Звукоряд для бас гитары

Ноты на грифе бас гитары

Уроки игры на бас гитаре с нуля представляют собой занятия на струнном инструменте, который может иметь 4, пять и шесть струн. Игра на бас-гитаре подразумевает не только наличие хорошего слуха, но и присутствие хорошего чувства ритма, что очень важно для этого инструмента. Это связано с тем, что он в совокупности с барабанной установкой задает свой уникальный ритм партии всех композиций. Строй и ноты на грифе бас гитары 4 струны в некоторой степени схожи со строем контрабаса или же привычной гитары (без 2-х самых тонких струн), которые на октаву ниже. Ноты для исполнения записываются в стандартном басовом ключе «фа».

При игре в определенной группе или же в оркестре инструмент играет роль низкочастотного «помощника», который оказывает влияние на звучание коллектива в целом. Вследствие уникальных особенностей слуха человека мы относительно слабо можем распознавать звуки, которые имеют низкую частоту, поэтому ее очень редко используют для аккордов в различных стилях, из-за чего данный инструмент не считается солирующим инструментом. При этом в джазе, а также франке и прочих стилях музыки этот инструмент может быть сольным инструментом. Имеется возможность определенного сочетания при игре, что позволяет сделать музыку различной тональности.

Таблица нот на грифе бас гитары

Ноты на бас гитаре 4 струны расположены таким образом:

  • Малая октава — это черный цвет;
  • Первая октава — это синий цвет;
  • Вторая октава — выполнена зеленым цветом;
  • 3-я октава – оранжевый цвет.
Читайте также:  Передача три аккорда последний выпуск когда

Таблица нот на грифе бас гитары позволяет выбрать оптимальное сочетание используемого количества струн. К примеру, ноты на бас гитаре 5 струн позволяют дополнительно исполнять флажолетами С#-минор. При этом используя дополнительные ноты на бас гитаре 6 струн можно будет исполнять еще и с E-минор.

Оказывается, все названия были придуманы музыкантом из Италии, которого звали Гвидо д’Ареццо, и вот какие названия он им дал:

  • Do – Бог (Святой);
  • Re – Материя;
  • Mi – Необыкновенное чудо;
  • Fa – Солнечная система;
  • Sol – Солнце;
  • La – Космический Млечный путь;
  • Si – Облака или Небеса.

Табулатуры для бас гитары

Табулатура (сокращенно «Tab») — это специализированная система записи. Табулатуры для бас гитары, которая имеет 4 струны, содержат в своем составе 4 линии — по 1 на каждой из используемых вариантов:

  • G — 1-я (является самой тонкой);
  • D — 2 вторая;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая (считается самой толстой).

Количество линий в табулатуре должно полностью совпадать с общим числом. К примеру, табулатура бас-гитары, имеющей пять струн, содержит 5 линий. Самая нижняя линия будет соответствовать 4 струне. Именно она считается самой толстой и способна создавать очень низкое звучание используемого инструмента. Расположение и толщину необходимо будет полностью учитывать, если вы желаете его эффективно использовать. При этом она находится выше других, когда он находится в стандартном положении. Самая высокая линия табулатуры полностью должна соответствовать самой тонкой. Это имеет важное значение и на этот факт требуется обращать повышенное внимание:

  • G — 1 первая — самая тонкая, которая способна создавать высокое звучание;
  • D — 2 — является самой низко расположенной на грифе;
  • A — 3 третья;
  • E — 4 четвертая, которая самая толстая и создает очень низкий звук.

Цифры на басовой табулатуре

Цифры означают специальные лады, которые необходимо при использовании надежно зажимать пальцами. К примеру, рассмотрим такой вариант, когда цифра 3 — это 3 лад. В таком случае потребуется зажать струну слева от 3 лада. 0, который указан, будет означать то, что потребуется заставить звучать струну, при этом ничего не нужно зажимать. Сейчас вы можете найти в интернете значительное количество различных табулатур, в которых могут находиться иные специализированные знаки и символы.

Ну а при желании можно вообще не пользоваться табулатурами и играть просто по нотам.

Научиться понимать табулатуры несложно, хотя поначалу у вас могут возникнуть некоторые трудности.

Труднее научиться как можно быстрее переставлять пальцы на грифе и держать ритм.

Материалы по теме

Разновидности бас гитар

Качество электрогитарной басовой музыки зависит от всех звеньев в процессе ее создания. Давайте узнаем какие типы бас гитар используют современные музыканты для музицирования.

Настройка бас гитары

Вы недавно купили свою новенькую бас-гитару. Первая она у вас в жизни, или пятая, неважно. Хотите узнать:

Источник

Особенность устройства звукоряда бас-гитары

Если посмотреть на накладку грифа праворукой бас-гитары сверху, то можно увидеть двумерную систему координат, образованную струнами и ладами.

Рис. 1. Гриф бас-гитары.

Представим, что одновременно с прижимом струны на грифе в данной системе координат рисуется соответствующая месту прижима точка (рис. 2).

Рис. 2. Геометрическая модель звукоряда бас-гитары.

Нумерация струн ведётся от самой тонкой струны, а нумерация ладов слева-направо. Для упрощения определения номера лада и, соответственно, определения нот, на накладке грифа делают метки. В нашем случае метками являются небольшие черные круги в центре ладов. Одной меткой отмечены 3, 5, 7 и 9-й лад, а двумя — 12-й лад. Последнее помогает быстро определить звук, на октаву выше открытой струны.

Например, зеленый круг с цифрой 1 на рис. 2. располагается на пятом ладу четвертой струны. Для определения ноты, соответствующей этой точке, нужно знать ещё один параметр — высоту настройки струны. Особенностью стандартного строя бас-гитары (G-D-A-E) является то, что между двумя любыми соседними струнами образуется одинаковый интервал. Благодаря этому любое интервальное построение на бас-гитаре (интервалов, аккордов, гамм, риффов и т.д.) от любого лада на любой струне будет идентичным заданному при неизменном относительном положении тонов в нем и порядке их игры.

Для понимания этого фундаментального момента рассмотрим построение интервала на грифе и клавиатуре синтезатора (рис. 3). Оранжевым цветом показаны тоны исходного интервала. Если смотреть на накладку грифа сверху, то правый тон располагается на соседней сверху струне через лад вправо. На правом рисунке голубые тоны на грифе располагаются на других струнах и ладах, но их относительное расположение не изменилось (правый тон на соседней верхней струне через лад), а значит, они образуют такой же интервал, что видно зрительно.

Рис. 3. Интервальные построения на грифе бас-гитары и клавиатуре синтезатора.

На нижнем рисунке видно, что между двумя образующими интервал клавишами находится белая клавиша. На рисунке справа между голубыми клавишами тоже располагается белая клавиша, но это совершенно другой интервал, так как между ними две черные клавиши, а в исходном — одна.

Для построения интервала, идентичному заданному, бас-гитаристу часто достаточно просто сдвинуть пальцы в данной позиции к нужному ладу, тогда как клавишнику нужно отработать игру интервала от разных клавиш. Бас-гитаристу часто нужно запомнить игру всего одного шаблона, после чего при достаточной растяжке пальцев он сможет сыграть его от любого лада легко и точно! Отсюда следует хорошо известный факт: сложность игры на синтезаторе зависит от выбранной тональности и переход из одной тональности в другую выполнить иной раз весьма непросто. А от бас-гитариста требуется лишь в точности повторять относительное положение нот в разученной последовательности.

Задача быстрого построения интервалов возникает, например, при транспонировании партии в разные тональности. Например, вокалист не может спеть низкие или высокие ноты и приходится играть песню в удобной для него тональности (от другого лада). Для этого нужно вспомнить относительное положение нот на грифе в исходной тональности и повторить его в новой.

Другой пример — это игра упражнений. Если клавишник разучит игру упражнения от одной ноты, то это не значит, что он сможет так же легко и без ошибок сыграть это упражнение от другой ноты. А бас-гитаристу нужно лишь сделать поправку на ширину ладов без переучивания партии! Ему, в принципе, неважно, от какой точки лада играть упражнение. Если растяжки пальцев левой руки не хватает, то можно начать с узких ладов и постепенно переходить на широкие лады. У клавишника такой возможности нет. Если растяжки для игры упражнения не хватает, то сыграть точно и быстро данное упражнение он не сможет ни от какой ноты.

Нередко простейшие басовые партии состоят из одного ходика-шаблона, который играется от разных нот. Например, рок-н-рольный ход. Из этого следует простая методика освоения игры на бас-гитаре:

  • Разучить заданный (увиденный, найденный или показанный кем-то) шаблон (басовый ходик, рифф, линию) от лада, на котором пальцы могут его сыграть. Если не получается сыграть от 3-го лада 4-й струны, играем от 7-го лада на 3-й струне и т.п. На этом этапе нужно сначала зрительно, а затем на механическом уровне пальцами запомнить игру шаблона.
  • Разучить игру этого шаблона на разных струнах и от разных ладов. Здесь уже происходит работа над растяжкой. Получились сыграть шаблон от 5 лада — прекрасно, переходим к его игре от 4-го и т.д.
  • Разучить игру шаблона в квадратах без остановок и ошибок. В основе гармонии эстрадных композиций и импровизации лежат квадраты — определённые последовательности аккордов, говоря проще. Для получения гармонично звучащей басовой партии нужно играть шаблон не от случайных нот в каком вздумается ритме, а от определенных нот и в выбранном музыкальном стиле. Как найти эти ноты и стиль? Заходим в Интернет и в поисковике ищем нужное — как играть на бас-гитаре диско, блюз, рок-н-ролл, рок и т.п.

Источник

Звукоряд для бас гитары

Часть 1. ОСНОВЫ БАС-ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Чтобы интересно и грамотно построить свою партию, исполнитель современной музыки должен обладать достаточно широкими познаниями в области теории музыки, гармонии, ритмических особенностей различных стилей и жанров, а также владеть многочисленными приёмами исполнения на инструменте. Овладение этими знаниями, также как и крепкими навыками игры на инструменте, представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Этот процесс можно разбить на несколько относительно самостоятельных и законченных этапов, которые, тем не менее, необходимо проходить в определённой последовательности. Необходимость перехода к следующему этапу определяется прежде всего желанием и работоспособностью самого учащегося, его музыкальными данными и целями, которые он перед собой ставит. Вашему вниманию предлагается первая часть Школы, посвящённая начальному этапу этого процесса, которая ставит своей задачей дать начинающим музыкантам, изучающим бас-гитару, основные сведения, способствующие успешному освоению игры на бас-гитаре, наиболее целесообразную постановку рук, а также рациональную и удобную расстановку пальцев (аппликатуру). Здесь же даны необходимые элементы музыкальной грамоты, необходимые для усвоения практического материала пособия. Несмотря на то, что Школа содержит достаточно много информации, как по теории, так и по технике исполнения, она не может служить самоучителем, т.е. участие опытного музыканта педагога на этом этапе обучения обязательно. Данное пособие написано на основе многолетней педагогической работы автора в Московском колледже импровизационной музыки, и опирается также на опыт его концертной деятельности в ансамблях самых разных жанров и направлений. В связи с тем, что учебно-методического материала, специально предназначенного для бас-гитары в музыкально-педагогической литературе, накопилось ещё недостаточно, в пособие включено большое количество этюдов и композиций разных авторов, изначально написанных для других инструментов, но, ввиду их несомненной полезности, адаптированных для исполнения на бас-гитаре. Кроме упражнений, Школа содержит большое количество наиболее типичных басовых рисунков, рифов и квадратов, взятых из живой практики. Часть этих примеров настолько прочно и широко вошли в исполнительскую практику бас-гитаристов, что сейчас уже трудно определить их первого исполнителя, именно поэтому они даны без ссылки на автора. Автору будет интересно узнать мнение и других музыкантов и педагогов, и он заранее благодарит всех, кто выразит свои пожелания и замечания, возникшие у них в процессе работы со Школой.

СОДЕРЖАНИЕ
Отзывы 3
Методические замечания 5
ГЛАВА I. Знакомство с инструментом. Начальные сведения о нотной грамоте.
Общие сведения о бас-гитаре 6
Основные свойства музыкальных звуков 11
Звукоряд. Октава 11
Полутон и тон. Знаки альтерации 14
Нотная запись 14
Ключи 15
Запись длительности звука 16
Паузы 18
Некоторые знаки сокращения нотного письма 18
Табулатура 19
Динамические оттенки 20
Настройка бас-гитары 20
ГЛАВА II. Постановка рук и звукоизвлечение.
Постановка правой руки 23
Игра на открытых струнах 25
Постановка левой руки 33
Смена позиции 39
Аппликатурные комбинации 45
ГЛАВА III. Лад. Тональность. Ритм.
Понятие о ладе 46
Натуральный мажор 46
Минорный лад 49
Метр. Ритм 51
Группировка длительностей 52
Синкопа 53
Затакт 55
Темп 55
Триоли 60
Развитие техники правой руки 63
Триольная и дуольная ритмические пульсации 65
ГЛАВА IV. Интервалы. Трезвучия. Главные трезвучия лада.
Интервалы 73
Обращения интервалов 76
Интервалы на бас-гитаре 77
Аккорды. Трезвучия 80
Обращения трезвучий 80
Буквенно-цифровая запись трезвучий 81
Главные трезвучия мажора и минора 84
ГЛАВА V. Доминантсептаккорд. Ладовые функции аккордов.
Доминантсептаккорд и его обращения 91
Понятие о ладовых функциях аккордов 92
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений 93
Виды аккордов и их обозначение 94
Аккомпанемент в буги-вуги и рок-н-ролле 100
Блюзовая пентатоника 102
Аппликатурная система 103
Нотное приложение. Пьесы повышенной трудности.
Preludio I. И . С . Бах 116
Андантино. А. Хачатурян 118
Менуэт G — dur . И.С. Бах. Переложение для 2-х бас-гитар 120
Слон. К. Сен-Сенс 121
Oh , Darling . Д. Леннон — П. Маккартни 124
Baby’s In Black. Д . Леннон — П . Маккартни 127
No Reply. Д . Леннон — П . Маккартни 128
Eight Days a Week. Д . Леннон — П . Маккартни 130
Teach Me Tonight. Э . Гарнер 132
Блю Монк. Т. Монк (для 2-х бас-гитар) 133
Блюз F . Ю. Андреев. Этюд для 2-х бас-гитар 134
Ja-Da. Б . Карлтон 137
D.B.D.(«Front Page») 140
Birdland. Джозеф Завинул ( группа «Weather Report», альбом «Heavy Weather») 141
Come On With It ( группа « Tower Of Power », альбом «T.O.P.») 142
Mercy, Mercy, Mercy. Джозеф Завинул 143
The Chicken. Д . Эллис 144
Diggin’ On James Broun ( группа « Tower Of Power », альбом «Souled Out») 146
Fanie Mae. ( альбом «Invitation») 147
Бас — босса . Ю . Андреев . Пьеса для 2-х бас-гитар 148
ЛИТЕРАТУРА 149
СОДЕРЖАНИЕ 150
От автора 152

Знакомство с инструментом. Н ачальные сведения

о нотной грамоте.

Общие сведения о бас гитаре .

Бас-гитара — инструмент сравнительно молодой. Её первый промышленный экземпляр был изготовлен в США, в 1951 г., а широкое признание и распространение этого инструмента началось в 60-х годах и во многом связано с творчеством английской группы «Биттлз». Музыканты этой группы одними из первых стали активно использовать в своей концертной деятельности звукоусилительную аппаратуру и электромузыкальные инструменты, в том числе и бас-гитару. С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, отличающихся друг от друга формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков), а также целым рядом других, менее важных конструктивных особенностей.

Общий вид бас-гитар изображен на рисунке 1-1 (а и б). Здесь представлены две её разновидности: шестиструнная ладовая гитара (рис.1-1а) и ладовая четырёхструнная гитара (рис1-1б).

Не останавливаясь на мелких различиях, не влияющих сколько-нибудь существенно на технику игры, познакомимся с устройством и назначением основных узлов бас-гитары.

Основной частью гитары является корпус. На нём устанавливается устройство крепления нижних концов струн и механизм тонкой регулировки мензуры каждой струны. Как правило, здесь же находятся регулировочные винты, позволяющие изменять высоту струн над грифом. Под струнами, в углубления на поверхности корпуса крепятся звукосниматели (датчики) ¾ преобразователи звука в электрические сигналы. Положение звукоснимателей относительно струн также может изменяться специальными регулировочными винтами. На поверхности корпуса находятся также ручки регулировки (потенциометры) громкости и тембра, а также имеется штекерное гнездо для подключения бас-гитары к звукоусилительной аппаратуре посредством соединительного шнура. Сам темброблок располагается в специально подготовленной полости внутри корпуса бас-гитары. Часто здесь же находится и схема предварительного усилителя с элементом питания, в этом случае говорят, что инструмент имеет активные датчики.

Гриф бас-гитары жёстко крепится к корпусу и имеет внутри анкер ¾ металлический стержень, вращая который в ту или иную сторону специальным ключом можно устранять деформацию грифа. Со стороны струн гриф разделён на лады специальными металлическими планками, которые называют ладовыми планками или порожками. Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24, но может быть и больше. Всё большее распространение получают инструменты, не имеющие на грифе ладовых планок. Такие бас-гитары называют безладовыми.

Гриф заканчивается головкой, на которой находятся колковые механизмы, служащие для крепления верхних концов струн, а также для их настройки. Для того чтобы исполнителю было легче ориентироваться в процессе исполнения, на некоторых ладах рабочей стороны грифа имеются метки, в виде белых кружков.

Рис. 1-1. Устройство бас-гитары. (а ¾ шестиструнный бас, б ¾ четырёхструнный бас).

1 ¾ головка грифа; 2 ¾ колковый механизм; 3 ¾ верхний порожек; 4 ¾ лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 ¾ ладовая планка; 6 ¾ ладовые метки; 7 ¾ струны; 8 ¾ корпус; 9 ¾ гриф; 10 ¾ звукосниматели; 11 ¾ потенциометры; 12 ¾ машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 ¾ гнездо для штекера.

По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы.

В первую группу входят бас-гитары с привинченным ( bolt on neck ) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа. Ко второй группе относятся инструменты с вклеенным ( glued neck ) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента. Третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус ( neck — through ). Преимуществом «сквозного» грифа является б ó льшая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента. Четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.

Многообразие конструкций и форм бас-гитар ставит перед начинающими музыкантами вполне естественный вопрос: какую модель выбрать для занятий на начальном этапе обуче­ния? Не стремитесь сразу приобретать дорогой, профессиональный инструмент престижной марки. Помните, что техника не стоит на месте и к тому времени, когда вы научитесь исполь­зовать все возможности этого инструмента, пройдёт достаточно долгий срок, за который, ско­рее всего, появятся ещё более качественные инструменты с ещё более яркими выразительными возможностями. Начать свой путь в музыку можно и на недорогом, возможно даже подер­жанном инструменте, в соответствии с вашим финансовым положением.

В дальнейшем, по мере развития ваших музыкальных вкусов и личного исполнительского опыта, чёткого определения творческих целей, которые вы ставите перед собой и путей их достижения, конкретнее определятся и ваши требования к инструменту, что позволит более осознанно подойти к его выбору.

До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шести­струнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верх­нем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной пози­ции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению не­которых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как пока­зывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.

Обобщая всё вышесказанное, начинающим бас-гитаристам рекомендуется начинать обу­чение на четырёхструнной ладовой бас-гитаре традиционной формы и с твёрдым корпусом (без резонатора). Выбирая инструмент, проследите, чтобы он соответствовал вашей комплек­ции, т.е. был удобен по форме и не был слишком тяжёлым для вас. Длина ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при игре как сидя, так и стоя положение гитары относительно корпуса и рук исполнителя не изменялось. Обратите внимание также на то, чтобы инструмент находился в устойчивом положении, а гриф и корпус инструмента не перевешивали бы друг друга.

Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.

Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:

1. Коротко-мензурные — Short Scale (30 » , 762 mm ).

2. Средне-мензурные — Medium Scale (32 » , 812 mm ).

3. Длинно-мензурные — Long Scale (34 » , 864 mm ).

4. Экстра — Extra Long (36 » , 914 mm) .

5. Экстра плюс — Long Plus (38 » , 965 mm) .

Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём на­мотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис1-2а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.

В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.1-2б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд (рис.1-2б). Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.

Рис.1-2. Различные типы навивки струн:

а) — с плоской навивкой; б) — с круглой навивкой; в) — с полукруглой навивкой.

Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.1-2в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.

Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:

Источник

Оцените статью