Звуки музыкальных инструментов по нотам

Звук, ноты, нотный стан, ключ.

Музыкальный звук

Все звуки в природе разделяют на музыкальные и шумовые.

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, имеют строго заданные характеристики. Это высота, длительность, громкость, тембр.

Одной из главных характеристик музыкального звука является его высота.

С физической точки зрения высота — это частота колебаний звуковой волны. Чем частота колебания выше, тем звук тоньше, прозрачней — высокий звук. Чем частота ниже, тем звук толще, басистей — низкий звук.

Высота звука — величина относительная. Из двух разных звуков один всегда будет выше или ниже другого.

Ноты, октавы

Нота — это графическое изображение музыкального звука. Обозначается овалом. А высота звука обозначается высотой ноты по вертикали. Внизу низкие ноты, вверху — высокие.

Музыкальных звуков много, но для их обозначения существует всего семь нот:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си

На этих нотах основана традиционная музыкальная система.

Эти семь нот циклически повторяются на разной высоте. То есть, после Си опять идет До: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми . и так далее.

Если выстроить все музыкальные звуки в лесенку от низких к высоким, то получится такая картина:

Такой ряд нот-звуков называется музыкальным звукорядом .

Как мы видим, нот с одинаковыми названиями много. Чтобы было понятно о какой ноте До, к примеру, идет речь, весь звукоряд разбит на зоны. Такая зона называется октавой .

Одна октава состоит из всех семи не повторяющихся нот. У каждой октавы есть свое название. Вот они, в порядке от самой нижней к самой верхней:

Когда нужно точно назвать высоту ноты, то говорят: ля первой октавы, си малой, соль третьей, итд.

Нотный стан, ключ

Ноты записываются на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных линеек. Ноты могут записываться на линиях и между линий, а также на добавочных линиях сверху и снизу.

Пять основных линий нотного стана считаются снизу вверх. Добавочные линии считаются по направлению от нотного стана. То есть, верхние добавочные снизу вверх, а нижние добавочные сверху вниз.

Внимание! Линии нотного стана это не гитарные струны! Не надо проводить такой аналогии.

Но все существующие ноты явно не поместятся на нотном стане, даже с учетом добавочных линеек! Верно, все ноты не поместятся, но это и не нужно.

Очень немногие музыкальные инструменты могут играть всеми звуками от самых низких до самых высоких. К таким инструментам относятся прежде всего фортепиано, орган и некоторые другие. Для этих инструментов музыка записывается сразу на двух нотных станах, у них широкий диапазон.

Диапазон музыкального инструмента — это количество нот, которое он в состоянии сыграть. Обозначается двумя крайними нотами инструмента. Самой низкой и самой высокой.

Как мы уже выяснили, фортепиано имеет широкий диапазон, который включает все музыкальные звуки. А вот большинство инструментов имеет диапазон гораздо уже, который охватывает только некоторую часть всего музыкального звукоряда.

  • Если инструмент играет низкими звуками, например контрабас, то говорят что это инструмент низкого регистра. Он не может извлекать высокие звуки, как флейта или скрипка.
  • К инструментам среднего регистра относится гитара. Гитаре доступна вся середина звукоряда, но самые низкие и самые высокие выходят за пределы её диапазона.
  • А вот скрипка или флейта, к примеру, относится к инструментам высокого регистра. Они отлично играют высокие звуки. А низкие и нижняя часть средних им недоступны.

Но возвратимся к нотному стану. Как было сказано выше, все ноты звукоряда на нем не поместятся, а поместится только часть.

Какая часть звукоряда находится на нотном стане показывает ключ, который всегда пишется в начале нотной строки.

Ключ закрепляет за конкретной линейкой конкретную ноту. И в зависимости от этого все остальные ноты занимают свои места на нотном стане. Ключи бывают разными для инструментов разного регистра, но самые распространенные это Ключ Соль (скрипичный) и Ключ Фа (басовый).

    Ключ Соль

показывает нам на какой линейке нотоносца находится нота соль первой октавы. Показывает он нам это своим завитком, который охватывает вторую линейку. Ключ соль на второй линейке чаще всего называют скрипичным ключом .

Ключ Фа

закрепляет за линейкой ноту Фа малой октавы. Ключ фа на четвертой линейке называют басовым ключом .

На теме ключей я хочу остановиться чуть более подробно чем это обычно делается.

Теоретически, ключ может находиться на разной высоте. Например ключ соль размещенный на первой линейке, закрепит за первой линейкой ноту соль первой октавы. В результате расположение нот на нотном стане будет отличаться от расположения в скрипичном ключе (ключ соль на второй линейке). Кстати, ключ соль на первой линейке называется уже не скрипичным, а старофранцузским . Но для гитаристов это уже относится к чистой теории, пишу это для более полного понимания темы ключей.

Расположение нот на нотном стане зависит от ключа!

Музыка для гитары записывается только в скрипичном ключе. А ноты для контрабаса, к примеру, в басовом. Для разных инструментов удобны разные ключи, это наглядно изображено на картинках ниже:

Обратите внимание, так как контрабас играет в более низком регистре, на его нотном стане располагается другая (более низкая) часть звукоряда чем у гитары. Гитара же, играет в среднем регистре, и на её нотном стане удобно помещается средняя часть звукоряда. Скрипка, флейта, и другие высокие инструменты охватывают более высокую часть звукоряда, и там могут использоваться другие ключи.

А какие именно ноты, и на каких линейках нотного стана они будут находиться как раз и определяет ключ. Он определяет абсолютную высоту системы записи.

И в заключении всей темы, давайте ещё раз внимательно посмотрим на диапазон гитары. Это те ноты, с которыми мы будем работать. Не пугайтесь, что их так много, они легко запоминаются в процессе обучения.

Источник

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Источник

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Оцените статью