- Саксофон и гитара
- Строй саксофона
- Урок 1.7 Строй саксофона.
- Строй духового музыкального инструмента.
- Строй духовых инструментов.
- Как записываются ноты?
- Убираем дополнительные линейки.
- Строй саксофонов.
- Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.
- Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?
- Урок 2.1 Аппликатура саксофона.
- Урок «Строй саксофона» получился объемный.
Саксофон и гитара
Мой рассказ о музыкальном инструменте, к которому я испытываю глубочайшее уважение. Вы слышали, как поёт саксофон? Я не оговорилась, именно поёт! Звучание саксофона невозможно назвать обычным словом «звук». Это голос, красивый, нежный, певучий…
Мой сын в пятилетнем возрасте спросил:
— Скажи, как называется музыкальный инструмент, звук которого похож на человеческий голос?
Я была потрясена, ребёнок, услышав в музыке голос саксофона, назвал его человеческим. Бесспорно, звучание этого инструмента фантастическое, почти нереальное. Мы часто считаем своих детей глупыми малышами. Но однажды эти глупыши поражают нас своей потрясающей интуицией, эмоциями и чувствами, своим необыкновенным видением окружающего мира.
Конечно, вы, уважаемый читатель, прекрасно знаете этот инструмент. Но, в качестве вступления к рассказу, несколько слов о его создателе. Саксофон изобрёл бельгийский музыкальный мастер Адольф Сакс в 1842 году. Он назвал его «мундштучным офиклеидом». А название «саксофон» придумал друг Сакса композитор Гектор Берлиоз. 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. Всего он придумал четырнадцать разных саксофонов. В наше время используется только семь.
В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль. Думаю, вы догадались, о чём я говорю! Да, конечно, о джазе. Саксофон стал одним из основных инструментов джаза. Его особенное звучание, необыкновенный тембр, как нельзя лучше подходили для этого направления в музыке. Постепенно «саксофономания» захлестнула планету. Саксофон стал пользоваться огромной популярностью во всём мире.
И в современном джазе саксофон остаётся ведущим инструментом.
В ноябре 1989г голландская саксофонистка и певица Кэнди Далфер (Candy Dulfer) совместно с музыкантом из «Eurhythmics» Дэвидом Стюартом написала композицию «Lily Was Here», которая прославила их. Именно эта инструментальная композиция стала причиной моего повествования.
Включаю видео (видеоклип можно легко найти в интернете по названию «Lily Was Here»).
Саксофон лучше просто слушать, удобно устроившись в кресле и закрыв глаза, или танцуя медленный танец. Это видео особенное. В нём разговор саксофона и гитары. Молчаливый диалог изумительной красоты рыжеволосой женщины и мужчины в тёмных очках. Игра гитариста дополняет игру Кэнди, ненавязчиво аккомпанируя. В этом видеоклипе такое соло саксофона, которое затмевает всё. В звуках растворяются ощущения и воспоминания. Голос саксофона можно сравнить с красотой женщины, загадочной, обольстительной, чувственной.
Кэнди подходит к микрофону, поправляет мундштук саксофона и выдувает первые ноты чарующей мелодии. Начинается парафраз саксофона и гитары. От созерцания красоты молодой женщины и голоса саксофона уносишься в свои самые потаённые воспоминания.
Кэнди покачивает волнистой копной рыжих волос в такт мелодии. Она пытается слегка откинуть назад волосы, закрывающие лицо. Чёлка слетает со лба и мы видим огромные серые глаза. Эти глаза потрясающей красоты, умные, поющие, играющие. Женщина чуть улыбается, смотрит на гитариста и неожиданно закрывает левый глаз. Приятно медленно подмигивает мужчине. Он в ответ улыбается, не может оторвать взгляда от красивой женщины. Наверное, чтобы зритель не увидел бешеного блеска в его глазах, он надел чёрные очки.
Женская красота созерцательна. Она околдовывает, как джазовая импровизация покоряет слушателя. Так устроена природа, женщина, как красивый цветок, который вдыхаешь, любуешься грацией движений, походкой, красивым лицом, силуэтом тела, стройностью ног, прической из рассыпающихся волос. Мужчина наслаждается женской красотой, вдыхает запах её кожи и волос. и больше уже не может забыть.
Красоту мужчины женщина воспринимает чувственно. Чувствует его нежную, притягательную силу, крепкие объятия. Без слов. Женщине достаточно заглянуть в его глаза. Не обязательно мужчине иметь безупречную эталонную внешность. Его красота в том, как он относится к женщине. Может, я не совсем понятно говорю, но это все слышится в звучащей музыке. Диалог звуков. Мужчина — гитара, как обычно, не многословен, женщина — саксофон тихо говорит, не давая мужчине закончить фразу. Она напевает. Очаровывает его своим рассказом, нежным голосом. Мелодией своих чувств. Мужчина умолкает, он вдыхает её голос, любуется нежностью в её глазах. Он покорен ею, растворяется в её музыке. Стонущее пение саксофона и гитарные переливы тихо умолкают. Звуки растворяются в воздухе.
Популярность у этого музыкального сюжета до сих пор бешеная. Не стихает вот уже 20 лет. Мой повзрослевший сын, услышав импровизацию Далфер и Стюарта, произнес:
— Очень популярная мелодия. Ты давно её знаешь, мам. Столько лет, а звучит очень современно, будто вчера написали…
Мой рассказ был бы неполным, если бы я не напомнила вам историю Кэнди Далфер. Эта талантливая саксофонистка родилась в Голландии в 1969 году в семье прославленного тенор-саксофониста Ханса Далфера. Играет на саксофоне с шести лет. В двенадцать лет Кэнди выступила на сцене престижного «North Sea Jazz Festival». А в четырнадцать стала лидером собственной группы «Fanky Stuff». В 1990 году записала свой дебютный альбом, который сразу же был номинирован на Грэмми. Кэнди очень красива. А слушать удивительную музыку и смотреть на красоту приятно вдвойне.
В нашу страну Кэнди впервые приехала с выступлением в прошлом году. Она была в восторге от поездки по России, где встретила множество своих поклонников, которые на каждом её концерте ждали чарующую мелодию «Lily Was Here».
Мы подошли к финалу моего повествования. Я благодарна тем, кто его прочитал.
Уважаемый читатель, я немного слукавила. В самом начале сказала вам, что рассказ будет о саксофоне и его звучании. Мой рассказ не о музыкальном инструменте. Он о чувствах, которые будут всегда. Вы догадались? Верно! Я рассказала вам о любви. О той любви, когда двое не хотят доверять свои чувства словам. Они слушают звучащую в них мелодию, которую как нельзя лучше передает голос саксофона.
Мелодию для них двоих.
Только для них одних.
Cаксофон и гитара — женщина и мужчина.
Источник
Строй саксофона
Строй саксофона. Без знания нотной грамоты этот урок возможно покажется сложным. Тем, кто ходит в музыкальную школу будет полегче. В любом случае пройдите этот урок! Даже если сразу не все поймете, в дальнейшем информацией этого урока будете пользоваться постоянно.
Урок 1.7 Строй саксофона.
Поэтому соберитесь и читайте!
Строй саксофона.
Нет, начнем пожалуй не с этого. Начнем с объяснения, что такое строй любого музыкального инструмента и откуда он берется.
Строй духового музыкального инструмента.
Как известно, любой звук, и музыкальный звук в частности, это колебания воздуха, которые воспринимает наш слуховой аппарат. Источником звука в духовых музыкальных инструментах являются две составляющих:
- Музыкант — его губы, язык, лицевые мышцы (то, что мы называем амбушюром) и выдыхаемая струя воздуха. Все это на срой инструмента не влияет и рассматриваться на уроке не будет.
- Инструмент
- — свисток, дульце, язычок, трость, мундштук — элемент образующий звук. В каждом духовом инструменте он свой. Предназначен он для того, чтобы заставить воздушную струю начать колебания;
- — воздух, который находится в корпусе инструмента — именно его колебания мы слышим. Корпус духовых инструментов представляет собой трубу и воздух в нем похож на столб. Этот воздух будем так и называть — «воздушный столб».
Колебания воздушного столба внутри инструмента определяют какие звуки извлекаются из инструмента.
Физические законы определяют — чем больше по размеру воздушный столб, тем ниже частота его колебаний и ниже звук. У более длинных инструментов воздушный столб длиннее и, значит, длинные инструменты звучать ниже чем короткие.
Принцип конструкции духовых инструментов Посвистев в трубку, услышите какой-то звук. Просверлите в трубке отверстие и снова посвистите в неё. Воздух начнет вылетать в просверленное отверстие и звук станет выше. Если на трубке просверлить несколько отверстий подряд и закрывать/открывать их пальцами, можно управлять звуками. На этом принципе созданы все духовые музыкальные инструменты. |
Строй духовых инструментов.
По этому принципу устроена, например, блокфлейта.
Блокфлейта сопрано имеет длину примерно 33 сантиметра. Если на ней закрыть все нотные отверстия и подудеть, зазвучит нота «до» второй октавы.
Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. По названию этой самой нижней ноты говорят, что блокфлейта сопрано играет в строе до.
Чтобы взять на блокфлейте ноту пониже придется удлинить корпус блокфлейты. Применим немного волшебства и удлиним блокфлейту примерно до 47 сантиметров. Не волшебники обойдутся без волшебства — просто возьмут блокфлейту альт. Она как раз подходящей длины:
Раз блокфлейта альт длиннее сопрано, её самая низкая нота ниже. Это нота фа первой октавы. Про блокфлейту альт говорят, что она играет в строе фа.
Возьмем инструмент ещё длиннее, чем блокфлейта альт, к примеру, поперечную флейту. Её длина приблизительно 66 сантиметров:
Самая длинная нота у поперечной флейты — до первой октавы.
Значит, это флейта строя до.
Если длину поперечной флейты увеличить, изменится и ее строй. Это будет уже флейта альт и звучать она будет в строе соль или даже в строе фа — зависит от длины инструмента.
Сделаем вывод:
строй духового инструмента определяется по самой низкой ноте, которую на нем можно играть.
Теперь посмотрим как записываются ноты на бумаге.
Как записываются ноты?
Ноты записываются на нотном стане из пяти линий (линеек). Каждой линейке и полю между ними соответствует определенный музыкальный звук (нота). Чтобы знать какая нота будет находиться на какой линейке применяют специальные знаки — ключи. Такая запись очень удобна. Музыканты используют её на протяжении сотен лет.
Скрипичный ключ определяет, что на второй линейке снизу будет находиться нота соль первой октавы:
Музыкальный диапазон уже знакомой нам блокфлейты сопрано: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. На нотном стане это записывается так:
Как видите, пяти линеек оказалось мало для всех нот блокфлейты сопрано. Пришлось добавлять дополнительные линейки, чтобы записать все её ноты.
При такой записи во время игры будет трудно высчитывать номера дополнительных линеек. Легко можно ошибиться и сыграть не ту ноту. Конечно, можно громко сказать: «Ой! Простите, я сейчас переиграю правильно!» Но кто после этого будет вас слушать?
Можно ли избавиться от счета этих дополнительных линеек? Да, можно!
Убираем дополнительные линейки.
Музыканты нашли выход. Они записывают ноты для блокфлейты сопрано на октаву ниже, чем они звучат на самом деле. То есть ноты для блокфлейты сопрано записывают так, как на первом рисунке.
Получилось очень удобно. Читать их во время игры легко — не ошибешься. Звучат же те ноты, которые и должны звучать.
Но, если подойти формально, на бумаге в нотах записана «до первой октавы», а звучать у блокфлейты сопрано будет «до второй октавы».
Ноты будто переносятся из одной октавы в другую. Этот эффект в музыке называют переносом или транспонированием нот. Иногда говорят «транспорт нот» или «транспорт инструмента».
Транспонирующие музыкальные инструменты те, у которых реальная высота звуков не совпадает с записанной в нотах (нотированной), отличаясь от неё вверх или вниз на определённый интервал.
У блокфлейты сопрано транспорт простой — на октаву. Написано до и звучит до, только на октаву выше. Такой транспорт называют условным.
А как быть с саксофоном?
Строй саксофонов.
Изобретатель Сакс изготовил два семейства саксофонов. Одни саксофоны предназначались для симфонического оркестра и были настроены в строе до и строе фа. На таких саксофонах лучше звучала симфоническая музыка.
Саксофоны для духового оркестра были изготовлены в строе ми-бемоль и строе си-бемоль. На таких инструментах лучше звучала музыка, под которую можно было маршировать или танцевать.
Со временем (в первой половине двадцатого века) саксофоны семейства ми-бемоль и си-бемоль вытеснили из употребления саксофоны до и фа. Сегодня саксофоны в строе ми-бемоль и строе си-бемоль постоянные участники духовых, симфонических, джазово-эстрадных оркестров и камерных ансамблей.
Мнение профессионала: «Изначально транспонирование было придумано для облегчения чтения и записи нот. Транспонирование делалось так, чтобы середина звучащего диапазона инструмента попадало на середину нотной строчки, на ноту си. В результате при записи нот приходилось писать минимум добавочных линеек. Например, почти все народные флейты записываются на октаву ниже, чем звучат, иначе пришлось бы не играть, а только считать добавочные линейки над нотным станом. А саксофон-тенор напротив — звучит значительно ниже, чем записывается. И считать бы пришлось добавочные линейки под нотным станом — а так, благодаря транспонированию, все удобно, большинство нот пишется на пяти основных линейках, музыкант легко читает с листа и думает о музыке, а не ругает неудобную запись.» Павел Сопилкарь |
Записывают ноты для саксофона по тому же принципу, какой мы рассмотрели для блокфлейты сопрано. Записывают одни ноты (как удобно для записи и чтения), а звучат другие ноты (как требует мелодия).
Поэтому все саксофоны, это транспонирующие духовые инструменты.
Саксофоны сопранино, альт и баритон звучат в строе ми-бемоль.
Саксофоны сопрано, тенор и бас звучат в строе си-бемоль.
Пожалуй этой информации о строе саксофона достаточно на начальном этапе обучения и можно переходить к седьмому уроку:
Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.
Урок «Строй саксофона» почти завершен. Желающие могут посмотреть ещё два видео ролика о строе саксофонов от саксофониста-профессионала.
Первый видео ролик о строе саксофонов. Очень понятно о этом рассказывает Николай Годына:
Саксофоны относятся к транспонирующему типу музыкальных инструментов.
Это означает, что нота, которая записана в мелодии звучит не так как мы ее называем.
Допустим, мы называем ноту «ля», нажимаем на альт саксофоне » ля», а звучит нота «до». Если вы в первый раз встретились с транспонирующими инструментами, то у вас возможен легкий шок.
Потерпите 🙂
Да, именно так, мы называем и играем ноту «ре», а звучит нота «фа».
И все слышат «фа», а вовсе не «ре», которую мы нажимали на саксофоне.
Как известно, изначально в игре на саксофоне задействованы семь пальцев рук: три сверху (левая рука) и четыре снизу (правая рука). Это соответствует семи нотам октавы (начинаем снизу):
- мизинец правой руки — до;
- безымянный — ре;
- средний — ми;
- указательный — фа;
- безымянный левой руки — соль;
- средний — ля;
- указательный — си.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си: до-мажорная гамма — под пальцами находятся все белые клавиши фортепиано.
Но, на самом деле, будут звучать совсем другие ноты:
Ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре.
Это гамма ми-бемоль мажор, с тремя бемолями. Под пальцами находятся вперемешку и белые и черные клавиши фортепиано.
Это не очень удобно для запоминания нот. И для музыкального мышления не удобно, когда под пальцами находятся черные клавиши.
Поэтому реальные ноты под пальцами саксофониста переназвали как удобно: до, ре, ми, фа, соль, ля , си. Но звучание осталось. И получилось, что альт саксофонист видит и играет одни ноты (до), а звучат другие (ми-бемоль), саксофон как бы переносит — транспонирует одну ноту в другую.
Отсюда и название таких музыкальных инструментов — транспонирующие. Тенор саксофон тоже транспонирует ноты. У него строй уже другой: вместо играемой ноты «до», на тенор саксофоне звучит нота «си-бемоль».
К транспонирующим инструментам относятся:
- кларнет;
- труба;
- английский рожок и другие гобои;
- валторна;
- все виды саксофонов.
Первые саксофоны изготавливались в том числе и в строе до. Размером такие саксофоны были чуть больше альта и меньше тенора. Однако распространения эти саксофоны не получили, возможно, из-за своего достаточно камерного звучания.
Сейчас распространены саксофоны ми-бемольного (альт и баритон) и си-бемольного (сопрано, тенор, бас) строя. Кстати, тенор саксофонисты часто выбирают вторым инструментом сопрано, а не альт, чтобы играть в том же строе.
Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?
Чтобы несколько музыкальных инструментов могли играть вместе и звучала бы гармоничная мелодия, для транспонирующих инструментов ноты переписываются в их строй.
Например, если в мелодии должна прозвучать нота «до», то для альт саксофона записывают и играют ноту «ля» и оркестр звучит в соответствии с композиторским замыслом.
Саксофонисту, во время игры не надо думать, какие ноты звучат, он видит (знает) ноты своей партии и играет в соответствии с ними: написано «до», он и играет «до». Но для этого ноты должны быть предварительно подготовлены для саксофона.
Поэтому, когда саксофонист впервые берет какие-то ноты, он смотрит для какого инструмента эти ноты записаны. Если у него альт саксофон и ноты для альт саксофона, то их можно играть. Если ноты для гитары, флейты или фортепиано, то их следует транспонировать в свой строй.
Так же следует поступать если ноты окажутся для саксофона другого строя — у вас альт, а ноты для тенора. Музыкальный интервал для транспонирования нот разберем и изучим на следующих занятиях.
Если вы побаиваетесь транспорта нот, можете успокоиться — пока транспонировать ноты не придется. Транспонирование нот для саксофона обязательно понадобится. Только позже, когда вы уже будете опытным саксофонистом и переносить ноты будете легко. Но знать о нем надо уже сейчас.
Урок 2.1 Аппликатура саксофона.
В связи со сложностью для начинающих темы «Строй саксофона» Николай Годына сделал ещё одну запись на эту тему:
Саксофон, как и большинство духовых инструментов, относится к транспонирующим инструментам. Это означает, что их реальное звучание, отличается от нотируемого. Всех любопытствующих отсылаю к статье Википедии «Транспонирующие инструменты». Там подробно, с историческими ссылками, дается разъяснение транспонирования музыкальных инструментов.
Поговорим о транспорте саксофона. Будем говорить о транспорте альт саксофона и тенор саксофона, как наиболее популярных инструментов.
Транспорт альт саксофона это ми-бемольный транспорт.
Это означает, что записывая для альта ноту «до» в реальности будет звучать нота «ми-бемоль«.
И когда записана нота «ля«, будет звучать нота «до«.
Альт саксофон транспонирует на большую сексту вниз — нажимая на инструменту до второй октавы — прозвучит ми-бемоль первой октавы.
Тенор саксофон транспонирует на другой музыкальный интервал: на большую нону вниз.
Вас не должны волновать проблемы строя, потому что большинство нот записаны уже в транспорте. Когда вы пользуетесь учебником для саксофона, обязательно посмотрите для какого саксофона издан этот учебник. Если учебник для сопрано, то он подойдет и для тенор саксофона. Если учебник для альта, то он подойдет и для баритон саксофона. Но теноровый учебник не подойдет для альта и наоборот!
Если вы хотите поиграть музыку по нотам, записанным не для саксофона или записанную для саксофона другого строя чем у вас, вам потребуется карандаш и нотная бумага. Надо будет переписать ноты в строе для своего инструмента.
Поначалу это вызывает сложности. Рекомендуется попрактиковаться и через неделю-другую вы сможете без проблем транспонировать ноты из любого строя в ваш строй.
При переносе нот натурального строя (фортепиано, флейта и т.п.) в строй альт саксофона, ноты переносятся на малую терцию (на полтора тона) . При транспонировании нот меняйте тональность.
Для тенор саксофона ноты переписывайте на тон выше. К примеру в натуральном строе ноты записаны в ре-мажоре, вы пишите ми-мажор и все ноты переносите не большую секунду вверх (на один тон выше).
Если необходимо перенести ноты из строя альт саксофона в строй тенор саксофона, то тональность переносится на кварту вверх и ноты переносят на чистую кварту вверх.
Если необходимо перенести ноты из строя тенор саксофона в строй альт саксофона, то тональность переносится на кварту вниз и ноты переносят на чистую кварту вниз.
Урок «Строй саксофона» получился объемный.
Пока не надо запоминать секунды, терции и кварты для транспонирования нот. На начальном этапе обучения вам не придется никакие ноты никуда переносить. Все ноты для упражнения вы получите готовыми. Когда же потребуется их транспонировать, вы будете подготовленными музыкантами.
Источник