Самые известные произведения для скрипки
В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть.
Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты душевного кризиса. Никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора.
Далее в статье будет представлен краткий обзор великолепных произведений для скрипки таких композиторов, как Чайковский, Сен-Санс, Венявский, Мендельсон, Крейслер.
П.И. Чайковский, концерт для скрипки с оркестром
Концерт был создан во второй половине XIX в. Чайковский в ту пору как раз начал выходить из затяжной депрессии вызванной женитьбой. К этому времени он уже написал такие шедевры, как Первый фортепианный концерт, оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию.
История создания
1877 год был очень сложным в жизни Петра Ильича Чайковсого. После неудачной женитьбы на Антонине Милюковой композитор, находясь в состоянии депрессии, приводившей его к мысли о самоубийстве, принял решение срочно покинуть Россию. Намереваясь преодолеть тяжёлый душевный кризис, по рекомендации врачей в сентябре месяце он отправился в Италию, а затем в феврале переехал в Швейцарию.
Обосновавшись в небольшой деревеньке Кларан, композитор по утрам заставлял себя работать, а затем регулярно выходил на прогулки, чтобы полюбоваться окрестностями Женевского озера. Постепенно унылое настроение Петра Ильича стало улучшаться, и он стал более спокойным. Друзья тоже не оставляли маэстро без внимания, например, однажды его приехал навестить Иосиф Котек – скрипач, которого Чайковский в своё время обучал теоретическим дисциплинам.
Чтобы немного развлечь своего учителя и друга, Котек привёз с собой ноты новейших произведений для скрипки в сопровождении симфонического оркестра, среди которых маэстро особую заинтересованность проявил к сочинению француза Эдуара Лало. Его скрипичный концерт послужил для Чайковского источником вдохновения для создания такого же произведения, тем более, что у него уже был опыт сочинения в данном жанре.
На создание концерта у Петра Ильича ушёл всего лишь месяц, начав работу в начале марта 1878 года, 16 числа он закончил его в эскизном варианте. Затем заново переписав вторую часть, которую посчитал не очень удачной, к 20-му апреля окончательно завершил инструментовку своего нового творения. Первый раз произведение прозвучало в узком кругу друзей и знакомых. На скрипке солировал Иосиф Котек, а на рояле ему аккомпанировал сам автор. Премьерное исполнение концерта на большой сцене состоялось в Вене в начале декабря 1881 года. Солистом выступил талантливый скрипач Адольф Бродский.
Интересные факты
- Концерт для скрипки с оркестром Птра Ильича Чайковского слывёт у музыкантов произведением довольно сложным для исполнения. Поэтому многие известные скрипачи мирового уровня считают престижным для себя иметь это сочинение великого маэстро в своём репертуаре. Необходимо также отметить, что концерт в настоящее время является обязательным для исполнения участниками конкурса имени Чайковского в номинации «скрипка» в самом напряжённом финальном туре.
- С посвящением «Концерта» произошла весьма интересная история, которая достойна особого внимания. Изначально Чайковский предполагал посвятить его своему другу Иосифу Котеку, так как именно он вдохновил маэстро на написание этого шедевра. Однако из-за частых разногласий между приятелями Пётр Ильич изменил своё решение. Вторым претендентом на посвящение был знаменитый скрипач Леопольд Ауэр. Но и здесь случился казус. Леопольд Семёнович получив произведение, в котором на титульном листе уже было напечатано его имя, ознакомился с нотным материалом и высказал своё предположение о том, что скрипичная партия требует редакции, так как не удобна для исполнения. Встретив такой своеобразный отказ с большим огорчением, Чайковский впоследствии произвёл смену посвящения. Следующие издания концерта выходили с именем Адольфа Бродского, который стал первым исполнителем произведения, а также его пропагандистом не только в России, но и в Европе.
- Не все скрипачи, исполняя концерт Чайковского, знают, что сегодня он звучит совсем не так, как его задумал автор. Первой редакции он подвергся ещё при жизни композитора. Известный скрипач Леопольд Ауэр, первым получивший от композитора предложение исполнить произведение, поначалу отказался, но затем всё-таки сыграл его, но с весомыми изменениями, которые сам внёс в партию скрипки, значительно облегчив трудные места. Впоследствии выдающий советский скрипач Давид Ойстрах, по своему отредактировав материал концерта, сделал ряд записей произведения, которые затем установили определённый стандарт исполнения шедевра великого маэстро.
- Музыка Скрипичного концерта П.И. Чайковского довольно часто используется в кинематографе, но особенно хочется отметить две полнометражные киноленты. Первый фильм американского режиссёра Чарльза Видора «Рапсодия» (1954 г.) в главной роли с неподражаемой Элизабет Тейлор и второй — французского режиссёра Раду Михайляну «Концерт» (2009 г.). В нём великое творение гениального русского композитора используется как центральный стержень, вокруг которого закручивается вся сюжетная линия.
На протяжении всего концерта главные темы всех трех частей пленяют слушателя своей пластичностью и непринужденной мелодичностью, которые с каждым тактом расширяются и набирают дыхание.
Первая часть дарит 2 контрастные темы: а) мужественная и энергичная; б) женственная и лирическая. Вторая часть называется Канцонетта. Она миниатюрна, легка и задумчива. Мелодия построена на отголосках воспоминаний Чайковского об Италии.
К. Сен-Санс, Интродукция и рондо-каприччиозо
Интродукция и рондо-каприччиозо — это виртуозное лирико-скерцозное произведение для скрипки с оркестром. В наше время оно считается визитной карточкой гениального французского композитора. Здесь слышны влияния музыки Шумана и Мендельсона.
Отметить, что эта пьеса написана с превосходным пониманием возможностей скрипичной виртуозности, что скрипке прозрачно аккомпанирует оркестр, что форма пьесы очень естественна и наглядна — значит ещё сказать очень мало. На свете много сочинений, обладающих подобными достоинствами, но вовсе лишенных обаяния пьесы Сен-Санса.
Эта музыка экспрессивна и легка.
«Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке.»
П. Чайковский
Г. Венявский, Полонезы
Романтичные и виртуозные произведения для скрипки Венявского очень популярны среди слушателей. У каждого современного скрипача-виртуоза есть в своем репертуаре произведения этого великого человека. Полонезы Венявского относятся к концертным виртуозным пьесам. В них чувствуется влияние Шопена. В полонезах композитор выразил темпераментность и масштабность своего исполнительского стиля. Музыка рисует в воображении слушателей зарисовки праздничного веселья с торжественным шествием.
Ф. Мендельсон, Концерт для скрипки с оркестром
В этом произведении композитор показал весь гений своего таланта. Музыка отличается скерцозно-фантастическими и пластичными песенно-лирическими образами. В концерте гармонично сочетается богатый мелодизм и простота лирического высказывания. I и II части концерта представлена лирическими темами. Финал стремительно вводит слушателя в фантастический мир Мендельсона. Здесь прослеживается праздничный и шутливый колорит.
История создания
Феликс Мендельсон-Бартольди, прославившийся как выдающийся композитор, помимо того был превосходным организатором, основавшим в Германии первую консерваторию, и прекрасным педагогом, воспитавшим немало хороших музыкантов. Важно заметить, что Меньдельсон , будучи весьма музыкально одарённым, великолепно играл не только на рояле, но и органе, скрипке и альте . Обладая многими талантами, он также зарекомендовал себя как замечательный дирижёр, которого оркестранты называли лучшим в своём времени.
Так, в 1835 году двадцатишестилетний Мендельсон был приглашён на должность руководителя лейпцигского симфонического Гевандхауз-Оркестра. Недолго раздумывая, он предложил своему другу, в то время уже известному скрипачу Фердинанду Давиду, занять в этом творческом коллективе место концертмейстера. Дружба двух выдающихся музыкантов завязалось в детстве. Интересен тот факт, что они оба родились в Гамбурге в одном и том же доме только с разницей в один год. В подростковом возрасте дружеские отношения Феликса и Фердинанда ещё более окрепли и затем продолжались всю жизнь, впрочем, помимо этого двух музыкантов крепко связывало тесное профессиональное сотрудничество.
Например, в июле 1838 года Мендельсон в своём послании сообщил Давиду, что хочет написать для него скрипичный концерт, тема которого навязчиво крутиться в голове. Однако с момента, когда Мендельсон написал другу о своём замысле и до того как он поставил последнюю точку в партитуре произведения, прошло без малого шесть лет. Это сочинение для Феликса стало как наваждение, ведь он задумал создать нечто новаторское, непохожее на то, что ранее было написано в этом жанре. Совершая гастрольные поездки или уезжая на отдых, Мендельсон непрерывно вёл переписку с Давидом, постоянно консультируясь с ним по поводу концерта. Фердинанд, сам будучи прекрасным композитором, сочинившим немалое количество скрипичных произведений, с большим удовольствием давал другу ценные советы, но при этом подбадривал и поторапливал Феликса с окончанием работы над произведением. Между тем Мендельсон как будто специально оттягивал выход в свет своего концерта, хотя в это время из-под его пера выходило одно сочинение за другим. Именно в данный творческий период появились симфонии №2 и №3, а также музыка к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Кроме того, по поручению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Мендельсон в немецкой столице был занят реформаторской деятельностью, которая для композитора к сожалению закончилась провалом.
По какой из причин Феликс медлил с завершением работы над концертом, сегодня никто конкретно объяснить не может. Однако существуют предположения, что у композитора иссяк тот эмоциональный подъём, который изначально навеял ему мелодию главной темы произведения. И немного странным является то, что поэтическое вдохновение вновь возникло у Мендельсона, когда он познакомился с Енни Линд. Феликс страстно, но безответно влюбился в «шведского соловья», как в Европе называли эту талантливую певицу. В 1844 году композитор вновь активно приступил к работе над произведением, да и с Давидом, к тому времени ставшим профессором Лейпцигской консерватории, опять начались энергичные обсуждения по поводу скрипичного концерта. 16 сентября 1844 года партитура наконец-то была закончена, а премьерное исполнение нового сочинения было назначено на март следующего года. В качестве солиста должен был выступать Фердинанд Давид, ведь именно для него и был написан этот концерт, а за дирижёрским пультом предназначалось стоять автору произведения. Однако из-за болезни Мендельсона оркестром Гевандхауза на премьере, состоявшейся 13 марта, руководил второй дирижёр — датский композитор Нильс Гаде. Успех концерта был ошеломляющим: не только публика, но и критики приняли его с большим воодушевлением. Через полгода, 23 октября, выступление повторили вновь, но теперь уже концертом дирижировал сам автор.
Интересные факты
- Свой знаменитый концерт для скрипки с оркестром Феликс Мендельсон посвятил своему другу, замечательному скрипачу, композитору и преподавателю Лейпцигской консерватории Фердинанду Давиду.
- Как и задумал Мендельсон, его ми минорный скрипичный концерт оказался весьма новаторским. Во-первых, произведение начинается не со вступления всего оркестра, как практиковалось ранее, а с темы, которую исполняет солирующая скрипка. Во-вторых, композитор помещает каденцию не перед кодой, а в середине первой части и при этом не даёт солисту возможности импровизировать, как было в концертах Моцарта и Бетховена. Каденцию солиста Мендельсон написал сам, чтобы её тематический материал был стилистически связан с произведением. В-третьих, автор, чтобы сочинение воспринималось цельным и не прерывалось аплодисментами слушателей, объединил все разделы концерта. Например, первую и вторую часть он соединил нотой, исполняемой фаготом. Возможно, такое нововведение Мендельсона положило начало не прерывать аплодисментами исполнение крупных произведений.
- Енни Линд – шведская певица, так сильно вдохновившая Мендельсона, что он всё-таки смог дописать свой ставший шедевром концерт, на все пылкие чувства композитора отвечала безразличием. Однако Феликс был настолько влюблён, что ради неё готов был оставить свою семью, в которой тогда было уже пятеро детей. Мендельсон предлагал Енни бежать с ним в Америку, а если она откажется, то грозил покончить жизнь самоубийством. Причина отторжения чувств композитора заключалась в сильной набожности певицы. Сама выросшая в неполной семье, она считала большим грехом разрушить семью и оставить детей Феликса без отца. Однако после смерти композитора Еенни Линд, покинув сцену, основала Фонд имени Мендельсона.
- Свой первый концерт для скрипки и струнного оркестра ре минор Феликс Мендельсон сочинил, когда ему было всего тринадцать лет. Это весьма виртуозное произведение в середине двадцатого веке любителям классической музыки заново открыл и исполнил знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин. Запись концерта датируется 1951 годом.
- Концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона считается произведением довольно сложным для исполнения. Скрипачи считают престижным для себя иметь это сочинение в своём репертуаре. Многие известные исполнители делали записи этого шедевра, среди которых наиболее впечатляющими считаются исполнения Йозефа Сука (1964), Чон Кён Хва (1981), Энн Акико Мейерс (1993), Роберта Макдаффи (1998), Дэниэла Хоупа (2007), Хилари Хан (2010), Рэй Чена (2011), Филиппа Квинта (2012).
- В Лейпциге в 2007 году одной из набережных городского канала после реставрации дали имя Феликса Мендельсона. Ступени спуска к воде очень похожи на линейки нотного стана, а расположение якобы хаотично расставленных на них деревянных сидений напоминают ноты, которые складываются в первую тему ми минорного скрипичного концерта композитора.
Ф. Крейслер, вальсы «Радость любви» и «Муки любви»
«Радость любви» — светлая и мажорная музыка. На протяжении всего произведения скрипка передает радостные чувства влюбленного человека. Вальс строится на двух контрастах: юношеская горделивость и изящное женское кокетство.
Источник