Ноты для гитары для начинающих с нуля
На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.
Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.
Таблица
Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.
Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.
- C — До;
- D — Ре;
- E — Ми;
- F — Фа;
- G — Соль;
- A — Ля;
- B — Си.
Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.
При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.
Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.
Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.
Классический строй
По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.
По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:
Дополнительные знаки
Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.
Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Уроки музыки
Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!
Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.
Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.
Материалы по теме
Какую гитару купить ребенку
Какую гитару купить ребенку для обучения от 4 до 12 лет? Ответим на этот вопрос в нашей новой статье!
Занятия гитарой для детей
Обучение игре на гитаре для детей в нашей школе музыки. Узнайте как ваш ребенок сможет начать играть!
Учимся играть на электрогитаре
Ритмичного, мощного и, порой, агрессивного звучания рок-мелодии сложно добиться без участия электрогитары.
Источник
Звуковой ряд ноты для гитары
Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.
Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.
Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.
Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно . Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой ), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).
На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль» , «ля» , «си». Знакомо?
Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:
Основная разница между ними — в направлении движения.
Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C) . Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.
Вы обратили внимание на то, что одну и ту же ноту можно выразить как через диез, так и через бемоль? Например, C# по высоте звучания равняется Db. Такие ноты называют энгармонически равными . Выбор знака обуславливается тональностью произведения.
Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.
Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.
В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E . Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.
Помните, чуть выше я просил вас запомнить последовательность нот? Так вот, с ее помощью вы УЖЕ можете построить схему нот на всем гитарном грифе.
Напоминаю последовательность:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B.
Все, что нам нужно — это нота открытой струны, от которой мы сможем отталкиваться. Например, нота открытой первой струны — ми (E) . Теперь смотрим на нашу последовательность и видим, что через полтона от E располагается фа (F) . Значит 1-й лад 1-ой струны — это нота F . И так далее: 2-й лад — F# , 3 лад — G …
После В вся последовательность повторяется: нота следующего лада — C , потом C# и так далее.
Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.
Источник
Устройство звукоряда гитары
Если вы спросите, что является ключом к пониманию игры на гитаре, то ответ будет таким: важно понять особенности устройства звукоряда гитары и научиться пользоваться ими на практике. Для большей наглядности мы сравним устройство звукоряда гитары и синтезатора, что также будет интересно и клавишникам.
Особенностью устройства звукоряда гитары (классической, бас-гитары, электрогитары и др.) является то, что он, в общем случае, представляет собой визуально однородную двумерную систему, организация которой позволяет легко выполнять различные построения (интервалов, аккордов, гамм и др.) от разных ладов путём смещения позиции по горизонтали или вертикали. Проще говоря, для игры аккорда одного вида от разных клавиш пианисту нужно помнить то, какие клавиши нужно нажать, а гитаристу достаточно выучить позицию пальцев при игре данного вида аккорда, а затем передвигать её к нужному ладу без изменений или с минимальными изменениями..
Визуально однородная двумерная система
Посмотрите на накладку грифа гитары сверху. Струны и лады образуют сетку из прямоугольников разной ширины, которые образованы струнами и ладовыми порожками. Лады дают нам горизонтальную координату ноты на грифе, струны — вертикальную. Получается двумерная система. Клавиатура синтезатора представляет собой одномерную систему.
Под визуальной однородностью понимается то, что каждую клетку на грифе окружают такие же клетки (разная ширина ладов непринципиальна). Клавиатура синтезатора является визуально неоднородной системой: черные клавиши расположены определенным образом относительно белых и сгруппированы по две и три. Например, слева от клавиши до мы видим белую клавишу, справа — черную и белую, слева от клавиши ре белая и черная клавиши, а справа — черная и белая, слева от клавиши ми белая и черная клавиши, а справа — белая и т.д. (рис. 1).
Рис. 1. Схематичное устройство звукорядов гитары и синтезатора.
Данная визуальная неоднородность и одномерность клавиатуры приводит к тому, что при выполнении одного и того же построения от разных клавиш клавишник будет видеть разную картину, а гитарист в большинстве случаев — одну и туже — зрительный шаблон, который позволяет ему быстро играть его от разных нот.
Визуальный шаблон
Под визуальным шаблоном понимается схема, на которой показано относительное положение тонов на грифе гитары того или иного построения. “Так это же табулатура!”, — воскликнет гитарист. Не совсем. Например, на табулатуре аккорда, как правило, показано относительное положение тонов конкретного аккорда от конкретного лада, например, Am от 5-го лада 6-й струны, а зрительный (визуальный) шаблон — это табулатура, на которой показано относительное положение тонов аккордов данного вида (рис. 2).
Рис. 2. Табулатура и шаблон.
Здесь указательный палец прижимает все струны, а безымянным и мизинцем прижимаются струны на VII ладу.
Если нужны минорные аккорды, то шаблон записывается как Xm, где m означает минорный, а X — переменная, вместо которой нужно указать буквенное обозначение необходимого аккорда. Если нужен аккорд Am, то ищем лад на шестой струне, соответствующий ноте A (5-й лад), и от него зажимаем струны по шаблону Xm. Нужен аккорд G#m? Ищем ноту G# (4-й лад) и от неё зажимаем пальцами тот же шаблон Xm.
Из этого следует важное правило для гитаристов:
Запоминайте шаблонные схемы построений на гифе интервалов, аккордов, гамм и др., а не их конкретные построения от того или иного лада
Где взять схемы шаблонов для разных видов аккордов? Вы их легко создаёте сами из табулатур: уберите из табулатуры букву аккорда и номер лада — получается схема шаблона. Аналогично шаблоны получают из табулатур интервалов, гамм, пентатоник, гитарных риффов, фраз и др.
На табулатурах часто показываются аккорды в открытых позициях (с использованием открытых струн), что может вызвать сложности определения шаблона в этом случае. Представьте, что за верхним порожком гитары есть ещё один воображаемый лад. Когда играется открытая струна, то это аналогично тому, как будто воображаемый палец прижимает эту струну к этому воображаемому ладу. Посмотрите положение всех участвующих в построении пальцев, включая и эти воображаемые пальцы, а затем сдвинте всю позицию на один лад вправо. То, что зажимали воображаемые пальцы, теперь нужно зажать пальцами руки — шаблон готов!
Клавишник тоже пользуется визуальными шаблонами, но из-за неоднородного устройства звукоряда клавиатуры, он, по мере необходимости, вынужден запомнить не только шаблон, но и его построение от разных клавиш (рис. 3). Чувствуете разницу?
Рис. 3. Визуальные шаблоны на грифе и клавиатуре.
На рисунке показан интервал квинты. Нетрудно заметить, что гитарист видит неизменный шаблон, где верхний тон (голубой круг) находится через лад вправо на соседней сверху струне. А клавишник видит разную ситуацию: на клавиатуре слева верхний (синий тон) находится перед второй черной клавишей из трех, на клавиатуре в середине его нужно взять на черной клавише, а на клавиатуре справа — после третьей черной клавише из трех. Клавишник может придумать такой алгоритм: верхний тон квинты берётся через три белые клавиши. Но этот алгоритм приведет к ошибке, потому что на клавиатуре в середине между тонами интервала четыре белые клавиши! Выход? Клавишнику нужно вспомнить теорию — интервальное строение квинты в полутонах, и правильно отсчитать полутоны от заданной клавиши. А гитарист без всякой теории будет быстро и точно брать квинты от любого лада, благодаря зрительному шаблону и устройству звукоряда гитары!
Из-за неоднородного устройства звукоряда фортепианной клавиатуры клавишнику проще всего запомнить визуальные шаблоны в тональностях до-мажор и ля-минор. Если клавишник зрительно или на механическом уровне пальцев рук не помнит то, как берется, например, аккорд от заданной ноты (клавиши), то ситуация может выглядеть так:
Вариант 1. Строит этот аккорд зрительно в мыслях или на клавиатуре в тональности натурального до-мажора, видит и считает интервалы в этом аккорде, а затем использует эти расчеты для построения аккорда от заданной клавиши.
Вариант 2. Вспоминает из теории интервальное строение аккорда и рассчитывает его от заданной клавиши.
Вариант 3. Не помнит интервальное строение аккорда и не может вообще сыграть аккорд.
Вариант 4. Полагается на свой слух и методом “пальцами в небо” пытается его сыграть, что нередко приводит к ошибкам.
Сравнение грифа и клавиатуры приводится не для того, чтобы напугать сложностью игры на синтезаторе, а для того, чтобы гитарист понял один крайне важный момент — при игре на гитаре нужно учиться мыслить шаблонами и любое построение интервалов, аккордов, гамм и др. на табулатуре, схеме или расположении пальцев на грифе (которое показал другой гитарист или до которого додумался сам) воспринимать в качестве зрительного шаблона, который можно сыграть от любого лада. Например, кто-то показал вам игру аккорда Сm7. Не нужно запоминать то, что он играется от 3-го лада на 5 струне. Нужно лишь точно запомнить относительное положение всех пальцев при его игре и вид этого аккорда — минорный cептаккорд.
Умение мыслить шаблонами и использовать их накладывает определенный отпечаток на мышление гитариста, но это совершенно не значит то, что и играть он будет шаблонно, неинтересно и скучно.
Почему ещё важно гитаристу понимать игру по зрительным шаблонам? На практике нередко возникают ситуации, когда нужно сыграть изначально известное построение (рифф, фразу и др.) от разных нот (ладов). Для этого часто достаточно просто перенести руку к нужному ладу и сыграть разученное построение, но вместо этого он пытается заново выполнить построение, задумывается, ошибается и прекращает игру! Развить навык игры по зрительным шаблонам помогает импровизация.
Преимущество зрительных шаблонов для гитариста заключается и в том, что благодаря им можно наглядно демонстрировать построения в музыке без необходимости осуществления математических расчетов. Например, интервальный состав мажорного трезвучия — это большая терция + малая терция (б.3+м.3). Что это такое? Клавишнику можно показать визуальный шаблон на клавиатуре, но для его точного построения от любой клавиши нужно будет объяснить, что такое терции, сколько полутонов в них входит и как эти полутоны считать на клавиатуре. А гитаристу достаточно показать шаблон (рис. 4), разучив который он теоретически (для игры на верхних широких ладах необходима хорошая растяжка пальцев левой руки) сможет брать его от любого лада 6-й струны.
Рис. 4. Шаблон мажорного трезвучия от шестой струны.
Кому-то может показаться, что благодаря зрительным шаблонам гитаристу можно вообще не учить теорию. Такое возможно, как показывает практика, но теория помогает упорядочить и систематизировать знания, что позволит двигаться к успеху по зимней дороге на автомобиле, а не пробираться пешком по сугробам.
А теперь немного дегтя в бочку барабанщика! А причем здесь барабанщик? Да притом что виноват он во всем и всегда, даже когда гитарист звучит мимо нот!
Оставим барабанщика в покое и посмотрим, что же немного усложняет использование шаблонов для интервальных построений на грифе. Звукоряды соседних струн на 6-ти струнной гитаре при классической (обычной, типичной) настройке сдвинуты относительно друг друга на одинаковый интервал — чистую кварту (ч.4 — 5 ладов), а звукоряд 2-й струны относительно 3-й сдвинут на интервал большой терции (б.3 — 4 лада), как это показано на рис. 5.
Рис. 5. Смещение звукорядов струн на 6-ти струнной гитаре.
Получается две группы струн: верхняя, в которую входят струны 1 и 2 и нижняя — с 3 по 6. Эти группы смещены относительно друг друга на один лад (один полутон). Внутри этих групп любые интервальные построения осуществляются по одному зрительному шаблону. Если же в интервальных построениях участвуют струны из разных групп, то необходимо растянуть шаблон на один лад, как показано на рис. 6.
Рис. 6. Интервалы.
Зелеными стрелками показаны интервальные построения внутри групп, а красными — между группами. Обратите внимание на то, что интервал 3->4 в обоих случаях строится по шаблону — на струну вверх через лад вправо, а интервал, например, 1->3 на варианте справа растянут на лад вправо, потому что струны 2 и 4, на которых он построен, находятся в разных группах.
Получается простое правило:
- в пределах группы интервалы строятся по одному шаблону
- для построения интервала, построенного внутри группы, растягиваем его на лад при построении его между группами
- для построения интервала, построенного между группами, сжимаем его на лад при построении его внутри группы
На 4-х струнной бас-гитаре с классической настройкой используется строй четырех нижних струн 6-ти струнной гитары: 1 — G, 2 — D, 3 — A, 4 — E (рис. 5). Звукоряды соседних струн смещены относительно друг друга на одинаковый интервал, поэтому и построения от любого лада на любой струне (в пределах звукоряда струн) в этом случае осуществляются по одному и тому же шаблону без всяких исключений. Как повезло бас-гитаристам!
При быстрой игре на гитаре некогда думать о шаблонах, смещениях и прочем, но при медленной игре и разучивании нового материала всё сказанное выше поможет вам ошибаться значительно реже, по сравнению с теми гитаристами, которые предпочитают зажимать струны наугад.
Теперь мы можем правильно построить шаблон мажорного трезвучия, показанного на рис. 4, от разных струн (рис. 7).
Рис. 7. Шаблоны мажорного трезвучия от разных струн.
Выходит, на гитаре шаблон одного и того же построения может всё-таки меняться в зависимости от того, какие струны используются? Да! Особенность устройства звукоряда гитары заключается ещё и в том, что одно и то же построение можно выполнить несколькими способами и с использованием разных струн, о чём мы подробно поговорим на следующем занятии. К счастью, механическая память пальцев позволяет не заучивать гигабайты информации, а при не слишком быстрой игре голова успевает просчитать варианты «на лету» и отправить пальцам нужную информацию о том, где и что зажать на грифе.
При игре на гитаре больше используется геометрия и, соответственно, зрительные шаблоны, а при игре на синтезаторе математика и, соответственно, математические расчеты. Устройство звукоряда гитары, как сказал бы программист, визуально-ориентированное и дружественное к пользователю, что позволяет использовать ассоциации в виде геометрических фигур, которые помогают быстрее и проще запоминать риффы и партии — треугольник, ромб, буква Г, линия и др.
Подведем итог всему рассмотренному на этом занятии. Гитарист значительно облегчит себе жизнь и продвинется вперед, если будет обращать внимание не только на то, как громко и круто он “жжет” из комбика, но и на относительное расположение тонов, возникающих при любых построениях на грифе, воспринимая и запоминая их в качестве зрительных шаблонов. При этом не обязательно пользоваться только нарисованными схемами. Смотрите на свои импровизации и игру других гитаристов, что позволит в положении пальцев на грифе найти много полезного и интересного на будущее.
Особенность устройства звукоряда гитары мы рассмотрели, и теперь вы готовы удивиться тому, как просто строятся на грифе интервалы, и как интересно могут звучать не только квинты! Но об этом на следующем занятии. Успехов!
Источник