Конспект урока по классу фортепиано с учащимся 1 класса
методическая разработка по музыке по теме
Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razrabotannyy_v_kontekste_tehnologiy_1_klass.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по классу фортепиано с учащимся первого класса.
Тема урока : «Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося».
Цель урока : Создать необходимую атмосферу и условия на уроке для того, чтобы вовлечь учащегося в область музыкально-художественного творчества.
- Раскрыть музыкальные способности учащегося.
- Смативировать интерес у учащегося к дальнейшей творческой работе по овладению инструментом через пластическое интонирование и музыкально-игровые элементы на уроке.
- Фортепиано.
- Нотная литература.
- Наглядный материал.
- Ноутбук.
Художественный материал урока.
1.Мягкие игрушки: мышка, птичка, заяц, лиса, медведь, кошка.
2.Детские песенки: «Ку-ку», «Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».
3.Марш С.Прокофьев; Марш А.Тиличеева.
5.Ах, вы сени — русская народная песня.
6.Баю-баю — колыбельная песня.
7.Зрительный ряд: детские рисунки с изображением марширующих солдат, иллюстрации с изображением детей на параде;
иллюстрации с изображением танцующих девочек и мальчиков;
рисунки с изображением мамы, укачивающей своего малыша.
2. Знакомство с инструментом.
2.1. Знакомство с клавиатурой (название нот), регистрами. Использование игровых технологий.
3. Выявление музыкально-ритмических способностей учащегося.
3.1. Разучивание и исполнение детских песенок «Жук», «Огород», «Мышка», «Село солнышко».
4. Ознакомление учащегося с музыкальными жанрами: марш, танец, песня.
4.1. Раскрытие творческих способностей учащегося.
4.2. Здоровьесберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности (движения и пластическое интонирование под музыку).
5. Подведение итогов урока.
Ученик входит в класс.
Учитель: Здравствуй, Кирилл.
Ученик: Здравствуйте, Светлана Геннадиевна
Учитель: Подходи поближе к нашему инструменту, будем с ним знакомиться. Его зовут фортепиано. А знаешь ли ты, что в его имени спрятано два слова — слово форте—что значит громко, и слово пиано — что значит тихо. А теперь давай подойдем поближе к фортепиано и внимательно рассмотрим его.
Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживает» при опускании пальца на клавишу; сколько клавиш, столько разных голосов, из которых можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, сначала нужно подружиться с ними, запомнить их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, выше, а влево — все ниже и ниже.( Преподаватель показывает как звучат эти голоса).
А как ты думаешь, голоса каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам звучащим в верхнем регистре?
Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки (выбирает одну из названных игрушек и сажает на клавиатуру в верхнем регистре).
Учитель : А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?
Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем—зайки, лисички( выбирает игрушки и рассаживает их по клавиатуре ).
Учитель: Белые клавиши имеют всего семь имен: до, ре, ми, фа, соль, ля, си—на каждой восьмой белой клавише они снова повторяются. ( Преподаватель играет с учеником несколько раз гамму домажор в разных регистрах вверх и вниз называя клавиши ). А теперь попробуй отгадать загадки. Я буду тебе говорить слова, в которых спрятаны названия нот, а ты их будешь отгадывать.
ДО М, ПО МИ ДО Р, МИ Р, ЛИ СИ ЦА, АЛ ФА ВИТ, СТ РЕ КОЗА, БЕ РЕ Г, ЛЯ ГУШКА, ФА СОЛЬ , СИ РОП, ЧЕ РЕ ПАХА, ЗЕМ ЛЯ НИКА.
А теперь ты придумай слова, а я попробую найти спрятанную нотку.
Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом: между белыми есть еще и черные, которые чередуются— две-три, снова две-три и т.д.
(преподаватель предлагает ученику поискать на инструменте две и три черные клавиши, сначала глядя на клавиатуру, затем с закрытыми глазами ).
Ты уже, наверное, заметил, что слева от двух черных клавиш находится нота до, а справа нота ми. Слева от трех черных клавиш находится нота фа, а справа нота си, и так по всей клавиатуре.
Поем и играем попевку « Ку-ку» по всей клавиатуре.
Учитель: А теперь давай прохлопаем со словами детские песенки: « Огород», «Жук», «Егорка», «Село солнышко давно».
В огороде лук растет.
2.Жук, жук где твой дом?
Мой дом под кустом.
3.На полянке у пригорка,
Собирал грибы Егорка.
4.Село солнышко давно,
На дворе темным-темно.
(затем играем их вместе с преподавателем).
Учитель: Всё музыкальное искусство строится на трёх основных музыкальных жанрах: марш, танец, песня.А теперь давай подойдем к ноутбуку, шагнем в картинку и постараемся ощутить себя среди детей, изображённых на ней, определить какая по характеру музыка будет созвучна с данной картинкой. Что изображено на картинке?
Ученик: На картинке дети идут на парад. У них в руках флажки, воздушные шарики, у мальчика — барабан.
Учитель: Как ты думаешь, какая должна звучать музыка?
Ученик: Громкая, энергичная, торжественная. Это марш.
Учитель: Молодец! Послушай, как об этом говорится в стихотворении:
Мимо зданий и оград,
Мы шагаем на парад
Трубы празднично трубят,
Мы шагаем на парад .
Я сыграю тебе марш, а ты маршируй вместе с героями. ( Звучит «Марш», ученик марширует).
Давай рассмотрим следующую картинку. Что изображено на ней?
Ученик: Здесь танцуют девочки, а на этой картинке танцуют мальчики.
Учитель: Как ты думаешь, под какую музыку танцуют девочки?
Ученик: Мне кажется музыка должна быть нежная, плавная.
Учитель: Покажи рукой плавность этой мелодии. ( Звучит «Вальс», ученик выполняет плавные, дугообразные движения рукой – пластическое интонирование).
А под какую музыку танцуют мальчики?
Ученик: В их танце музыка веселая, быстрая, громкая.
Учитель: Потанцуй, а я сыграю веселую музыку. ( Ученик танцует) .
А теперь давай рассмотрим последнюю картинку. Что происходит здесь?
Ученик: Здесь мама укачивает своего сыночка спать и напевает ему песню. А здесь девочка укачивает свою любимую игрушку, медвежонка, спать и поет песню.
Учитель: Совершенно верно. Какая по характеру музыка должна звучать в этой картинке?
Ученик: Музыка должна звучать тихая, напевная, спокойная.
Учитель: Вот такая? (Звучит колыбельная.Учитель предлагает ученику выбрать понравившуюся игрушку и покачать ее). А какие слова могут быть в этой песне?
Молодец, ведь это колыбельная песня. Давай придумаем слова к ней и споем ее.
Баю-баю заиньку качаю,
Баю-баю глазки закрывай.
А теперь давай закрепим те музыкальные жанры, с которыми сегодня познакомились.
Ученик: Это марш, танец и песня.
Проводится игра «Отгадай музыкальный жанр».
Учитель: Молодец, ты правильно определил все жанры. Ну, а теперь давай еще раз вспомним все, о чем мы говорили и что узнали нового сегодня на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обращение педагога к интернет – ресурсам помогает ему пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школ.
Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением.
Данная статья является отражением наблюдений, сделанных педагогом дополнительного образования Смельско Л.Р. в течение её тридцатилетней работы в должности преподавателя фортепиано.
В предлагаемом докладе рассказывается о психологии общения,затрагиваются возрастные тенденции и потребности. Понятие «ансамбль»,история развития,формирование и специфика ансамбля. Его влияние и возмож.
Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по учеьнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 4 кл. Тема урока: .
Конспект урока музыки «Рассказывает фортепиано» 2 класс.
Источник
Открытый урок. Тема: Первое знакомство с фортепиано
Цель данной работы: Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре. Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу. Развивать абстрактно — образное мышление, умение анализировать и сопоставлять. Развивать двигательно-игровые навыки ученика. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами. Развивать внимание и концентрацию. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pervoe_znakomstvo_s_fortepiano.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Тема: Первое знакомство с фортепиано
(с иллюстрациями и игрушками с ученицей 1 класса)
Подготовила преподаватель фортепиано:
Эбубекирова Мельха Абрековна
Первое знакомство с фортепиано
Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.
Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.
Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.
Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.
Развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.
- Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой, и регистрами.
- Развивать внимание и концентрацию.
- Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.
- Знакомство с инструментом – фортепиано.
- Знакомство с регистрами фортепиано.
- Знакомство с клавиатурой.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Игры – загадки.
- Вывод, оценка занятия.
- Домашнее задание.
Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.
Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.
Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?». Ребёнок отвечает: «Пианино». Я добавляю, что он ещё называется «Фортепиано». Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте , до тихой – пиано . Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано.
Тихое звучание произведения – Е. Сигмейстера «Щовечора»,
Яркое звучание произведения – Д. Роули «На мотоцикле»,
В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?
— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?
— Какая эта музыка быстрая или медленная?
— Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?
— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано , может «рассказать» обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.
Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться , погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний . Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре пьесу Г. Галынина «Медведь», а в верхнем регистре пьесу А.Рубаха «Воробей».
Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже «противный»; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе :
— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь никому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.
— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.
Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте) , а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.
На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.
Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.
Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура . Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советом Льва Ароновича Боренбойма (советский музыковед и музыкальный педагог прим.), прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – «по две» или «по три», ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.
Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.
Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем абстрактное «вызубривание» названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз «от печки», от клавиши «до». Чтобы ребёнок не стал «заложником отсчёта», гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки – «маночки». Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.
Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным «маночкам». Каждый такой «маночек» дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
- практически – действенное;
- наглядно – образное;
- словестно – логическое.
Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик . Он опирается на клавиши до и ми , поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.
Дальше мы должны построить забор , ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки . У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль . Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа , а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
— Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.
— Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.
— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?
Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.
— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:
«Где же Ля , а где же Си ?»
— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).
— Наверное, у мышки…
— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.
Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.
Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной ? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Ре кс, ведь это клавиша — Ре .
Ре , Ре , Рекс в доме поживает,
Ре , Ре , Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по «маночкам». В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
— Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;
— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.
Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом». Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс «лепки» руки весьма длительный процесс у каждого ребенка по-разному. но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.
— Педагог «берёт» любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.
— Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.
Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.
Оценка работы ребёнка на уроке:
В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.
Эбубекирова Мельха Абрековна: преподаватель по классу фортепиано
Источник