Звуки чтобы настроить бас гитару

Настройка бас-гитары

Теория

Бас-гитара — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию.

Электрическая бас-гитара внешне и конструктивно схожа с электрогитарой (акустическая — с акустической), но имеет более массивный корпус и гриф, а также большую мензуру. В основном на бас-гитаре используют 4 струны, но существуют варианты и c большим количеством.

В связи с конструктивными отличиями бас-гитары, присутствуют некоторые особенности в отстройке и уходе за инструментом.

Как настроить бас-гитару

Для того, чтобы правильно настроить бас-гитару, необходимо знать, в какие ноты должны попасть открытые струны. Выделяют следующие типы строя этого музыкального инструмента:

  1. EADG. Самый распространённый строй (ноты читаются от самой толстой верхней к тонкой нижней струне). В тональности ми-ля-ре-соль играют большинство басистов мира. Если обратить внимание, он похож на строй обычной классической гитары, только без первых двух струн. Учиться на басу и совершенствовать свои навыки стоит именно с этим строем.
  2. DADG. Разновидность строя под название «дроп». Его используют музыканты, играющие в альтернативных стилях. Верхняя струна опускается на один тон.
  3. CGCF. В музыкальной среде известен под названием «drop C». Отличается низким звучанием, применяется при исполнении неклассических, альтернативных композиций в жанрах тяжёлого металла.
  4. BEADG. Когда на басу пять струн, есть возможность настроить верхнюю струну чуть ниже, тем самым получив дополнительные возможности при игре.
  5. BEADGB. Те, кто предпочитает бас-гитары с шестью струнами, используют этот строй. Верхняя и нижняя струна настраиваются в одну ноту, только с разницей в несколько октав.
Читайте также:  Иван дорн целовать другого укулеле

Что потребуется

Для того, чтобы настроить бас, могут потребоваться разные предметы в зависимости от способа настройки. Это могут быть:

  • вилочковый камертон;
  • фортепиано;
  • тюнер-прищепка;
  • универсальный портативный тюнер;
  • программный тюнер для компьютера со звуковой картой.

Пошаговый алгоритм действий

В основе настройки бас-гитары, как и любого другого щипкового струнного инструмента с колковым механизмом, лежит принцип сравнения исходного звука, издаваемого струной, с неким эталоном. Если бас гитара настроена правильно, возникнет унисон – единство звучания, когда звук, издаваемой колеблющейся струной, совпадёт, сольётся с эталонным звуком.

Если этого не случится, музыкант отпускает или натягивает струну вращением флажка на колке.

С помощью тюнера

Тюнер – это электронное устройство, которое считывает звук, издаваемый струной бас-гитары, и сравнивает его с эталонной частотой, которая вшита в микросхему прибора. Тюнеры бывают двух типов: одни имеют микрофон, другие специальный разъём для гитарного кабеля. Главное преимущество микрофонного тюнера – универсальность, с его помощью можно настроить акустический бас. Однако в условиях шума и посторонних звуков намного лучше показывает себя тюнер, который считывает информацию со звукоснимателя.

Стрелка или цифровая индикация показывают, что струна звучит выше или ниже. Настройку продолжают до тех пор, пока не добиваются полного совпадения с нужной нотой.

Во многих тюнерах правильный звук обозначается миганием зелёного диода для простоты восприятия.

Программный тюнер по принципу действия ничем не отличается от портативного, только устанавливается на компьютер со звуковой картой, куда гитара подключается с помощью кабеля.

Среди гитаристов, ценящих мобильность, немалую популярность приобрели тюнеры-прищепки. Они крепятся на гриф бас-гитары и воспринимают вибрации, которые с помощью пьезоэлемента переводятся в электрические сигналы. Последние сравниваются с эталонным звуком, после чего на дисплее высвечивается результат.

При помощи программных тюнеров

Самой простой и удобной считается настройка бас-гитары онлайн при помощи тюнера. Он представляет собой компьютерную программу, работающую за счет микрофона, позволяет быстро наладить звучание. Дополнение в виде подключенного к микрофону баса через линейный вход оптимизирует задачу.

Порядок действий несложный:

  • подключить гитару к микрофону;
  • отрегулировать последовательно все струнки;
  • как только звучание будет идеальным, нота на компьютерной программе приобретет зеленый цвет и можно двигаться дальше.

Внимание! Одинаковое звучание говорит о том, что все выполнено правильно и с инструментом все в порядке. Когда зажатая нота издает звук ниже флажолета, необходимо убавить длину. Если проблему исправить не удалось, требуется регулировка мензуры.

Звучание инструмента может быть нарушено из-за неправильного прогиба грифа. К этому приводит разная сила натяжения струн, регулировка которой выполняется анкерными болтами. Только убедившись, что с грифом все в порядке, можно приступать к работе с изделием.

Внимание! Высота между грифом и струной №4 должна находиться в пределах 2,8-2,5 мм, а №1 – не более 2,4 мм. Эти показатели ориентировочны, при извлечении мелодии не должно быть посторонних шумов.

Бас-гитара пользуется популярностью не только у рок-звезд, но и у многих талантливых музыкантов, поэтому технику настройки знать необходимо. Если она выполнена по всем правилам, при воспроизведении музыкальной композиции инструмент будет выдавать звуки без дребезжания.

С помощью флажолета

Использование флажолета более эффективно. При регулировании инструмента руки остаются свободными. Перед работой лучше установить новый комплект, выстроить изделие по октавным флажолетам.

  1. Первоначально на первой струне «соль» или G извлекается флажолет при зажатом седьмом ладу. К ней необходимо слегка прикоснуться, не зажимая. Если все сделано верно, исходящий звук получит нужную частоту. При извлечении флажолета получится обертон, соответствующий ноте «Ре».
  2. Следующим извлекается флажолет на второй, но уже на пятом ладу. Говорить о правильной регулировке можно тогда, когда исходящий звук соответствует первому.
  3. Такие же манипуляции понадобится проделать с третьей, четвертой струнами.

Перед тем как выполнять настройку бас-гитары на 4 струны, рекомендуется обучиться правильному извлечению флажолетов.

При помощи камертона

Способ заключается в том, что при помощи камертона выполняется регулировка одной струны, относительно которой настраиваются все остальные. Поскольку инструмент отличается тихим звучанием, настройка бас-гитары выполняется при подключенном звукоусилителе или компрессоре. Можно подсоединить ее к компьютеру, используя микшер. Для точного регулирования пользуются медиатором.

Большинство музыкантов использует вилочковый камертон, который задает эталонную ноту «Ля». Регулирование самой толстой струны проводится при открытой третьей, а остальных – относительно нее. Звук, извлеченный из более тонкой струны, должен совпадать со звуком следующей за ней, зажатой на пятом ладу. Тональность должна полностью совпадать, сливаясь воедино. Подобным образом происходит регулировка.

На слух

Этот способ используется при наличии опорного тона – иного музыкального инструмента или камертона. В ситуациях, когда одна из струн имеет правильную настройку, остальные регулируются по ней. Если в качестве опорного тона использовать первую самую тонкую с нотой «соль», инструкция будет выглядеть так:

  • сравнить ноту «соль» на фортепиано с первой гитарной струной, при правильной корректировке они должны звучать в унисон, как бы сливаясь;
  • вторую зажать на пятом ладу и настраивать до тех пор, пока она не будет звучать в унисон с первой, когда та находится в открытом состоянии;
  • дальнейшая регулировка производится аналогичным образом: зажать третью на пятом ладу и добиться слияние звуков при открытой второй и так далее.

По окончании манипуляций инструмент должен чисто воспроизводить звук. Минус способа в том, что струны могут подтягиваться при нажатии пальцами.

Строй бас гитары

Немного справившись с обуревающим волнением, вспомним, что наша новая бас-гитара, взяв своё начало в старомодной, но до сих пор не забытой шестиструнной подружке, прошла длинный и сложный путь эволюции, прежде чем попасть в наши благодарные руки, и, как и любой другой музыкальный инструмент, горячо нуждается в бережном обращении и точнейшей настройке звучания. Только правильно настроенный инструмент будет выдавать вам чистый звук плотного баса. Поэтому для того, чтобы это сделать, нужно знать, каков эталонный строй бас гитары.

Какой строй на бас гитаре

Какой строй на бас гитаре стандартно, известно всем музыкантам. Не отличаясь ничем от стандартной шестиструнной ретро гитары, бас всё же настраивается с заметным отличием – на целый тон ниже обычного инструмента. Оговорю сразу всенепременные действия, которые призываю вас проделать перед настройкой гитары, ничего сложного нет, а инструмент зазвучит в разы приятнее:

  1. Окиньте взглядом деку и гриф, поищите плохо закрученные болтики, и если вдруг обнаружите – обязательно притяните накрепко к корпусу.
  2. Не скупитесь на качественные струны. Пусть производители качественных струн выставляют достаточно дорогой ценник, но, выбрав наиболее подходящие, вы одним махом обезопасите и себя, и инструмент, и даже, если присмотреться, — неплохо сэкономите, ведь покупать некачественные струны вам придётся чаще.
  3. Даже если вы тщательнейшим образом проверяли инструмент при покупке, — проверьте ещё раз, нет ли трещин, вмятин, вздутий или любых других деформаций на грифе, и убедившись, что нет, — протрите его сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой. Теперь можно приступать к настройке.

Настраивать будем любым из общеизвестных базовых трёх способов: полагаясь на свои уши (если музыкальный слух уже выработан), используя тюнер, или же присев рядом со специальной компьютерной программой. Новичку я бы посоветовала последний способ, ведь именно так вы быстрее натренируетесь настраивать гитару без каких-либо сторонних девайсов.

Как настроить бас гитару 4 струны

Впервые задавшись вопросом, какой строй четырехструнной бас гитары, надо знать, что базовый строй любого басиста – EADG (E – ми, A – ля, D – ре, G — соль). Его в основном и имеет стандартная бас-гитара, начиная с четвёртой, толстой струны, до первой – тонкой, хотя и существует несколько иных вариантов строев. Свои 4 струны бас-гитара исторически взяла от контрабаса. Теперь, чтобы понять, как настроить бас гитару 4 струны — начинаем с эталонной ноты Ля. Одолев её, переходим к третьей струне, вращая до тех пор, пока открытая струна А не будет звучать идеально. Дальше проще – четвёртая струна – 5 лад, третья – открытая, и добиваемся унисона. Аналогично поступаем, зажимая третью на 5 ладу, и слушаем унисон с второй открытой. И так же с первой струной – она открыта, вторая зажата на 5 ладу.

Как настроить бас гитару 5 струн

Справившись с 4-х струнной подругой, смело можем расширять свои горизонты и учить строй пятиструнной бас гитары. Как настроить бас гитару 5 струн, зная, что эталонный строй должен выглядеть как BEADG? Всё просто. B – это нота Си. Новичкам проще будет использовать тюнер.

Как настроить бас гитару 6 струн

Удивлены? Да, у многих обучение на бас гитаре ассоциируется именно с четырьмя (максимум с 5-ю) струнами, но спешу развеять ваши сомнения — бывают даже не только 6-струнные, а и 8-, 10-, 12-струнные подруги, с различием лишь в том, что подходят они более опытным музыкантам, а новичкам с такими справиться будет трудно. В вопросе, как настроить бас гитару 6 струн, опять же, ничего страшного нет, строй шестиструнной бас гитары будет добавлять в себя всего лишь ещё одну ноту.

Модель шести струн будет выглядеть так: BEADGC, где последняя тонкая струна иногда настраивается на Си.

D Tuner. Волшебная штучка.

Говоря про настройку бас гитары заодно хотелось бы рассказать про такую вещь, как D Tuner (честное слово не знаю, как она называется по-русски).

По факту D Tuner – это такой хитроумный колок, который устанавливается на место последнего колка и движением небольшого рычажка позволяет опустить натяжение струны ровно на тон. В итоге, лёгким движением руки мы получаем Drop D, без телодвижений с тюнером. Вещь однозначно нужная тем, кто играет в разных строях, в разных группах и.т.п. Основной производитель компания Hipshot.

Эта хитроумная штуковина бывает в различных исполнениях и подбирается для каждого баса отдельно. Некоторые D Tuner-ы позволяют опускать струну в несколько положений: в Ре и в Ля, например. В общем, есть о чём помечтать, и есть с чем поэкспериментировать. Штучка достаточно хитроумная и сложная в изготовлении. Почти ювелирное изделие, поэтому цена соответствующая. Купить D Tuner можно в магазине Томанн.

Как настроить мензуру на бас гитаре

Напоследок пробежимся по более углублённым деталям. С мензурой дела обстоят проще – на дешёвых моделях она не отстроена вовсе. Настаиваем её так: поместив гитару на горизонтальную поверхность, стараемся отладить звучание всех открытых струн, двигая седло всегда ближе к верхнему порожку, и справляемся с задачей, как настроить мензуру на бас гитаре. Как крутить анкер на бас гитаре, вообще говоря, лучше сильно не вникать, если точно не уверены в собственном мастерстве настройщика и гитариста, и в случае малейшего страха доверить свой инструмент специалистам. Если всё-таки нужно – то, досконально разобравшись в вопросе как настроить анкер на бас гитаре, приступаем к работе. Прежде всего, сперва отрегулируйте прогиб грифа, а потом, нежно, прислушиваясь, крутите анкер.

Выводы

Точная настройка бас-гитары – залог правильной игры как во время учёбы, так и при профессиональном исполнении композиций. Одним из самых удобных способов является настройка по тюнеру.

Источник

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала. Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера. В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке.

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента. Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении.

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель. Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома. Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука. Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble). Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами.

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты. Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб. Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях.

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра. На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью. Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером.

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10. Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком. Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью.

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели. Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне. Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя.

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления. Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет. Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят.

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Источник

Оцените статью