Знаки препинания ноты русского языка

Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Открытый урок Знаки препинания — ноты при чтении.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_znaki_prepinaniya_-_noty_pri_chtenii.odt 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Знаки препинания — ноты при чтении.

— развивать культуру письма, совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся.

— продолжать совершенствовать навыки речевого самоконтроля;

— развивать речевое чутьё, лингвистическую интуицию;

— обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом

предложении по основным темам раздела.

Методы и приёмы :

  • объяснительно-наглядный метод ( слово учителя, демонстрация презентации, эпизод из мультфильма, фронтальный опрос);
  • частично- поисковый метод (самостоятельная работа учащихся, выполнение тестового задания);
  • использование деятельностной технологии обучения;
  • рефлексия.

Знаки препинания — это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

— сообщить тему, цель и задачи урока.

— актуализировать знания школьников о знаках препинания.

— прочитайте эпиграф к уроку, как вы понимаете слова писателя? (слайд №1)

— какие слова — «помощники» нам помогут повторить материал и проверить свои умения?

(повторим, проверим, закрепим, отработаем, применим)

Работа в парах — основа деятельности сегодня на уроке. Помните, работая в паре, вы будете успешны. ( формирование коммуникативных УУД)

а) Метод простых вопросов:

— Какой раздел языка изучали?

— Какие основные языковые единицы в этом разделе?

— Какие знаки препинания научились ставить?

— Как называется раздел языкознания, в котором изучается система знаков препинания? (Слайд №2)

б) Запись предложения с прямой речью. М.В.Ломоносов сказал: «Знаки препинания ставятся по силе разума».

Формирование личностных УУД : дети высказывают свою точку зрения на данное высказывание.

— Как вы думаете, какой знак препинания является древнейшим?

— Какой является самым распространённым?

— Имеет ли запятая смысл? Какой?

в) Парад знаков препинания: угадай! Составь предложение о зиме с данным знаком препинания. (Работа по развитию речи: составление текста о зиме)

  1. Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!
  2. Вечно думал он над смыслом, изогнулся кромыслом.
  3. Я минус в математике, но знак другой в грамматике.
  4. Я маковкой-крупинкой упала на тропинку.
  5. На крохотное ушко упала завитушка.
  6. Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком.
  7. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.
  8. Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, братья! (слайд №4)

г) Запись предложения с однородными членами . (слайд №5)

используйте опорные слова.

д) Подведени итогов основного этапа работы . Ребята, посмотрите на запись в тетради. У вас получился текст о зиме (слайд №6) Прочитаем работы друг друга, оцени ( формирование познавательных УУД)

Зима — волшебное время года. Вы любите снег? Снежинки — удивительное явление природы. Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами.

В холодную зиму многие птицы и звери нуждаются в защите.

С неба посыпались снежинки и мягким ковром легли на землю.

Дети рады зиме! Они играют в снежки, катаются с горки.

Мы идёи за шагом шаг.

Сделаем. вот так! (все вместе показываем шаг лыжника, бег конькобежца, играем в снежки, играем в хоккей).

  1. Метапредметные связи. (Слайд №7) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о невыученных уроках». Эпизод, где Витя Перестукин расставляет знаки препинания во фразе «Казнить нельзя помиловать»

— Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?

— Спасите жизнь короля Эдуарда. (слайд №8) Проявите милосердие, поставьте так знаки препинания, чтобы король остался жив.

« Эдуарда убить не смейте помиловать».

  1. Тестовая проверка знаний.

— Работа по карточкам: самостоятельно расставь знаки препинания.

  1. Рефлексия. Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Что ты узнал?

Твои пожелания себе, одноклассникам, учителю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Знаки препинания — ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложен.

Разработка комбинированного урока в 3 классе по УМК STARLIGHT 3 . Раздел «Story land». Урок проводится с использованием интерактивной доски.

Основная цель открытого занятия: Развитие мелодического слуха при выполнении творческих заданий. Использование авторских стихов, распевов и песен Светланы Науменко и Елены Назаровой в изуч.

(Опыт сравнительного анализа «Скупого рыцаря» А.С Пушкина и «Гобсека» Бальзака»Метод: проблемный урок. .

Конспект открытого урока.

Бои 2/4 и 3/4, ноты открытых струн, разбор песни Ю.Визбора «Ты у меня одна&quot.

Знать правило краткого ответа на вопрос.Уметь кратко отвечать на вопрос. Знать правила чтения открытого и закрытого слогов, уметь читать слова. Знать фразы приветствия.Уметь описывать картинки с помощ.

Источник

Урок «Пунктуация, или «ноты письменной речи»». 9-й класс

Класс: 9

Программа по русскому языку в 9 классе предусматривает изучение синтаксиса и пунктуации. Основные понятия и сведения о знаках препинания учащиеся уже получили, в 9 классе предстоит привести знания в систему. У учеников возникает вопрос – ЗАЧЕМ? Поэтому в начале учебного года я предлагаю провести такой урок – урок усвоения новых знаний на основе того, что уже известно.

– ответить на вопрос: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?”;
– вспомнить основные знаки препинания и их функцию в современном русском языке;
– ввести понятие – основные принципы русской пунктуации;
– на основе творческих заданий расширить кругозор учащихся, развить их мыслительную деятельность.

Метод обучения – творческий, частично – поисковый, проблемный.

Форма работы – фронтальная.

ИЗ ИСТОРИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (сообщение ученика – Приложение. Слайд 3, 4)

В самом начале существования русской письменной речи использовался только один знак – точка. Ее ставили в середине строки между группами нерасчлененных слов.

В рукописных текстах того времени можно встретить и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий современную запятую.

Появление привычных нам знаков препинания и оформление правил их употребления теснейшим образом связано с возникновением книгопечатания на русском языке.

В середине XVIII века использовались 8 знаков: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный (“удивительный”) знаки, скобки(“вместительный знак”), черточка (“единительный знак”).

К концу XVIII века появились новые знаки: тире, кавычки, многоточие. Достоверно известно, что знак ТИРЕ (или “черта”) первым начал употреблять Н.М.Карамзин.

Слово учителя. Что такое ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛА ИХ РАССТАНОВКИ – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет? Как ответить на этот вопрос, каждый решает сам.

В 9-м классе на уроках русского языка вы подробно будете говорить о синтаксисе сложного предложения и знаках препинания в нем.

Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы можем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и понимании чужих.

И тогда запятые, точки и тире раскроют нам свои тайны, станут нашими помощниками. Я надеюсь, что в раскрытии секретов пунктуации вам поможет сегодняшний урок.

ЧТО ТАКОЕ ПУНКТУАЦИЯ?

Задание № 1. (Слайд 5)

Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак. Издатель также ответил письмом без слов: на листе бумаги был восклицательный знак.

Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между Гюго и издателем. Обратите внимание на правила оформления диалога. (Слайд 6)

– Вам понравился мой новый роман?

– Мне очень понравился ваш роман!

– Достоин ли мой роман быть напечатанным?

– Роман будет обязательно напечатан!

– Каково Ваше мнение о романе?

– Замечательное произведение, великолепная книга!

Как видите, знаки препинания способны сами передавать информацию. Имея только ! и ? , мы смогли домыслить возможный диалог.

Какие знаки препинания вы знаете, какова их функция в современном русском языке? (Слайд 7)

Прочитайте текст лингвиста А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?

Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные заметки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.

Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.

Учитель: проследим это на примерах…

Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: “Поставить статую золотую пику держащую”. Они заспорили между собой. (Слайд 9–11)

Вопросы для беседы:

– продумайте, как мог разрешиться их спор?
– имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение?
– предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

Предложение завещания допускает двоякое толкование.

“Поставить статую, золотую пику держащую” – вполне по силам наследникам.

“Поставить статую золотую, пику держащую” – разоряло получателей наследства.

Скорее всего, никто так и не стал наследником!

Учитель: известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека (Казнить нельзя помиловать), но и ход истории: (Слайд 12)

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XII-XIV веков, притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король лишен был трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи.

Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание: “Эдуарда убить не смейте бояться полезно”

Вопросы для беседы:
– какие знаки препинания и как можно поставить в данном предложении?
– как меняется смысл предложения в зависимости от выбранного варианта?

Ответы: (Слайд 13)

“Эдуарда убить не смейте, бояться полезно” – и король останется жив!

“Эдуарда убить, не смейте бояться – полезно” – как утверждает история, тюремщики поставили “кровавую запятую”.

После наглядных заданий – примеров учащиеся готовы к анализу главной части урока – принципов русской пунктуации. (Слайд 14)

В основе русской пунктуации – ведущий принцип – грамматический , который требует, чтобы знаки препинания ставились в соответствии со структурой предложения, отражали его синтаксис.

Логическое членение речи, нюансы развития мысли помогает передать смысловой принцип пунктуации.

Интонационный принцип действует как второстепенный и может нарушаться в пользу грамматического.

Совмещение разных принципов, определяющих русскую пунктуацию, требует, чтобы правила учитывали совокупность грамматических, смысловых и интонационных признаков.

Учитель: перепишите текст, расставьте знаки препинания и посчитайте, сколько человек находилось в комнате? (Слайд 15)

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет ее муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.

Ответы: 6 человек и 11 человек.

Если мы ставим знаки препинания в соответствии с интонационным принципом русской пунктуации и перечисляем, то в комнате 6 человек. Если звучит интонация уточнения – 11 человек.

Более подробно об основных принципах русской пунктуации ученики будут говорить, изучая сложноподчиненные и бессоюзные предложения в 9 классе.

Учитель: и еще один наглядный пример, прежде чем каждый выскажет свое мнение. (Слайд 16–17)

Однажды в редакцию пришел молодой писатель и принес свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый.

Все прочли этот рассказ и возмутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

Старик-корректор оценил: “Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала”. Он взял рукопись, поклялся, что не изменит в ней ни слова, а “лишь пройдется по ней”.

Наутро корректор вернул рукопись, машинистка перепечатала, и все онемели. Это была прозрачная, литая проза. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни единого слова.

Всех интересовало одно – как произошло это чудо?

А корректор ответил: “Я просто правильно расставил знаки препинания. Особенно тщательно я расставил ТОЧКИ. И АБЗАЦЫ. Еще Пушкин говорил о значении знаков препинания.

Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это НОТНЫЕ ЗНАКИ. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”

Вопросы для беседы (Слайд 18):
– Как вы понимаете: “просто правильно расставил знаки препинания”?
(Не только в соответствии с грамматическим, но и смысловым и интонационным принципами русской пунктуации.)
– Что значит “знаки препинания – это нотные знаки”?
(Как музыку можно исполнить, читая нотные знаки, так и текст будет звучать лучше, правильнее, точнее, если пишущий верно расставил знаки препинания, а читающий смог их причесть.)

Задание № 8. (Слайд 19)

Закончите высказывания, используя материал сегодняшнего урока, или высказав свои собственные мысли:

Знаки препинания – это…

Они необходимы, потому что…

Итог урока: сейчас даже представить сложно нашу письменную речь без знаков препинания. А ведь когда-то не существовало ни точек, ни запятых. Даже слова друг от друга не отделялись.

Казалось бы, как хорошо, ошибок меньше допустишь, но это с точки зрения современного нерадивого ученика – читать и понимать написанное таким образом крайне сложно.

Теперь уже можно решить для себя: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?” (Слайд 20)

  1. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Санкт – Петербург: Сага, 2005 г.

Источник

Читайте также:  Когти для гитары для чего
Оцените статью