Звук гитары как балалайка

Настройка балалайки

На этой странице вы узнаете, как настроить балалайку.

Академический строй балалайки

Настройку балалайки нужно начинать с первой струны (самой тонкой). Первая струна на балалайке — Ля, вторая и третья – Ми. Можно настроить балалайку используя обычную шестиструнную гитару. Ля на балалайке настраивается по 5 ладу первой струны гитары. Ми настраивается по 5 ладу второй струны гитары. Когда нет гитары под рукой, вторая и третья струны подстраиваются к первой так, чтобы, если их прижать на пятом ладу, они звучали с первой струной в унисон.

Так же можно настроить балалайку онлайн используя тюнер. Нажмите «Разрешить» после загрузки тюнера.

  • 1 струна (самая тонкая) — A (нота «Ля»)
  • 2 струна — E (нота «Ми»)
  • 3 струна — E (нота «Ми»)

Мажорный строй балалайки

Еще один «народный» способ настройки балалайки. Первая струна настраивается произвольно, например, на ноту Ля. Вторая струна настраивается так, чтобы зажатая на третьем ладу она звучала в унисон открытой первой струне. Третья струна должна быть настроена, чтобы, прижатая на четвертом ладу, звучала как открытая вторая.

Источник

Теория

Гитарные приёмы

Название гитарные приемы для исполнителей на балалайке носит условный характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на балалайке они подвергались в некоторых случаях значительному видоизменению.

Сущность этих приемов заключается в том, что наиболее активная роль в извлечении звука принадлежит пальцам левой руки при относительной пассивности кисти и предплечья. При исполнении гитарных приемов все пальцы правой руки, за исключением большого, извлекают звук движением снизу вверх

Читайте также:  Как можно проиграть ноты

Гитарное пиццикато — извлечение звука на одной струне с использованием всех пальцев правой руки поочередно. Исхдное положение правой руки такое же, как при бряцании. Кисть находится в относительно статичном состоянии, пальцы — на расстоянии 1-2 см. от первой струны в полусогнутом положении и в состоянии активной собранности, как бы готовясь противодействовать упругости струны. Поочередно подгибаясь они ударяют подушечками ногтевых фаланг снизу вверх. Для извлечения звуков необходимой силы следует использовать не только мышечные усилия пальцев, но и энергию их замаха. Для ритмической четкости движений и обеспечения необходимого замаха пальцев нужно, чтобы они не были прижаты друг к другу, чтобы между ними было небольшое расстояние. Особенно это важно для мизинца и безымянного пальцев, так как они связаны одним сухожилием.

В зависимости от темпа и динамики характер движения пальцев несколько изменяется. Для извлечения тихого звука нужен меньший замах пальцев, для громкого — больший. При увеличении динамики к движениям пальцев подключается легкое тянущее движение предплечья вверх. Сложность освоения гитарного пиццикато заключается в координации движений пальцев правой и левой рук, в достижении динамической и метрической ровности звучания данной группировки нот. Это требует долгой и кропотливой работы.

Изучать гитарное пиццикато надо последовательно: сначала осваиваются движения первым и вторым пальцами. Затем подключается большой палец и осваивается комбинация пальцев: 2-1-б и её варианты: 1-2-б; б-1-2; б-2-1.
следующий этап — новые комбинации: 3-2-1-б; 4-3-2-1-б и их варианты.

Гитарное тремоло — извлечение звука частыми, равномерными ударами по струнам поочередно большим, безымянным, средним и указательным пальцами правой руки, причем большой палец извлекает звук на II, III или на всех трех струнах движением сверху вниз, а остальные пальцы извлекают звук на первой струне движением снизу вверх.

Методы работы над гитарным тремоло такие же, как и над гитарным пиццикато. Однако в гитарном тремоло пальцы правой руки приобретают ещё большую самостоятельность по сравнению с гитарным пиццикато, вспомагательные тянущие движения предплечья исключаются. Лмшь при ударе (арпеджиато) по всем струнам большим пальцем в движении принимает участие предплечье правой руки.

Гитарный перебор — извлечение звука пальцами правой руки поочередно на разных струнах. Этот прием имеет много общего с гитарным пиццикато и гитарным тремоло; отличие состоит в том, что кисть правой руки располагается таким образом, чтобы пальцы оказались над нужными струнами. Гитарный перебор часто используется в сочетании с вибрато.

К гитарным приемам относится также извлечение звука двумя-тремя пальцами правой руки соответственно на двух или трех струнах одновременно. Обычно двойные ноты исполняются щипком указательного и среднего пальцев (реже: большим и указательным). Аккорды чаще всего исполняются указательным, средним и безымянным пальцами, реже — большим, указательным и средним.

Захват струн следует производить подушечками ногтевых фаланг движением пальцев вверх (при игре вибрато одновременно и в сторону подставки). При этом необходимо более активное участие крупных мышц руки, чтобы удержать руку в рабочем положении и содействовать в то же время движениям пальцев. Особенно заметными становятся действия кисти и предплечья при одновременном извлечении звука на трех струнах.

Источник

Балалайка

При фразе «русский народный инструмент» моментально вспоминается задорная балалайка. Незатейливый предмет родом из далекого прошлого, настолько далекого, что невозможно точно определить, когда он появился, продолжает радовать любителей музыки до сих пор.

Что такое балалайка

Балалайкой называют щипковый музыкальный инструмент, относящийся к категории народных. Сегодня это целое семейство, включающее пять основных разновидностей.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Вышеперечисленные элементы – небольшая часть, составляющая музыкальное изделие. Общее количество деталей инструмента превышает 70.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

Звучание

Звук балалайки – звонкий, громкий, высокий, достаточно мягкий. Подходит аккомпаниаторам, не исключает солирования.

Разновидности различаются размерами, предназначением, звучанием. Профессионалы владеют множеством приемов извлечения звука. Наиболее распространенные: бряцание, вибрато, тремоло, дроби.

Строй балалайки

Первоначально балалайка и строй оставались понятиями несовместимыми. Инструмент использовался любителями, не имевшими представления о музыкальном строе. В XIX веке все разновидности стали частью оркестра, появилось несколько вариантов настройки:

  • Академический строй. Нота «ми», образованная звучанием в унисон двух начальных струн, нота «ля» – третьей струной. Строй получил широкое распространение среди концертирующих балалаечников.
  • Народный строй. Соль (начальная струна), Ми (вторая струна), До (третья струна). Наиболее распространенный вид народного строя. Всего существует несколько десятков: каждый регион обладает собственным методом настройки инструмента.
  • Квантово-унисонный строй. Представляет звучание струн балалайки-примы, описывается формулой Ля-Ми-Ми (от первой струны к третьей).
  • Квартовый строй. Присущ балалайкам вида секунда, бас, контрабас, альт. Тоны чередуются следующим образом: Ре-Ля-Ми.

История балалайки

Историю возникновения балалайки невозможно рассказать однозначно. Существует разные версии возникновения. Официальное упоминание датируется XVII веком, появилась народная любимица гораздо раньше.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Отношение к предмету было несерьезное, вызывало ассоциации с безграмотным мужицким сословием. Царь Алексей Михайлович предпринимал попытки изжить народную забаву. Идея провалилась: после смерти государя «балаболка» моментально распространилась среди крестьян.

Старинные устройства внешне отличались от современниц, выглядели зачастую нелепо. Крестьяне мастерили инструмент подручными средствами: корпусом служили ковши, струнами – жилы животных.

Популярность народной любимицы в XIX веке сменяется забвением. Второе дыхание музыкальное изделие обрело усилиями удивительного человека – дворянина В. Андреева, музыканта по профессии. Мужчина создал семейство балалаек, включающее пять представительниц. Андреевым изобретена современная балалайка привычного сегодняшнего вида.

Выступление ансамбля балалаечников, устроенное Андреевым, ознаменовало эру возрождения инструмента. Известные композиторы писали музыку специально оркестру народных инструментов, концерты балалаечников пользовались успехом, народникам, наряду с Россией, рукоплескала Европа. Бывали на концертах мировые знаменитости, стоя аплодировавшие русским виртуозам.

С тех пор балалайка укрепляет позиции, оставаясь востребованным инструментом.

Разновидности балалаек и их названия

Профессиональные музыканты выделяют следующие разновидности балалаек:

  • Балалайка-прима. Размерами 67-68 см. Единственная, идеально подходящая солирующим музыкантам. Основные партии русского народного оркестра пишутся именно для примы.
  • Секунда. Длина составляет 74-76 см. Предназначение – аккомпанемент, играют аккордами, интервалами.
  • Альт. Длина 80-82 см. Обладает мягким, сочным тембром. Выполняет функции, сходные с секундой.
  • Бас. Принадлежит басовой группе. Играет в большой октаве. Отличительный признак – низкий тембр. Размер – 112-116 см.
  • Контрабас. Отличие от баса: играет в контрактаве. Является наиболее громоздким инструментом линейки – длиной 160-170 см. Чтобы держать гиганта вертикально, внизу предусмотрена подставка.

Вышеперечисленные разновидности входят в оркестр народных инструментов. Осталась за кадром самая маленькая балалайка, изобретенная В. Андреевым, называется балалайкой Пикколо. По задумке автора, основная функция – подчеркивать верхний регистр музыкального произведения.

Использование

Музыкальное изделие популярно, благодаря собственной универсальности, умению отлично гармонировать со всевозможными группами инструментов. Основная сфера применения – оркестры народных инструментов. Есть виртуозы, играющие сольно, в дуэте.

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

  • Внешний вид грифа: отсутствие искривлений, трещин, сколов, средней толщины (не толстый, не тонкий). Лучший материал – черное дерево.
  • Лады. Внимание уделяют шлифовке, расположению на одинаковой высоте. Проверить качество шлифовки можно, если слегка потереть поверхность ладов. Лучший материал – никелин.
  • Корпус. Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
  • Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
  • Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Интересные факты

Старинные предметы обладают яркой историей, множеством интересных фактов:

  • Старейший экспонат украшает музей города Ульяновска. Изделие старше 120 лет.
  • Официальный «День балалайки» появился в 2008 году, празднуется 23 июня.
  • Оркестр народных инструментов есть в Японии. Участники – японцы, виртуозно владеющие русским народным инструментом.
  • Ранее существовали двухструнные изделия вместо трехструнных.
  • Хабаровск – город, установивший высочайший памятник балалайке: огромный монумент желтого цвета размером 12 метров.
  • Старинное музыкальное изделие стало символом России, является модным сувениром.
  • В Древней Руси игрой владели скоморохи, пастухи – люди, не обремененные работой, хозяйством.
  • Происхождение предмета окутано тайной: не известен год появления, осталось загадкой имя умельца, который его придумал.

Балалайка – универсальный инструмент, способный воспроизвести любое музыкальное произведение: классическое, народное, веселое, грустное. На ней играют любители, профессионалы, даже дети. Задорные, специфические звуки невозможно спутать с чем-то: небольшое музыкальное изделие стало настоящим символом огромной страны, впитало менталитет русского народа.

Источник

Балалаечник

Как можно изменить до неузнаваемости звук всем известного музыкального инструмента

Т ворческая судьба Алексея Архиповского — пример того, как можно совершить революцию в исполнении на одном из самых распространенных в России музыкальных инструментов. Достигнув всех мыслимых вершин в качестве исполнителя на акустической балалайке, звук которой формировался столетиями, он решил радикально его преобразить. Накануне его выступления на фестивале «Усадьба Jazz» 2 июня в Москве в Архангельском на сцене «Сбербанк Первый Аристократ» «Эксперт» поговорил с Алексеем Архиповским о том, как ему удалось это сделать.

— Как вы добиваетесь от балалайки такого звучания?

— Здесь очень много составляющих: это и балалайка 1915 года, и приличные лампы, и очень хорошие проводники, и продуманный электрический тракт. Раньше никто не играл на подзвученной балалайке, это был обычный акустический инструмент, на ней играли разве что в микрофон. Я, наверное, один из первых, кто последовательно прошел путь, которым лет пятьдесят назад двигались гитаристы: поставил подпорожковый звукосниматель и пьезокристаллами или пьезопленкой попробовал снять звук непосредственно с инструмента — с деки, подставки под струнами.

— Это ваша собственная разработка?

— Это давным-давно открыли гитаристы. Для балалайки все пришлось разрабатывать с белого листа, потому что она другой инструмент — с иными параметрами, и обычный съем из магазина даст неинтересный, поверхностный звук. Поэтому понадобилось обращаться к гитарным мастерам, обогащать звук гармониками, искать акустику в электрических элементах. Я экспериментировал еще и на акустической балалайке. И уже тогда придумывал какие-то необычные приемы, искал новое звучание инструмента. Потом появилась возможность озвучить его и начать пользоваться новыми выразительными возможностями. Качественная реверберация позволяет добиться особой атмосферы, она расширяет спектр психологических ассоциаций. У меня есть консультант, который хорошо разбирается в электронных устройствах. Мой тракт отчасти сделан им. Это хендмейд. При этом используются старые, качественные технологии. Мы сошлись на философии, что звуковой тракт должен быть прозрачным и информативным, то есть давать возможность проводить ощущения и чувства без трения, с минимальным влиянием электрических элементов. На мой взгляд, и музыкант должен быть прозрачен. Для меня идеальна ситуация, когда зрители во время концерта забывают, кто играет, на чем он играет, и попадают в миры, наполненные смыслами и чувствами.

— Как вы подбираете репертуар для инструмента с такими возможностями?

— Я играю авторскую музыку — она родилась на моей балалайке.

И конечно, интересно использовать новые возможности, которые дают звуковые приборы. Одно на другое, естественно, влияет. Insomnia невозможна без делэя (эффект, имитирующий эхо исходного сигнала. — «Эксперт»), «Дорога домой» тоже замешана на этом эффекте. «Золушку» можно играть и в акустике. Для исполнения «Восточной» необходим эффект, разбивающий звук на четыре части, — экзотический восточный лад. Я считаю электронику продолжением акустического инструмента. Для меня дека не просто деревянная деталь, это еще и провода, и приборы, и лампы. Это акустика зала и состояние зрителей. У такого инструмента больше возможностей, но и сложностей больше. Я попытался увести его с сугубо этнической полочки и дать возможность поговорить на разные темы. Я же очень мало играю фольклорной музыки. По большей части мой репертуар складывается из стилистически разной музыки. Я не профессиональный композитор. Все мои мелодии — это спонтанные находки, они появляются во время долгих задушевных «разговоров» с инструментом наедине.

— Можно ли технологические изменения, осуществленные вами в самом инструменте и в манере исполнения, оценить как беспрецедентные?

— Сам по себе жанр solo, в котором я работаю, очень странный. Даже среди гитаристов, играющих на акустике, полу-акустической гитаре или гитаре электрической, не так много исполнителей, выступающих сольно: один человек, один инструмент и зал. Для балалайки это тем более необычно. В самом начале я не был уверен, что такое вообще возможно. Но это сработало: сочинялась музыка, наработался какой-то репертуар и появился спрос — люди приходят на эту встречу «наедине».

— Обращались ли к вам компании, заинтересованные в тиражировании ваших разработок?

— С моим перфекционизмом их очень сложно стандартизировать. Я долго искал акустический инструмент с таким качеством звука. Не так давно нашел балалайку Семена Ивановича Налимова, 1915 года, она меня устраивает: имеет глубину и уникальные тембральные возможности. Кроме того, за всем этим стоит большая работа по электронике: и бесконечные прослушивания, и испытание разных элементов. Например, провода начала двадцатого века имеют уникальный тембр. У японской фирмы Acoustic Revive есть очень интересные эксперименты — кабель Triple C: кованая медь, почти космический объем, и он очень точен в передаче живой краски.

— На концерты люди приходят на ваше имя или послушать конкретный инструмент?

— Думаю, что люди приходят не на балалайку, а за впечатлениями, которые получили на предыдущем концерте. Чтобы снова коснуться того состояния, какое было в прошлый раз. Но одно трудно отделить от другого, все взаимосвязано: и балалайка, и я, и моя музыка, и необычный тембр инструмента. Возможно, их привлекает моя фанатичность: на каждом концерте я стараюсь быть максимально искренним и вместе со зрителем пережить какие-то приключения.

— Как часто вы выступаете?

— По-разному. Я не даю очень много концертов. Одно время у меня были большие, длинные туры и много концертов. Сейчас я сдерживаю их количество. Для меня концерт — это практически предельные состояния. Вряд ли это нужно испытывать часто. Боюсь затереть и механизировать живой процесс.

— Как вы сочиняете музыку?

— Иногда это какие-то неосуществленные замыслы, которые сидят в голове годами и никак не могут родиться. Самая популярная композиция, «Золушка», родилась часа за полтора.

— Вы можете сразу оценить, какая из них окажется хитом?

— Для меня это совершенно непредсказуемо: станет композиция популярной или нет. Но я не ставлю перед собой задачу сделать хит. Стараюсь сочинять «из себя», не подстраиваясь под чьи-либо вкусы, не пытаясь паразитировать на каких-то популярных вещах.

— Как получилось, что вы предпочли музыку именно этого формата? Как к этому пришли?

— Сначала была музыкальная школа. Там возник интерес к балалайке. Второй специальностью у меня было фортепиано, но балалайка перетянула мое внимание. Мне понравился этот мир — быть может, благодаря педагогу. Потом состоялся переезд в Москву, Гнесинское училище. Где-то на середине обучения в Гнесинке я выступил на всероссийском конкурсе и получил там первую премию. Потом работал в оркестре русских народных инструментов в Смоленске, позже у Зыкиной, и всегда так складывалось, что мне давали время для сольного номера. Сначала я играл заготовки, потом начал экспериментировать. Каждый раз пытался что-то себе доказать. Первые попытки крутились вокруг «Барыни»: я пятнадцать-двадцать минут «нарубал капусту» из всевозможных цитат, техник, ассоциаций. Я привлекал к себе внимание, и это казалось мне интересным. Потом был этап, когда пытался доказать, что на этом инструменте можно играть разную музыку. Это оказалось достаточно сложно: у публики ожидания от балалайки сводятся в основном к «Калинке» или к академической музыке: переложениям Паганини, Моцарта, Глюка. Но мне было интересно именно сольное выступление: один человек, один инструмент — моно-спектакль. Это форма, от которой я до сих пор не устал.

— Когда состоялся ваш первый сольный концерт?

— Не так давно — в 2007 году. К тому времени у меня набрался репертуар, а у публики появился к нему интерес. И имя было уже на слуху, во всяком случае у специалистов. Потом возник момент электрификации, и балалайка приобрела некий странный звук и новые возможности для меня и для слушателей тоже.

— Как вам удается удерживать внимание аудитории?

— Во-первых, за счет разнообразия в программе. В ней есть медитативная лирика, есть построенные на ассоциациях русские миры, есть музыка с элементами джаза. Скольжение по стилям, сочетание темпоритмов и атмосфер, наверное, и позволяет удерживать внимание. Возможно, здесь играет свою роль и качество звука, над которым я бесконечно работаю и который в зале, не на «Ютьюбе», не на записи имеет большой динамический и тембральный диапазон и представляет интерес и сам по себе.

— На что реагирует зарубежный слушатель: на экзотический инструмент или на музыку?

— Слушатель на концерты приходит уже подготовленный. Особой рекламы у меня нет, но сейчас достаточно много открытой информации. Люди, как правило, ее находят и знают, на что идут. Очень редко бывает, когда хотят послушать именно экзотическую балалайку, узнать, как звучит русский народный инструмент. Волна интереса к «матрешкам» прошла. За границей это уже не особо интересно.

— Как сами музыканты относятся к вашим новаторским идеям?

— Многим это нравится, кого-то интригует. В ближайшие дни у меня будет концерт в Польше с джазовым пианистом Лешеком Можджером. Он второй раз меня зовет на совместное выступление. В прошлом году мы играли вместе в Варшаве на площади, где собираются две с половиной тысячи человек. Одно отделение играет он, второе — я, в третьем отделении мы играем вместе.

— Каковы шансы у ваших последователей?

— Я не пропагандист. Не пытаюсь популяризировать балалайку. У меня другой склад ума. Я играю и сочиняю то, что мне нравится. И счастлив тем, что могу это делать. Я свободно существую в этом пространстве. Делаю то, что хочу. Знаю, что много детей пошли в музыкальную школу, потому что им понравилось мое исполнение. Инструмент изменился и перестал быть узко этническим. Считаю, что он может оказывать не меньшее художественное воздействие, чем гитара, пианино, симфонический оркестр.

— Как вы оцениваете современный музыкальный мир?

— Как и во многих областях жизни, в современном музыкальном мире мне не нравится стандартизация, усреднение, коммерциализация. Творчество оказывается ориентированным на спрос, на успех. По сравнению с тем, что было раньше, стало меньше экспериментов, меньше оригинальных идей и музыкантов. Слишком многие в самом начале пути уже думают об успехе. На мой взгляд, искусство звука — это все-таки, скорее, процесс самопознания, чем ремесло, обеспечивающее существование.

Источник

Оцените статью