- Секвенция в музыке
- Простейший пример секвенции
- Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)
- Виды секвенций в музыке
- Гендель — Пассакалия
- П.И. Чайковский — Времена года. Июль.
- П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»
- Восходящие секвенции на гитаре
- Золотая секвенция: принцип и особенности
- Разновидности секвенций
- Что представляет собой золотая секвенция
- Особенности использования этого приема
- Роль тритона в золотой секвенции
- Как построить правильно золотую секвенцию
- Примеры композиций с использованием этого приема
- Скоростная медиаторная техника >30-минутная тренировка для гитаристов
- Линейные секвенции (максимально 160 ударов в минуту)
- Интервальные секвенции (максимально 120 ударов в минуту)
- Секвенции на основе арпеджио (максимально 120 ударов в минуту)
Секвенция в музыке
Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём. Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).
Простейший пример секвенции
Терминология для составных частей секвенции следующая.
Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.
Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).
Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)
Виды секвенций в музыке
Возможны различные масштабы секвенций:
- микро: в аккомпанементе, при соединении с параллелизмом аккордов;
- макро: повторы в разных тональностях отдельных больших частей произведения.
Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:
- диатоническая секвенция — последующие гармонии строятся на разных ступенях лада в пределах одной тональности;
- хроматическая (модулирующая) секвенция — каждое новое звено преподносится в другой тональности.
По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.
По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.
По степени точности:
- строгая — мотив полностью транспонируется, сохраняя названия и величины музыкальных интервалов;
- свободная — сохраняются только названия интервалов, точные величины могут варьироваться.
По типу распределения:
- квадратная — строение совпадает с количеством тактов во фразе;
- неквадратная — количество долей не совпадает с размером такта.
Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.
Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.
Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.
Гендель — Пассакалия
Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:
- «Времена года — Июль» (диатоническая);
- вступление к опере «Евгений Онегин» (хроматическая).
П.И. Чайковский — Времена года. Июль.
П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»
Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.
А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.
Восходящие секвенции на гитаре
Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.
Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.
Источник
Золотая секвенция: принцип и особенности
Написать собственную композицию крайне непросто. Для этого необходимо уметь добиваться гармоничного звучания. Золотая секвенция – один из приемов построения композиций, который используется в джазовой и классической музыке. Изобрел этот способ получения гармоничного звучания композитор Гендель.
Разновидности секвенций
В музыке часто используется секвенция. Она может присутствовать лишь в части произведения или повторяться в разных тональностях на протяжении всей композиции. Получившие музыкальное образование часто встречали разные виды секвенций в классических произведениях. По тональности этот прием можно разделить на два вида: хроматическую и диатоническую.
Секвенция может состоять из нескольких звеньев, совпадать с тактами по количеству звеньев (или наоборот), быть разной по точности. Золотая секвенция в музыке часто называется кварто-квинтовым построением. Она часто ложится в основу простых мотивов, удобных для запоминания, поэтому часто используется в эстрадной музыке. Она является уникальным и многогранным инструментом, который может быть использован для соединения сложных построений.
Что представляет собой золотая секвенция
Квинтовый круг (еще одно название этого приема) является одной из разновидностей простой секвенции, то есть повторения гармонического или мелодического оборота на разных высотах. Началом круга является аккорд, который отстраивается квинтой вниз от первой ноты гаммы в его тональности.
Тоники, которые образовывают этот оборот, следуют друг за другом через кварты и квинты. Например, первый аккорд берется в ре-миноре, от его тоники берется квинта и получается аккорд соль-минор. От ноты соль, которая будет являться тоникой, берем кварту вверх и получаем аккорд до-мажор, от которого уже берется следующий на квинту вниз. Таким образом нужно действовать, пока круг не замкнется. Построение круга более подробно мы рассмотрим ниже.
Особенности использования этого приема
Чаще всего золотая секвенция строится по принципу: квинта вниз, кварта вверх. Именно поэтому она и носит название квинто-квартовый круг. Однако многие композиторы меняют расположение аккордов местами: кварта вверх, а квинта вниз. В итоге получается иное, более низкое звучание, которое все также носит название золотой секвенции.
Еще одной особенностью этого приема является использование первого аккорда только в минорной гамме. Наиболее гармоничное звучание получается, если все аккорды относятся к диатонической шкале. Предпоследний аккорд можно взять не из нее, чтобы сделать его доминантовым, предваряющим смыкание круга. Приведенный выше пример в ре-миноре будет содержать такой аккорд – ля-доминантсепт. Он создает напряженность перед повторением оборота.
Роль тритона в золотой секвенции
Итак, золотая секвенция ноты перед смыканием круга немного меняет. Этот прием называется тритон. При нем в аккорде повышается третья ступень. Это позволяет создать напряженность и выделить этот аккорд в качестве доминантного.
Полууменьшенный тритон делает аккорд доминантовым, но не слишком напряженным. Его часто используют в эстрадной музыке. В классических произведениях чаще всего встречается уменьшенный аккорд, имеющий большую напряженность. Помните, что аккорды с тритоном обязательно требуют разрешения в тонику.
Как построить правильно золотую секвенцию
Золотая секвенция может быть создана не только на фортепиано, ее используют и при игре на гитаре. Именно такой пример построения мы и рассмотрим, ведь сейчас большое количество композиций сочиняется именно на этом шестиструнном инструменте. Возьмем за основу любой минорный аккорд или септаккорд. От него отсчитывается четыре ноты вниз, а затем пять вверх.
Возьмем за основу аккорд ля-минор (Am7), отсчитываем квинту вниз и получаем ре-минор (Dm7). Затем ведем отсчет вверх и получаем G7, а затем отсчитываем от соль квинту и получаем до, но возьмем его в мажоре, так звучание будет красивее. Четвертым аккордом нашей золотой секвенции станет Cmaj.
Далее двигаться будем уже в мажоре, чтобы сделать отрезок гармоничным. При отсчете вверх мы получаем ноту фа и соответственно Fmaj. Далее двигаемся на квинту вниз по гамме исходного аккорда ля-минор и получаем ноту Си, на основе которой построим аккорд Bm7/5 (полууменьшенный). Приведенная золотая секвенция, аккорды которой мы получили, будет незаконченной без использования приема тритон. По расчетам седьмым должен идти Em7, но вместо него (за счет повышения третьей ступени) мы возьмем E7, являющийся доминантовым септаккордом. После него можно начинать круг заново, заметьте, что все ноты мы брали из гаммы ля-минор.
Примеры композиций с использованием этого приема
Из современных композиторов прием золотой секвенции наиболее часто использует Игорь Крутой, именно благодаря этому кругу его мелодии становятся запоминаемыми и узнаваемыми народом. «Я и не знал» Филиппа Киркорова – один из современных примеров золотой секвенции. Множество красивых песен написаны с использованием этих цикличных отрезков. Наиболее ярким примером является джазовая композиция — All The Things You Are. Среди русских народных песен этот прием можно услышать в «Комаринской».
Среди классиков золотая секвенция примеры имеет самые разные, например, ее можно услышать во вступлении к опере «Евгений Онегин» Чайковского или в его же «Временах года». Но чаще всего этим приемом пользовался Гендель, который, как мы уже упоминали, был его изобретателем. Например, в его «Пассакалии» отчетливо слышны эти мелодичные отрезки. Другие композиторы не отставали и использовали самые разные по типу секвенции в своих произведениях. Наиболее ярким примером являются произведения Вагнера и Вивальди, но не всегда они использовали именно золотые секвенции.
Источник
Скоростная медиаторная техника >30-минутная тренировка для гитаристов
Будь вы профессиональный гитарист или любитель, может быть достаточно трудно найти время для занятий.
У всех нас существуют обязанности, которые отвлекают нас от игры. По этой причине разработана ускоренная интенсивная гитарная «тренировка», которая может длиться всего полчаса. Вы можете использовать ее в качестве упражнений, когда время ограничено, или в качестве тренировки в течении длительного времени. В любом случае, такие тренировки помогут развить вашу игру в ряде важных областей.
Эти упражнения включают в себя воспроизведение диатонической гаммы с конкретной выбранной последовательностью — секвенцией — для улучшения вашей игры. Вы улучшите свои теоретические знания, касающиеся диатоники, на всем грифе, а также увеличите скорость и точность вашей техники звукоизвлечения. Для этой тренировки вам понадобится метроном.
Для примера используется ля минор. Необходимо играть каждую из этих секвенций под метроном; после завершения увеличьте темп и повторите последовательность снова. Начинайте в медленном темпе, около 80 ударов в минуту, и увеличивайте темп на 10 ударов в минуту (90, 100, 110, 120 и т.д.).
Секвенции имеют разные степени сложности. Как только она станет слишком трудной для воспроизведения, перейдите к следующей последовательности. Вам следует запомнить максимальный темп, достигнутый для каждой из них. Таким образом, вы увидите свой прогресс с течением времени. Если вы начинаете с 80 ударов в минуту, вы должны достигнуть максимальной скорости приблизительно за 30 минут. Конечно, если вы продвинутый игрок, вы можете взять начальный темп гораздо выше. Но если Вы только учитесь играть на гитаре, берите темп медленнее. А если у Вас еще нет гитары, подберите ее по выгодной цене в магазине https://jazz-shop.ru/brands/digidesign Jazz-shop — это один из лучших музыкальных магазинов, которые я знаю.
Для каждой последовательности приложен пример в аудио-формате: 80 ударов в минуту, также в максимальном темпе.
Линейные секвенции (максимально 160 ударов в минуту)
Эти последовательности направлены на воспроизведение диатонической гаммы по принципу «четыре ноты на струне» вместо обычных трех. Цель упражнения — использование всех четырех пальцев при игре. Комбинация использования пальцев при звукоизвлечении указана в первой секвенции. Слушаем и играем.
Интервальные секвенции (максимально 120 ударов в минуту)
Это упражнение заключается в воспроизведении диатонической гаммы по трем октавам. Для данной тренировки используются третья, четвертая и пятая, но продвинутые гитаристы могут использовать шестую с седьмую октавы.
Секвенции на основе арпеджио (максимально 120 ударов в минуту)
Вы наверняка сталкивались с данными последовательностями, но данные примеры определенно уникальны. Данное упражнение заключается в проигрывании гаммы по двум октавам перебором. Первая секвенция играется трезвучным арпеджио (I-III-V). Вторая — перебором седьмой гаммы (I-III-V-VII).
Эти секвенции могут быть применены к любой диатонической гамме в любой тональности. После освоения последовательностей в ля минор, попробуйте потренироваться с другой гамме. Удачи!
Отличное упражнение, взяла себе
Нормальные упражнения для гитары. Если можно, побольше таких выкладывайте. Такие упражнения реально повышают техничность игры на гитаре.
Очень полезные упражнения на гитаре, взял на заметку.
Источник