делаете в предложении? — Выполняем работу одного из членов предложения. — Кто из вас старший в группе? — Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю — одному из членов предложения. Мастерская ремонтирует радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели. Сейчас Вы видите нашу работу в роли дополнения, а руководит нами Сказуемое ремонтирует . — Можете ли вы работать без руководителя? — Да, можем самостоятельно трудиться в роли подлежащего. Радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны и проигрыватели требуются всегда. — Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям? — Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами. — А если есть союзы или обобщающие слова? Нам не хватит времени на ответ: мы подчиняемся нескольким правилам! Советуем почитать учебник «Русский язык». Дружной компанией вышли Однородные Члены пред­ложения из студии телевидения. Вот уж, действительно, однородные!

Как обратиться к крокодилу? Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил: «Э-э-э-эй!». Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке. — Как же к нему обратиться?— размышлял Слонёнок. — Я придумала! придумала! придумала!— закричала Мартышка.— Я придумала Обращение! Давайте назовём его имя! — Крокодил!— закричали гости хором.— Мы пришли к тебе! — Кто это обращается ко мне так вежливо?— приоткрыл Крокодил один глаз.— Да это мои друзья. На другой день Мартышка всем сообщала: — Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит! — А если хотите написать письмо,— добавлял Удав,— не забудьте отделить Обращение запятой. — Или восклицательным знаком, если хотите «написать» Обращение «громко»,— заканчивал Слонёнок. Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!»

Что можно ввести в предложение? — Помоги, Знайкин,— обратился к приятелю Самодел-кин.— Я послал другу модель самолёта и написал письмо, только не знаю, правильно ли (нужно сказать, что Самоделкин был большой мастер делать, но не великий мастер писать). — Ты пишешь Эта модель будет хорошо летать, и данное утверждение не вызывает у тебя сомнения,— объяснял Знайкин,-— покажи своё отношение к высказанной мысли вводным словом конечно (только не забудь выделить его запятыми). В предложение Эта модель управляется по радио ты включил попутное замечание я сделал её сам. Чтобы друг тебя понял, выдели скобками или тире это вводное предложение: Эта модель (я сделал её сам) управляется по радио . — Спасибо,— поблагодарил Самоделкин,— теперь пусть ребята найдут в только что прочитанном тексте два вводных предложения.

Отгородились запятыми На синтаксическом собрании слово попросило Определение. — Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми. — Отчасти я с Вами согласно,— отвечало Подлежащее,— если мы все обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, Вы не обратили внимания на то, что Обособленные члены — это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения. Думаю, все со мной согласятся,когда я приведу два примера: Шумели под ветром сосны, высокие и стройные. Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные. — В таком случае нужно договориться о правилах,— предложил Синтаксис.— Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям? — С любой. — А Вы, Существительное? — Только позади меня; если хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины или уступки. — У нас есть ещё Обособленные Обстоятельства,— продолжал Синтаксис.— Сказуемое, посоветуйте, какие из них могут быть обособлены и где им стоять. — Пусть обособляются Деепричастия и Деепричастные Обороты, думаю, нужно разрешить им стоять где угодно.

Позвольте Вас уточнить! По дороге на синтаксическую работу встретились Обстоятельства на берегу и у костра. — Какое у Вас широкое значение!— изумилось Обстоятельство у костра. — Несколько километров! Наверное, приятно быть таким большим и важным? — Только с одной стороны,— отвечало Обстоятельство на берегу. — С другой — очень жаль читателя, если он при таких обстоятельствах будет кого-то искать. — Ради нашего читателя я готово Вас уточнить! Но что подумает об этом Синтаксис? — Очень хорошая мысль!— одобрительно сказал Синтаксис.— Мы назовём второе Обстоятельство Уточняющим и будем использовать его при обозначении места, времени и образа действия. На берегу, у костра, отдыхали рыбаки. Вчера, рано утром, мы отправились в поход. Тихо, едва слышно, шелестела листва. — Мы объявляем всем о важности Уточняющих обстоятельств,— продолжал Синтаксис,— и в знак того будем выделять их запятыми.

Впереди новые встречи Встретился ребятам Колобок. Он катился по сложному предложению, время от времени прыгал вниз и ставил знаки препинания. — Разве он учился в школе?— удивились ребята. — Это электронный Колобок,— объяснил Знайкин,— в него заложена программа по русскому языку. Колобок может найти границы простого предложения (даже односоставного и неполного) и использовать правила, чтобы ставить знаки в сложном предложении. Знайкин нажал кнопку, и Колобок произнёс: «Если Вы не изучили все правила, разделите пока запятыми простые предложения в составе сложного. Желаю вам новых встреч с правилами пунктуации!»

Попробуй так же кратко и образно рассказать о других знаках препинания

В «Энциклопедическом словаре юного филолога» в статье «Пунктуация» говорится: двоеточие и тире — знаки, смыслового неравноправия; кавычки выделяют всё, что пишущий считает нужным обозначить как «чужое», скобки — всё, что пишущий отводит на второй план; точка с запятой — это «усиленная запятая» или «ослабленная точка».

Знаете ли Вы… что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой; что испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце предложений (?!), но и в начале их в перевернутом виде; что армяне повествовательное предложение кончают двоеточием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.

Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:• познакомить с историей создания письменности,•.

«Умники и Умницы»Цели урока:1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием языка международного общения, его сферами функционирования и особенностями, определить место русского языка в круг.

Истоки возникновения славянской письменности, бережное отношение к славянским традициям. Расширение кругозора учащихся.

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус.

Источник

Урок «Пунктуация, или «ноты письменной речи»». 9-й класс

Класс: 9

Программа по русскому языку в 9 классе предусматривает изучение синтаксиса и пунктуации. Основные понятия и сведения о знаках препинания учащиеся уже получили, в 9 классе предстоит привести знания в систему. У учеников возникает вопрос – ЗАЧЕМ? Поэтому в начале учебного года я предлагаю провести такой урок – урок усвоения новых знаний на основе того, что уже известно.

– ответить на вопрос: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?”;
– вспомнить основные знаки препинания и их функцию в современном русском языке;
– ввести понятие – основные принципы русской пунктуации;
– на основе творческих заданий расширить кругозор учащихся, развить их мыслительную деятельность.

Метод обучения – творческий, частично – поисковый, проблемный.

Форма работы – фронтальная.

ИЗ ИСТОРИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (сообщение ученика – Приложение. Слайд 3, 4)

В самом начале существования русской письменной речи использовался только один знак – точка. Ее ставили в середине строки между группами нерасчлененных слов.

В рукописных текстах того времени можно встретить и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий современную запятую.

Появление привычных нам знаков препинания и оформление правил их употребления теснейшим образом связано с возникновением книгопечатания на русском языке.

В середине XVIII века использовались 8 знаков: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный (“удивительный”) знаки, скобки(“вместительный знак”), черточка (“единительный знак”).

К концу XVIII века появились новые знаки: тире, кавычки, многоточие. Достоверно известно, что знак ТИРЕ (или “черта”) первым начал употреблять Н.М.Карамзин.

Слово учителя. Что такое ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛА ИХ РАССТАНОВКИ – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет? Как ответить на этот вопрос, каждый решает сам.

В 9-м классе на уроках русского языка вы подробно будете говорить о синтаксисе сложного предложения и знаках препинания в нем.

Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы можем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и понимании чужих.

И тогда запятые, точки и тире раскроют нам свои тайны, станут нашими помощниками. Я надеюсь, что в раскрытии секретов пунктуации вам поможет сегодняшний урок.

ЧТО ТАКОЕ ПУНКТУАЦИЯ?

Задание № 1. (Слайд 5)

Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак. Издатель также ответил письмом без слов: на листе бумаги был восклицательный знак.

Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между Гюго и издателем. Обратите внимание на правила оформления диалога. (Слайд 6)

– Вам понравился мой новый роман?

– Мне очень понравился ваш роман!

– Достоин ли мой роман быть напечатанным?

– Роман будет обязательно напечатан!

– Каково Ваше мнение о романе?

– Замечательное произведение, великолепная книга!

Как видите, знаки препинания способны сами передавать информацию. Имея только ! и ? , мы смогли домыслить возможный диалог.

Какие знаки препинания вы знаете, какова их функция в современном русском языке? (Слайд 7)

Прочитайте текст лингвиста А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?

Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные заметки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.

Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.

Учитель: проследим это на примерах…

Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: “Поставить статую золотую пику держащую”. Они заспорили между собой. (Слайд 9–11)

Вопросы для беседы:

– продумайте, как мог разрешиться их спор?
– имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение?
– предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

Предложение завещания допускает двоякое толкование.

“Поставить статую, золотую пику держащую” – вполне по силам наследникам.

“Поставить статую золотую, пику держащую” – разоряло получателей наследства.

Скорее всего, никто так и не стал наследником!

Учитель: известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека (Казнить нельзя помиловать), но и ход истории: (Слайд 12)

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XII-XIV веков, притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король лишен был трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи.

Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание: “Эдуарда убить не смейте бояться полезно”

Вопросы для беседы:
– какие знаки препинания и как можно поставить в данном предложении?
– как меняется смысл предложения в зависимости от выбранного варианта?

Ответы: (Слайд 13)

“Эдуарда убить не смейте, бояться полезно” – и король останется жив!

“Эдуарда убить, не смейте бояться – полезно” – как утверждает история, тюремщики поставили “кровавую запятую”.

После наглядных заданий – примеров учащиеся готовы к анализу главной части урока – принципов русской пунктуации. (Слайд 14)

В основе русской пунктуации – ведущий принцип – грамматический , который требует, чтобы знаки препинания ставились в соответствии со структурой предложения, отражали его синтаксис.

Логическое членение речи, нюансы развития мысли помогает передать смысловой принцип пунктуации.

Интонационный принцип действует как второстепенный и может нарушаться в пользу грамматического.

Совмещение разных принципов, определяющих русскую пунктуацию, требует, чтобы правила учитывали совокупность грамматических, смысловых и интонационных признаков.

Учитель: перепишите текст, расставьте знаки препинания и посчитайте, сколько человек находилось в комнате? (Слайд 15)

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет ее муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.

Ответы: 6 человек и 11 человек.

Если мы ставим знаки препинания в соответствии с интонационным принципом русской пунктуации и перечисляем, то в комнате 6 человек. Если звучит интонация уточнения – 11 человек.

Более подробно об основных принципах русской пунктуации ученики будут говорить, изучая сложноподчиненные и бессоюзные предложения в 9 классе.

Учитель: и еще один наглядный пример, прежде чем каждый выскажет свое мнение. (Слайд 16–17)

Однажды в редакцию пришел молодой писатель и принес свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый.

Все прочли этот рассказ и возмутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

Старик-корректор оценил: “Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала”. Он взял рукопись, поклялся, что не изменит в ней ни слова, а “лишь пройдется по ней”.

Наутро корректор вернул рукопись, машинистка перепечатала, и все онемели. Это была прозрачная, литая проза. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни единого слова.

Всех интересовало одно – как произошло это чудо?

А корректор ответил: “Я просто правильно расставил знаки препинания. Особенно тщательно я расставил ТОЧКИ. И АБЗАЦЫ. Еще Пушкин говорил о значении знаков препинания.

Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это НОТНЫЕ ЗНАКИ. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”

Вопросы для беседы (Слайд 18):
– Как вы понимаете: “просто правильно расставил знаки препинания”?
(Не только в соответствии с грамматическим, но и смысловым и интонационным принципами русской пунктуации.)
– Что значит “знаки препинания – это нотные знаки”?
(Как музыку можно исполнить, читая нотные знаки, так и текст будет звучать лучше, правильнее, точнее, если пишущий верно расставил знаки препинания, а читающий смог их причесть.)

Задание № 8. (Слайд 19)

Закончите высказывания, используя материал сегодняшнего урока, или высказав свои собственные мысли:

Знаки препинания – это…

Они необходимы, потому что…

Итог урока: сейчас даже представить сложно нашу письменную речь без знаков препинания. А ведь когда-то не существовало ни точек, ни запятых. Даже слова друг от друга не отделялись.

Казалось бы, как хорошо, ошибок меньше допустишь, но это с точки зрения современного нерадивого ученика – читать и понимать написанное таким образом крайне сложно.

Теперь уже можно решить для себя: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?” (Слайд 20)

  1. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Санкт – Петербург: Сага, 2005 г.

Источник

Читайте также:  Naruto childhood memories ноты
Оцените статью