Звук акустической гитары с микрофоном

Запись гитары в студийных условиях

Введение

Запись гитары – процесс довольно сложный и трудоемкий, собственно как и запись любого другого инструмента. К сожалению достаточно часто случается так, что человек строит хорошую дорогую студию звукозаписи, закупает отличное оборудование, садится за пульт и… На этом все хорошее в этой студии заканчивается. Этот человек гордо называет себя звукорежиссером и в то же время не знает, что делать с этой горой дорогого оборудования. В результате он включает гитару в линейный вход пульта, и пишет чистый или обработанный примочкой звук. Зачем тогда вообще студия? Запись гитары, будь то акустическая гитара или электрогитара, требует к себе серьезного отношения и полного понимания всех акустических процессов, связанных с гитарой. Поэтому весь процесс записи гитары можно разделить на несколько стадий: поиск гитарного звука, выбор и расстановка микрофонов, выбор предварительной обработки, и, собственно, сама запись гитары. Давайте же разберем каждую стадию отдельно.

Поиск гитарного звука

Не существует единого стандарта гитарного звука, про который можно сказать, что этот звук правильный, и что надо все настройки делать такими и никакими другими. Многие гитаристы в течение многих лет находятся в поисках своего звучания гитары, они меняют гитары, усилители, обработку, и со временем находят тот комплект, который дает им то, что они искали. Этот комплект оборудования гитаристы обычно возят с собой или указывают в техническом райдере обязательным условием наличие данного оборудования на концертной площадке.

Первым делом надо, конечно же, выбрать для себя гитару. Гитары бывают разные и предназначены они для разных стилей музыки, но это вовсе не означает, что вы блюзовую гитару не можете использовать в музыке в стиле фанк. Это наоборот внесет некоторое разнообразие в звучание, появятся новые обертона, быть может, Вы станете первым, кто сделал подобный шаг и это ляжет в основу нового направления в звуке. Сейчас на отечественном рынке можно купить практически любую гитару и это уже не является такой проблемой, как 25 лет назад. О том, какая гитара лучше, стоит ли разоряться на дорогую гитару за 3000$ или можно ограничиться 15000 рублей, мы в этой статье говорить не будем! У каждого взгляд на гитары свой и я не хочу рождать новые споры. Давайте допустим, что Вы уже выбрали себе гитару и перейдем к следующим пунктам в нашей связке.

Читайте также:  Гитарные аккордов для fl studio

Транзистор несомненно произвел революцию в мире электроники и электротехники. Он меньше, лучше по параметрам, менее хрупкий чем его предшественница, электронная лампа. Пожалуй, единственная отрасль электроники, где еще используются электронные лампы – это звукотехника. Электронная лампа вносит больше искажений в звуковой тракт, чем транзистор. Но эти искажения оказались довольно приятными на слух. Возникающие в результате искажений гармоники обогащают звук, делают его ярче насыщенней. Если Вы послушаете разницу в звуке транзисторного и лампового комбиков, Вы поймете, о чем я говорю. Поэтому сейчас все более-менее приличные комбики делают с применением усилительных каскадов на электронных лампах. О том, использовать ли транзисторный или ламповый комбик на студии, даже речи быть не может. Только электронная лампа! Звук такого комбика может скрасить даже пластмассовость звучания дешевой электрогитары.

Что касается обработки гитарного звука, то это может быть примочка или эффекты, встроенные в комбоусилитель. Примочки тоже бывают транзисторные и ламповые. Какие выбирать – это уже Вам решать. Ламповые лучше звучат, транзисторные дешевле, но и звучат тоже неплохо. Со временем гитарист обычно набирает свой набор примочек для гитары и собирает их в единый комплекс, который всегда носит с собой на выступления. Музыканты побогаче заказывают у производителя для себя индивидуальный процессор эффектов. Если Вы не используете в своей игре каких-нибудь определенных эффектов, вроде хоруса или фленджера, а играете только чистым и перегруженным звуком, то вполне можно обойтись и без педалей. Практически любой комбик имеет в комплекте Foot Switch (ножной переключатель), с помощью которого можно управлять эффектами на комбике ногой во время игры. Эти эффекты обычно ограничиваются эффектами Over Drive и Reverb. Овердрайв на хорошем комбике обычно звучит достаточно хорошо, а для создания эффекта реверберации используется пружинный ревербератор.

Читайте также:  Zombie the cranberries ноты для флейты

Итак, запомните, что секрет гитарного звука кроется в правильной связке гитара-примочка-комбик! Поменяв одно из звеньев этой цепочки, Вы кардинально измените звук гитары. Иногда этим пользуются на концертах, для разных композиций меняя гитару или комбик, а иногда и то и другое.

Все, что было написано выше, касается только электрогитар! А как же быть с акустическими гитарами? Тут во многом все зависит от самой гитары. Акустический инструмент, сделанный из хорошего дерева по правильной технологии, и звучит соответственно. Цена его, конечно, сильно возрастает, но звук, который вы получаете в итоге, стоит таких денег. Для акустических гитар так же выпускаются комбоусилители, и они тоже могут транзисторными и ламповыми. Использование комбика может значительно улучшить звук вашей акустической гитары, но и ухудшить его он тоже может. Поэтому прежде чем использовать комбик, послушайте звук, который получается на выходе, может быть этот звук и не впишется в общую картину композиции, и от использования комбика стоит отказаться.

Выбор и расстановка микрофонов

Вы определились со звуком своей гитары. Следующая задача – перенести этот звук на магнитную ленту или в память жесткого диска компьютера так, чтобы он не потерял свои положительные качества, а в идеальном варианте – приобрел новые. Многие начинающие звукорежиссеры считают, что чем больше заглушено студийное помещение, тем лучше для звука. Забудьте об этом, наконец! Полностью заглушенные комнаты годятся только для записи дикторского текста и все! Хорошее помещение для записи должно обладать собственным звучанием, которое добавит звуку инструментов, в ней записывавшихся, дополнительную теплоту и красоту. На эту тему написано множество книг, и мы не будем сейчас на этом останавливаться. Если Вы хотите подробнее узнать об акустическом расчете помещений, то можете почитать такие книги, как «Музыкальная акустика» Ирины Алдошиной или «Звуковая студия» Алека Нисбетта.

Первая задача, которая стоит перед Вами во время подготовки к записи гитары, это расположение источника звука в контрольной комнате. Если вы пишите электрогитару, то источником звука станет комбик. Не забывайте, что звук из комбика распространяется не только вперед, но и назад (за исключением тех кабинетов, где задняя стенка полностью закрыта), поэтому ставить комбик вплотную к стене нецелесообразно. Если расположить усилитель в центре комнаты, Вам может не хватить места, чтобы поставить микрофон общего плана. Идеальным вариантом в идеальной комнате будет расположение комбика на расстоянии 1/3 ширины комнаты, диффузором в большую сторону комнаты. Но на самом деле, так как все комнаты разные, точка наилучшего звука обычно находится эмпирическим путем. Не забывайте пробовать поворачивать комбик диффузором в угол, экспериментировать с наклоном комбика к потолку, в общем, дайте волю своей фантазии, и ваши труды будут вознаграждены.

Что касается выбора микрофонов, то здесь подойдут как динамические, так и конденсаторные микрофоны с кардиодной характеристикой направленности. Ничто не заменит старый добрый Shure SM57. Микрофоны в основном тоже подбираются опытным путем. Все зависит от того, какой звук Вы хотите получить. Если более прозрачный, яркий, то хорошо подойдет конденсаторный микрофон с малой мембраной, если наоборот, требуется более глубокий, жирный звук, то здесь подойдет динамический микрофон. Можно использовать комплекс из двух и более микрофонов. Это позволит записать Вам несколько дорожек разного звука и потом, при обработке материала, поискать нужный баланс между ними.

Разные звукорежиссеры используют разные методы расстановки микрофонов, поэтому единого правила здесь нет. Чтобы снять прямой звук с источника, нужно расположить основной микрофон как можно ближе к источнику звука, диффузору комбика. Поэтому микрофон обычно ставят вплотную. Чтобы получить более чистый и прозрачный звук гитары, микрофон перемещают ближе к краю диффузора, а чтобы получить более грязный и мутный звук – ближе к центру.

Кто-то ставит дополнительный микрофон «в спину» основному, кто-то несколько микрофонов в разные точки диффузора, кто-то ставит дополнительный микрофон сзади комбика, вариантов много. Главное, располагая динамические микрофоны рядом друг с другом не забывайте, что в капсюле такого микрофона есть постоянный магнит, магнитное поле которого может действовать и на диафрагму микрофона, находящегося рядом. Из-за этого возникает явление, которое называется «гребенчатый фильтр». В этом случае подавляется каждая вторая частота, а это негативно скажется на звуке.

Когда Вы определились с расстановкой микрофонов вокруг комбика, не забудьте поставить еще один стереомикрофон общего плана в дальний конец акустической комнаты. Звук, записанный этим микрофоном, передаст акустику помещения и в определенном балансе с основным звуком добавит вашей гитаре теплоты и «вкуса».

Выбирая микрофоны для записи акустической гитары, Вы должны сначала определиться с выбором точек для съема звука этого инструмента. Существуют определенные правила расстановки микрофонов при записи акустической гитары. Точек для записи звука у этого инструмента несколько, но обычно используют две основные.

Можете поставить дополнительные микрофоны под правую руку гитариста, чтобы подчеркнуть атаку удара по струнам. Если вы используете комбик, то его озвучивают по тем же правилам, что и комбик для электрогитары. Только комбик должен находиться в другой акустической комнате, чтобы не «мешать» записи чистого звука гитары.

Запись гитары

Во время записи постарайтесь, чтобы гитарист чувствовал себя комфортно, то есть все ваши каналы записи не должны звучать как попало. Так как гитаристу совсем не обязательно находиться в акустической, он может сидеть рядом с Вами, то Вам необходимо отстроить баланс гитарных микрофонов и других инструментов так, чтобы гитарист во время игры чувствовал себя так, как будто он играет с живым музыкальным коллективом. Чем меньше будет отвлекающих факторов и чем комфортнее будет гитаристу, тем лучше он будет играть.

Часто бывает так, что во время записи звук отличный и все хорошо, но во время сведения гитара постоянно проваливается в глубину картины, а при увеличении ее громкости звук становится мутным и грязным. Гитаре не хватает напористости, атаки. Такие ситуации нужно предвидеть еще во время записи и параллельно прописать отдельным каналом чистый звук с выхода гитары. Если Вы это сделали, то во время сведения в такой ситуации достаточно лишь немного подмешать к основному звуку гитары этот звук струн, и гитара сразу выйдет на первый план в звуковой картине.

Если Вы ставили микрофон к задней стенке комбика, не забудьте включить инвертировать этот канал по фазе, в противном случае Вам не избежать противофаз. Во время записи можете использовать предварительное усиление или динамическую обработку, если у Вас есть особо полюбившаяся вам «железка», но чаще всего этого не требуется.

Сейчас довольно часто используется прием записи гитары, который носит название дабл трек. Суть этого приема в том, что гитарист играет два дубля одной и той же музыкальной темы, а потом оба этих дубля воспроизводятся одновременно, но в разных каналах (левом и правом). Так как гитарист не может сыграть два раза одно и то же абсолютно одинаково, то в результате образуются некие биения и на слух создается ощущение стереозвучания гитары. Вы можете взять на заметку этот прием и использовать его в своих записях.

Записывая акустическую гитару, надо так же помнить о комфорте гитариста. В этом случае гитарист находится внутри акустической комнаты, следовательно, правильный баланс звука нужно подавать ему в наушники.

Занимаясь звукозаписью помните, что все хорошо в меру. Не надо окружать источник звука десятками микрофонов, Вы потом просто потеряетесь в обилии разных звучаний, и не будете знать, что выбрать. Лучше поставить два-три микрофона, послушать как это звучит, в следующий раз поставите тоже два-три, но в другое место, в следующий – поменяете микрофоны или комбик и т.д. Таким образом Вы со временем найдете то звук, к которому всегда стремились.

Источник

ProSound .iXBT.com

Бард в студии

Валерий Папченко, доцент кафедры звукорежиссуры Киевского национального университета культуры и искусств

Большинству звукорежиссеров рано или поздно приходится сталкиваться с исполнителями, которые желают петь и аккомпанировать себе на акустической гитаре. Большое влияние на качество полученной фонограммы оказывают типы микрофонов и особенно их положение.

Сразу очертим рамки задачи: речь пойдет о записи акустической гитары акустическим способом с помощью микрофонов (запись гитар с датчиками оставим за рамками данной статьи). Причем не важно, какого типа гитара – классическая с нейлоновыми струнами, или эстрадная с металлическими струнами.

Увы, часто типичная ситуация, возникающая в такой студийной сессии, такова: устанавливается пара первых попавшихся под руку микрофонов, один – перед отверстием в деке гитары, другой – возле губ вокалиста, поднимаются фейдеры на микшере и безудержно крутятся эквалайзеры для… спасения звучания. Тронем фейдер гитары – меняется тембр и уровень голоса, и наоборот, от вокального канала меняется звучание гитары. Конечный результат обычно представляет собой неубедительную, мутно и безжизненно звучащую комбинацию голоса и гитары, почти всегда слабоуправляемую и с плохим разделением источников звука. Плюс фазовые проблемы, о которых я писал в предыдущей статье.

Но что же сделано не так, и что нужно сделать для того, чтобы выправить положение?

У вас проблема?

Каждую студийную сессию должен предварять сакраментальный вопрос – какое звучание в итоге мы хотим получить? И вопрос этот адресован не только звукорежиссеру – музыкант тоже должен участвовать в решении проблемы.

Вот вопросы, на которые придется ответить, прежде чем записывать поющего гитариста:

  • Следует ли записать исполнение (вокал + акустическая гитара) сразу за один проход, либо записывать следует наложением по частям, чтобы позже обработать и смикшировать?
  • Если качество исполнения устраивает, то подходит ли для производства такой фонограммы акустика вашей студии?
  • Если потребуется раздельная запись, сможем ли мы записать каждый источник (гитару и голос) методом наложения, либо это разрушит исполнительскую задумку?

Следующий вопрос относится к качественным характеристикам собственно источников звука – гитары и голоса. Для кого-то вопрос может быть неожиданным: каковы характеристики направленности (излучения) каждого из источников, и как они меняются с частотой? Другими словами, как меняется тембр инструмента, если во время игры походить вокруг него, и где находится оптимальный баланс тембровых характеристик?

Многие звукорежиссеры не утруждают себя тем, чтобы до записи поприсутствовать в тон-зале и оценить уровень исполнения, звучание инструмента и голоса и, главное – их взаимодействие с акустикой студии. Естественно, подразумевается, что в студию приходит подготовленный исполнитель, и главная задача процесса – зафиксировать исполнение, а не устраивать репетицию. Конечно, если исполнение хромает, или вы столкнулись с неподходящей акустикой помещения записи, решение этих проблем тоже входит в задачу звукорежиссера.

В любом случае, все эти проблемы следует решать в «первоисточнике». Может быть, придется убедить музыканта сменить инструмент, или даже изменить стиль исполнения. Тут все средства хороши – подбор метода съема микрофонами, подбор моделей, акустические экраны… Но, конечно же, последнее средство – это эквалайзер, но именно последнее. Многие звукорежиссеры считают пользование эквалайзерами прямой дорогой к ошибкам, которых не будет, если «правильные» микрофоны поставить в «правильном» месте. Банальная истина гласит: если вы изначально не имеете хорошего звучания, вы никогда не улучшите его с помощью эквалайзеров или процессоров.

Анализируем ситуацию

Опытные звукорежиссеры могут быстро собрать нужную информацию о музыкальных инструментах, помещении записи и технологии съема звучания – это приходит с опытом. Наилучший метод тут – пригласить исполнителя в студию и дать ему возможность недолго порепетировать там, при этом оценить качество звучания, прогуливаясь вокруг. Один из необычных методов оценки звучания, которое будет воспринимать микрофон – это закрыть одно ухо пальцем. Метод выглядит несколько необычно, но это, как ни странно, срабатывает – в конце концов, слушатели будут наслаждаться качеством записей, а не вашим странным поведением в студии!

Перемещаясь по студии, прислушайтесь к тембру гитары, особенностям исполнения и акустике помещения. Определите ракурсы и точки, с которых бы вы сняли звучание гитары и голоса. Особенности исполнения (например, эксцентричного) влияют на место звукосъема – в моей практике были курьезные случаи. Например, гитарист, играющий в кантри-стиле, постоянно касался медиатором деки гитары, и эти касания выливались в громкие щелчки, не совсем укладывающиеся в музыкальную фактуру. Другой гитарист-инструменталист постоянно «хмыкал», не замечая этого. Но замечу, что шарканье медиатора по струнам, свист от скольжения пальцев по струне, даже постукивания руками по деке инструмента – все это может быть частью творческой задумки артиста. Если это так, все это следует зафиксировать.

Метод «один исполнитель – один микрофон»

Будем считать, что мы разобрались с акустикой студии, качеством инструмента, особенностями съема звучания, уровнем исполнения и представляем себе, какого результата мы хотим достичь. Следующий шаг – выбрать микрофоны и места их размещения.

Предположим, требуется записать исполнение песни с одновременным гитарным аккомпанементом. Простейшее решение – применить один микрофон и тщательно выверить его положение с точки зрения хорошего баланса голоса и гитары. Ясно, что микрофон будет располагаться на некотором расстоянии от исполнителя, обычно от полметра и более. Точку расположения микрофона можно подбирать, контролируя звучание в студийных мониторах (придется побегать из аппаратной в тон-зал), либо с помощью наушников, находясь в тон-ателье (мне это представляется более точным). Если в студии хорошая акустика , можно применить второй удаленный микрофон для фиксации естественной реверберации. Если же акустика не идеальна, придется обработать звучание искусственной реверберацией с помощью процессора эффектов.

Для того, чтобы микрофон брал и гитару, и голос в требуемом балансе, его характеристика направленности не так критична. Многие звукорежиссеры предпочитают использовать кардиоидные микрофоны, но стоит поэкспериментировать и с ненаправленной (круговой) характеристикой, так как это даст другой баланс между исполнителем и акустикой зала и, самое главное, иное качество звучания.

Если бард во время пения поворачивает голову (например, смотрит на гриф, что встречается повсеместно), то будет меняться и тембр голоса, и баланс между гитарой и вокалом. Простой звукорежиссерский трюк при одномикрофонной записи – поместить перед его губами барда небольшой никуда не подключенный микрофон-«болванку» и предложить исполнителю петь в него (микрофон должен быть небольшой, чтобы он не создавал акустической тени). Такой подход заставит артиста сосредоточиться и держать лицо в нужном направлении. Если же ему необходимо поглядывать на гриф, то нужно поискать такой ракурс посадки, чтобы гриф находился в поле зрения исполнителя без поворота головы.

Естественно, при одномикрофонном методе записи мы получим монозвук, но он прекрасно дружит с акустикой студии, даже неидеальной. Кстати, именно по такой простой методике продюсерами с мировым именем записано большое количество успешных записей. Обработка полученного моно сигнала стереореверберацией даст объемное звучание. Если же вы желаете обрабатывать раздельно гитару и голос, придется применить более сложную полимикрофонную методику.

Многомикрофонный съем звучания

Ключевой момент тут – получить максимальное разделение между двумя близко расположенными, одновременно работающими источниками звука – гитарой и голосом. Для решения такой задачи понадобится минимум два микрофона, в идеальном случае три (для съема гитары в стерео). Для этого можно использовать любой тип стереопар – XY , AB , MS . В случае пары АВ не забываем о правиле «3:1» – расстояние между двумя микрофонами должно быть втрое больше расстояния от микрофона до источника.

Как уже говорилось, максимальное разделение получится при раздельной записи гитары и голоса. Увы, такая методика в большинстве случаев конфликтует с жанровыми особенностями бардовского исполнения – живая, интерактивная ткань песни, когда голос взаимодействует с гитарным аккомпанементом, рассыпается. Как же при таком исполнении получить в гитарном микрофоне максимум сигнала гитары и минимум вокала, и наоборот?

Первый и наиболее простой подход – приблизить соответствующий микрофон к необходимому источнику звука. Но, как известно, тембр акустического инструмента интегрируется в целостную фактуру лишь начиная с некоторого расстояния. Принято считать, что это расстояние равно размерам инструмента. В случае с гитарой каждая ее часть отвечает за формирование тембра инструмента. Расположение микрофона над отверстием в деке (голосником) выдаст «бубнящее» звучание с завышенными низами, над нижней частью деки (ниже порожка) – среднечастотный слабо артикулированный звук, возле грифа – тусклый звук с обилием пальцевых шумов.

При близком съеме мы получим звучание лишь отдельного «пятна», и о богатом тембре гитары можно забыть. В случае близкого съема голоса также имеются свои артефакты: в направленных микрофонах проявляется «эффект близости», могут проявиться сибилянты, задувание, «носовое» звучание. В конце концов, голос – это тоже акустический инструмент!

Второй, более эффективный подход – использование направленных свойств микрофонов. Тут следует максимально использовать старое правило, хорошо знакомое концертным звукорежиссерам – «направляй микрофон нечувствительной зоной на мешающий источник звука». В случае с записью барда ситуация вполне благоприятная – если направить микрофон чувствительной зоной на деку гитары, чуть в сторону от отверстия, это позволит получить ее мощный сигнал. А с какого направления приходит голос в этот гитарный микрофон (в данном случае голос – мешающий источник для него)? Правильно – под углом около 90 градусов. Вот тут и находится решение, позволяющее в дальнейшем получить разделение между каналами гитары и голоса более 20 дБ.

Какие нужны диаграммы?

Проникновение звука голоса в кардиоидный гитарный микрофон, развернутый нечувствительной зоной на губы певца, будет по уровню всего на 3 дБ меньше сигнала гитары. Приняв в расчет расстояние от губ до гитарного микрофона, получим дополнительное ослабление еще около 3 дБ, всего примерно 6 дБ. Для эффективного разделения маловато… Не лучшим образом решает проблему и гиперкардиоидный микрофон. Известно также, что чем острее характеристика направленности микрофона, тем больше проблем с АЧХ он имеет (самой ровной характеристикой обладают ненаправленные микрофоны, недаром их любят звукорежиссеры, записывающие классическую музыку).

Решение проблемы – найти характеристику направленности, которая активно подавляет звуки, приходящие с внеосевого направления, в частности, с азимута 90 град. К счастью, у нас в арсенале такие микрофоны есть, правда, только одна характеристика удовлетворяет этим строгим требованиям – это микрофоны-«восьмерки». Но у всякой медали есть и оборотная сторона – задний лепесток «восьмерки» имеет такую же чувствительность, как и фронтальный, и он будет активно воспринимать отражения от стен, потолка и пола студии. К счастью, современные студии имеют хорошую акустическую обработку и набор средств для подавления нежелательных отражений. Для записи бардов я пользуюсь звуковыми ширмами-экранами, направляя их поглощающей стороной на исполнителя.

Позиционирование гитарного микрофона-«восьмерки» состоит из нескольких этапов. Сначала просим гитариста только играть, направляем «восьмерку» положительным лепестком на деку гитары (поближе к ней) и, контролируя звук по наушникам, ищем точку с максимально сбалансированным тембром. Позиционирование это нужно проводить тщательно: небольшие смещения микрофона могут дать значительные изменения, тут важно найти верное соотношение между основным тоном и гармониками. Также не забываем, что «восьмерки» имеют явно выраженный эффект ближней зоны. Найдя точку, просим барда запомнить ее и стараться не менять свое положение относительно микрофона. Далее предлагаем исполнителю петь и играть одновременно. По звуку в наушниках, слегка вращая микрофон вокруг оси, добиваемся минимальности проникновения голоса в гитарный микрофон. Дело сделано.

Для таких целей отлично подходят широкодиафрагменные конденсаторные студийные микрофоны с изменяемой характеристикой направленности. Мои любимые модели для такой записи – Microtech Gefell UM 70 s и Neumann U 87 (хотя последний несколько великоват для плотной «микрофонной установки» возле гитариста, особенно если мы пишем гитару двумя микрофонами в стерео).

Три студийных стойки, три массивных микрофона, три эластичных подвеса-«паука», рамочная ветрозащита на вокальный микрофон – иногда барда трудно рассмотреть за такойконструкцией! Не забудем: звукорежиссер должен видеть исполнителя и время от времени убеждаться, что он не смещается относительно микрофонов. По такой методике мне удавалось получить разделение голос/гитара (в гитарном канале) вплоть до -24 дБ.

Теперь осталось выбрать и расположить голосовой микрофон. Неплохое решение – качественная гиперкардиоида, направленная на губы певца, и соответственно нечувствительной зоной – к гитаре. Методика поиска его оптимального положения аналогична манипуляциям с гитарным микрофоном, только голос и гитара меняются местами. Ситуация тут несколько проще, так как голос – более направленный источник звука.

Внимательный читатель спросит меня, а почему не использовать «восьмерку» и для голоса, то есть фактически поставить перед бардом стереопару Алана Блюмлейна! Ответ не так однозначен… Конечно, с точки зрения межканального разделения «восьмерки» остаются непревзойденными, но они, во-первых, склонны к задуванию и, во-вторых, особо восприимчивы к эффекту «ближней зоны». То есть малейшее изменение расстояния от губ до микрофона меняет низкочастотную компоненту в голосе. Но если ваш исполнитель дисциплинирован, умеет работать с микрофонами, а перед вокальной «восьмеркой» вы установите эффективную ветрозащиту, я уверен – вы получите отличные результаты!

Источник

Оцените статью