Знакомство с нотами для малышей

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»

Людмила Диканова
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель — Людмила Диканова.

Цель: Воспитание общей культуры воспитанников, коммуникативных способностей, развитие познавательных интересов и речи детей средствами художественной литературы и музыки.

— развитие памяти, внимания;

ознакомление с цветной методикой обучения;

— освоение нотной грамоты;

— пополнение словарного запаса;

— закрепление ранее изученного материала.

Ход занятия:

Звучит музыка. дети заходят в зал и садятся на стульчики

Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами продолжим знакомство с нотами. Давайте вспомним, как же называются эти нотки. (Ответы детей)

Семь всего лишь нот на свете.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси!

Ребята, а вы хотите подружиться с нотами?

Дружно глазки закрываем,

Тихо музыку включаем.

Вот она звучит, играет,

В мир волшебный приглашает.

Открываем глазки-

Мы очутились в сказке!

А вот и музыкальный дом,

Семь ноток поселилось в нем!

Все ноты живут в домике, чтобы открыть этот домик, обязательно нужен скрипичный ключ. А вот и он-ключ СОЛЬ, нотной азбуки король!

Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте?

Нотка ДО, как красный мак!

Нота РЕ- апельсиновый сад!

Нота МИ-желтый тюльпан!

Нота ФА- зеленый луг!

Нота СОЛЬ- небо голубое вокруг!

Нота ЛЯ- синее море!

Нота СИ- сирени цвет, он, конечно, «фиолет»

Ребята, что напоминают нам эти цвета? (Радугу)

Всеми нотами заведует ключ СОЛЬ- нотной азбуки король.

К нему я подойду и тихонечко спрошу. (Берет в руки короля)

А нельзя ли ребятишкам с нотками бы подружиться?

Король. Чтобы ноты все узнать,

Нужно с ними поиграть!

Нужно выполнить заданья

И исполнить все желанья!

Муз. рук. Ноту первую снимаю

И заданье объявляю:

А ну ка, смелые ребятки,

Нас расставьте по порядку! (Дети выстраивают гамму из кукол-бутылочек)

Вторая нота перед вами,

Угадайте мелодию сами.

Игра «Угадай произведение»

(Дети называют название произведения и композитора)

Третью ноту я снимаю и заданье объявляю: «Музыкальное путешествие«

а вы готовы отправиться в путешествие на паровозике (Ответы детей)

Внимание! Всем по вагонам, наш паровозик отправляется!

Муз. «Паровозик»(Дети двигаются по кругу)

Муз. рук. Перед вами музыкальная полянка, отдохнем немного. Посмотрите, на полянке дерево не простое, а музыкальное, на нем висят музыкальные загадки, отгадаем их, ребятки?

Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (Бубен)

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка! Это наша (балалайка)

Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, его названье … (скрипка)

Ну-ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на (гармошке)

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый (Барабан)

Вот и мы инструменты возьмем,

Да игру свою начнем.

Игра «Веселые музыканты»

Четвертую ноту открываем

И заданье выполняем: Пора, ребята вам исполнить дружно песню нам!

Сначала распоемся «До, ре, ми, фа, соль, ля, си-села кошка на такси»

Кто-то из вас желает выложить ноты по порядку? (дети выполняют задание на фланелеграфе цветными кружочками)

Исполнение песни «Пришла весна» Левиной

Вот пятая нота,и ждет вас новая работа: игра «Какой не хватает ноты?»

(убирается одна нота из звукоряда, ребенок должен отгадать-какой же нотки не хватает)

Перед вами нота шесть,

В ней новое заданье есть: Эстафета «Кто быстрее?» (Дети берут цветные мячи по цветам радуги, под музыку гуляют по залу, с окончанием музыки строятся в свою колонну по порядку, как ноты гаммы)

Последнюю ноту я снимаю и заданье объявляю:

Друг друга за руки возьмем

И станцуем, и споём!

Король. Молодцы, вы выполнили все задания и я думаю, вы крепко подружились с нотами! А на память о нашей встрече я дарю вам раскраски! (дети благодарят, прощаются с королем и нотками)

Муз рук. Ну, а нам пора возвращаться из сказки.

Дружно глазки закрываем,

Тихо музыку включаем.

Вот она звучит, играет

И нас в садик возвращает!

Открыли все глазки,

Вот и кончилась сказка!

Вопросы детям. Где мы были? С кем подружились? Что вы нового узнали? Вам понравилось занятие? А сейчас фото на память!

Конспект открытого занятия «Ознакомление старших дошкольников с устройством трёх миров в якутском народном эпосе «Олонхо» Конспект открытого занятия В старшей группе Цель: 1. Воспитывающая: Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями.

Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные приключения» для детей старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Рябинушка– детский сад № 9» Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные.

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами» Программное содержание Обучающие задачи: различать тембры музыкальных инструментов; различать характер музыкального произведения, выполнять.

Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Оборудование: большой.

Конспект открытого музыкального занятия в первой младшей группе «Колобок-музыкант» Оборудование: игрушки: колобок, снеговичок; столик, ширма в виде домика, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, погремушка. Ход.

Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Программное содержание. Использовать разные виды деятельности.

Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.

Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. С духом охоты «Байанай». Цель: Развитие физических способностей.

Конспект занятия по ознакомлению с первоначальной грамотой в старшей группе Программное содержание: освоение действий звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей.

Источник

Нотная грамота для детей и начинающих

Данный раздел содержит в себе авторские статьи нотной грамоты для детей. Все материалы будут понятны каждому ребенку, так как представлены в простой и понятной форме. Мы познакомимся с такими понятиями как ритмика, ноты, слух и т.д. Узнаем, какие музыкальные инструменты бывают, как выучить ноты и развивать музыкальный слух.

Обучение нотной грамоте для детей

  1. Все материалы подкреплены картинками. Это облегчает усвоение материала и делает более доступным обучение.
  2. Изучение нотной грамоты развивает память, музыкальный слух, чувство прекрасного, творческое мышление.
  3. Наличие практического раздела, где представлены ноты цифрами, поможет сразу применять полученные знания в деле.

Данный раздел постоянно пополняется новыми материалами и схемами. Сделайте первый шаг для того, чтобы научить ребенка нотной грамоте. Ознакомьтесь с нашими материалами:

Что делать, если ребенок вдруг отказался посещать музыкальную школу, при том, что ранее он с удовольствием ходил на занятия? Первое действие родителей – выяснить причину, а их может быть много.

Мир музыки таит в себе много интересного. И это касается не только техники исполнения, разнообразия музыкальных инструментов и красоты звучания мелодий. Музыка – неизведанный мир, необычный, восхитительный, прекрасный.

В мире существует огромное количество разнообразных музыкальных инструментов. Одни из них широко известны, а другие совершенно незнакомы. И есть среди них особенно интересные и необычные.

Музыка сопровождает нас ежедневно с самого рождения. Но как она влияет на детский организм? В чем заключается польза музыки для детей? Каким может быть вред от музыкальных произведений?

Пение, как и музыка, для развития ребенка бесценна. Но как именно вокал влияет на детский организм? Какие песни следует петь, чтобы ребенок развивался во всех аспектах?

Обучая ребенка музыке и прививая ему музыкальный вкус, важно использовать различные музыкальные инструменты. Но что делать, если нет возможности приобрести такие инструменты? Решение есть – сделать их самостоятельно.

Раннее музыкальное развитие детей обладает мощным интеллектуальным эффектом. Почему так происходит? Полезно ли для детей раннее музыкальное развитие?

Музыкальные занятия должны не только соответствовать возрасту ребенка, но и быть максимально полезными и интересными. Но как организовать эффективное занятие музыкой, какие виды деятельности использовать?

Дети лучше воспринимают новую информацию, если педагогом выбрана доступная форма подачи материала. Используя правильные приемы музыкального воспитания, занятия музыкой для детей станут самыми любимыми и ожидаемыми.

Если ребенок всерьез заинтересовался музыкой, значит, пришло время подыскать для него хорошую музыкальную школу. Но как выбрать музыкальную школу для своего ребенка и когда это делать лучше всего?

Музыку любят практически все. Вопрос в другом: какая это музыка? И если классические или народные композиции воспитывают в человеке духовность, то застольные и современная поп-музыка практически бесполезны. Именно поэтому важно уметь привить ребенку хороший музыкальный вкус.

Музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на ребенка, обогащает его духовное развитие, развивает интеллект, чувственность, эмоциональность. Какие еще цели преследует музыкальное воспитание?

Музыка помогает человеку стать эмоциональней, чувствительней. Поэтому, даже если вы не планируете воспитывать в своем ребенке Моцарта, музыкальное развитие очень важно для малышей дошкольного возраста.

Играйте музыкальные произведения правильно, с одинаковым темпом. Используйте для этого метроном.

Этапы музыкального развития для детей от 0 до 8 лет и возрастные особенности детей-дошкольников. Методы и приемы формирования музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса. Музыкальные игры.

Развиваем музыкальный слух, чтобы обладать отличной памятью, вниманием и неординарным мышлением.

Как помочь ребенку быстро и качественно выучить ноты?

Ритмика передает в движениях содержание и характер музыки. Упражнения для развития ритмики детей.

Нотный стан с нотами для детей. Расположение нот на нотном стане и на клавиатуре пианино.

Первые знакомство с музыкальными инструментами: виды, способы извлечения звука, некоторые особенности.

Ноты цифрами. Инструкция как играть песни на синтезаторе по нотам цифрами.

Источник

Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Источник

Читайте также:  Ноты для квартета с партиями
Оцените статью