Конспект урока музыки на тему: «Где живут ноты?»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)
Данная разработка поможет Вам при подготовке к уроку музыки в 1 классе на тему: «Где живут ноты?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhivut_noty.docx | 28.43 КБ |
naglyadnoe_posobie_noty.docx | 37.13 КБ |
propisi_notnogo_stana.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока по музыке
на тему: «Где живут ноты »,
разработанный учителем начальных классов
Брилевой Анной Николаевной
Тема. Где живут ноты.
Цель. Познакомить учащихся с понятием «ноты», их названиями и расположением на нотном стане.
— дать представление о расположении нот на нотном стане, познакомить с новыми понятиями;
— развивать у учащихся память, мышление, коммуникативность;
— воспитывать в учащихся дисциплинированность и умение работать в коллективе.
Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, раздаточный материал.
1. Организационный момент
2. Формирование темы и цели урока
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов
1. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 1 класс
2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Методические рекомендации для учителя. 1 класс
План оформления доски:
— Прозвенел и стих звонок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели
Здравствуйте, ребята! Я рада всех Вас видеть.
2. Формирование темы и цели урока
— Сегодня в очередной раз окунемся в прекрасный мир музыки, где мы узнаем много нового и интересного. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные ученики, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?
— Тогда мы отправляемся в путь!
Но прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, я задам вам пару вопросов.
— Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?
— А из чего состоит музыка?
— Какие бывают звуки?
Хлопнуть и топнуть ногой – это шумовые звуки, их спеть нельзя, но они помогают музыкальным звукам.
— Кто сочиняет для нас музыку?
— Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка?
Что нужно сделать, чтобы музыка просуществовала?
— Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не услышал, состоялась ли музыка?
— Что еще нужно для полного существования музыки?
— С помощью чего можно записать звуки музыки?
— Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились знаки. Эти знаки особенные – музыкальные. Кто знает, что это за знаки? Их называют ноты.
— Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты.
— Пение, разные музыкальные произведения (вокальные и инструментальные), игра на музыкальных инструментах, звуки.
-Музыкальные (звуки, которые можно спеть) и шумовые (нельзя спеть)
— Нет, потому что музыкальное произведение нужно услышать.
— С помощью знаков
-поиск и выделение необходимой информации;
-формулировать учебную задачу;
-ориентация в способах решения задачи
3.Изучение нового материала
— Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.
«Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут.
Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?
— Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.
— Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан. Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?
— Повторите за мной. Нотоносец. Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?
— Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. Еще он называется ключ соль, так как живет на той же линейке, где нотка СОЛЬ. Хотите узнать, где живут остальные нотки? Одни пишутся на линейках, другие между линейками. Слушайте внимательно
— Давайте вместе расставим ноты по их местам на нотном стане.
— Нотка ДО живет на первой добавочной линеечке снизу.
— Нотка РЕ под первой линеечкой.
— Нотка МИ на первой линеечке
— Нотка ФА между первой и второй линеечкой
— Нотка СОЛЬ на второй линеечке
— Нотка ЛЯ живет между второй и третьей линеечкой
— Нотка СИ живет на третьей линеечке
— Получилась так, что каждая нотка имеет свое место на нотном стане. У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд.
Источник
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»
Людмила Диканова
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель — Людмила Диканова.
Цель: Воспитание общей культуры воспитанников, коммуникативных способностей, развитие познавательных интересов и речи детей средствами художественной литературы и музыки.
— развитие памяти, внимания;
— ознакомление с цветной методикой обучения;
— освоение нотной грамоты;
— пополнение словарного запаса;
— закрепление ранее изученного материала.
Ход занятия:
Звучит музыка. дети заходят в зал и садятся на стульчики
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами продолжим знакомство с нотами. Давайте вспомним, как же называются эти нотки. (Ответы детей)
Семь всего лишь нот на свете.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси!
Ребята, а вы хотите подружиться с нотами?
Дружно глазки закрываем,
Тихо музыку включаем.
Вот она звучит, играет,
В мир волшебный приглашает.
Открываем глазки-
Мы очутились в сказке!
А вот и музыкальный дом,
Семь ноток поселилось в нем!
Все ноты живут в домике, чтобы открыть этот домик, обязательно нужен скрипичный ключ. А вот и он-ключ СОЛЬ, нотной азбуки король!
Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте?
Нотка ДО, как красный мак!
Нота РЕ- апельсиновый сад!
Нота МИ-желтый тюльпан!
Нота ФА- зеленый луг!
Нота СОЛЬ- небо голубое вокруг!
Нота ЛЯ- синее море!
Нота СИ- сирени цвет, он, конечно, «фиолет»
Ребята, что напоминают нам эти цвета? (Радугу)
Всеми нотами заведует ключ СОЛЬ- нотной азбуки король.
К нему я подойду и тихонечко спрошу. (Берет в руки короля)
А нельзя ли ребятишкам с нотками бы подружиться?
Король. Чтобы ноты все узнать,
Нужно с ними поиграть!
Нужно выполнить заданья
И исполнить все желанья!
Муз. рук. Ноту первую снимаю
И заданье объявляю:
А ну ка, смелые ребятки,
Нас расставьте по порядку! (Дети выстраивают гамму из кукол-бутылочек)
Вторая нота перед вами,
Угадайте мелодию сами.
Игра «Угадай произведение»
(Дети называют название произведения и композитора)
Третью ноту я снимаю и заданье объявляю: «Музыкальное путешествие«
а вы готовы отправиться в путешествие на паровозике (Ответы детей)
Внимание! Всем по вагонам, наш паровозик отправляется!
Муз. «Паровозик»(Дети двигаются по кругу)
Муз. рук. Перед вами музыкальная полянка, отдохнем немного. Посмотрите, на полянке дерево не простое, а музыкальное, на нем висят музыкальные загадки, отгадаем их, ребятки?
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (Бубен)
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка! Это наша (балалайка)
Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив, его названье … (скрипка)
Ну-ка, кнопки нажимай
И тихонько подпевай.
Растяни меха немножко
И сыграй нам на (гармошке)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый (Барабан)
Вот и мы инструменты возьмем,
Да игру свою начнем.
Игра «Веселые музыканты»
Четвертую ноту открываем
И заданье выполняем: Пора, ребята вам исполнить дружно песню нам!
Сначала распоемся «До, ре, ми, фа, соль, ля, си-села кошка на такси»
Кто-то из вас желает выложить ноты по порядку? (дети выполняют задание на фланелеграфе цветными кружочками)
Исполнение песни «Пришла весна» Левиной
Вот пятая нота,и ждет вас новая работа: игра «Какой не хватает ноты?»
(убирается одна нота из звукоряда, ребенок должен отгадать-какой же нотки не хватает)
Перед вами нота шесть,
В ней новое заданье есть: Эстафета «Кто быстрее?» (Дети берут цветные мячи по цветам радуги, под музыку гуляют по залу, с окончанием музыки строятся в свою колонну по порядку, как ноты гаммы)
Последнюю ноту я снимаю и заданье объявляю:
Друг друга за руки возьмем
И станцуем, и споём!
Король. Молодцы, вы выполнили все задания и я думаю, вы крепко подружились с нотами! А на память о нашей встрече я дарю вам раскраски! (дети благодарят, прощаются с королем и нотками)
Муз рук. Ну, а нам пора возвращаться из сказки.
Дружно глазки закрываем,
Тихо музыку включаем.
Вот она звучит, играет
И нас в садик возвращает!
Открыли все глазки,
Вот и кончилась сказка!
Вопросы детям. Где мы были? С кем подружились? Что вы нового узнали? Вам понравилось занятие? А сейчас фото на память!
Конспект открытого занятия «Ознакомление старших дошкольников с устройством трёх миров в якутском народном эпосе «Олонхо» Конспект открытого занятия В старшей группе Цель: 1. Воспитывающая: Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями.
Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные приключения» для детей старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Рябинушка– детский сад № 9» Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные.
Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами» Программное содержание Обучающие задачи: различать тембры музыкальных инструментов; различать характер музыкального произведения, выполнять.
Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Оборудование: большой.
Конспект открытого музыкального занятия в первой младшей группе «Колобок-музыкант» Оборудование: игрушки: колобок, снеговичок; столик, ширма в виде домика, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, погремушка. Ход.
Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Программное содержание. Использовать разные виды деятельности.
Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.
Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. С духом охоты «Байанай». Цель: Развитие физических способностей.
Конспект занятия по ознакомлению с первоначальной грамотой в старшей группе Программное содержание: освоение действий звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей.
Источник
Конспект занятия «Знакомство с нотным станом»
специалист в области арт-терапии
Для многих людей, решивших заняться музыкой, процесс запоминания нот и их названий вызывает определённые трудности. Ведь мало выучить знакомые всем «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» — необходимо изучить расположение нот на фортепиано и нотном стане, научиться писать их в разных ключах (скрипичный, басовый, альтовый). Именно поэтому лучше обратиться к опытным преподавателям музыки.
Существует несколько методов, направленных на запоминание названий звуков. К ним относятся:
1. Самостоятельное разучивание с помощью наших обучающих статей и проигрывание простых песенок . При таком способе вы вряд ли сможете выучить ноты за 15 минут, однако, и не будете зависеть от редких занятий с преподавателем и его объяснений.
2. Обучение в музыкальной школе представляет собой углублённый разбор темы. Помимо запоминания названий, дети записывают гаммы и трезвучия в тетради, подписывая каждый звук, учатся читать с листа, а в начальных классах вместе с педагогом проходят тему «Как расположены ноты на пианино?» Практически все учащиеся в первые годы обучения делают себе клавиатуры из картона с записанными названиями нот – такая небольшая хитрость помогает детям, которые не знают, как быстро выучить сольфеджио.
Более продвинутым ученикам можно посоветовать одно упражнение, для выполнения которого потребуются записи простеньких песен и фортепиано. Необходимо, пусть даже в медленном темпе, наигрывать мелодию, стараясь как можно меньше смотреть на клавиатуру. Таким образом будут не только запоминаться названия и звучание нот, но и вырабатываться стойкая мышечная память, которая поможет быстрее ориентироваться при разборе нового музыкального материала на инструменте.
У нас вы можете найти ноты самых популярных детских песен. Помимо нот, разборы песен содержат удобные схемы игры для самых маленьких детей. Ознакомиться с разделом вы можете здесь .
Приведем пример схем игры на пианино для запоминания нот
Для того чтобы выучить ноты, необходимо запомнить не только их название, но и звучание. Так, вы сможете хорошо ориентироваться на фортепианной клавиатуре, при чтении музыкального произведения с листа, а также сможете улучшить свои слуховые данные. При изучении новых музыкальных произведений или гамм следует пропевать слоговое обозначение всех нот со знаками, к примеру, «ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля». Если вы учите ноты на примере какой-либо тональности, то необходимо запоминать их расположение на нотном стане, обращать внимание на то, где пишутся ключевые знаки. Будет нелишним и записывать весь новый нотный материал в тетрадях в нескольких ключах, указывая название каждой ноты.
Обратите внимание! Только систематические занятия помогут вам уверенно ориентироваться в любом музыкальном произведении, а также во время исполнения пьес на инструменте.
Помните, как и все новое, первые музыкальные занятия могут вызвать у ребенка серьезный интерес. Юные музыканты с интересом воспринимают и сами инструменты. Но, столкнувшись с первыми трудностями, ребенок может полностью утратить желание заниматься дальше. Потому родители должны сделать все, чтобы необходимую информацию ребенок усваивал качественно, и в то же время легко. Основа всей музыкальной науки – знание нот. Родителям нужно понимать, как выучить ноты с ребенком, и как упростить для него эту задачу.
Основные проблемы в изучении нот
Даже дети, которые посещают музыкальную школу, могут столкнуться с проблемами в изучении нотной грамоты. Так, уроки сольфеджио предполагают обучение с первой октавы, а обучение игре на гитаре – со второй. Дети же могут различать ноты первой и второй октавы как нечто совершенно разное, и тогда в их сознании цельная система нотной грамоты просто не складывается. Такая проблема чаще всего касается детей младшего возраста.
Естественно, проблемы возникают у тех, кто музыкальную школу не посещает. С учениками постарше все просто: им можно быстро и просто объяснить основы теории, а вот в случае с малышами на педагога возлагается слишком большая нагрузка. Как же помочь детям выучить ноты? Лучше делать это в несколько этапов.
Разница между верхом и низом
Первое, что стоит сделать – научить малыша понимать разницу между верхом и низом. Различать он должен и на листе тоже – тогда он сможет понять, как движется гамма, и как звуки соотносятся по высоте. Самый простой пример – птички, которые поют «тонкими голосами» и высоко летают, соответственно, «тонкие звуки» — высокие. Такой же пример нужно придумать для низких звуков – с помощью ассоциации дети понимают их очень хорошо. Если малыш не различает понятия высоких и тихих звуков, нужно объяснить, что произноситься тихо могут и высокие, и низкие звуки. Произнесите для него высокие и низкие звуки, чтобы он услышал их и понял еще лучше.
Чтобы научить ребенка нотам, дайте ему понять, что такое дробь. Так, ему нужно знать о том, что предмет может быть разделен на половины, четверти. Продемонстрируйте это наглядно, к примеру, на яблоке. Объясните, что аналогичным методом разделяется протяженность звука. Нажав клавишу на пианино, попросите малыша посчитать до четырех. Попросите малыша посчитать еще раз, а ноту в это время нажмите дважды (на раз-два и на три-четыре). Аналогичным образом можно объяснить четвертые и восьмые части.
Знакомство с размерами
Малыша нужно познакомить с размерами, объяснив ему значение цифр, которые можно увидеть в начале строки нот. Нижнее число представляет собой доли, на которые делится целая нота. Вверху видно, сколько нужно таких долей. Пусть малыш потренируется на яблоке. Хорошо, если, начиная учить музыку, ребенок уже знаком с цифрами и хоть немного может считать.
Изучение с лесенкой
Используйте кубики для создания лесенки, где каждая ступенька будет выше предыдущей на высоту одного кубика. Можно взять мелкую игрушку, которая будет ходить по этой лесенке. На кубиках сделайте наклейки, изображающие ноты. Пусть малыш проведет игрушку через все ступеньки, а вы одновременно будете играть гамму с ноты «до». Потом пусть ребенок двигается уже не по всем ступенькам, а через одну, две и так далее, а вы будете играть соответствующие звуки. Так кроме нот ребенок поймет еще и основы интервалов.
Пусть малыш представит нотный стан как эту самую лесенку, а ноты – как ступеньки. Только располагаются они не на кубиках, а на линиях и между линиями. Также можно сделать рисунок большого нотоносца на стене, на котором будут такие же ступеньки, какими они были и при игре с кубиками. Закреплять ноты можно, поднимаясь или спускаясь по обычным лестницам. Если малыш уже понял ноты, воспроизвести их таким необычным способом для него не будет проблемой. Вообще чем креативнее будет ваш подход к обучению малыша, тем лучше. Для названий можно использовать задорные стишки, рифмы которых дадут возможность запомнить ноты весело и быстро.
Помочь выучить ноты поможет наш портал. В разделе музыкального развития Вы найдете множество уроков и статей, которые в игровой форме весело и доступно доносят до малыша азы нотной грамоты. Красочное оформление и оригинальный подход станет для малышей дополнительным бонусом – ребенок усвоит необходимую информацию незаметно для себя самого.
Источник