Золотая секвенция ноты для фортепиано

Золотая секвенция: принцип и особенности

Написать собственную композицию крайне непросто. Для этого необходимо уметь добиваться гармоничного звучания. Золотая секвенция – один из приемов построения композиций, который используется в джазовой и классической музыке. Изобрел этот способ получения гармоничного звучания композитор Гендель.

Разновидности секвенций

В музыке часто используется секвенция. Она может присутствовать лишь в части произведения или повторяться в разных тональностях на протяжении всей композиции. Получившие музыкальное образование часто встречали разные виды секвенций в классических произведениях. По тональности этот прием можно разделить на два вида: хроматическую и диатоническую.

Секвенция может состоять из нескольких звеньев, совпадать с тактами по количеству звеньев (или наоборот), быть разной по точности. Золотая секвенция в музыке часто называется кварто-квинтовым построением. Она часто ложится в основу простых мотивов, удобных для запоминания, поэтому часто используется в эстрадной музыке. Она является уникальным и многогранным инструментом, который может быть использован для соединения сложных построений.

Что представляет собой золотая секвенция

Квинтовый круг (еще одно название этого приема) является одной из разновидностей простой секвенции, то есть повторения гармонического или мелодического оборота на разных высотах. Началом круга является аккорд, который отстраивается квинтой вниз от первой ноты гаммы в его тональности.

Читайте также:  Ноты ме муеро де амор

Тоники, которые образовывают этот оборот, следуют друг за другом через кварты и квинты. Например, первый аккорд берется в ре-миноре, от его тоники берется квинта и получается аккорд соль-минор. От ноты соль, которая будет являться тоникой, берем кварту вверх и получаем аккорд до-мажор, от которого уже берется следующий на квинту вниз. Таким образом нужно действовать, пока круг не замкнется. Построение круга более подробно мы рассмотрим ниже.

Особенности использования этого приема

Чаще всего золотая секвенция строится по принципу: квинта вниз, кварта вверх. Именно поэтому она и носит название квинто-квартовый круг. Однако многие композиторы меняют расположение аккордов местами: кварта вверх, а квинта вниз. В итоге получается иное, более низкое звучание, которое все также носит название золотой секвенции.

Еще одной особенностью этого приема является использование первого аккорда только в минорной гамме. Наиболее гармоничное звучание получается, если все аккорды относятся к диатонической шкале. Предпоследний аккорд можно взять не из нее, чтобы сделать его доминантовым, предваряющим смыкание круга. Приведенный выше пример в ре-миноре будет содержать такой аккорд – ля-доминантсепт. Он создает напряженность перед повторением оборота.

Роль тритона в золотой секвенции

Итак, золотая секвенция ноты перед смыканием круга немного меняет. Этот прием называется тритон. При нем в аккорде повышается третья ступень. Это позволяет создать напряженность и выделить этот аккорд в качестве доминантного.

Полууменьшенный тритон делает аккорд доминантовым, но не слишком напряженным. Его часто используют в эстрадной музыке. В классических произведениях чаще всего встречается уменьшенный аккорд, имеющий большую напряженность. Помните, что аккорды с тритоном обязательно требуют разрешения в тонику.

Как построить правильно золотую секвенцию

Золотая секвенция может быть создана не только на фортепиано, ее используют и при игре на гитаре. Именно такой пример построения мы и рассмотрим, ведь сейчас большое количество композиций сочиняется именно на этом шестиструнном инструменте. Возьмем за основу любой минорный аккорд или септаккорд. От него отсчитывается четыре ноты вниз, а затем пять вверх.

Возьмем за основу аккорд ля-минор (Am7), отсчитываем квинту вниз и получаем ре-минор (Dm7). Затем ведем отсчет вверх и получаем G7, а затем отсчитываем от соль квинту и получаем до, но возьмем его в мажоре, так звучание будет красивее. Четвертым аккордом нашей золотой секвенции станет Cmaj.

Далее двигаться будем уже в мажоре, чтобы сделать отрезок гармоничным. При отсчете вверх мы получаем ноту фа и соответственно Fmaj. Далее двигаемся на квинту вниз по гамме исходного аккорда ля-минор и получаем ноту Си, на основе которой построим аккорд Bm7/5 (полууменьшенный). Приведенная золотая секвенция, аккорды которой мы получили, будет незаконченной без использования приема тритон. По расчетам седьмым должен идти Em7, но вместо него (за счет повышения третьей ступени) мы возьмем E7, являющийся доминантовым септаккордом. После него можно начинать круг заново, заметьте, что все ноты мы брали из гаммы ля-минор.

Примеры композиций с использованием этого приема

Из современных композиторов прием золотой секвенции наиболее часто использует Игорь Крутой, именно благодаря этому кругу его мелодии становятся запоминаемыми и узнаваемыми народом. «Я и не знал» Филиппа Киркорова – один из современных примеров золотой секвенции. Множество красивых песен написаны с использованием этих цикличных отрезков. Наиболее ярким примером является джазовая композиция — All The Things You Are. Среди русских народных песен этот прием можно услышать в «Комаринской».

Среди классиков золотая секвенция примеры имеет самые разные, например, ее можно услышать во вступлении к опере «Евгений Онегин» Чайковского или в его же «Временах года». Но чаще всего этим приемом пользовался Гендель, который, как мы уже упоминали, был его изобретателем. Например, в его «Пассакалии» отчетливо слышны эти мелодичные отрезки. Другие композиторы не отставали и использовали самые разные по типу секвенции в своих произведениях. Наиболее ярким примером являются произведения Вагнера и Вивальди, но не всегда они использовали именно золотые секвенции.

Источник

Золотая секвенция или кварто квинтовый круг, тритон и его функции

В данной статье мы вновь поговорим о гармонии, а точнее о наших возможностях в её построении. К этой же теме можно отнести и статьи в разделе импровизация о ладах народной музыки, советую также ознакомится с ними, ведь то что мы сейчас рассмотрим — развитие той же темы. Сегодня же речь пойдет о секвенции, точнее о золотой секвенции. Для начала, что бы не заставлять вас лезть в поисковик за определением. Секвенция — это повторение на разной высоте одного и того же гармонического или мелодического оборота. Рассматриваемая ниже секвенция — это гармонический вид.

А вот этот, например — мелодический.

То есть повторение одной и той же мелодии, но на разной высоте.

Золотая секвенция (еще её называют кварто квинтовый круг или квинто квартовый) очень популярна — вы часто можете слышать её в эстрадной музыке, например в музыке Игоря Крутого. Использование её — это один из способов быстро сочинить что-нибудь красивое. Ярким примером того, как она звучит является джазовая вещь — All The Things You Are.

Чтобы получить начало квинто квартового круга, нужно взять любой минорный аккорд и отстроить квинту вниз от первой ноты (тоники) гаммы его тональности (Это первый способ как её начать в самом конце статьи будет рассказано о втором, но отличий практически нет).

От полученной ноты берется также минорный аккорд (можно обычный минор, а можно минорный септаккорд взять — по вкусу). Затем вновь отсчитываем четыре ноты (кварту) уже вверх и, от полученной ноты, берем доминантовый септаккорд. И далее в том же духе — квинту вниз, кварту вверх и от получаемых нот берем аккорды (поэтому, собственно, и называется квинто-квартовый круг). Смысл, я думаю, ясен, но нужно закрепить теорию конкретным примером. Пойдем от ноты ля, так как золотая секвенция берется только в миноре, то и аккорд будет ля-минор, возьмем его вот так:

Через квинту вниз отстоит нота ре, поэтому следующий аккорд ре-минор.

Кварта вверх и получаем ноту соль и аккорд G7:

Квинта вниз от соль и будет нота до и аккорд C (но мы взяли мэйдж вместо него, что ничего не меняет, только звучание. чуть-чуть украшает).

Отстраиваем кварту вверх, опять, и получаем ноту фа, а от нее фа-мажор.

Вновь квинта вниз по гамме исходного аккорда ля-минор получим ноу си и аккорд от неё — полууменьшенный или Bm7-5.

На этом месте немного прервемся и проанализируем все аккорды, которые у нас получились. как вы думаете почему мы брали от звуков, получаемых при построении квинт и кварт именно эти аккорды? Вы наверняка заметили, что все ноты, которые их составляют относятся к гамме ля-минор, то есть никаких диезов и бемолей ни в одном из аккордов не наблюдается. Если вы читали статью о ладах народной музыки, то уже поняли — все эти аккорды — это просто развитие главной тональности ля-минор, единственная разница между ними — это лады, в которых они выстраиваются. То есть первый аккорд — Am7 — эолийский лад, Dm7 — дорийский, G7 — миксолидийский, Cmaj — ионийский, Fmaj — лидийский, Bm7-5 — Локрийский. Дальше, если следовать нашей логике, должен идти аккорд Em7 (фригийский лад) и его собственно можно там взять, но чтобы подчеркнуть законченность нашего круга золотой секвенции в нем следует повысить третью ступень, получив тем самым (за счет образования тритона между нотами ре и соль-диез) мажорный доминантовый септаккорд (или E7). То есть седьмым аккордом круга будет E7:

После этого аккорда круг начинается заново. Здесь охарактеризуем немного тритон, в чем его сила? Как мы уже выше сказали, благодаря тритону аккорд ми стал доминантовым, а что характерно для доминанты? Правильно — напряженность требующая разрешения в тонику. Так вот, напряжение в аккордах доминантовой группы создает как раз тритон. Наблюдается тритон и в полууменьшенном и в уменьшенном аккордах (также используются в доминанте), но уменьшенный — максимальный по напряжению. Следовательно, аккорды содержащие тритон, как правило, требуют разрешения.

Так, с тритоном разобрались, еще пару слов о золотой секвенции. Мы её строили по принципу — квинта вниз, кварта вверх, но бывает, встречается и по-другому. Также первый аккорд — ля-минор может браться по шестой струне на пятом ладу и следующий за ним ре-минор будет находится уже через кварту вверх (на пятом ладу пятая струна). Так получается не квинто квартовый круг, а кварто квинтовый круг, но суть от этого не меняется. Ну, а дальше как раньше — от ре-минора квинта вниз(будет соль), кварта вверх и так далее, та же золотая секвенция, но ниже по высоте.

Источник

Золотая секвенция ноты для фортепиано

Фортепиано с Ириной Ушерович запись закреплена

Золотая секвенция — что это такое?

Секве́нция (позднелат. sequentia — последовательность) — последовательное повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте. Перемещаемое построение называется звеном секвенции.
Золотой секвенцией обычно называют такую последовательность аккордов, при которой каждый последующий аккорд отстоит на кварту (квинту) от предыдущего (т. е. по кварто-квинтовому кругу).
Золотая секвенция очень популярна — ее можно встретить в классической музыке, в джазе, в рок-музыке. 80 процентов эстрадных песен если не состоят сплошь из одной золотой секвенции, то содержат ее хоть частично, хоть намеком. Использование её — это один из способов быстро сочинить что-нибудь красивое.
Ниже предлагаю музыкальные примеры, в которых встречается золотая секвенция полностью или частично. Послушайте внимательно, запомните ее звучание, сконцентрируйтесь на гармонии и басовой линии;)

Источник

Записки учителя: золотая секвенция

Всем здравствуйте. Рада видеть на своём канале

В мире музыки есть такой приём, который называется секвенция .

  • Секвенция — повторение на разной высоте одной и той же мелодии. Т.е., вот есть у вас какой — то мотив. И в последующих тактах этот же мотив будет от других нот.

Секвенция была создана для красоты, и для заполнения музыки.

Есть несколько составных частей этого приёма:

  1. Звено — это последующее повторение мотива
  2. Мотив — основная мелодия, которая потом меняется.
  3. Шаг — на какой интервал смещается секвенция (вверх, вниз).

По видам секвенция бывает:

  1. Восходящей — идёт вверх, заставляет ждать кульминацию.
  2. Нисходящая — идёт вниз, оттягивает финал.

По классификации секвенция бывают:

  1. Диалогическая (т.е. по белым клавишам) — звенья в пределах одной тональности.
  2. Хроматическая (т.е. по белым и чёрным клавишам) — каждое звено в новой тональности.
  • Секвенция подробно изучается в колледжах/консерваториях, на таком предмете, как гармония.

В колледже я гармонию изучала со 2 курса. А секвенция мы играли с самого начала. Было *весело*. Ведь сначала надо было разобрать всю секвенцию, подписать функции, а потом уже играть. Я лично дома их всегда долго сидела и заучивала. Хотя, по идее этого делать нельзя. Всё это делается на ходу. Ну ничего, и так справилась)

Золотая секвенция очень часто используется в произведениях различных композиторов

Спасибо большое, что прочли статью и подписались на канал. Я всем очень рада

Источник

КАК СОЧИНИТЬ КРАСИВУЮ МУЗЫКУ ПЕСНЮ Самые красивые аккорды САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АККОРДЫ Золотая Секвенция

Сегодня расскажу Вам о Золотой Секвенции, самой красивой комбинации аккордов. Используя ее, можно сочинить красивую музыку или песню.
#каксочинитьмузыку #каксочинитьпесню #золотаясеквенция #самыекрасивыеаккорды #самыелучшиеаккорды #оченькрасиваямузыканапианино #оченьпростаямелодиянапианино #самаякрасиваямелодиянапианино #легкиенотыдляпианино #verybeautifulpianomusic #veryeasypianomusic #pianotutorial #туториалпианино #самаялегкаямелодиянапианино #самаякрасиваямузыканапианино #самаякрасиваямузыка #amazingpianomusic

ПОМОЩЬ КАНАЛУ:
https://qiwi.me/7c77d275-65e1-4c74-8172-c4fb52087d4f
Instagram: @irina_bulakhova
Удачи!
Спасибо, что смотрели моё видео!

Для покупки нот в формате PDF обращайтесь пожалуйста на почту
ira-mega7000@mail.ru

Подписывайтесь на мой канал:
https://www.youtube.com/channel/UC0DjGGSiz-GYHKIJRyAwbBg
Ставьте лайки! Комментируйте!

Плейлист с моими видеоуроками:
https://www.youtube.com/watch?v=Gqnv_XMoWec

Я в Facebook:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100003323474652

Группа ВКонтакте:
https://m.vk.com/club122297138
Thanks for whatching my video!
Please like and comment!
Subscribe to my channel!

Видео КАК СОЧИНИТЬ КРАСИВУЮ МУЗЫКУ ПЕСНЮ Самые красивые аккорды САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АККОРДЫ Золотая Секвенция канала Пианино С Ириной Булаховой

Источник

Оцените статью