Знаменитые произведения бетховена для фортепиано

10 самых известных произведений Бетховена

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Бетховен – необыкновенное явление не только в мировой музыке, но и культуре. Его творчество смело ставят в один ряд с такими гигантами мысли как Шекспир, Толстой и пр. Среди всех представителей европейского искусства прошлых веков композитору нет равных в невероятно смелом, новаторском подходе, глубине и демократичности созданных им произведений. Вашему вниманию топ-10 самых известных произведений Бетховена.

Гений философско-новаторской музыки: топ-10 известных произведений Бетховена

Номинация место Произведение рейтинг
Гений философско-новаторской музыки: топ-10 известных произведений Бетховена 10 Симфония № 5, ор. 67, 1808 год 4.1
9 Соната для фортепиано № 14, ор. 27 №2 («Лунная соната»), 1801 год 4.2
8 Багатель № 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год 4.3
7 Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год 4.4
6 Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год 4.5
5 Симфония № 9 ре минор, оp. 125, 1824 год 4.6
4 «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84, 1810 год 4.7
3 Соната для фортепиано № 8, op. 13, «Патетическая» 4.8
2 Концерт для фортепиано № 5, ор. 73, «Император», 1811 год 4.9
1 Соната для фортепиано № 23, ор. 57, «Апассионата», 1807 год 5.0
Читайте также:  Гитары new york pro

Симфония № 5, ор. 67, 1808 год

Произведение считается одним из самых известных в творчестве великого немецкого композитора и наиболее часто исполняемых по всему миру. Впервые пятая симфония была исполнена в год презентации в австрийской столице и сразу произвела настоящий фурор: произведение приобрело репутацию выдающегося. Известный немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор Эрнст Гофман назвал симфонию № 5 «одним из самых значительных произведений эпохи».

Начинающий мотив композиции стал поистине культовым и приобрел название «мотив судьбы». Его элементы проникли во множество произведений (как классических, так и популярных музыкальных стилей), в сферу телевидения, кино и пр. Фактически, симфония № 5 стала символом классической музыки.

Первые наброски композиции были сделаны еще в 1804 году, и работа над произведением проходила довольно долго. Это связано с тем, что Бетховен одновременно заканчивал еще несколько сочинений. Среди них – 1-й вариант оперы «Фиделио», Четвертая симфония, Соната № 23 и пр. Доработка произведения осуществлялась одновременно с Симфонией № 6 и премьера обоих творений композитора состоялась в один и тот же день.

В период написания произведения в жизни Бетховена начались неприятные переживания: он постепенно начал терять слух, в стране происходили тревожные изменения (беспорядки, оккупация наполеоновскими войнами и пр.).

Интересный факт. Премьера Симфонии № 5 была неудачной. Концерт длился 4 часа, в зале было холодно, публика была уставшей. Кроме того, репетиций произведения оказалось недостаточно: музыканты исполняли творение не особо качественно, даже допускали ошибки.

Соната для фортепиано № 14, ор. 27 №2 («Лунная соната»), 1801 год

Сложно, пожалуй, найти человека, который хотя бы один раз не слышал это произведение. Творение было завершено композитором в период тяжелых душевных мук. Бетховен сильно начал терять слух и ему приходилось практически вплотную подходить к оркестру, дабы услышать музыку. Еще одним ударом для Людвига стал разрыв с юной графиней Джульеттой Гвиччарди, которой он давал уроки музыки и хотел на ней жениться. Она же отдала предпочтение Венцелю Гальбергу, в итоге выйдя за него замуж.

Соната № 14 посвящена именно возлюбленной Бетховена. В произведении явно прослеживается ощущение сильной душевной тоски от неразделенной любви, страдания от потери слуха, что для любого композитора настоящая трагедия. Русский музыкальный критик Александр Серов писал о Бетховене: «Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей».

Свое название Соната № 14 получила благодаря музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который, спустя 5 лет после смерти композитора, сравнил произведение с «лунным светом надФирвальдштетским озером». Хотя многие сходятся во мнении, что это творение с лунным светом ничего общего не имеет. Сам композитор дал обеим сонатам опуса подзаголовок «в духе фантазии». Автор хотел подчеркнуть, что по форме произведения они не похожи на классическую композицию сонатного цикла, который использовался в те времена.

Первая часть сонаты начинается тем, что в традиционном сонетном цикле считается средней частью. Это – медленная, скорбная музыка из 3 основных элементов, образующих одно целое, но при этом гармонично функционирующих по отдельности.

Вторая часть сонаты имеет «утешительное» настроение, которое еще в то время многими исполнителями воспринималось неправильно. Дело в том, что здесь встречается скерцо – часть композиции с довольно живым, стремительным темпом. Но в данном случае это – «цветок между двух пропастей», как считал венгро-немецкий композитор и пианист Лист. Не особо же чуткие исполнители быстро переходили во второй части к увеселительному скерцандо, совершенно не уместному в этом произведении.

И, наконец, третья часть – внезапное пиано, адажио. Видимо, Бетховен хотел передать внутренние ощущения человека в момент доведения до крайности. Наступает пауза, и дыхание его восстанавливается, он понимает, что рыдания и тщетные усилия кончены. Душа опустошена, но появляется сила, принимающая все таким, как есть.

Багатель № 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»), 1810 год

Это творение авторства Бетховена входит в обязательную обучающую программу музыкальных школ по всему миру. Почти 40 лет спустя после смерти Бетховена биограф композитора Людвиг Ноль обнаружил рукопись с нотами и посвящением. Рукой Людвига прямо на нотном листе было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Через пару лет Ноль опубликовал материал в том виде, в котором он известен нам сейчас.

Уже в 21-м веке Лука Кьянторе – исследователь творчества немецкого композитора – в своем университетском докладе сделал уверенное предположение о том, что Бетховен не являлся автором Багатели в том варианте, который преподнес его биограф. Согласно 8-летнему исследованию Кьянторе, практически весь материал пьесы и его тема, безусловно, принадлежат композитору. Но рукописи с автографом, по которой багатель получила свое название, попросту не существовало.

Существует несколько версий того, кому в действительности могло быть посвящено произведение. По одной из них, Бетховен посвятил ученице Терезе фон Дроссдик, в которую был безответно влюблен. Согласно другой, багатель посвящена близкой подруге немецкого гения музыки – Элизабет Рекель. Согласно третьему варианту – творение – посвящение супруге российского императора Александра I – Елизавете Алексеевне.

Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год

Это произведение является единственным в творчестве автора завершенным концертом для скрипки. До создания композиции у Бетховена уже был некоторый опыт сочинения произведения для этого струнного инструмента. В 1790 году она начал работу над первым концертом для скрипки, но до наших дней дошла одна часть. До сих пор неизвестно, является ли она завершенным творением, либо же это – часть какой-то более масштабной работы.

В течение всей жизни композитора концерт не только никогда не исполнялся: он ни разу не публиковался. Произведение было создано автором для коллеги и хорошего друга Бетховена – Франца Клемента – директора Венского театра, знаменитого в то время композитора и скрипача.

Частичная премьера произведения состоялась на бенефисе Клемента в декабре 1806 года. Печатное издание, вышедшее через 2 года, было также посвящено скрипачу. Считается, что композитор завершил сольные партии концерта прямо перед выступлением друга, и тот читал некоторые его отрывки прямо с листа, в перерыве между частями произведения развлекая публику вариациями творения.

Премьера успешной не стала, и о концерте забыли почти на полвека. Лишь в 1844-м о композиции вспомнили снова после ее исполнения 12-летним Йозефом Иоахимом в сопровождении оркестра Королевского филармонического общества под управлением Мендельсона. С тех пор концерт для скрипки с оркестром Бетховена включен в список самых известных мировых произведений и регулярно исполняется на сцене.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год

Произведение – в числе наиболее известных камерных творений Людвига ванн Бетховена. Хотя соната написана в тональности ля минор, чаще всего можно услышать ее исполнение в ля мажоре. Общая продолжительность сонаты колеблется от 37 до 40 минут, что для произведения подобной формы в 19 веке было необычайно долго.

Изначально соната была посвящена британскому скрипачу Джорджу Бриджтауэру, который и стал первым исполнителем: произведение впервые прозвучало в 1803 году с венской сцены. Композитор завершил работу над сонатой буквально накануне выступления и не успел переписать ноты, поэтому часть произведения (фортепианную партию) исполнял по черновикам, другую его часть скрипачу пришлось подсматривать через плечо Бетховена, поскольку на тот момент был сделан лишь один экземпляр.

Посвящение было написано в шутливой форме: «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора» и сохранилось лишь в черновом варианте. В печать произведение попало уже совсем с другим посвящением – Родольфу Крейцеру – известному скрипачу того времени.

Наиболее распространенной версией случившегося считается тот факт, что, якобы Бриджтауэр нанес знакомой Бетховену даме оскорбление. По мнению американского музыковеда и композитора Слонимского, эта версия абсурдна, и более вероятной причиной введенного изменения можно считать большую известность Крейцера для тогдашней публики. Примечательно, что этот скрипач никогда не исполнял бетховенскую сонату, более того, считал ее неудобной для игры на скрипке.

Особую известность соната приобрела с легкой подачи Льва Толстого, написавшего одноименную повесть – «Крейцерову сонату», многократно экранизировавшуюся и привлекавшую внимание к исполняемому в ней произведению.

Симфония № 9 ре минор, оp. 125, 1824 год

Последняя симфония, написанная великим немецким композитором. Произведение включает в себя «Оды к радости» – поэму Шиллера, исполняемую солистами и хором в последней части. Это – первый случай в истории музыки (неслыханный на тот момент), когда крупный композитор включил в подобное произведение голосовое исполнение в один ряд с музыкальным. К слову, последняя (4-я) часть симфонии № 9 является на сегодняшний день гимном Евросоюза (в аранжировке Герберта фон Караяна).

Хотя официальным названием произведения считается «Симфония No. 9 в D minor, Op. 125», чаще всего ее именуют «Хоральной». Работу над колоссальным, грандиозным произведением Бетховен вел 2 года, хотя задумывал его в течение всего творческого пути. Простой, и, в то же время, величавой мелодии в монументальном хоровом сопровождении суждено было стать вершиной творчества Бетховен, хотя написал он ее, будучи абсолютно глухим.

Премьера симфонии была посвящена прусскому королю – герою освободительной борьбы против наполеоновских войск и состоялась она в венском театре в 1824 году. Полностью глухой автор не дирижировал, а лишь показывал темп, стоя у рампы. Хотя отрепетировали произведение недостаточно хорошо, оно произвело настоящий фурор. Овации были непозволительно долгими – более долгими, нежели приветствие императорской семьи, и лишь полиции удалось их прервать. В воздух бросали платки и шапки, дабы глухой автор увидел реакцию зрителей. От избытка чувств Бетховен потерял сознание.

«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84, 1810 год

В 1809 году Бетховен получает заказ на создание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над произведением в течение нескольких месяцев, по его словам «исключительно из любви к поэту», с которым неоднократно встречался и высоко ценил его творчество. В трагедии Гёте граф Эгмонт холост, влюблен и полон стремлений. Его возлюбленная Клерхен – девушка и простонародья – призывает к восстанию для освобождения Эгмонта и, будучи не в силах пережить его казнь по воле испанского наместника, кончает с собой.

Увертюра быстро завоевала популярность среди слушателей, заняв достойное место на концертной эстраде. В этом произведении Бетховену удалось полно передать героизм борьбы за свободу, требующий невероятных усилий и колоссальных жертв, и облачить эту идею в ясную, четкую музыкальную форму.

В композиции преобладают хмурые, скорбные мотивы, перекликающиеся с тяжелыми аккордами в духе испанской сарабанды. Жалобная музыка постепенно переходит в мужественные волевые нотки и снова резко уходит в траур – герой гибнет. Но внезапно характер произведения меняется: нарастающее радостное ожидание в звуках переходит в звучание военного оркестра. Эту симфонию, несмотря на трагичность использованного мотива, можно считать «победной», завершающей всю увертюру.

Соната для фортепиано № 8, op. 13, «Патетическая»

Именитые музыковеды величают это творение немецкого композитора «эстетическим манифестом». Впервые опубликованное в 1799 году произведение автор посвятил князю Лихновском. Практически сразу оно было воспринято как шедевр. Молодой композитор, которому в ту пору было 29 лет, уже начал терять слух. Повергнутый этим фактом шок, он даже планировал прекратить творческую деятельность после завершения сонаты № 8.

Безусловно, были попытки найти в этой композиции недостатки, но время расставило все по местам: сегодня соната № 8 пользуется невероятной популярностью среди исполнителей и слушателей всего мира. Высказываний на тему этого произведения было великое множество. Например, Лист высмеивал сонату, но при этом находил ее «попросту великолепной». Один из первых музыкальных критиков Улыбышев говорил, что соната – «шедевр с начала и до конца…». Весьма ценны высказывания на счет сонаты № 8 известного ученого-музыковеда Ромена Роллана.

Он считал, что произведение – уникальный образец «бетховенских диалогов, подлинных сцен из драмы чувств». Интересно его добавочное замечание о том, что «страсти за и против этой сонаты разгорались как по поводу какой-нибудь оперы. Очевидно, Бетховен, недовольный такого рода победой, не захотел ее возобновлять». Но, скорее, композитор был недоволен не «победой», а неутихающими кривотолками по поводу содержания сонаты и ее названия, поэтому в дальнейшем избегал каких-либо пояснительных заглавий.

Концерт для фортепиано № 5, ор. 73, «Император», 1811 год

Работа над концертом кипела уже в 1809 году, а, может быть, она началась еще в 1808-м. В тот период в родной стране композитора было неспокойно: наполеоновские войска вторглись в Австрию, по всей Европе разгорелись жестокие сражения. Премьера готового произведения была надолго отложена и состоялась лишь в декабре (по другим сведениям – в ноябре) 1811 года в Лейпциге.

Концерт вызвал энтузиазм слушателей и снискал благосклонную реакцию тогдашних критиков. Правда, некоторые жаловались на его чрезмерную длину (для произведения того времени концерт действительно считался слишком долгим). Но важно не это: творение немецкого композитора отличается емкостным идейным содержанием, мощным исполнением и невероятным энергетическим порывом.

В отличие от большинства тогдашних концертных произведений, стремящихся натурально передать звуки сражения, 5-й концерт Бетховена не имеет с подобными сочинениями ничего общего. Он был, скорее, отражением патриотического движения тех лет. Примечательно в данном концерте необычное использование литавр. Обычно они служат для имитации природных шумов (вроде грозы). Здесь же литавры используются для усиления динамического подъема, эмоциональной порывистости, мощной энергии финала.

Многие свои творения великий композитор посвящал друзьям, меценатам и этот концерт не стал исключением. Бетховен посвятил его своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Интересный факт. Вторая часть концерта была использована в титрах оскароносного британского фильма «Король говорит».

Соната для фортепиано № 23, ор. 57, «Апассионата», 1807 год

Это невероятно драматичное произведение было посвящено горячему почитателю творчества композитора – графу Брунсвику. Кстати, название сонаты автору не принадлежит: оно было добавлено гамбургским издателем произведения и, поскольку отлично выразило суть композиции, прочно за ней закрепилось.

В год создания произведения Бетховен находился в тяжелых эмоциональных переживаниях. Разочарование в Наполеоне, прогрессирующая глухота, невзгоды любовные, душевное одиночество – все это не могло не сказаться на творчестве композитора. Соната № 23 – это трагическое начало, которое невообразимым образом перетекает в невероятную силу воли, стремление к борьбе со злом.

Ленц говорил о произведении как об «извержении вулкана», музыкальный критик Улыбышев считал ее «одновременно исступленной и возвышенной». Тургенев в своем рассказе «Несчастная» очень ярко описал свое личное впечатление от бетховенского творения: «я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее нежданным налетом вторгается красота».

Сам Бетховен считал именно эту сонату лучшей из всех своих сонат. Это мнение стало общепризнанным. В произведении ярко отражена поистине титаническая борьба воли со стихией. Сам автор однажды по поводу своего детища выразился так: «прочтите «Бурю» Шекспира».

Источник

Оцените статью