- Строй и настройка семиструнной гитары
- Виды строя
- Способы настройки
- Пошаговая инструкция для разных видов
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Чемодан нот для семиструнной гитары — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Чемодан нот для семиструнной гитары Оценка: 1 Голосов
- #1 consonans
- #2 consonans
- #3 orange
- #4 consonans
- #5 consonans
- #6 kpcart
- #7 Andrew64
- #8 mailj
- #9 mailj
- #10 consonans
- #11 mailj
- #12 Alex_K
- #13 mailj
- #14 mailj
- #15 mailj
- #16 mailj
Строй и настройка семиструнной гитары
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Семиструнная гитара в нашей стране стала пользоваться популярностью с конца XVIII века. Под неё исполняли романсы и народные песни, организовывали концерты. Композиторы сочиняли для этого инструмента проникновенные сольные мелодии. Интересно будет узнать, как настраивается 7-струнная гитара, какие варианты строя существуют. Об этом рассказывается далее в статье.
Виды строя
Строй семиструнной гитары является открытым соль мажорным аккордом. Это стандартный строй русской «семиструнки», где струны звучат такими нотами:
- струна №7 — D2 (ре большой октавы);
- №6 — G2 (соль большой октавы);
- №5 — B2 (си большой октавы);
- №4 — D3 (ре малой октавы);
- №3 — G3 (соль малой октавы);
- №2 — B3 (си малой октавы);
- №1 — D4 (ре первой октавы).
Запомните! В нотах строй гитары записывается на октаву выше истинного звучания.
Но семиструнная гитара не ограничивается только строем русской гитары. Существует ещё строй гитары цыганской, у которой две струны настроены не так, как у русской — это пятая и вторая струны. Их настраивают на полутон ниже (на ноту си-бемоль), образуя тем самым соль минорный лад настройки инструмента против мажорного русского строя.
Распространён также расширенный испанский строй на основе классической гитары. В этом случае струны звучат следующими звуками:
- №7 — B1 (нота си контроктавы);
- №6 — E2 (нота ми большой октавы);
- №5 — A2 (нота ля большой октавы);
- №4 — D3 (нота ре малой октавы);
- №3 — G3 (нота соль малой октавы);
- №2 — B3 (нота си малой октавы);
- №1 — E4 (нота ми первой октавы).
Настройка этого варианта семиструнки на слух производится по типу шестиструнок — каждая последующая струна, прижатая в основном на V ладу (кроме третьей) настраивается по открытой предыдущей, начиная с первой. Третью нужно зажать на IV ладу и сравнить звучание со второй открытой.
Выходит, что шесть первых струн в последнем строе (его ещё называют «роковым») настроены стандартным классическим образом, а седьмая струна — на чистую кварту (2,5 тона) ниже шестой. Спрос на такую гитару возрос в 90-е годы прошлого столетия, особенно со стороны музыкальных групп, исполняющих рок-музыку. Известны пониженные строи роковой семиструнной гитары (Drop A, Drop G, Drop F#), где понижается лишь одна седьмая струна на секунду, терцию и кварту соответственно.
Стандартный открытый соль мажорный строй «семиструнки» особенно распространён среди исполнителей русских романсов и авторской песни. Немало любителей игры и на «печальной» соль минорной цыганской гитаре.
К сожалению, среди современного поколения интерес к семиструнной гитаре существенно снизился.
Способы настройки
Среди методов настройки гитары можно назвать такие:
- на слух;
- с помощью камертона;
- с помощью другого музыкального инструмента;
- посредством электронных тюнеров и специальных программ на ПК и смартфонов.
На слух обычно настраивают исполнители собственных песен (барды) или инструменталисты вокальных коллективов. Это связано с особенностями конкретных вокалистов, диапазоном их голосов. Гитаристам иногда приходится перестраивать инструменты на необходимую тональность для удобства аккомпанирования.
С помощью камертона настраивается первая струна, а все остальные — по настроенной предыдущей (вторая по первой открытой, третья по второй и так далее). Иными словами, такой вариант настройки тоже можно отнести к разновидностям метода «на слух», как и следующий способ — по другому музыкальному инструменту.
Новичкам такие способы вряд ли подойдут — их слух пока что не развит. Им лучше воспользоваться электронными устройствами, которые сами определяют степень настройки струн гитары.
На просторах интернета имеются программы, предназначенные для настройки гитары как на слух (они воспроизводят истинное звучание струн, остаётся лишь подстроить свой инструмент в унисон), так и с обратной связью через микрофон (компьютер оценивает звучание гитары). Такие же программы (тюнеры) есть и для смартфонов. Их нужно скачать и установить для ежедневных занятий на гитаре и контроля строя инструмента в процессе обучения.
Ниже предоставляются инструкции настройки русской 7-струнной гитары всеми перечисленными способами.
Пошаговая инструкция для разных видов
Чтобы правильно настроить гитару в домашних условиях на слух, не имея при этом какого-либо другого настроенного музыкального инструмента (фортепиано, баяна) или камертона, необходимо проверить силу натяжения первой струны инструмента. Если натяжение нормальное (струна не задевает при извлечении звуков металлических порожков, не дребезжит и не жёсткая на ощупь), то можно оставить всё как есть, но при этом, опираясь на звук первой открытой струны, настроить все остальные по следующему алгоритму действий:
- струна №2, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с первой открытой;
- №3 зажимается на IV ладу — она в этом положении звучит одинаково со второй открытой;
- №4 тождественна по звуку с третьей открытой, если её прижать на V ладу;
- №5 зажимается на III ладу и сравнивается по звучанию с четвёртой открытой;
- №6, прижатая на IV ладу, звучит так же, как и пятая открытая;
- струну №7 нужно зажать на V ладу, чтобы она звучала одинаково с шестой открытой.
Для подтяжки или ослабления струн при настройке нужно пользоваться колками тех струн, которые необходимо привести в нужный звук.
Важно: настраиваемую струну сначала нужно ослабить, чтобы последним действием колка было натяжение, а не ослабление. В этом случае строй гитары сохраняется дольше.
Если настройка производится по камертону, то такой способ мало чем отличается от предыдущего: первая струна настраивается на звук камертона, а все остальные — на слух по тому же алгоритму, что разобран выше.
При выполнении настройки гитары по фортепиано или другому музыкальному инструменту, кроме транспонирующих (звучащих не так, как пишется в нотах), следует помнить о том, что струны гитары тоже звучат на самом деле на октаву ниже тех нот, которые пишут на нотоносце. Например, первая струна звучит ре первой октавы, а в нотном тексте записывается нотой ре второй октавы. Поэтому такой нюанс следует учитывать при настройках. Та же первая струна приводится в унисон с клавишей ре первой, а не второй октавы фортепиано.
Чтобы не ошибиться, следует ориентироваться со следующим изображением настройки семиструнной гитары по фортепиано.
Настройка с помощью электронного тюнера-клипсы либо тюнера на смартфоне или компьютере, пожалуй, является лучшим выходом и для новичков, и для всех других гитаристов, кому приходится часто перестраивать инструмент. Всего и делов-то — прицепить устройство на головку грифа гитары или открыть программу, а потом, установив автоматический или ручной режим, извлекать звуки из струн и обеспечивать подтягиванием соответствующих колков совпадение частоты колебания с требуемой (контролируется стрелкой или шкалой). На электронных тюнерах имеется световая индикация и сигнализация, по которым можно определить окончание настройки.
Важно: желательно всегда играть только на правильно настроенном инструменте. Слух должен привыкнуть к строю гитары, чтобы позже можно было настройку производить за несколько секунд, лишь проводя пальцем по струнам, определяя тем самым фальшивые ноты строя.
Источник
Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Чемодан нот для семиструнной гитары — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- >Русская гитара
- >Все о семиструнной гитаре и русском стиле
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 98 Страниц
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Чемодан нот для семиструнной гитары Оценка: 1 Голосов
#1 consonans
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 288
- Регистрация: 20 Август 07
Из этого чемодана я буду неторопясь выкладывать в произвольном порядке ноты для семиструнной гитары, издававшиеся в СССР.
Сборник пьес для семиструнной гитары 1960г.
http://ifolder.ru/5343426
Хрестоматия для семиструнной гитары 1962г.
http://ifolder.ru/5343319
#2 consonans
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 288
- Регистрация: 20 Август 07
#3 orange
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 53
- Регистрация: 20 Октябрь 07
#4 consonans
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 288
- Регистрация: 20 Август 07
Еще сборник на сон грядущий.
Пьесы для семиструнной гитары. Выпуск 5. Издательство «Музична Украiна» 1974г.
http://ifolder.ru/5347454
#5 consonans
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 288
- Регистрация: 20 Август 07
Библиотека гитариста. Музыка русских композиторов (для семиструнной гитары) 1966г.
http://ifolder.ru/5360674
Альбом начинающего гитариста (семиструнная гитара) выпуск 8. 1976г.
http://ifolder.ru/5360962
Гитаристу-любителю (семиструнная гитара) выпуск 3. 1979г.
http://ifolder.ru/5360880
#6 kpcart
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 143
- Регистрация: 26 Июль 07
#7 Andrew64
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 290
- Регистрация: 14 Май 05
#8 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
Отправлено 17 Февраль 2008 — 00:22
consonans (Feb 13 2008, 21:06) писал:
Со своей стороны могу выложить четыре сборника (если нужно):
Старинные романсы для голоса и семиструнной гитары, вып. 1, составитель В.Сазонов, ‘’СК’’, 1970
СОДЕРЖАНИЕ
1. А.Алябьев Нищая. Слова П.Беранже.
Русский текст Д.Ленского
2. М. Толстой. Мы вышли в сад.. Слова А. Толстой
3. Т. Толстая. Я тебе ничего не скажу. Слова А. Фета
4. А. Обухов. Калитка . Слова А. Будищева.
Обработка В. Сазонова
5. С. Донауров. Он уехал. Обработка В. Сазонова
6. А. Шишкин. Нет, не тебя так пылко я люблю
Слова М. Лермонтова. Обработка В. Сазонова
7. В. Абаза. Утро туманное. Слова И. Тургенева
8. Я помню вальса звук прелестный . . .
Обработка В. Сазонова
9. А. Гуэрчиа. Нет, не любил он!
Русский текст М. Медведева
10. В. Борисов. Звёзды на небе. Слова Е. Дитерихс
11. Н. Харито. Отцвели хризантемы. Слова В. Шумского
12. М. Перроте. Не говорите мне о нём. Обработка В.Сазонова
№ № 1, 2. 3, 7, 9, 10, 11 — переложение В. Сазонова
ПЬЕСЫ ДЛЯ АНСАМБЛЕЙ СЕМИСТРУННЫХ ГИТАР Выпуск 2 ‘’СК’’, 1961
Составитель Р. Мелешко
СОДЕРЖАНИЕ
1. С. Василенко. В таверне. Из балета «Мирандолина»
2. С. Василенко. Танец Арлекина из балета «Мирандолина»
3. Сирийская народная песня. Обработка В. Мурзина
4. Е. Русанов. Шуточный танец
5. Г. Камалдинов. Юмореска
6. М. Петренко. Вальс
7. Р. Глиэр. Гимн великому городу. Из балета »Медный
всадник»
8. С. Прокофьев. Пушкинский вальс № 2
9. Л. Лядова. Колхозная полька
10. И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Весна»
11. В. Мурадели. Увертюра к кинофильму «Случай с
ефрейтором Кочетковым»
Два сборника в обработке Яна Пухальского (Киев, »МУ», 1972)
выпуск 1
«Дивлюсь я на небо»
«Чорнии брови»
М. Глинка. «Гуде витер вельми в поли»
Н. Маркевич. Думка
В. Абаз. Утро туманное
II. Булахов Не пробуждай воспоминанья
П. Булахов. Свидание
А. Гурилев. Грусть девушки
Не брани меня, родная
Н. Листов. Я помню вальса звук прелестный
Л. Михаилов. Жалобно стонет
А. Обухов. Калитка
А. Титов. Для меня ты все
Темно-вишневая шаль
Н. Харито. Отцвели хризантемы
А. Шишкин. Ночь светла
Я встретил вас
Составил и переложил Я. Пухальский
выпуск 2
Е. Греве-Соболевская. И тихо, и ясно
А. Гуэрчиа. Нет, не любил он
М. Перроте. Он виноват
Г. Кушелев-Безбородько. Что ты клонишь над водами
А. Дюбюк. Улица, улица
Б. Б. Дремлют плакучие ивы
Н. Зубов. Побудь со мной
В. Борисов. Звезды на небе
А. Варламов. На заре ты ее не буди
М. Яковлев. Зимний вечер
В. Соколов. Так и рвется душа
В. Соколов. Соловьем залетным
А. Гурилев. Улетела пташечка
А. Гурилев. Вьется ласточка сизокрылая
А. Гурилев. Право, маменьке скажу
М. Глинка. В крови горит огонь желанья
И. Назаренко. В час роковой
М. Штернберг. Гайда, тройка! Снег пушистый.
Н. Шишкин. Слушайте, если хотите Б. Шереметев. Я вас любил
#9 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
#10 consonans
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 288
- Регистрация: 20 Август 07
Andrew64 (Feb 15 2008, 20:23) писал:
Хороший совет, спасибо, теперь буду выкладывать ноты только в этом формате.
Перезалил выложенные выше сборники в формате TIFF, теперь они весят гораздо меньше:
Сборник пьес для семиструнной гитары 1960г.
http://ifolder.ru/5431284
Размер: 3.03 Мб
Хрестоматия для семиструнной гитары 1962г.
http://ifolder.ru/5431367
Размер: 3.83 Мб
Пьесы для семиструнной гитары. Выпуск 5. Издательство «Музична Украiна» 1974г.
http://ifolder.ru/5431217
Размер: 4.13 Мб
Библиотека гитариста.(210) Музыка русских композиторов (для семиструнной гитары) 1966г.
http://ifolder.ru/5430887
Размер: 2.24 Мб
Альбом начинающего гитариста (семиструнная гитара) выпуск 8. 1976г.
http://ifolder.ru/5431036
Размер: 3.81 Мб
Гитаристу-любителю (семиструнная гитара) выпуск 3. 1979г.
http://ifolder.ru/5431078
Размер: 3.04 Мб
Вот еще пара свежих сборников:
Педагогический репертуар гитариста (семиструнная гитара) 3 — 4 курсы музыкальных училищ. Выпуск 2. 1978г.
http://ifolder.ru/5431805
Размер: 5.25 Мб
Старинные песни и романсы для семиструнной гитары (составитель М.Минин). 1963г.
http://ifolder.ru/5431779
Размер: 3.44 Мб
Повторюсь, что сканирую в произвольном порядке (сперва то, что лежит выше в чемодане).
mailj (Feb 17 2008, 00:22) писал:
#11 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
#12 Alex_K
- Новичок
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 15
- Регистрация: 01 Февраль 08
#13 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
#14 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
#15 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
#16 mailj
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 135
- Регистрация: 03 Декабрь 07
В электронном каталоге РГБ (http://www.rsl.ru/index.php?f=339 ) нашлась такая информация:
Старинные романсы : В перелож. для семиструн. гитары Вып. 3 Киев : Муз. Украiна , 1973 — 24 с. — Ненаглядный ты мой, О молчи, милый друг мой, молчи, Я любила его, Глаза, Полюби, не губи. Поцелуй же меня, моя душечка. Снова пою. Отойди!, Ничего мне на свете не надо. Но я вас все-таки люблю, Ласточка, Я помню вас. Тебя здесь нет, но ты со мною. Мы вышли в сад. Я тебе ничего не скажу, Тихо все. Не щебечи, соловейку, А. Варламов А. Варламов А. Варламов А. Варламов П. Булахов А. Дюбюк Д. Ботари В. Соколов А. Титов Неизвестный автор Неизвестный автор Е. Тарновская Г. Кушелев-Безбородько М. Толстой Т. Толстая Т. Толстая М. Глинка. — Гуде вiтер вельми в полi, Не говори, что сердцу больно. I снилося. М. Глинка М. Глинка Мелодия Н. Лепского; Обраб. Я. Пухальского
Старинные романсы : В перелож. для семиструн. гитары Вып. 4 Киев : Муз. Украiна , 1974 — 24 с. — Я вижу образ твой, Увы! Зачем она блистает, Колокольчики мои, Она моя, Нет, не люблю я вас, Гори, гори, моя звезда, И нет в мире очей, Право, маменьке скажу, Ты не пой, душа-девица, Напоминание, Разочарование, Цыганская песня, Жаворонок, Пробуждение, Песня ямщика, Воспоминание, Свеж и душист роскошный венок, Нет, не тебя так пылко я люблю, Прости меня, А. Алябьев А. Алябьев П. Булахов П. Булахов П. Булахов П. Булахов П. Булахов П. Булахов А. Варламов А. Варламов А. Варламов А. Верстовский М. Глинка А. Гурилев А. Гурилев Н. Дмитриев А. Дюбюк Н. Титов П. Федоров. — Элегия, М. Яковлев
Старинные романсы : В перелож. для семиструн. гитары Вып. 5 Киев : Муз. Украiна , 1975 — 20 с. — Я Вас любил, Нищая, Омрачитесь, глаза. Пустое «Вы» сердечным «Ты», Недаром я боялся встречи, Не хочу, Молчали листья, звезды рдели, Тройка мчится, тройка скачет. Благодарность, Ах, я влюблен в глаза одни. И скучно, и грустно. Он уехал!, Сердце, сердце! Что ты плачешь!, Душистые кудри и черные очи. Тебе одной. Гони, ямщик!, Портрет, Прощай!, А. Алябьев А. Алябьев Г. Березовский П. Булахов П. Булахов П. Булахов П. Булахов П. Булахов А. Варламов А. Вилинский А. Гурилев С. Донауров А. Дюбюк Кугушев И. Рыбасов В. Семенов А. Спиро А. Тьебо. — Тебя любить. Н. Ширяев
Старинные романсы : В перелож. для семиструн. гитары Вып. 6 Киев : Муз. Украiна , 1976 — 24 с. — Сомнение, Для чего летишь, соловушка, Твои шелковые кудри, Я не хочу, чтоб свет узнал, Пара гнедых, У врат обители святой, О, позабудь былые увлеченья, У камина, Я знал ее милым ребенком, Нет, не тебя так пылко я люблю, Научи!, Любовь пройдет, Отчего затуманился взор мой слезой, Темно-вишневая шаль, Ночи безумные, Я пою оттого, Не идеал ты красоты, Люби цветок необычайный, М. Глинка А. Варламов П. Булахов Ф. Голицын С. Донауров С. Донауров Т. Котляревская П. Баторин А. Титов А. Шишкин М. Шишкин Н. Шишкин Д. Николаев Обр. А. Матника А. Спиро М. Багриновский М. Слонов М. Слонов
Источник