Знакомство с инструментом фортепиано 1 класс

Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 1 класса
методическая разработка по музыке по теме

Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося .

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_razrabotannyy_v_kontekste_tehnologiy_1_klass.docx 26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по классу фортепиано с учащимся первого класса.

Тема урока : «Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося».

Цель урока : Создать необходимую атмосферу и условия на уроке для того, чтобы вовлечь учащегося в область музыкально-художественного творчества.

  1. Раскрыть музыкальные способности учащегося.
  2. Смативировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом через пластическое интонирование и музыкально-игровые элементы на уроке.
  1. Фортепиано.
  2. Нотная литература.
  3. Наглядный материал.
  4. Ноутбук.

Художественный материал урока.

1.Мягкие игрушки: мышка, птичка, заяц, лиса, медведь, кошка.

2.Детские песенки: «Ку-ку», «Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».

3.Марш С.Прокофьев; Марш А.Тиличеева.

5.Ах, вы сени — русская народная песня.

6.Баю-баю — колыбельная песня.

7.Зрительный ряд: детские рисунки с изображением марширующих солдат, иллюстрации с изображением детей на параде;

иллюстрации с изображением танцующих девочек и мальчиков;

рисунки с изображением мамы, укачивающей своего малыша.

2. Знакомство с инструментом.

2.1. Знакомство с клавиатурой (название нот), регистрами. Использование игровых технологий.

3. Выявление музыкально-ритмических способностей учащегося.

3.1. Разучивание и исполнение детских песенок «Жук», «Огород», «Мышка», «Село солнышко».

4. Ознакомление учащегося с музыкальными жанрами: марш, танец, песня.

4.1. Раскрытие творческих способностей учащегося.

4.2. Здоровьесберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности (движения и пластическое интонирование под музыку).

5. Подведение итогов урока.

Ученик входит в класс.

Учитель: Здравствуй, Кирилл.

Ученик: Здравствуйте, Светлана Геннадиевна

Учитель: Подходи поближе к нашему инструменту, будем с ним знакомиться. Его зовут фортепиано. А знаешь ли ты, что в его имени спрятано два слова — слово форте—что значит громко, и слово пиано — что значит тихо. А теперь давай подойдем поближе к фортепиано и внимательно рассмотрим его.

Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживает» при опускании пальца на клавишу; сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, выше, а влево — все ниже и ниже.( Преподаватель показывает как звучат эти голоса).

А как ты думаешь, голоса каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам звучащим в верхнем регистре?

Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки (выбирает одну из названных игрушек и сажает на клавиатуру в верхнем регистре).

Учитель : А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?

Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем—зайки, лисички( выбирает игрушки и рассаживает их по клавиатуре ).

Учитель: Белые клавиши имеют всего семь имен: до, ре, ми, фа, соль, ля, си—на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. ( Преподаватель играет с учеником несколько раз гамму домажор в разных регистрах вверх и вниз называя клавиши ). А теперь попробуй отгадать загадки. Я буду тебе говорить слова, в которых спрятаны названия нот, а ты их будешь отгадывать.

ДО М, ПО МИ ДО Р, МИ Р, ЛИ СИ ЦА, АЛ ФА ВИТ, СТ РЕ КОЗА, БЕ РЕ Г, ЛЯ ГУШКА, ФА СОЛЬ , СИ РОП, ЧЕ РЕ ПАХА, ЗЕМ ЛЯ НИКА.

А теперь ты придумай слова, а я попробую найти спрятанную нотку.

Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми есть еще и черные, которые чередуются— две-три, снова две-три и т.д.

(преподаватель предлагает ученику поискать на инструменте две и три черные клавиши, сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами ).

Ты уже, наверное, заметил, что слева от двух черных клавиш находится нота до, а справа нота ми. Слева от трех черных клавиш находится нота фа, а справа нота си, и так по всей клавиатуре.

Поем и играем попевку « Ку-ку» по всей клавиатуре.

Учитель: А теперь давай прохлопаем со словами детские песенки: « Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».

В огороде лук растет.

2.Жук, жук где твой дом?

Мой дом под кустом.

3.На полянке у пригорка,

Собирал грибы Егорка.

4.Село солнышко давно,

На дворе темным-темно.

(затем играем их вместе с преподавателем).

Учитель: Всё музыкальное искусство строится на трёх основных музыкальных жанрах: марш, танец, песня.А теперь давай подойдем к ноутбуку, шагнем в картинку и постараемся ощутить себя среди детей, изображённых на ней, определить какая по характеру музыка будет созвучна с данной картинкой. Что изображено на картинке?

Ученик: На картинке дети идут на парад. У них в руках флажки, воздушные шарики, у мальчика — барабан.

Учитель: Как ты думаешь, какая должна звучать музыка?

Ученик: Громкая, энергичная, торжественная. Это марш.

Учитель: Молодец! Послушай, как об этом говорится в стихотворении:

Мимо зданий и оград,

Мы шагаем на парад

Трубы празднично трубят,

Мы шагаем на парад .

Я сыграю тебе марш, а ты маршируй вместе с героями. ( Звучит «Марш», ученик марширует).

Давай рассмотрим следующую картинку. Что изображено на ней?

Ученик: Здесь танцуют девочки, а на этой картинке танцуют мальчики.

Учитель: Как ты думаешь, под какую музыку танцуют девочки?

Ученик: Мне кажется музыка должна быть нежная, плавная.

Учитель: Покажи рукой плавность этой мелодии. ( Звучит «Вальс», ученик выполняет плавные, дугообразные движения рукой – пластическое интонирование).

А под какую музыку танцуют мальчики?

Ученик: В их танце музыка веселая, быстрая, громкая.

Учитель: Потанцуй, а я сыграю веселую музыку. ( Ученик танцует) .

А теперь давай рассмотрим последнюю картинку. Что происходит здесь?

Ученик: Здесь мама укачивает своего сыночка спать и напевает ему песню. А здесь девочка укачивает свою любимую игрушку, медвежонка, спать и поет песню.

Учитель: Совершенно верно. Какая по характеру музыка должна звучать в этой картинке?

Ученик: Музыка должна звучать тихая, напевная, спокойная.

Учитель: Вот такая? (Звучит колыбельная.Учитель предлагает ученику выбрать понравившуюся игрушку и покачать ее). А какие слова могут быть в этой песне?

Молодец, ведь это колыбельная песня. Давай придумаем слова к ней и споем ее.

Баю-баю заиньку качаю,

Баю-баю глазки закрывай.

А теперь давай закрепим те музыкальные жанры, с которыми сегодня познакомились.

Ученик: Это марш, танец и песня.

Проводится игра «Отгадай музыкальный жанр».

Учитель: Молодец, ты правильно определил все жанры. Ну, а теперь давай еще раз вспомним все, о чем мы говорили и что узнали нового сегодня на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ.

Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением.

Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано.

В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие «ансамбль»,история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возмож.

Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: .

Конспект урока музыки «Рассказывает фортепиано» 2 класс.

Источник

Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано

Цель данной работы: Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре. Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу. Развивать абстрактно — образное мышление, умение анализировать и сопоставлять. Развивать двигательно-игровые навыки ученика. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами. Развивать внимание и концентрацию. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_pervoe_znakomstvo_s_fortepiano.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Тема: Первое знакомство с фортепиано

(с иллюстрациями и игрушками с ученицей 1 класса)

Подготовила преподаватель фортепиано:

Эбубекирова Мельха Абрековна

Первое знакомство с фортепиано

Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

  1. Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами.
  2. Развивать внимание и концентрацию.
  3. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

  1. Знакомство с инструментом – фортепиано.
  2. Знакомство с регистрами фортепиано.
  3. Знакомство с клавиатурой.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Игры – загадки.
  6. Вывод, оценка занятия.
  7. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?». Ребёнок отвечает: «Пианино». Я добавляю, что он ещё называется «Фортепиано». Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте , до тихой – пиано . Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения – Е. Сигмейстера «Щовечора»,

Яркое звучание произведения – Д. Роули «На мотоцикле»,

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

— Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано , может «рассказать» обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться , погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний . Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Галынина «Медведь», а в верхнем регистре пьесу А.Рубаха «Воробей».

Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже «противный»; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе :

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте) , а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура . Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – «по две» или «по три», ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное «вызубривание» названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз «от печки», от клавиши «до». Чтобы ребёнок не стал «заложником отсчёта», гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки – «маночки». Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

  • практически – действенное;
  • наглядно – образное;
  • словестно – логическое.

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик . Он опирается на клавиши до и ми , поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки . У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль . Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа , а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

— Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:

«Где же Ля , а где же Си ?»

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной ? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Ре кс, ведь это клавиша — Ре .

Ре , Ре , Рекс в доме поживает,
Ре , Ре , Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по «маночкам». В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

— Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом». Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс «лепки» руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному. но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

— Педагог «берёт» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

— Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Эбубекирова Мельха Абрековна: преподаватель по классу фортепиано

Источник

Читайте также:  Гитара укулеле что это значит
Оцените статью