Знаки при ключе гитара

Знаки в тональностях

Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.

А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.

По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.

Читайте также:  Джо малон ежевика ноты

Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

  • Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.

  • Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Квинтовый круг

Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.

В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.

Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.

Источник

Как определить знаки при ключе?

Знаки при ключе пишутся в строго определенном порядке: фа,до,соль,ре,ля,ми,си, си,ми,ля,ре,соль,до,фа

Для того, чтобы определить знаки в тональностях, можно использовать такие правила:
«Последний диезседьмая ступень мажорной тональности»
«Предпоследний бемольтоника мажорной тональности».
Использовать эти правила можно в двух целях – и для того, чтобы определить тональность по имеющимся ключевым знакам, и для того, чтобы определить знаки в нужной тональности.
Предположим, что у нас есть следующие знаки при ключе:

Три диеза. Если последний диез«соль#»седьмая ступень мажорной тональности, то ее тоникой будет звук «ля». Следовательно, тональность с тремя диезами – Ля-мажор, или ее параллельная – Фа#-минор. Если в конце произведения в басу или мелодии происходит остановка на звуке «ля» — это Ля-мажор, если же на «фа#» — Фа#-минор.
Следующий пример:

Если предпоследний бемоль«ми-бемоль» — тоника мажорной тональности, то тональность может быть Ми-бемоль мажор, или параллельная – До-минор.

Для того, чтобы определить знаки в конкретной тональности, можно использовать те же правила. К примеру, для тональности Ля-бемоль мажор. Тоника тональности – «ля-бемоль» — предпоследний знак. Значит, нужно перечислить бемоли от первого, до «ля-бемоль», и прибавить еще один – последний – бемоль. Это будут бемоли: «си-ми-ЛЯ-ре». В Ля-бемоль мажоре – четыре знака при ключе:

Если тональность минорная, прежде чем определять знаки, нужно найти ее параллельную мажорную тональность: правило применимо именно к мажорным тональностям.
К примеру, дана тональность Си-минор. Нужно найти параллельную тональность (отсчитать малую терцию, или полтора тона вверх от минорной тоники). Параллельная Си-минору – тональность Ре-мажор.
Согласно правилу, седьмая ступень – до – последний диез тональности. В таком случае, список диезов в Ре-мажоре заканчивается на «до», а значит, включает в себя всего два первых диеза – «фа#» и «до#». Такие же знаки будут и в Си-миноре:

Источник

Уроки гитары для начинающих!

Здесь Вы научитесь играть на акустической и электрогитаре, а так же узнаете как можно быстро и эффективно овладеть этим удивительным инструментом!

Здесь Вы научитесь играть на акустической и электрогитаре, а так же узнаете как можно быстро и эффективно овладеть этим удивительным инструментом!

Теория для гитариста — знаки альтерации, ключи, лады

Уроки музыки на гитаре

Приветствую читатель! Добро пожаловать, в раздел по основам музыкальной теории, надеюсь, Вы уже ознакомились с предыдущими статьями! Ведь в них так же излагается довольно важная информация, поэтому, рекомендую прочитать их до того, как целиком и полностью Вы погрузитесь в этот материал.

Сразу хочу сказать, что этот урок, это повторение и дополнение видео урока под названием – “Вводный урок по музыкальной теории для гитариста“. Поэтому, посмотрите сначала видео, а после, прочитайте статью для закрепления всех полученных знаний!

Так как данный урок является “вводным ”, то начну с элементарных терминов:

Музыкальная система – это совокупность употребительных звуков, определенной высоты. Иначе говоря, любой звук, который Вы извлекаете, играя на гитаре, будь-то обычная игра аккордами или какие-либо специальные приемы звукоизвлечения (флажолеты, бенды, рычаг и так далее) входят в состав музыкальной системы.

Музыкальный звукоряд – это звуки из музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке. Если говорить проще, то если Вы двигаетесь только вверх или только вниз, по одной струне, то Вы, таким образом, играете либо нисходящий, либо восходящий звукоряд.

Все это очень похоже на ступени лестницы, именно поэтому, звуки музыкальной системы называют ступенями, а лестницей, можно назвать саму музыкальную систему!

Всего существует семь основных ступеней — До C, Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B).

Запомните все это, ведь совсем скоро, Вам понадобятся эти знания! Просто сейчас, я хочу уделить внимание еще паре важных терминов, до которых не смог добраться в видео уроке, а именно скрипичный и басовый ключ! Правда, для начала разберем сам термин “ключ”.

Ключи

Каждый ключ (существует два основных ключа — скрипичный и басовый) можно считать обозначением звуков определенной высоты или тонов, которые изображаются в виде нот на нотном стане. Каждый звук обозначает одну из семи букв латинского алфавита — До C, Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B).

Вы наверно думаете – “я не умею читать ноты, зачем мне все эти скрипичные ключи?”. Вот мой ответ: это основа, даже если Вы никогда не собираетесь учиться читать ноты, то как минимум, про ключи Вы должны знать! Вы можете не заучивать текст после заголовка “ключи”, но хотя бы просто прочитайте его, уверяю, Ваше понимание музыки от этого не станет хуже, а скорей наоборот, только лучше!

Продолжаю. Названия нот повторяются до бесконечности, по мере прохождения различных октав. Октава – это своего рода определенный цикл из нот, по завершению которого мы получаем те же самые ноты, но с более высоким звучанием!

Каждая восьмая нота (иначе говоря, нота с которой Вы начали, а правильно говоря — тоника) возвращает Вас к букве, с которой Вы начали, это и есть обозначение новой октавы.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ предназначен для записи более высоких нот. В нем обычно записывают ноты, расположенные выше ноты до первой октавы (если Вы когда-либо играли на фортепиано, то я говорю про ноты, которые Вы играете правой рукой).

Для гитариста, скрипичный ключ чаще всего единственный в нотной записи (правда, если применять пониженные строи, то и до басового ключа можно добраться). В целом, ноты или музыка для инструментов звучащих в верхнем (высоком) регистре, записывается в скрипичном ключе.

Басовый ключ

В басовом ключе (как Вы наверно уже поняли) записывают более низкие ноты, расположенные ниже ноты до первой октавы. Для каких инструментов применяют данный ключ? Как минимум один у Вас точно должен быть на уме – бас гитара, еще как пример — туба (медный духовой инструмент).

На этом, Ваше знакомство с ключами закончено! Надеюсь, Вы поняли, что к чему и теперь сможете поделиться новыми знаниями с друзьями (если в этом есть необходимость). Теперь, настало время перейти к следующему подзаголовку с довольно важной темой.

Знаки альтерации

Посмотрите внимательно на изображение ниже, как Вы видите, гриф гитары разделен ладами на тона и полутона. Теперь внимание, сейчас особое внимание уделите нотам, ми (E) и фа (F), а так же си (B) и до C! Заметьте, что между ними расстояние в пол тона (следующий лад), тогда как между всеми остальными в тон (через лад)!

Иначе говоря, расстояние от ми (E) до фа (F) равно половине тона, а так же между нотами си (B) и до (C) расстояние так же равно половине тона! Тогда как расстояние между всеми остальными нотами равно одному тону.

Как я уже говорил, существует семь основных ступеней — До С, Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B), но на рисунке Вы видите и другие ступени, что же с ними? Все просто!

Оставшиеся ступени образуются от производных, путем повышения или понижения звучания основных ступеней. Специально для этого были придуманы знаки альтерации!

# (Диез) — знак повышения звучания на пол тона. Пример: допусти нота ре (D), это основная ступень, значит созданная побочная ступень при помощи знака альтерации – диез, будет называться Ре-диез (D#).

b (Бемоль) – знак понижения основной ступени на пол тона. Пример: для демонстрации это знака альтерации возьмем ноту соль (G), значит производная ступень от ноты соль (при помощи знака — бемоль) будет называться соль-бемоль (Gb).

Есть еще один знак, правда используется он гораздо реже, но так сказать для общего развития, я его включу в список!

(Бекар) – знак отмены альтерации. Указывает на отмену всех предыдущих знаков альтерации, иначе говоря, восстанавливает звучание основной ступени.

Теперь, максимум внимания, еще одна очень важная деталь! Ступени, созданные при помощи знаков альтерации (# и b) обычно содержат в себе оба знака, но касательно какой-либо ноты!

Смотрите на рисунок ниже, чтобы понять, о чем идет речь:

Возьмем ноту Ля (A) за основу, если понизить звучание ноты Ля на пол тона (при помощи знака — бемоль), то получим ноту Ля бемоль (левее от ноты Ля). Но если повысить ноту Соль (G), то получим ноту Соль диез (правее ноты Соль).

Ля бемоль и Соль диез – это одна и та же нота! Посмотрите внимательно на изображение выше, и Вы наверняка это заметите, так же, это касается почти всех остальных нот, но правда, есть несколько исключений!

Это касается уже хорошо знакомых Вам нот — Си и До, а так же E и F, а все из-за того, что расстояние между ними равно половине тона, а не тону. Что это может значить? А то, что, не существует нот Си-диез и Ми-диез, а так же До-бемоль и Фа-бемоль!

Посмотрите на ноты еще раз, и Вы наверняка все поймете!

Важные термины!

Все что будет написано далее, я рекомендую выписать и заучить, так как Вам эти термины еще не раз пригодятся и знать их просто необходимо! Правда, перед тем как Вы начнете расширять свой словарный запас, я хочу донести до Вас еще кое-что.

Запомните названия открытых струн! Если вдруг, Вы не знаете что такое, открытая струна, то вот пояснение. Открытая струна – это струна, которую Вы не прижимаете к какому-либо ладу. Итак, все, что Вам нужно выучить, так это небольшую скороговорку “ми-си-соль-ре-ля-ми”. Напоминаю, отсчет струн идет с самой тонкой, иначе говоря, ми – первая струна, си – вторая и так далее.

Теперь к терминам!

Гамма – система звуков, имеющая определенную структуру и состоящая из тонов и полутонов.

Тоника – это основная нота в гамме, она придает завершенность и целостность композиции.

Тональность – звуковысотное расположение лада, определяется положением тоники. Пример: если у песни тональность До, то тоникой будет нота – До, если тональностью будет Фа, то следовательно тоникой будет нота – Фа. Все просто!

Всего существует двенадцать минорных и столько же мажорных тональностей. Пример: C – C# — D – Eb – E – так далее…

Лад – система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия. А если перефразировать в более простую форму, то лад — это схема построения звукоряда.

Как Вы можете заметить, определения лада и гаммы довольно похожи, но вот Вам пара отличий (больше не скажу, так как это Вы сможете понять только через еще пару тем по музыкальной теории):

1) Расположение звуков лада отличается от расположения звуков гаммы

2) Лад не содержит восьмой ступени гаммы (октаву)

На этом термины данного урока подошли к концу! Возможно, Вы даже знали эти определения, ведь они довольно часто используются музыкантами, а если нет, то в любом случае, заучите их, уверен, у Вас займет это всего несколько минут!

Мажор и минор

Есть два основных лада – мажорный и минорный! Наверняка Вы знаете, что каждый из них имеет свое характерное настроение, которое создается при помощи определенных звуков, заключенных в закономерную структуру.

Начну с мажора, он имеет следующую структуру: тон — тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Пример C (До) мажора: C – D – E – F – G – A – B – C

Жирным шрифтом выделен полутон, обычным – тон. Теперь, смотрите внимательно: от ноты До, до ноты Ре, расстояние в тон, от Ре до Ми в тон, от Ми до Фа в пол тона (почему, я говорил выше) и так далее…

Проанализируйте дальше самостоятельно, при помощи примера и самой структуры мажорного лада (указанной выше). Как только увидите сходство между примером и структурой, переходите к минорному ладу!

Натуральный минорный лад, построен следующим образом: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Пример C (До) минора: C – D – Eb – F – G – Ab – Bb – C

Разберите самостоятельно данный пример, дам лишь маленькую подсказу – не забывайте про знаки альтерации! Если запутаетесь, то поднимитесь выше и внимательно посмотрите на изображение с нотами на грифе гитары.

Так же, после, обязательно запомните структуры мажорного и минорного лада! Благодаря ним, Вам будет проще ориентироваться в этих ладах, а это Вам не раз пригодиться.

Заключение и задания для закрепления

Надеюсь, вся эта информация хорошо и без лишних тресков улеглась в Вашей голове. Ведь дальше, скорей всего будет сложнее, а для понимания грядущего материала, необходимо усвоить хотя бы этот. Поэтому, я подготовил так сказать домашнее задание, чтобы Вы как можно лучше запомнили данный урок и если вдруг остались пробелы, то Вы их мгновенно обнаружили и заполнили нужной информацией!

Вот Ваш список, он небольшой, но обязательно, именно сегодня, выполните его:

  1. Выучить слоговые и буквенные обозначения нот
  2. Выучить обозначения (ноты) открытых струн
  3. Запомнить структуру мажорного и минорного лада
  4. Выучить ВСЕопределения и термины этого урока!

В будущем уроке, я начну освещать тему интервалов, так что готовьтесь к множеству страшных слов, например – прима, секунда, терция. Правда, я верю и надеюсь, что после внимательного изучения предстоящей стать, Вам эти слова уже не будут казаться такими жуткими…

Источник

Оцените статью