Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_znaki_prepinaniya_-_noty_pri_chtenii.odt | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Знаки препинания — ноты при чтении.
— развивать культуру письма, совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся.
— продолжать совершенствовать навыки речевого самоконтроля;
— развивать речевое чутьё, лингвистическую интуицию;
— обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом
предложении по основным темам раздела.
Методы и приёмы :
- объяснительно-наглядный метод ( слово учителя, демонстрация презентации, эпизод из мультфильма, фронтальный опрос);
- частично- поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, выполнение тестового задания);
- использование деятельностной технологии обучения;
- рефлексия.
Знаки препинания — это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
— сообщить тему, цель и задачи урока.
— актуализировать знания школьников о знаках препинания.
— прочитайте эпиграф к уроку, как вы понимаете слова писателя? (слайд №1)
— какие слова — «помощники» нам помогут повторить материал и проверить свои умения?
(повторим, проверим, закрепим, отработаем, применим)
Работа в парах — основа деятельности сегодня на уроке. Помните, работая в паре, вы будете успешны. ( формирование коммуникативных УУД)
а) Метод простых вопросов:
— Какой раздел языка изучали?
— Какие основные языковые единицы в этом разделе?
— Какие знаки препинания научились ставить?
— Как называется раздел языкознания, в котором изучается система знаков препинания? (Слайд №2)
б) Запись предложения с прямой речью. М.В.Ломоносов сказал: «Знаки препинания ставятся по силе разума».
Формирование личностных УУД : дети высказывают свою точку зрения на данное высказывание.
— Как вы думаете, какой знак препинания является древнейшим?
— Какой является самым распространённым?
— Имеет ли запятая смысл? Какой?
в) Парад знаков препинания: угадай! Составь предложение о зиме с данным знаком препинания. (Работа по развитию речи: составление текста о зиме)
- Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!
- Вечно думал он над смыслом, изогнулся кромыслом.
- Я минус в математике, но знак другой в грамматике.
- Я маковкой-крупинкой упала на тропинку.
- На крохотное ушко упала завитушка.
- Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком.
- Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.
- Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, братья! (слайд №4)
г) Запись предложения с однородными членами . (слайд №5)
используйте опорные слова.
д) Подведени итогов основного этапа работы . Ребята, посмотрите на запись в тетради. У вас получился текст о зиме (слайд №6) Прочитаем работы друг друга, оцени ( формирование познавательных УУД)
Зима — волшебное время года. Вы любите снег? Снежинки — удивительное явление природы. Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами.
В холодную зиму многие птицы и звери нуждаются в защите.
С неба посыпались снежинки и мягким ковром легли на землю.
Дети рады зиме! Они играют в снежки, катаются с горки.
Мы идёи за шагом шаг.
Сделаем. вот так! (все вместе показываем шаг лыжника, бег конькобежца, играем в снежки, играем в хоккей).
- Метапредметные связи. (Слайд №7) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о невыученных уроках». Эпизод, где Витя Перестукин расставляет знаки препинания во фразе «Казнить нельзя помиловать»
— Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?
— Спасите жизнь короля Эдуарда. (слайд №8) Проявите милосердие, поставьте так знаки препинания, чтобы король остался жив.
« Эдуарда убить не смейте помиловать».
- Тестовая проверка знаний.
— Работа по карточкам: самостоятельно расставь знаки препинания.
- Рефлексия. Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Что ты узнал?
Твои пожелания себе, одноклассникам, учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложен.
Разработка комбинированного урока в 3 классе по УМК STARLIGHT 3 . Раздел «Story land». Урок проводится с использованием интерактивной доски.
Основная цель открытого занятия: Развитие мелодического слуха при выполнении творческих заданий. Использование авторских стихов, распевов и песен Светланы Науменко и Елены Назаровой в изуч.
(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»Метод: проблемный урок. .
Конспект открытого урока.
Бои 2/4 и 3/4, ноты открытых струн, разбор песни Ю.Визбора «Ты у меня одна".
Знать правило краткого ответа на вопрос.Уметь кратко отвечать на вопрос. Знать правила чтения открытого и закрытого слогов, уметь читать слова. Знать фразы приветствия.Уметь описывать картинки с помощ.
Источник
Урок «Пунктуация, или «ноты письменной речи»». 9-й класс
Класс: 9
Программа по русскому языку в 9 классе предусматривает изучение синтаксиса и пунктуации. Основные понятия и сведения о знаках препинания учащиеся уже получили, в 9 классе предстоит привести знания в систему. У учеников возникает вопрос – ЗАЧЕМ? Поэтому в начале учебного года я предлагаю провести такой урок – урок усвоения новых знаний на основе того, что уже известно.
– ответить на вопрос: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?”;
– вспомнить основные знаки препинания и их функцию в современном русском языке;
– ввести понятие – основные принципы русской пунктуации;
– на основе творческих заданий расширить кругозор учащихся, развить их мыслительную деятельность.
Метод обучения – творческий, частично – поисковый, проблемный.
Форма работы – фронтальная.
ИЗ ИСТОРИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (сообщение ученика – Приложение. Слайд 3, 4)
В самом начале существования русской письменной речи использовался только один знак – точка. Ее ставили в середине строки между группами нерасчлененных слов.
В рукописных текстах того времени можно встретить и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий современную запятую.
Появление привычных нам знаков препинания и оформление правил их употребления теснейшим образом связано с возникновением книгопечатания на русском языке.
В середине XVIII века использовались 8 знаков: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный (“удивительный”) знаки, скобки(“вместительный знак”), черточка (“единительный знак”).
К концу XVIII века появились новые знаки: тире, кавычки, многоточие. Достоверно известно, что знак ТИРЕ (или “черта”) первым начал употреблять Н.М.Карамзин.
Слово учителя. Что такое ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛА ИХ РАССТАНОВКИ – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет? Как ответить на этот вопрос, каждый решает сам.
В 9-м классе на уроках русского языка вы подробно будете говорить о синтаксисе сложного предложения и знаках препинания в нем.
Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы можем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и понимании чужих.
И тогда запятые, точки и тире раскроют нам свои тайны, станут нашими помощниками. Я надеюсь, что в раскрытии секретов пунктуации вам поможет сегодняшний урок.
ЧТО ТАКОЕ ПУНКТУАЦИЯ?
Задание № 1. (Слайд 5)
Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак. Издатель также ответил письмом без слов: на листе бумаги был восклицательный знак.
Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между Гюго и издателем. Обратите внимание на правила оформления диалога. (Слайд 6)
– Вам понравился мой новый роман?
– Мне очень понравился ваш роман!
– Достоин ли мой роман быть напечатанным?
– Роман будет обязательно напечатан!
– Каково Ваше мнение о романе?
– Замечательное произведение, великолепная книга!
Как видите, знаки препинания способны сами передавать информацию. Имея только ! и ? , мы смогли домыслить возможный диалог.
Какие знаки препинания вы знаете, какова их функция в современном русском языке? (Слайд 7)
Прочитайте текст лингвиста А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?
Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные заметки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.
Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.
Учитель: проследим это на примерах…
Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: “Поставить статую золотую пику держащую”. Они заспорили между собой. (Слайд 9–11)
Вопросы для беседы:
– продумайте, как мог разрешиться их спор?
– имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение?
– предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.
Предложение завещания допускает двоякое толкование.
“Поставить статую, золотую пику держащую” – вполне по силам наследникам.
“Поставить статую золотую, пику держащую” – разоряло получателей наследства.
Скорее всего, никто так и не стал наследником!
Учитель: известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека (Казнить нельзя помиловать), но и ход истории: (Слайд 12)
Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XII-XIV веков, притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король лишен был трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи.
Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание: “Эдуарда убить не смейте бояться полезно”
Вопросы для беседы:
– какие знаки препинания и как можно поставить в данном предложении?
– как меняется смысл предложения в зависимости от выбранного варианта?
Ответы: (Слайд 13)
“Эдуарда убить не смейте, бояться полезно” – и король останется жив!
“Эдуарда убить, не смейте бояться – полезно” – как утверждает история, тюремщики поставили “кровавую запятую”.
После наглядных заданий – примеров учащиеся готовы к анализу главной части урока – принципов русской пунктуации. (Слайд 14)
В основе русской пунктуации – ведущий принцип – грамматический , который требует, чтобы знаки препинания ставились в соответствии со структурой предложения, отражали его синтаксис.
Логическое членение речи, нюансы развития мысли помогает передать смысловой принцип пунктуации.
Интонационный принцип действует как второстепенный и может нарушаться в пользу грамматического.
Совмещение разных принципов, определяющих русскую пунктуацию, требует, чтобы правила учитывали совокупность грамматических, смысловых и интонационных признаков.
Учитель: перепишите текст, расставьте знаки препинания и посчитайте, сколько человек находилось в комнате? (Слайд 15)
На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет ее муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.
Ответы: 6 человек и 11 человек.
Если мы ставим знаки препинания в соответствии с интонационным принципом русской пунктуации и перечисляем, то в комнате 6 человек. Если звучит интонация уточнения – 11 человек.
Более подробно об основных принципах русской пунктуации ученики будут говорить, изучая сложноподчиненные и бессоюзные предложения в 9 классе.
Учитель: и еще один наглядный пример, прежде чем каждый выскажет свое мнение. (Слайд 16–17)
Однажды в редакцию пришел молодой писатель и принес свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый.
Все прочли этот рассказ и возмутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.
Старик-корректор оценил: “Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала”. Он взял рукопись, поклялся, что не изменит в ней ни слова, а “лишь пройдется по ней”.
Наутро корректор вернул рукопись, машинистка перепечатала, и все онемели. Это была прозрачная, литая проза. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни единого слова.
Всех интересовало одно – как произошло это чудо?
А корректор ответил: “Я просто правильно расставил знаки препинания. Особенно тщательно я расставил ТОЧКИ. И АБЗАЦЫ. Еще Пушкин говорил о значении знаков препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.
Знаки препинания – это НОТНЫЕ ЗНАКИ. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”
Вопросы для беседы (Слайд 18):
– Как вы понимаете: “просто правильно расставил знаки препинания”?
(Не только в соответствии с грамматическим, но и смысловым и интонационным принципами русской пунктуации.)
– Что значит “знаки препинания – это нотные знаки”?
(Как музыку можно исполнить, читая нотные знаки, так и текст будет звучать лучше, правильнее, точнее, если пишущий верно расставил знаки препинания, а читающий смог их причесть.)
Задание № 8. (Слайд 19)
Закончите высказывания, используя материал сегодняшнего урока, или высказав свои собственные мысли:
Знаки препинания – это…
Они необходимы, потому что…
Итог урока: сейчас даже представить сложно нашу письменную речь без знаков препинания. А ведь когда-то не существовало ни точек, ни запятых. Даже слова друг от друга не отделялись.
Казалось бы, как хорошо, ошибок меньше допустишь, но это с точки зрения современного нерадивого ученика – читать и понимать написанное таким образом крайне сложно.
Теперь уже можно решить для себя: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?” (Слайд 20)
- Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Санкт – Петербург: Сага, 2005 г.
Источник