- Сочинение на тему «Знаки препинания служат нотами при чтении»
- Сочинение на тему «Знаки препинания служат нотами при чтении»
- Приложение к проекту «Знаки препинания — ноты при чтении»
- Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» для 5 класса. материал (русский язык, 5 класс) по теме
- Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сочинение на тему «Знаки препинания служат нотами при чтении»
А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении» . А никто никогда не задумывался, зачем нужны знаки препинания? Ведь мы используем их при письме уже даже не задумываясь, нужны они или нет. А ведь когда-то их и не было вовсе…
Последнее время в школах стали заставлять учеников рассуждать. Самый просто способ это сделать – задать сочинение-размышление, но для того, чтобы о чем-то размышлять, необходимо иметь какие-нибудь исходные данные. Давайте порассуждаем о пунктуации, зачем нужны знаки препинания и их роль в нашей жизни.
Как известно, русский язык не только один из самых сложных, но также и один из самых богатых. Но, если язык – это инструмент, то нужен и хороший мастер – человек, который будет правильно владеть языком.
Знаки препинания позволяют более точно выражать свои мысли, добавляют эмоциональный окрас предложениям. В современном компьютеризированном мире, к сожалению, выражают эмоции очень часто смайлами – пиктограммами, изображающими эмоции. Кстати, смайлики в своём большинстве состаят из знаков препинания. Но есть тексты, где использование смайликов не приветствуется. Именно в таких материалах и приходят на помощь знаки препинания.
Некоторые могут сказать, зачем нужны знаки препинания, если многие из них не используются. Да, многие не используются, но знать как интерпретировать тот или иной знак препинания необходимо. Прочитайте, хотя бы повесть «Мертвые души» и вы не только узнаете зачем Чичиков покупал мертвые души, но также увидите огромный спектр эмоций выраженный только благодаря правильной пунктуации.
Вообще, прародительницей знаков препинания считается точка. Она была найдена в памятниках древнерусской письменности. Потом появились и запятая, и точка с запятой, и все остальные знаки. И все же, зачем нужны знаки препинания, если раньше без них спокойно обходились?
Одним из самых главных значений знаков препинания является разделение. Знаки препинания делят текст на части – предложения, сложные предложения на более простые. Вообще, знаки препинания нужны для того, чтобы проще понимать смысл написанного. Хорошим объяснением, зачем нужны знаки препинания, является фраза «Казнить нельзя помиловать» . Ее, благодаря запятой, можно понять по разному: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать» … Разница очевидна.
Вот зачем нужны нам знаки препинания – чтобы лучше понимать друг друга, чтобы осознавать не только суть написанной фразы, но и ощущать передаваемые автором эмоции, заключенные в предложении.
Источник
Сочинение на тему «Знаки препинания служат нотами при чтении»
А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении» . А никто никогда не задумывался, зачем нужны знаки препинания? Ведь мы используем их при письме уже даже не задумываясь, нужны они или нет. А ведь когда-то их и не было вовсе…
Последнее время в школах стали заставлять учеников рассуждать. Самый просто способ это сделать – задать сочинение-размышление, но для того, чтобы о чем-то размышлять, необходимо иметь какие-нибудь исходные данные. Давайте порассуждаем о пунктуации, зачем нужны знаки препинания и их роль в нашей жизни.
Как известно, русский язык не только один из самых сложных, но также и один из самых богатых. Но, если язык – это инструмент, то нужен и хороший мастер – человек, который будет правильно владеть языком.
Знаки препинания позволяют более точно выражать свои мысли, добавляют эмоциональный окрас предложениям. В современном компьютеризированном мире, к сожалению, выражают эмоции очень часто смайлами – пиктограммами, изображающими эмоции. Кстати, смайлики в своём большинстве состаят из знаков препинания. Но есть тексты, где использование смайликов не приветствуется. Именно в таких материалах и приходят на помощь знаки препинания.
Некоторые могут сказать, зачем нужны знаки препинания, если многие из них не используются. Да, многие не используются, но знать как интерпретировать тот или иной знак препинания необходимо. Прочитайте, хотя бы повесть «Мертвые души» и вы не только узнаете зачем Чичиков покупал мертвые души, но также увидите огромный спектр эмоций выраженный только благодаря правильной пунктуации.
Вообще, прародительницей знаков препинания считается точка. Она была найдена в памятниках древнерусской письменности. Потом появились и запятая, и точка с запятой, и все остальные знаки. И все же, зачем нужны знаки препинания, если раньше без них спокойно обходились?
Одним из самых главных значений знаков препинания является разделение. Знаки препинания делят текст на части – предложения, сложные предложения на более простые. Вообще, знаки препинания нужны для того, чтобы проще понимать смысл написанного. Хорошим объяснением, зачем нужны знаки препинания, является фраза «Казнить нельзя помиловать» . Ее, благодаря запятой, можно понять по разному: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать» … Разница очевидна.
Вот зачем нужны нам знаки препинания – чтобы лучше понимать друг друга, чтобы осознавать не только суть написанной фразы, но и ощущать передаваемые автором эмоции, заключенные в предложении.
Источник
Приложение к проекту «Знаки препинания — ноты при чтении»
специалист в области арт-терапии
Собрание знаков препинания
Важное собрание знаков препинания.
Председателем избран Восклицательный знак.
– Товарищи! Знаки! Внимание! Внимание!
Слушайте! Меня!
Сегодня! У нас! На повестке! Дня.
– Мне кажется. Между прочим. –
перебило его Многоточие. –
При всем моем уважении.
вы злоупотребляете.
высоким. своим положением.
дорогой. Восклицательный знак.
– Регламент! Короче!
Уважаемое Многоточие!
Меня критикуете! А сами вы-то!
5. У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
6. Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура! Долой! Караул! Разбой!
7. Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?
8. Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
9. Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.
10. Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
11. — Если нет над нами точки,
Запятая — знак пустой! —
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
12. Двоеточие, мигая,
Закричало: — Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
13. — Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
14. — Нет. — сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.
15. Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: — То есть как!
16. — Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
25. Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки.
26. В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
27. Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
28. Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
Источник
Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_znaki_prepinaniya_-_noty_pri_chtenii.odt | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Знаки препинания — ноты при чтении.
— развивать культуру письма, совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся.
— продолжать совершенствовать навыки речевого самоконтроля;
— развивать речевое чутьё, лингвистическую интуицию;
— обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом
предложении по основным темам раздела.
Методы и приёмы :
- объяснительно-наглядный метод ( слово учителя, демонстрация презентации, эпизод из мультфильма, фронтальный опрос);
- частично- поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, выполнение тестового задания);
- использование деятельностной технологии обучения;
- рефлексия.
Знаки препинания — это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
— сообщить тему, цель и задачи урока.
— актуализировать знания школьников о знаках препинания.
— прочитайте эпиграф к уроку, как вы понимаете слова писателя? (слайд №1)
— какие слова — «помощники» нам помогут повторить материал и проверить свои умения?
(повторим, проверим, закрепим, отработаем, применим)
Работа в парах — основа деятельности сегодня на уроке. Помните, работая в паре, вы будете успешны. ( формирование коммуникативных УУД)
а) Метод простых вопросов:
— Какой раздел языка изучали?
— Какие основные языковые единицы в этом разделе?
— Какие знаки препинания научились ставить?
— Как называется раздел языкознания, в котором изучается система знаков препинания? (Слайд №2)
б) Запись предложения с прямой речью. М.В.Ломоносов сказал: «Знаки препинания ставятся по силе разума».
Формирование личностных УУД : дети высказывают свою точку зрения на данное высказывание.
— Как вы думаете, какой знак препинания является древнейшим?
— Какой является самым распространённым?
— Имеет ли запятая смысл? Какой?
в) Парад знаков препинания: угадай! Составь предложение о зиме с данным знаком препинания. (Работа по развитию речи: составление текста о зиме)
- Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!
- Вечно думал он над смыслом, изогнулся кромыслом.
- Я минус в математике, но знак другой в грамматике.
- Я маковкой-крупинкой упала на тропинку.
- На крохотное ушко упала завитушка.
- Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком.
- Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.
- Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, братья! (слайд №4)
г) Запись предложения с однородными членами . (слайд №5)
используйте опорные слова.
д) Подведени итогов основного этапа работы . Ребята, посмотрите на запись в тетради. У вас получился текст о зиме (слайд №6) Прочитаем работы друг друга, оцени ( формирование познавательных УУД)
Зима — волшебное время года. Вы любите снег? Снежинки — удивительное явление природы. Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами.
В холодную зиму многие птицы и звери нуждаются в защите.
С неба посыпались снежинки и мягким ковром легли на землю.
Дети рады зиме! Они играют в снежки, катаются с горки.
Мы идёи за шагом шаг.
Сделаем. вот так! (все вместе показываем шаг лыжника, бег конькобежца, играем в снежки, играем в хоккей).
- Метапредметные связи. (Слайд №7) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о невыученных уроках». Эпизод, где Витя Перестукин расставляет знаки препинания во фразе «Казнить нельзя помиловать»
— Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?
— Спасите жизнь короля Эдуарда. (слайд №8) Проявите милосердие, поставьте так знаки препинания, чтобы король остался жив.
« Эдуарда убить не смейте помиловать».
- Тестовая проверка знаний.
— Работа по карточкам: самостоятельно расставь знаки препинания.
- Рефлексия. Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Что ты узнал?
Твои пожелания себе, одноклассникам, учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложен.
Разработка комбинированного урока в 3 классе по УМК STARLIGHT 3 . Раздел «Story land». Урок проводится с использованием интерактивной доски.
Основная цель открытого занятия: Развитие мелодического слуха при выполнении творческих заданий. Использование авторских стихов, распевов и песен Светланы Науменко и Елены Назаровой в изуч.
(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»Метод: проблемный урок. .
Конспект открытого урока.
Бои 2/4 и 3/4, ноты открытых струн, разбор песни Ю.Визбора «Ты у меня одна".
Знать правило краткого ответа на вопрос.Уметь кратко отвечать на вопрос. Знать правила чтения открытого и закрытого слогов, уметь читать слова. Знать фразы приветствия.Уметь описывать картинки с помощ.
Источник
Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» для 5 класса.
материал (русский язык, 5 класс) по теме
Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_znaki_prepinaniya.docx | 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знаки препинания – ноты при чтении».
- Монопредметный;
- среднесрочный (до одного месяца);
- внутриклассный;
- групповой;
- информационный.
Требования, предъявляемые школой к развитию обучающихся, актуализируют задачу, связанную с культурой речи. Не секрет, что грамотность школьников последнее время падает, о чём свидетельствуют результаты ГИА-9 и ЕГЭ.
Одна из проблем становления функциональной грамотности сопряжена с пунктуацией. Всё дело в том, что в основе этого раздела науки о языке лежит смысловое понимание отрезка речи. Это особенное «смысловое понимание» текста сегодня реализуется в нарастающем количестве авторских знаков препинания. Последнее время в обществе происходят процессы, которые «расшатывают» сложившиеся в языке пунктуационные нормы. Например, двоеточие сегодня активно «потесняется» тире.
В ГИА-9 среди проверяемых элементов содержания – темы, связанные с пунктуацией:
- В4 (Осложнённое простое предложение);
- В5 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
- В7 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях).
Критерии оценивания грамотности изложения и сочинения ГИА-9 включают ГК2 – «Соблюдение пунктуационных норм».
В ЕГЭ среди проверяемых элементов содержания – темы, связанные с пунктуацией:
- А20 (Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами);
- А21 (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями);
- А22 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
- А23 (Знаки препинания в простом осложнённом предложении с однородными членами);
- А24 (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении);
- А25 (Знаки препинания в сложноподчинённом предложении);
- А26 (Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи).
Критерии ответа на задание С1 ЕГЭ (сочинение) включают К8 – «Соблюдение пунктуационных норм».
Все изложенные актуальные аспекты заставляют учителя искать доступные, увлекательные, интересные для обучающихся пути «раскрытия» сложного языкового явления, оптимальные формы и методы работы.
Данный проект предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.
Ещё Пушкин говорил о том, что «они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться», — считал К. Паустовский.
Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Развитие культуры письма, совершенствование правописной (пунктуационной) грамотности обучающихся.
- Изучить литературу по теме.
- Создать условия, способствующие повышению культуры письменного общения.
- Раскрыть перед учениками пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания с привлечением исторических сведений.
- Развить языковое чутьё, лингвистическую интуицию.
- Продолжить совершенствование навыков речевого самоконтроля на основе работы со справочной литературой.
- Создать условия для развития аналитических умений обучающихся извлекать информацию на основе работы с таблицами и схемами.
- Обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом предложении по основным темам раздела «Пунктуация».
Методы и приёмы
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод (слово учителя, чтение учебника, демонстрация презентаций, таблиц, схем, телевизионные передачи, фронтальный опрос);
- проблемный метод (наблюдение, работа с книгой, проблемный рассказ);
- частично-поисковый (эвристический) метод (самостоятельная работа учащихся, беседа, составление плана разрешения определённой проблемы);
- исследовательский метод (изучение справочной литературы по исследуемой теме, разработка плана исследования, оценивание полученных результатов, рефлексия).
План проведения проекта
- Разделить класс на 4 группы в зависимости от исследуемой проблемы:
- «Летописцы русской пунктуации»,
- «Литературная компания знаков препинания»,
- «Дозорные пунктуации»,
- «Головоломки знаков препинания».
- Дать задание группам.
Необходимо создать комфортные условия для дифференцированного обучения.
Возможности для всех учеников
Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:
- Анализ источников;
- Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;
- подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта;
- организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;
- обработка результатов;
- представление проектного продукта.
Для одарённых учеников
Одарённым ученикам можно поручить индивидуальные исследования, написание сочинения, создание банка тренингов, конструкторов.
Этих учеников можно ставить во главе группы.
Для учеников, испытывающих трудности в обучении
Проблемным ученикам можно дать задания для работы с художественной литературой по подбору загадок, стихов о знаках препинания.
- Организовать самостоятельную работу групп.
- Выработать критерии оценивания будущих работ и ознакомить с ними участников проекта.
- Подготовить отчёты по группам.
- Выступить с презентацией проекта.
- Дать оценку проведённой работе.
Предполагаемые формы продуктов проектной деятельности
- Буклет «Сведения из истории русской пунктуации» группы «Летописцы».
- Книжка «Парад знаков препинания» группы «Литературная компания».
- Тренинги по теме «Пунктуация» и сочинение о роли знаков препинания группы «Дозорные».
- Конструкторы группы «Головоломки».
Этапы работы над проектом
- Подготовительный.
- Актуализировать знания школьников о знаках препинания.
- Сообщить тему, цель и задачи проекта.
- Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.
- Определить источники информации.
- Подготовить памятки, инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.
- Найти в расписании время для консультаций.
- Установить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.
- Решить, как ученики собирают и где хранят результаты работы.
- Планирование.
- Познакомить учащихся с критериями оценивания работы .
Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.
Оценивание ученика происходит дважды: на входе (начало работы) и на выходе (её окончание) – по 3 уровням:
1-й уровень – 5 баллов,
2-й уровень – 10 баллов,
3-й уровень – 20 баллов.
Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности приведены в таблице.
Источник