Знакомство с аккордеоном для детей

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне
учебно-методический материал (музыка) на тему

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственный опыт. Думаю, что эта работа даст некоторые ориентиры и поможет в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_metodiki.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина Ирина Леонидовна

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне

Аккордеон – замечательный музыкальный инструмент, который имеет разные сферы бытования – он придает необыкновенную задушевность своим трогательным тембром при сопровождении песен, может быть ярким и зажигательным воплощением образов современной эстрады в публичных концертах и различных мероприятиях, или иметь камерное звучание в качестве инструмента академической сцены с классическим репертуаром. Благодаря многотембровости инструмента (наличию множества регистров переключения тембра звучания) на аккордеоне можно исполнять очень разнообразный репертуар, который может удовлетворить самого взыскательного слушателя, любящего и интересующегося музыкой. А налаженная система концертно-конкурсной деятельности становится привлекательной стороной для юных музыкантов при обучении.

Мой педагогический опыт складывался из личных наблюдений, а также, явился обобщением опыта ведущих педагогов. Несмотря на знакомство с методиками и учебно-методическими пособиями других педагогов, у меня складывается своя собственная система обучения детей.

Начальный период обучения длится в течение 2-3 лет, что обусловлено освоением учеником основных простейших навыков игры. На моей практике в основном занятия начинаются с детьми пяти — шести лет.

Ребенок, приходящий в студию, хочет научиться играть на аккордеоне. Насколько соответствует понятие игра в привычном смысле для юного музыканта? Сидя за инструментом приходится выполнять очень много задач одновременно — управлять достаточно сложным музыкальным механизмом, контролировать слухом воспроизводимое звучание, регулировать движения своего тела, а при исполнении по нотам необходимо расшифровывать нотную символику. Как справиться с этими задачами не потеряв интереса к своей деятельности и радости от новых знаний?

Ответ на этот вопрос вижу в правильной трактовке понятия играть , в подаче материала в игровой форме.

Обычный ребенок хочет получать радость и удовольствие при обучении и не согласен испытывать страдания ради музыки как искусства в момент учебной работы, чтобы получить достижения в будущем. Поэтому, педагогу следует прилагать усилия для того, чтобы сделать свои уроки и обучение в целом игрой. Это не означает, что игра не может быть связана с трудом, умственными и физическими усилиями.

На данный момент не существует общей методики преподавания обучению игре на аккордеоне. Сходство с фортепианной клавиатурой правого полукорпуса аккордеона позволяет опираться на достижения фортепианной методики обучения.

Думаю, что любой педагог, ищущий эффективные методы обучения, должен ознакомиться с методическими рекомендациями великих музыкантов на каких бы инструментах они не играли. В любом случае, можно получить большое пространство для размышления на волнующие вопросы.

Много интересного содержится в пособии И. Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург, 1994). В пособии собраны игры, которые одновременно являются упражнениями на развитие движений и ощущений необходимых при соприкосновении с инструментом. Упражнения расположены по мере возрастания сложности и делятся на три группы:

  1. Пальчиковые игры
  2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища
  3. Игры на осязание

Игры-упражнения мы используем с учениками для развития дифференцированных движений, координации, тонких тактильных ощущений – как в доинструментальный период так и в период работы за инструментом (при появлении технических трудностей). В работу мы берем разные упражнения из всех трех разделов, соответствующие уровню развития ребенка. Часть из них представляет собой модель, по образу которой можно придумывать собственные движения, а другие желательно выполнять точно из-за специфики определенного движения, что указывается в комментарии.

Много близкого для себя я нахожу в брошюре Г. Хохряковой «ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения?» (г. Екатеринбург, 1998). Автор рассуждает о том, как заинтересовать ребенка музыкой и создать благоприятную атмосферу для творчества и музицирования, а также подчеркивает значение игры для ребенка, считает, что педагог должен придумывать к каждому случаю новую игру.

В работу также я включаю некоторые упражнения из методической разработки для преподавателей ДМШ Е. В. Климовой «Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося-аккордеониста к овладению техническими навыками», которые учат «слушать» и «слышать» свои мышцы, помогают с легкостью осваивать и способствуют развитию мышечно-суставных ощущений и технических навыков аккордеонистов. В пособии есть нотное приложение, где к упражнениям добавлены образные веселые детские стишки, что облегчает работу. Многие из упражнений заимствованы из сборника Ганона, который пользовался особой популярностью в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века («Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья», 1873).

Для изучения нотной грамоты я использую пособие — «Где живут ноты, или веселая нотная азбука» (сл. Н. Френкель, муз. И. Космачева). Можно самостоятельно сделать карточки с каждой нотой и соответствующим стишком отдельно и придумать разные способы работы – выучив ноты показывать карточки вразброс, складывать из карточек полный звукоряд и т.п. Это пособие рассчитано только на изучение нот в скрипичном ключе в пределах одной октавы. Для басового ключа делаются отдельные карточки, которые сопоставляются с карточками нот в скрипичном ключе.

Далее, мы учим длительности нот, используя рисунок с основными длительностями, и потом приступаем к закреплению нотной грамоты: это работа с рисунком, в котором нужно угадывать, где расположена нота, а где просто какой — то схожий объект; письменное задание на определение правильной записи нот в басовом и скрипичном ключах, и обобщающего характера задание по чтению нот на рисунке «Паровозик» — где ученик должен прочесть каждую ноту и определить ее длительность. Ученики продолжают выполнять задания дальше, пока хорошо их не запомнят.

Для достижения воплощения главной цели – осознанного исполнения, убедительного воплощения художественного образа изучаемого музыкального произведения, выделяю составные части при работе. К примеру: работая над пьесой, уделяем внимание каждой партии в отдельности, отдельно проучиваем сложные места, придумывая ряд упражнений на подобный вид технических трудностей, следим за красивым и выразительным звуковедением, артикуляцией, в общем, за тем, что наполняет произведение – формой и содержанием.

На начальном этапе особое внимание нужно уделить посадке ученика и постановке инструмента и рук, потому что именно в данный период обучения складываются основные навыки игры, которые бывает очень сложно изменить в дальнейшем на других этапах. Учителю следует постоянно корректировать положение рук и инструмента, следить, чтобы спина во время исполнения была ровной, пальцы были округлыми, рука в запястье не прогибалась, а ноги стояли ровно с опорой на всю стопу; аккордеон стоял на левой ноге и имел опору на правой.

Большое внимание нужно уделить формированию навыков использования рациональной аппликатуры, что тоже важно именно в этот период как один из основных навыков. Для этого стараемся разобраться как строится мелодия и как соответственно нужно расставлять аппликатуру: если звуки идут по порядку, то и пальцы ставим так же и т.д.

Также, очень важно учить бережно относиться к инструменту, аккуратно брать и ставить его на место только на боковую или нижнюю планку, плавно нажимать регистры, то есть, развивать качества аккуратности и уважения, что тоже очень важно для успешного обучения в дальнейшем, так как мы обращаем внимание на общую культуру исполнителя, на культуру владения инструментом.

При работе с детьми применяю принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.

На данном этапе учащиеся проходят множество разнохарактерных пьес, в которых знакомятся со штрихами легато и стаккато, с мажорными и минорными аккордами в партии левой руки, которые подбираются для каждого индивидуально в соответствии со способностями и учебной программой.

Когда пьесы готовы, то ученики участвуют в концертах. Важно, чтобы ребенок не считал возникающие при исполнении запинки чем-то очень ужасным. Нужно объяснить, что ошибки при игре возникают всего лишь из-за того, что у ученика пока еще мало опыта, а выполненный характер пьесы и настроение намного важнее.

На начальном этапе обучения формируются основы исполнения, отношения к своей деятельности и к музыке, привычка играть определенным образом, поэтому педагог должен быть очень внимательным во всех сферах изучаемых учеником при контроле выполнения поставленной задачи и не пускать на самотек развитие ребенка во всех изучаемых разделах — звуковедении, посадке, аппликатуре, постановке рук и т.д.

Я нахожу много интересного и близкого для себя в начальном этапе обучения.

Источник

Знакомство с гармошкой, баяном и аккордеоном

Федотова Ольга Владимировна
Знакомство с гармошкой, баяном и аккордеоном

Музыкальный руководитель Федотова Ольга Владимировна

ГБОУ Гимназия №1799 «Экополис»

В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ»

«ЗНАКОМСТВО С ГАРМОШКОЙ, БАЯНОМ И АККОРДЕО НОМ»

Цель: углублять знания детей о музыкальных инструментах.

Задачи: знакомить с историей возникновения музыкальных инструментов. Воспитывать интерес к народной культуре и чувство гордости за русских мастеров музыкальных инструментов, развивать и обогащать словарный запас детей.

Слайд — заставка «Классическая музыка в детском саду»

Дети входят в зал под «Вальс – шутку» Шостаковича, занимают места.

Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие — мы поговорим с вами о музыкальных инструментах. Многие музыкальные инструменты вам знакомы, на них вы играете на музыкальных занятиях. Это – ложки, бубны, металлофоны.

Показ слайда «Детский оркестр»

Музыкальный руководитель. Давайте вспомним, какие ещё инструменты вы знаете (ответы детей).

Показ слайда «Музыкальные инструменты»

Музыкальный руководитель. Ребята, а на каком инструменте играл крокодил Гена из мультфильма?

Дети. На гармошке!

Музыкальный руководитель. Правильно, вот на такой гармошке.

(показать игрушечную гармошку) Гармошка состоит из двух частей – коробочек. Между ними находится складочки — мех, в которые накачивается воздух. На каждой части гармошки расположены кнопки. Гармонист нажимает на кнопочки, раздвигает мех и тогда гармонь начинает звучать.

Давайте послушаем, как звучит гармошка в «Песенке крокодила Гены».

Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».

Показ слайда «Крокодил Гена играет на гармошке»

Музыкальный руководитель. Гармошка или гармонь – это старинный русский народный музыкальный инструмент. Без гармошки не обходился ни один праздник: под гармошку пели частушки и плясали!

Показ слайда «Пляска под гармошку»

Музыкальный руководитель. Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошки тоже стали называться — Тульскими.

У Тульской гармошки очень красивая отделка – это нарядная гармошка. Она украшена ягодами или цветами.

Показ 2 -х слайдов:

«Тульская гармонь, украшенная цветами»

«Тульская гармонь, украшенная ягодами»

Наша Тульская гармошка не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка, ты подружка подпевай,

Мастеров старинной Тулы во весь голос прославляй!

-Послушайте, как звучит Тульская гармошка.

Звукозапись звучания Тульской гармошки.

Музыкальный руководитель. У гармони есть два брата – это современные музыкальные инструменты – Баян и Аккордеон.

Показ слайда «Баян и аккордеон»

Музыкальный руководитель. У аккордеона – с одной стороны кнопки, а с другой – клавиши, как у пианино.

Показ слайда «Аккордеон»

Он носит клавиши и кнопки,

И нрав его совсем не робкий.

Прекрасен в голосе своём,

Звучит оркестр целый в нем.

Аккордеон — как волшебство,

Все звуки собраны в него.

Музыкальный руководитель. Послушайте, как звучит аккордеон.

Звукозапись аккордеона.

Показ слайда «Аккордеон»

Музыкальный руководитель. У баяна на каждой коробочке корпуса, и справа и слева находятся кнопки.

У него рубашка в складку,

Любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт –

Если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём

С перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян.

Голосистый мой баян!

Показ слайда «Баян»

Музыкальный руководитель. Сегодня звучание баяна мы услышим не в записи, а в живом звуке! У нас в гостях юный баянист, выпускник нашего детского сада Никита Коковин. Он учится в музыкальной школе по классу баяна. Сегодня он исполнит для нас несколько музыкальных произведений.

ИСПОЛНЯЮТСЯ ПЬЕСЫ ДЛЯ БАЯНА.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поаплодируем нашему баянисту за прекрасное исполнение!

Сегодня ребята вы познакомились и послушали новый для вас музыкальный инструмент. Как он называется (баян).

А какие вы узнали похожие на баян инструменты?

Дети. Гармонь и Аккордеон!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-muzykalnye-instrumenty_ccgh7.pptx | 5244,72 Кб

Мастер-класс поделки из бумаги гармошкой «Букет для мамочки» Мастер класс «Букет для мамочки» Прекрасный праздник-8 марта,признано считать Международным Женским Днем, его отмечает вся страна. Каждый.

«Горд хвостом своим павлин!» Мастер-класс с использованием техники складывания бумаги «гармошкой» «Что за чудо, по полянке Ходит важно веер яркий! Красоты той властелин, Горд хвостом своим павлин!» (В. Сибирцев) Павлин считается самой.

Знакомство со школой Дети — существа любознательные, а потому знания усваивают лучше, если находятся в процессе интересного исследования. Этому лучше всего способствуют.

Аппликация гармошкой «Клоун». Аппликация гармошкой «Клоун». День смеха — всемирный праздник отмечающий первого апреля во многих странах. Во время этого праздника принято.

«Рыбка». Детский мастер-класс поделки из бумаги, сложенной гармошкой Для «Рыбки»понадобилось: -полоски тонированной бумаги четырёх цветов; -клеящий карандаш; — ножницы. В начале работы берем полоски разноцветной.

Аппликация гармошкой «Картина для мамы» 8 марта- «Международный женский день». Праздник весны, любви и красоты, тепла, цветов, улыбок и мужского внимания. Это день, когда не зависимо.

«Дружные ребята». Конспект НОД по аппликации из бумаги, сложенной гармошкой Конспект НОД по аппликации: Тема «Дружные ребята»! Задачи: Воспитательная цель: 1. Формировать понятия «Дружба». Учить сотрудничать и.

Мастер-класс поделки из бумаги гармошкой к 8 Марта «Цветочная полянка» (вторая младшая группа) К приближению весеннего праздника 8 марта хотелось поделиться своим опытом по работе с детьми этой несложной поделкой к празднику. У нас.

Проект: Знакомство с правилами дорожного движения «Знакомство с автобусом». Для детей раннего возраста. В наше время дети развиваются намного быстрее, чем в предыдущее десятилетие, это обусловлено с развитием новых технологий. Почти каждый.

Знакомство с Мишуткой. Конспекты подготовлены воспитателями: Макаровой Е. С. и Медведевой Ю. В. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во.

Источник

Читайте также:  Чем обрабатывать корпус гитары
Оцените статью