Звукосниматель для бас гитары орфей

Звукосниматель для бас гитары орфей

Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Орфей — скрипичный бас
один из самых популярных басов в СССР
на 16.06.2009
Составитель: Басист Кайф
категория Статьи > Гитары басовые
9.3 — 16 голосов —

Да, название написано так не случайно.
Братья-болгары очень весело подходили к названию своей марки, зачастую можно было видеть один вариант надписи на грифе, второй на звукоснимателе. Мог присутствовать и третий — на датчике часто писали «Орфей» кириллицей. Чаще же всего на датчиках было лого фирмы — стилизованная «О».

Известно, что данная форма бас-гитар получила широкое распространение в виде копий множества фирм по всему миру отнюдь не из-за удобства игры или выдающегося влияния на звук (хотя — об этом ниже). По поводу удобства — край корпуса трёт предплечье, кромка выемки корпуса впивается в пузо, особенно при игре сидя. Баланс — как и у всех гитар с креплением ремня под пяткой грифа, причем полуакустический корпус слишком легок, чтобы перевесить здоровенный толстый гриф с массивными колками.

Тем не менее, множество басистов по всему миру всё это стоически терпят, играя на всеразличных «скрипичных» басах — и играя неплохо. За что же так любят эти гитары?

Кое-кто с первых абзацев данного повествования уже малость злится — ну давай, мол, говори уже. Говорю: причина популярности лежит в одном-единственном человеке. Имя ему — Пол Маккартни.

Не секрет, что бас Hoffner Пол купил в начале карьеры в составе легендарных The Beatles. В 1961 году. Когда был ещё членом никому не известной бит-скиффл-группы. Неудобно же было вечно просить у Стю Сатклиффа его бас, кстати, тоже Hoffner? но 500/5. C тех пор это его любимый иструмент, служащий ему верой и правдой. Весь прикол в том, что на момент покупки это была дешевенькая модель фирмы средней руки, купил же её Маккартни в то время, когда не смог позволить себе приличный инструмент. Грубо говоря, придя в магазин, он взял чуть ли не единственную гитару, на которую у него хватило денег. Инструмент отнюдь не топовый, звук — соответствующий. Чем бы сейчас была Hoffner без этой случайной, в общем-то, покупки?

И пошло-поехало. Форма гитары была без особых премудростей названа beatle bass (битлобас — рус.), начался выпуск как цельнокорпусных, так и полуакустических копий по всему миру. Ну какому же музыканту не грезится почувствовать себя хоть чуть-чуть на месте Маккартни — с легким басом-скрипочкой, небрежно перекинутой через плечо перед шестидесятитысячником, утопающим в истерике?

За бугром есть специальные клубы для молодых групп, есть бары с площадками. Играй сколько влезет и ни на что не отвлекайся.

И пусть народа не шестьдесят тыщ, обстановка — самое то. Аппарат есть, пивка тяпнуть — не вопрос. Кайфуем.

А в СССР? Многого не было, было главное — желание играть. Битлы же были возведены подпольной культурой в ранг божеств. В итоге.

И пусть перед тобой всего лишь КЛЗ любимой в/ч номер ХХХХХ Урюпинского в/о, в котором по стойке смирно сидят сослуживцы и более вольно, ослабив галстуки, офицеры. или школьный актовый зал, из которого светят завистливые взгляды сверстников и обожающие — девчонок. Пусть и в помине нет мониторов, а в зал звук чешет через транзюк Родина (какой там VOX. ) и колонки — тоже Родина. А сзади косовато висит пыльный плоский фанерный дядя в звёздочке и с прищуром, лысый и бородатый, как бы вопрошая: «Гакенгол? Какой-такой гакенгол? Биталс? Вы что это, батенька? Н-да. Феликс Эдмундович, а не гасстгелять ли вот этих вот товагищей?» По фигу. Ви солд ауа соул фо рокнролл! Кайфуем!

Несколько лучше дела были у подпольщиков. И пусть слишком громко — нельзя на кватрире или во втихую захваченном маленьком ДК (вот тут-то полуакустика — самое то!), но в комнате притушен свет (как и положено для рока), никаких напоминаний о политике, а в зале — специально пришли СВОИ послушать ТЕБЯ, а в углу дожидается сухое вино, портвейн и плавленые сырки, после концерта все наперебой угощают «Примой». Могут прийти менты, но что это значит, если в жизни есть рок-н-ролл? КАЙФУЕМ.

Да. Частенько эти гитары, по моим данным, шли именно по воинским частям. Вывесишь фото на всеобщее любование, тут же комментарии: «Опа! В армии на таком играл!»

По сложившейся традиции, гитару пользовали музыканты всех стилей. По имеющимся сведениям, бас был недорог, по качеству — выше советских басов, по цене — ниже немецких или чешских. Что делало его привлекательным для молодых творческих личностей, готовых мириться с типичными недостатками полуакустических басов, а именно: нехватка «мяса» внизу, большое расстояние между струнами и корпусом, возможность акустического «завода» корпуса, особенно при игре в тяжелых стилях. Более того, для школьников и студентов было важно при занятиях дома особо не «доставать» домочадцев, да и усилителей почти не было. В радиолы и телевизоры втыкаться получалось не всегда — их же смотрят и слушают. Так что полуакустика выручала народ при домашних тренировках.

О широте использования баса по стилям можно судить из вполне себе надёжных источников. Фото в студию:

Так что от эстрады до трэша и угара — не такая уж и большая пропасть

Что же представляет собой эта популяренйшая басуха? Будем разбираться.

По традиции, начнем с корпуса. Бас полуакустический, деки очень сильно выгнуты.Материал — фрезерованное дерево. Форма — усреднённая между классическим битлобасом и скрипкой. Важно: в корпусе НЕТ нижних пружин, только верхние. Как в скрипке!
Склейка добротная, ни разу не видел треснувших швов даже на вконец убитых экземплярах. По краю положен шикарный, толстый трехслойный кант. Тоже предельно живучий. В корпусе расположены две прорези-эфы, оригинальной формы.
Крепление грифа закрывает пластиковая крышка на одном винте, им же крепится и антабка для ремня.
Датчики крепятся на корпус через пластиковые «ванночки».
Резонирует такой корпус обалденно. На расчёт акустических свойств болгары времени не пожалали. Но, как и у всех битлобасов, корпус маленький — протяженность звука не так уж велика.

Струнодержатель. Из двух частей, классический для полуакустики. Зацеп и подставка. Подставка из дерева, струны ложатся на прорези винтов, обеспечивающих небольшую подстройку по высоте.

Колки. Такие же стоят на болгарской Кремоне, с другими лопастями — на басах Музима. Работают вполне удовлетворительно, нуждаются в бережной эксплуатации — пластик лопастей хрупок, остальные части просто кондовые. Втулок нет.

Звукосниматели. Так. Орфей Пловдив бас, Хеброс, Хеброс бас, Вилоин бас. На них стояли одинаковые звукосниматели. Как на басах, так и на гитарах. Три квадратных магнита в ряд, небольшая катушечка, всё это на металлический корпус. На клей. Сверху бумажка с логотипом, пленочка прозрачная и металлическая крышка с «окном». Весь этот суп крепился к корпусу через пластиковую «ванночку», которая прикручивалась к корпусу саморезами. На месте звукосниматель удерживался силой трения (вставлялся внатяг).

Темброблок выполнен на советских радиодеталях и представляет собой схему «Джазбас». Шляпки потенциометров были двух видов: как на фото и закос под Фендер, чёрного цвета.

Гриф. Замечательный гриф: достаточно толст, но удобен за счёт неплохих ладов прямо с завода. На моём экземпляре половина была ужасным образом заменена, посему сразу принял решение о полной замене. Каковая и была проведена с успехом и принесением в жертву черной краски с накладки. Дерево накладки светлое, так что проморил под клён. Присутствует кант, лады размечены точками. Крепление — на три самореза.
К анкеру нареканий никаких. Работает как часы, а так как гриф поводу винтом не подвержен (чем «болеют» даже иные Музимы), ставим пять с плюсом и движемся далее.
Голова грифа — весьма и весьма оригинальна. Вроде бы, на контрабасах и скрипках есть своеобразный завиток, который и символизирует форма головки нашего баса. Но во имя упрощения производства, завиток огрубили, в анфас он прямоугольный, в профиль напоминает букву «Г». Решение не оставляет никого равнодушным: одни с недетским рвением летят за ножовкой «спилить на хрен эту гадость», другие же нежно оберегают: «ну прикольно же». Коллекционеры однозначны: «оставить, несмотря на личное отношение» — и аминь.
Кстати, сама концепция такой трактовки классического «завитка» отнюдь не принадлежит болгарам. Ещё раньше басы с такой башкой грифа делала ЭКО (Италия). Увы — даже такие мелочи самостоятельно не разрабатывались.

Звук. Без подключения очень даже неплохо слышен, правильная конструкция корпуса и деревянный порожек для струн очень неплохо работают. При подключении в усил всё тем же пятиштырьковым разъёмом, начинает выдавать резкий звук с очень быстрой атакой, частотная характеристика лежит в верхней басовой середине — что характерно для советских басов и для полуакустических бас-гитар в целом. Шумит гитара не очень сильно. В целом, звучание отвечает требованиям тех лет, в которые разрабатывалась. Рок-н-ролл, русский рок, можно и блюз/джаз. Всё-таки не хватает НЧ. Тем более его не хватает для металла, например. Но. Звук интересен предельной читаемостью, при использовании в группе, играющей хард/металл даёт маловато «мяса», но КАК его слышно! Ни намёка на «бубнёж», всё до нотки пробивается сквозь гитары в уши слушателя.

Что же в итоге? Советская бас-гитара в итоге. Полуакустическая. Довольно добротная. Кому нужен звук шестидесятых — с места, с песней, шагом — марш. Остальное — на любителя. Внешне — очень стильный инструмент, делающий слегка похожим на Маккартни )) Слегка. Удобство игры — приемлемое. Владельцев можно поздравить с хорошим интересным инструментом и очень попросить — не отпиливать ей «ирокез» на голове.

Источник

Читайте также:  Вечный огонь табы для гитары
Оцените статью