- Понятие об аккордах
- Названия звуков аккорда
- Состав трезвучия
- Консонирующие и диссонирующие аккорды
- Как применять уменьшенный аккорд
- Построение уменьшенных и увеличенных аккордов
- Звуки до уменьшенного аккорда
- Dim аккорды на гитаре. Подробное описание теории с практическими примерами
- Что означает Dim в аккорде
- Построение Dim-аккордов
- Уменьшенные интервалы
- От стандартного аккорда
- От септаккорда
- Простое нахождение Dim-аккордов на грифе
- Примеры использования Dim-аккордов
- Замена простых аккордов на Dim
- Симметрия уменьшенных аккордов
- Прогрессии с уменьшенными аккордами
- Заключение
Понятие об аккордах
Названия звуков аккорда
В предыдущей статье мы рассмотрели состав мажорных и минорных трезвучий и выяснили, что состоят они из большой и малой терций. Есть и еще два вида трезвучий – уменьшенное и увеличенное. В первом случае аккорд состоит из двух терций, обе из которых – малые. Во втором случае трезвучие состоит из двух больших терций.
Состав трезвучия
Рассмотрим уменьшенное и увеличенное трезвучия на примерах. Уменьшенное трезвучие от нотки «до» будет состоять из таких звуков: «до», «ми бемоль», «соль бемоль».
Между звуками «до» и «соль бемоль» у нас получился интервал уменьшенная квинта. От этого названия и получилось название аккорда.
Увеличенное трезвучие от нотки «до» будет состоять из звуков «до», «ми», «соль диез».
Крайние звуки аккорда «до» и «соль диез» — это интервал увеличенная квинта, поэтому и трезвучие получило название увеличенного.
Как мы видим, состав мажорных, уменьшенных, минорных и увеличенных трезвучий разный.
Консонирующие и диссонирующие аккорды
Разное у них и звучание. Мажорные и минорные трезвучия звучат красиво, приятно на слух. Это консонирующие аккорды. Увеличенные и уменьшенные трезвучия звучат резко, некрасиво. Это диссонирующие аккорды. Такое звучание получается потому, что в состав последних аккордов входят интервалы, которые являются диссонансами – увеличенная квинта и уменьшенная квинта. Более подробно про консонансы и диссонансы мы уже говорили в этой статье.
Мы рассмотрели состав трезвучий в их основном виде. Каждый звук аккорда по-своему называется. Так, первый звук называется примой или основным. Второй звук – это терция аккорда или терцовый звук. Третий звук находится на расстоянии квинты от основы и поэтому получил название квинтовый звук или просто квинта аккорда. Для простоты звуки аккорда можно обозначить цифрами, как показано на примере:
Источник
Как применять уменьшенный аккорд
Здравствуйте, уважаемые читатели. В сегодняшней статье мы посмотрим как применять уменьшенный аккорд в гармонии, а также какие аккорды можно им заменять.
Об уменьшенном аккорде мы говорили в статье о септаккордах — это септаккорд, то есть состоит из четырех звуков. Почему он именно уменьшенный? — об этом читайте в статье трезвучия. О том как данный аккорд применить в гармонии говорилось в статье виды мажорных гамм. На самом деле применений очень много — также мы заменяли, например доминантсептаккорд G7 с помощью уменьшенных аккордов. Вы знаете также об интересных особенностях этих созвучий, заметно расширяющих область их применения на грифе гитары из статьи как по-другому сыграть аккорд G7.
Сегодня мы узнаем еще кое-что интересное, чем также можно пользоваться.
Вот давайте представим, что у нас есть гармония и содержит она как обычно тонику — субдоминанту — доминанту. И один из аккордов у нас мэйдж (или большой мажорный септаккорд) или даже два, не суть важно. Например, тоника до-мэйдж, субдоминанта F-maj и доминанта — G7. Кстати, а помните как заменять каждый из этих аккордов, пользуясь особенностями описанными нами в этой статье?
Возможность разнообразить аккорд вида мэйдж мы и рассмотрим сегодня. Иногда используют связку уменьшенного аккорда и мэйджа, До-мэйдж чередуют с До-диез-уменьшенным — это звучит интересно. Также мы можем вообще вместо C-maj играть С#dim, то есть они взаимозаменяемы.
Так мы можем изменить звучание гармонии, как всегда. Однако, как мы пришли к заключению, что эти аккорды взаимозаменяемы? Чего у них общего? Вот здесь самое интересное. Это очень похоже на то, что мы писали в статье о родственных тональностях — там где о тональностях третьей степени родства. Правда в той статье мы просто о них рассказали, но не рассмотрели как так получается, теперь мы это сделаем.
Как же объяснить это? На самом деле вы можете и сами прийти к заключению что С-maj и C#dim — родственные аккорды и можно их менять друг с другом. Для этого нужно произвести некоторые манипуляции — у Cmaj найти медианту Em.
рис. 1
Затем Em превратить в Em6 и поменять басовую ноту (тонику) на ля (как мы делали в статье блюз).
рис. 2
И потом ноту ля в получившемся A7 меняем на ля-диез, получив C#dim (до-диез-уменьшенный).
рис. 3
Получилось, что аккорды Сmaj и C#dim в какой-то степени равны друг другу и поэтому в гармонии могут взаимодействовать, а то и заменять друг друга.
рис. 4
Вот так не хитро (примерно в три шага) мы и можем находить для мажорных аккордов (не только для большого мажорного, но и для обычного трезвучия и доминантсептаккорда это работает) замены и с успехом использовать их. Уменьшенный аккорд в нашем случае хорошо брать в середине композиции, когда вы её развиваете, потому что он звучит напряженно и из него очень хорошо переходить в аккорды имеющие более мягкий и устойчивый звук.
Источник
Построение уменьшенных и увеличенных аккордов
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (что кстати является сокращением слова diminished). Они состоят из следующих нот: тоника, минорная 3-я, уменьшенная 5-ая, мажорная 6-ая. Кстати говоря, в музыке часто 6-ую мажорную в данном виде аккордов обозначают как дубль-бемоль 7-ую мажорную. Но мы для упрощения назовём её 6-ой.
Так аккорд Cdim будет выглядеть так: До, Ре# (минорная 3-я, 3 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая — 6-ь полутонов от До), Ля (6-ая мажорная, 9-ь полутонов от До)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (от полного слова augmented). Строится по такой схеме — Тоника (1-ая), 3-я мажорная, увеличенная пятая. Для нашего аккорда получится так — Сaug — До (тоника), Ми (3-я мажорная), Соль# (увеличенная пятая). Так же встречаются записи в виде С+5 или С+
Кстати, существует полуменьшенный аккорд. записывают его примерно так С7-5. Его суть заключается в том, что там не мажорная 6-ая, а минорная 7-ая (просто нет дубль бемоля), поэтому наш аккорд будет таким С7-5 : До, E( мажорная 3-я, 4 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая — 6-ь полутонов от До), Ля# (7-ая минорная, 10-ь полутонов от До)
Источник
Звуки до уменьшенного аккорда
Как уже упоминалось, уменьшенный 7-аккорд (dim) образуется на седьмой вводной ступени (+7) гармонического минорного лада и носит доминантовую функцию (тяготеет и разрешается в тонику).
Звуковой состав dim совпадает с нотами dom7b9 основного тона: E7b9=(E)G# H D F, G# dim = G# H D F.
Поэтому dim может не заменять dom7: G#dim=E7, C#dim=A7, D#dim=H7.
Ех16. Звуки, входящие в состав уменьшенных аккордов.
Ех17. Восходящая последовательность арпеджио уменьшенных аккордов. [MIDI]
Уменьшенный 7-аккорд имеет симметричное строение по малым терциям, поэтому его обращения не нарушают исходную структуру dim, и каждый звук аккорда может быть принят за тонику. Таким образом, из теоретически 12 возможных уменьшенных аккордов существует только три различных по своему звуковому составу. Остальные повторяют три вида обращений, образуя три группы (Ех16).
Уменьшенный аккорд обычно разрешается в аккорд, стоящий на полтона выше. Каждый из трех уменьшенных аккордов ведет в тональности I, V или IV ступени:
В примерах Ех17 — 18 показана аппликатура уменьшенного арпеджио на трех верхних струнах. При смещении по грифу аппликатурная модель сохраняется во всех обращениях. Обратите внимание на пальцовку:
Легато на 1-й струне и скользящий удар медиатора (свип) облегчат исполнение арпеджио (см. раздел «3-х струнный свип»).
Ех18 [FASTER THEN THE SPEED OF LIGHT] [MIDI]
В Ех19 показана аппликатура уменьшенного арпеджио на всех 6-и струнах, складывющаяся из двух частей: симметричная пальцовка по 2 звука на 3-хнижних струнах и стандартная модель на 3-х верхних. Во второй части та же аппликатура, что и в Ех 17-18.
Ех19. На 1-6 струнах играть уменьшенные арпеджио. [MIDI]
Пример Ех20 — уменьшенные арпеджио с использованием тэпинга.
Ех20. Паттерн на 1-3 струнах + тэппинг. [MIDI]
Ех21 — пример пассажа на 6 струнах обыгрывающего dom7 уменьшенным арпеджио с добавлением открытой струны и тэпинга.
Существует и уменьшенная гамма, которая имеет симметричное строение:
1T — 1/2T — 1T — 1/2T .
Четыре ноты из такого звукоряда, взятые через одну, составляют уменьшенный 7-аккорд.
Ех21. Паттерн на 6-1 струнах + тэппинг + pull off через открытую струну. [MIDI]
— Cчитаете ли Вы себя Heavy Metal-исполнителем?
— Да, но до определенной степени. Этот термин широко используется в настоящее время для различной музыки. Я думаю, что heavy metal — это когда перед тобой 5 тысяч человек и ты разбиваешь свой Страт о Marshall. Считается, что НМ — это музыкальная форма. Для меня — это форма шоу. Музыкальные формы, которые я использую, гораздо более сложные и прогрессивные, на них повлияла классическая музыка. Но то, что я делаю на сцене — это Heavy Metal.
— Как Вы разыгрываетесь?
— Никак. И в этом проблема. Я поступал так многие годы. Я просто начинал играть «с места в карьер», 180 миль в час. Вероятно это неправильно. Поэтому сейчас у меня много неприятностей с тем, чтобы достичь высокой скорости. Результаты хороши, но путь к ним — не слишком.
— Ваша игра постоянно улучшается?
— Фактически, да. Не важно, что лет 5 назад я мог играть так же быстро, как сейчас, или быстрее. Я думаю, я вырос как музыкант. Вот что я всегда хотел подчеркнуть: я вовсе не смотрю на себя как на гитариста. На самом деле меня это не заботит. Я музыкант, я композитор, аранжировщик и продюсер — последнее время этим я занят. Все это требует значительно большего, и уже не важно, что ты гитарист. Сначала пишешь музыку и делаешь аранжировку. Заканчиваешь проект сведением и продюсерской работой. Сюда входит очень многое, я контролирую все, от первого до последнего шага. А игру на гитаре можно улучшать всегда, когда захочешь. Самое большое, что я добился — быть музыкантом вообще.
— Вы сочиняете для других инструментов в вашей группе?
— Я всегда это делаю и никак иначе. И весь сольный альбом («Rising Force») был именно такой — соло, клавиши, даже ударные. Все полностью. Вот что я имею ввиду под совершенствованием — полный контроль.
Источник
Dim аккорды на гитаре. Подробное описание теории с практическими примерами
Что означает Dim в аккорде
Помимо стандартных натуральных трезвучий, в музыке существует масса их измененных вариантов. Один из таких – так называемые dim аккорды на гитаре. Название происходит от слова diminished – то есть, уменьшенный. Это обусловлено особенностями ступеней, которые в нем используются. В данной статье мы подробно расскажем об этих типах трезвучий, а также как их использовать в вашей музыке.
Построение Dim-аккордов
Аккорды Dim можно выстраивать как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Необходимо лишь следовать определенным правилам их построения.
Уменьшенные интервалы
Для начала стоит вспомнить обычное построение аккордов . Оно имеет следующий вид:
Это применимо для мажорного аккорда, и именно его мы будем рассматривать в этой статье. Что означают эти цифры? Это – ступени гаммы, которые используются в трезвучии, а также его интервалы. То есть, для построения обычного мажорного аккорда, нам нужно взять тонику, достроить к ней большую терцию, и к следующей ноте достроить еще терцию малую.
Как и sus-аккорды на гитаре , dim-трезвучия строятся за счет уменьшения большего интервала. То есть, вместо схемы тоника – большая терция – малая терция, у нас будет использоваться построение тоника – малая терция – малая терция.
Таким образом, мы можем создавать аккорды Dim из любых трезвучий – септаккордов, секстаккордов, и так далее.
От стандартного аккорда
Давайте разберем это на практике на примере трех аккордов – A, E и D.
Аккорд A содержит в себе следующие ноты:
A – C# — E, где A – тоника, C# — третья ступень, E – пятая ступень.
Теперь вам нужно опустить ноты C# и E, чтобы в результате от тоники достроилась малая терция. Тогда аккорд будет иметь следующие ноты:
По аналогии построим аккорд E:
От септаккорда
То же самое применимо и к септаккордам, однако здесь стоит учитывать, что у нас появляется еще одна нота – та самая септима. То есть, аккорд Asus7 будет иметь такой вид:
И так далее, по аналогии с этой самой схемой. Данный принцип нужно запомнить – он понадобится в том случае, если тональность песни – минорная.
Простое нахождение Dim-аккордов на грифе
Как вы уже успели заметить, dim-аккорды на гитаре имеют, схожую форму, как в случае с любыми другими трезвучиями. Таким образом, вы можете легко найти нужный вам аккорд, просто сдвинув левую руку по грифу, и зажав баррэ или отдельную открытую струну, участвующую в трезвучии. Так можно сыграть любой мелодический рисунок, просто двигая рукой вверх-вниз по грифу, не меняя струны.
Ниже предложены 8 форм постановки dim-аккордов. Используя их, вы сможете построить нужный вариант на любом ладу.
Примеры использования Dim-аккордов
Замена простых аккордов на Dim
Проще всего dim-трезвучия можно использовать внутри мажорной гаммы, меняя классические натуральные аккорды. Однако это не обязательно делать только там. При желании, вы можете вставлять уменьшенные аккорды на седьмую ступень гаммы. К примеру, в До-мажоре уместным будет аккорд Bdim. Например, такой паттерн часто используется в джазе.
Таким образом, понимая, какая нота соответствует седьмой ступени вашей тональности, вы можете заменять обычные аккорды на Dim, задавая песне определенное настроение. Учтите, что в таком случае уменьшенный аккорд всегда хочет, и должен разрешаться на тонику.
В случае с минорной гаммой вам нужно достраивать уменьшенный септаккорд вместо обычного.
Симметрия уменьшенных аккордов
Если повнимательнее рассмотреть уменьшенный аккорд, станет ясно, что каждый из его тонов расположен на промежутке третьей ступени. Это называется симметрия. Таким образом, мы можем выстраивать интересные паттерны:
- Зажмите любой уменьшенный септаккорд и проиграйте его.
- Сдвиньте руку на три лада вверх по грифу, сыграйте паттерн.
- После этого переместите руку еще на три лада вверх.
- Вернитесь в тонику.
Прогрессии с уменьшенными аккордами
Несколько практических примеров с паттернами, в которых имеются уменьшенные аккорды и септаккорды.
C – Em – F – F#dim7 – C – G – Fm – C
C – Edim – Dm7 – G7
C – G – Abdim7 – Am – F – G – C
C – Edim7 – Dm7 – G7 – C
Заключение
Уменьшенные аккорды не очень часто используются в музыке, потому что их звучание диссонирующее, и редко куда-то подходит. Тем не менее, используя представленные паттерны, и придумывая новые, вы можете заметно улучшить звучание ваших композиций и сделать их более интересными и запоминающимися.
Источник