Звонкая или фальшивая нота

Фальшивая нота

В школе ожидался приём в пионеры. Долго жили без пионервожатой, наконец её прислали, маленькую, с волевым старым лицом и детским звонким голосом. Среди школьников её легко можно было отыскать по этому голосу.

Приём ожидался массовый, со второго по четвёртый классы, и за короткий срок надо было успеть привести ребят к единому знаменателю: форме, строю, песне.

Со строем быстро получилось. Под звуки горна и барабана ребята шагали с удовольствием, они ещё жили войной, недавно окончившейся.

С формой вышла заминка, но посёлок напрягся. Рубашки и блузы должны быть белыми, а брюки и юбки – чёрными, иначе, как сказала пионервожатая Аля, нечего и думать о приёме. Перешивали отцовское, дедовское… Портнихи обогатились кто связкой лука, кто мешком картошки, кто обещанием того или другого.

С песней стало ясно задолго до появления пионервожатой. Признанный поселковый музыкант, ученик второго класса Волька Родионов, мог сыграть любую мелодию, и аккордеон, пожалуйста, хоть сейчас бери в клубе. Клуб отныне располагал такой возможностью. Оставалось только назвать песню, и Аля, как только приехала, тут же пропела её, зажигательную, всем понравившуюся, про паровоз:

Читайте также:  Миди треки для гитары

Ой, ты лети, лети, моя машина,
Ой, как много вертится колёс.
Ах, какая чудная картина,
Когда по рельсам мчится паровоз!

Сначала Волька прошёл её с Алей. Мелодию он запомнил, что называется, с лёта, и даже не потребовалось времени на обкатку. Поэтому, не мешкая, собрали хор. Хор запел, но…оказалось, что голоса ребят не совпадают с Алиным: у неё слишком высокий, а у них – низкие и вообще какие-то неопределённые. Гудят, как осы. Волька, лихорадочно ощупывая кнопки на левой руке, пытался перестроиться, но с ходу не получилось, а надо было с ходу. Аля сказала:
— А говорили, талант, талант… Сдай баян и не показывайся больше.

Волька покраснел и тихонько вышел. Аккордеон марки «Красный партизан», и без того тяжёлый, притянул мальчишку к земле. У ближайшего сарая Волька снял его и положил на мокрую траву. Домой не хотелось; не зная, что делать, Волька вскарабкался в темноте на крышу сарая, переполошив кур. Долго они кудахтали, но постепенно угомонились, лишь петушок недовольно свербел, ощущая человека над головой.

В конце сентября становится прохладно, и жизнь в посёлке замирает. Картошка выкопана, сено заготовлено. Темнеет рано; народ сидит по домам и ждёт снега. Лишь со станции грузовик или мотоцикл проедут, да ребята, как сейчас, выбегут из школы, и опять стихает.

В воображении мальчика рисовалась одна и та же картина: как пионервожатая подходит к нему, ласково гладит по голове. «Не торопись,– говорит она, – мы подождём. Я сама виновата: не сообразила проверить голоса у ребят». И оттого, что она говорит правду, Вольке делается легко; он первым делом подбирает басы, а потом и голоса на клавиатуре. До сих пор ему не приходилось менять то, что называется тональностью. На танцах в клубе с какой ноты начнёшь вальс или польку, с той и ладно, а человеческий голос имеет, оказывается пределы, и надо подлаживаться под него, а не наоборот.

Аккордеон тускло отсвечивал, звал к себе, и продрогший мальчик не выдержал, спрыгнул. В душе его, так уж она была устроена, не шевельнулось чувство мести к вожатой. Не подкарауливал он её мысленно в тёмном подъезде, не совал кнопку в туфлю, не пачкал спину мелом, а просто увидел такой, какой хотел увидеть: доброй и отважной. Образ этот возник у него задолго до появления Али и был таким стойким, что даже она не смогла его разрушить.

Мать Вольки, тётя Фрося, не заметила угнетённого состояния сына. Она дошивала ему рубашку и, как только он появился, приставила рубашку к спине.

— Вот, – удовлетворённо произнесла она, – теперь хоть куда.

Волька был на редкость молчалив и только тогда откликался, когда кто-нибудь угадывал его состояние. Мать часто не могла понять, о чём он думает, а, тем более, мечтает. И в этот раз взгляд её упал прежде всего на «казённую вещь», как она называла аккордеон. «Казённая вещь» оказалась со следами грязи, и на Вольку тут же обрушился поток брани, перемежаемый шлепками. Мальчик воспринял порку как облегчение, на душе у него посветлело, и вот он уже прижался к матери так сильно, что рука у той невольно остановилась.

— Будет-будет, – сказала мать, предполагая, что он раскаивается, но когда она отвернула его лицо, то увидела, что оно смеётся.

— Проказник, – оттолкнула она сына, подозревая, что он слишком хитёр для своих лет.

Но и этого не было, просто мальчик зажил обычной своей внутренней жизнью, а музыканты, как мы знаем, живут звуками. Они плохо ориентируются во внешней среде, часто эта среда им недоступна, а, если они думают, что доступна, то совершают в ней кучу ошибок, самых нелепых; а среди звуков они ориентируются хорошо, там они и боги, и судьи себе. Для Вольки молчавший прежде мир зазвучал, зацвёл, и руки сами потянулись к аккордеону. И песенка про паровоз в той тональности, в которой нужно, в которой нужно, тут же вылетела из-под Волькиных пальцев.

— Хорошая песня, – согласилась мать, признавая за сыном право жить по-своему, – за такую песню первый галстук – тебе.

На другой день, когда Волька пришёл на репетицию без аккордеона, Аля накинулась на него:
— Опять срываешь, Родионов! Что ж нам, по-твоему, под сухую петь?

В глубине комнаты возле круглой голландской печки отогревал руки председатель поссовета Грень. Он зашёл посмотреть, как идёт подготовка к приёму в пионеры, и попал на репетицию хора. Грень укоризненно взглянул на Вольку, мол, зазнался, парень, а Волька, не мигая, смотрел на вожатую, а та, тоже, не мигая, смотрела на него. Это длилось до тех пор, пока ребята не подтолкнули Вольку к двери.

…Однажды старший брат Юра собрался по грибы и взял Вольку с собой. Юра знал на что идёт: в лесу остались мины. Сапёры прошли с металлическими палками, но грибники продолжали подрываться. Не особенно Юре и хотелось грибов, но в конце июля есть нечего, так хоть грибов нажарить.

Грибы попадались старшему брату, а Вольке хотелось найти свой. Заметив красное пятно в сторонке, он, тайком от Юры, сделал несколько шагов и вдруг почувствовал, как нога упёрлась во что-то твёрдое. Раздвинув стебли папоротника, Волька увидел широкую серую кастрюлю с крышкой и двумя ручками. Этой умытой росой кастрюлей с прилипшими к ней листочками Волька решил заняться немедленно: красавец-подосиновик подождёт… «Назад!» – раздался истошный крик, и тотчас зазвенело в ушах от горячей оплеухи. Плачущий Волька оказался на закорках у Юры, удирающего от собственной корзины, как от опасного врага. Так и не понял он, почему ту кастрюлю нельзя было потрогать. Но он вспомнил о ней, когда посмотрел в глубину Алиных неподвижных глаз.

Грибное воспоминание мелькнуло у мальчика в доли секунды; испугавшись, он постарался отмести его и забыть. И это ему удалось, потому что Аля с такой удалью дирижировала хором, а поселковые ребята так старались, что не было никакого сомнения: в счастливое будущее они въедут на паровозе, и непременно с Алей. Ведь есть же люди, рождённые для больших дел.

К праздничному дню полы в школе отскоблили до белой древесины, а парты наоборот – насмолили до черноты; ребята тоже ходили в чёрно-белом, ожидая, когда начнётся главное. Две молоденькие учительницы и несколько подошедших родительниц сгрудились возле печки. После слов торжественного обещания, которые ребята с чувством повторили вслед за Алей, предстояла маршировка и песня. Волька стоял посредине первой шеренги с аккордеоном на груди, время от времени ощупывая клавишу, с которой ему предстояло начать. Ребята вели себя так тихо, что он не решался развести меха и проверить, те ли кнопки он приготовил на левой руке.

Аля вышла с кипой галстуков на сгибе локтя и вызвала лучшую ученицу. Она продемонстрировала на ней, как завязывается галстук, как расправляются складки. Ученица, бесконечно влюблённая в Алю, улыбалась пунцовыми щеками. Ещё несколько девочек было вызвано на середину зала, и теперь их щёки соперничали с заветными галстуками, а потом Аля поделила кипу, и девочки пошли по рядам множить радость. Шелест материи, лёгкий перестук обуви, непроизвольный смех…

Аккордеон был большой, и лучшая ученица примерилась к Вольке сначала с левой стороны, потом с правой. Никак. Никак не дотянуться до Волькиной шеи. Далеко шея. На аккордеон галстук не повяжешь, а к шее не подступиться. Можно, проявив смекалку, подойти сзади, но лучшая ученица со словами «стой со своей бандурой» махнула на Вольку рукой, как это сделала однажды Аля, и прошла дальше. Ребята, особенно девчонки, услужливо вытягивали шеи. Раздалась команда подравняться в затылок. Волька всё ещё надеялся, что взрослые заметят и исправят ошибку, но аккордеон цепко держал его тайну. Не видно было из-за него, с галстуком он или без. Волькин галстук повязали Але. Она, не скрывая радости, показала на него учительницам:
— Лишний! Обсчиталась!

Ребята уже маршировали под звуки барабана, и тут Але пришла идея объединить маршировку и песню. Она звонко выкрикнула:
— Песню, Родионов!

Возникло лёгкое замешательство, потому что Волька, оставив аккордеон прямо на полу, неверной походкой вышел в дверь. Аля, испепелив его спину взглядом, запела высоким резким голосом. Хор подхватил тоном ниже, и эта какофония оказалась единственной осечкой, не приведшей к общему знаменателю. Всё остальное привели.

Тётя Фрося отнесла аккордеон в клуб, где и пожаловалась председателю поссовета, что мальчишку не приняли в пионеры.
— Как не приняли? – изумился Грень.
— Без галстука пришёл, – пояснила Волькина мать.
— Как же так? Торжественное обещание он давал?

Тётя Фрося развела руками, мол, откуда я знаю, как у них там, но раз галстук не дали, значит…

Пионервожатая, которую Грень тут же разыскал, дала ему такой отлуп, которого он, признаться, не ожидал.

— И правильно сделали! Ни рыба, ни мясо ваш баянист, таким в наших рядах не место!

Грень заметил, что пристрастие отдельных людей к большой показухе ни к чему хорошему не приводит, на что получил ответ ещё более чёткий:
— С вами разберутся соответствующие органы. Не здесь и не мне вы ответите за мальчишку, которого испортили танцульками.

— На мальчишке ты и срезалась, пигалица, – взорвался Грень, – он-то и увидел, что ты насквозь фальшивая!

Грень возвратился с галстуком, который сорвал с Алиной шеи, но Волька никогда его не носил. Зато ему часто снился сон, в котором его принимают в пионеры по-настоящему, по-честному, и всегда улыбался в этом сне, ощущая прикосновение красного шёлка, прохладное, чистое и возвышенное.

Источник

Значение словосочетания «фальшивая нота»

Значение слова «фальшивый&raquo

ФАЛЬШИ́ВЫЙ , —ая, —ое; —ши́в, -а, -о. 1. Сделанный наподобие подлинного, натурального. Фальшивый жемчуг. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «нота&raquo

НО́ТА 1 , -ы, ж. 1. Условный графический знак какого-л. музыкального звука. Басовая нота. Нота «до».

НО́ТА 2 , -ы, ж. Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста. Обмен нотами. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бурда (существительное):

Ассоциации к слову «фальшивый&raquo

Ассоциации к слову «нота&raquo

Синонимы к словосочетанию «фальшивая нота&raquo

Предложения со словосочетанием «фальшивая нота&raquo

  • Музыканты забавлялись в текущей вокруг толпе, присоединяя свои флейты, арфы, барабаны к всеобщему славословию, и все песни, что он слышал раньше, сливались воедино без единой фальшивой ноты.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «фальшивая нота»

  • — Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он, сердитым голоcом повторяя слова Бенигсена, и этим указывая на фальшивую ноту этих слов.

Сочетаемость слова «фальшивый&raquo

Сочетаемость слова «нота&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «фальшивая нота»

Ре-диез-минор (dis-moll) — минорная тональность с тоникой ре-диез, имеет 6 диезов при ключе. Энгармонически равна ми-бемоль минору.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «фальшивый&raquo

ФАЛЬШИ́ВЫЙ , —ая, —ое; —ши́в, -а, -о. 1. Сделанный наподобие подлинного, натурального. Фальшивый жемчуг.

Значение слова «нота&raquo

НО́ТА 1 , -ы, ж. 1. Условный графический знак какого-л. музыкального звука. Басовая нота. Нота «до».

НО́ТА 2 , -ы, ж. Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста. Обмен нотами.

Предложения со словосочетанием «фальшивая нота&raquo

Музыканты забавлялись в текущей вокруг толпе, присоединяя свои флейты, арфы, барабаны к всеобщему славословию, и все песни, что он слышал раньше, сливались воедино без единой фальшивой ноты.

Слух становится острым, как у зверя, прячущегося от хищника, и тебе кажется, что в мелодии работающих двигателей вот-вот прозвучит фальшивая нота.

Психологу приходится на собственном опыте, методом проб и ошибок учиться не брать фальшивых нот.

Источник

Фальшивая нота

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Фальшивая нота» в других словарях:

нота — ы, ж. note f. < лат. nota. 1. Условный графический знак для записи музыкальных звуков и их высотных и ритмических отношений. БАС 1. 2. Отдельный звук определенной высоты в музыке и пении. БАС 1. || Клавиша, лад, клапан музыкального инструмента … Исторический словарь галлицизмов русского языка

нота — [звук] сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ноты, чему? ноте, (вижу) что? ноту, чем? нотой, о чём? о ноте; мн. что? ноты, (нет) чего? нот, чему? нотам, (вижу) что? ноты, чем? нотами, о чём? о нотах 1. Нота это знак, который на… … Толковый словарь Дмитриева

нота — 1. НОТА, ы; ж. [от лат. nota знак, замечание] 1. Графический знак для записи какого л. музыкального звука. Нота до . Знать, читать ноты. Написать ноту. 2. Самый звук в музыке или пении. Проиграть сонату от первой до последней ноты. Она чутко… … Энциклопедический словарь

нота — I ы; ж. (от лат. nota знак, замечание) см. тж. нотка, нотный 1) Графический знак для записи какого л. музыкального звука. Нота до . Знать, читать ноты. Написать ноту. 2) Самый звук в музыке или пении. Проиграть … Словарь многих выражений

Бородин, Александр Порфирьевич — композитор, профессор химии и академик военно медицинской академии, доктор медицины; род. 31 октября 1834 г. в С. Петербурге, ум. 15 февраля 1887 г. Отец его происходил из рода князей Имеретинских; мать, Авдотья Константиновна, во втором браке… … Большая биографическая энциклопедия

ФАЛЬШИВЫЙ — ФАЛЬШИВЫЙ, ая, ое; ив. 1. полн. Поддельный, ненастоящий. Ф. документ. Фальшивые драгоценности. 2. Неестественный, неверный. Фальшивая игра актёра. Фальшивая нота (не в тон; также перен.: нек рые проявления неискренности, неправдивости. В его… … Толковый словарь Ожегова

фальшивый — ая, ое; и/в, и/ва 1) Сделанный наподобие подлинного, натурального. Фальшивый жемчуг. Фальшивый бриллиант. Фальшивое окно. Фальшивая дверь. Синонимы: иску/сственный, ненастоя/щий, ненатур … Популярный словарь русского языка

Бородин А. П. — Александр Порфирьевич (31 Х(12 XI) 1833, Петербург 15(27) II 1887, там же) русский композитор и учёный химик. Внебрачный сын груз. (по др. сведениям, татарского) князя Л. С. Гедианова, при рождении Б. записан сыном камердинера князя… … Музыкальная энциклопедия

АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ — 1) традиционные культуры стран и коренных народов в геогр. пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими формальной общностью; 2) признание А.к. как комбинации нескольких… … Энциклопедия культурологии

ФАЛЬШИВЫЙ — ФАЛЬШИВЫЙ, фальшивая, фальшивое; фальшив, фальшива, фальшиво. 1. Заключающий в себе фальшь, обман; поддельный, не настоящий. Фальшивые документы. Фальшивый паспорт. Фальшивая коса (из накладных волос). «Верно это, будто ты к фальшивым деньгам… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Оцените статью