Бетховен пианино самая известная

Содержание
  1. Пять легендарных фортепианных сонат Бетховена, о которых надо знать хотя бы главное
  2. 1. Соната №14, «Лунная», до-диез минор
  3. 2. Соната №8, «Патетическая», до минор
  4. 3. Соната №17, «Буря», ре минор
  5. 4. Соната №23 «Аппассионата», фа минор
  6. 5. Соната №2, ля мажор
  7. Топ 10 самых известных произведений Бетховена
  8. 10 Соната для фортепиано №8, ор. 13, «Патетическая»
  9. 9 Сурок, ор. 52 №7
  10. 8 «Эгмонт», ор. 84
  11. 7 Соната для фортепиано №23, ор. 57, «Аппассионата»
  12. 6 Концерт для фортепиано с оркестром №5, ор. 73, «Император»
  13. 5 Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61
  14. 4 Симфония №9 Ре минор, ор. 125
  15. 3 Симфония №5, ор. 67
  16. 2 К Элизе
  17. 1 Лунная соната
  18. Лучшие произведения Бетховена: 10 основных пьес великого композитора
  19. Лучшие произведения Бетховена: 10 основных пьес великого композитора
  20. Симфония No.3 ми-бемоль, Op.55 – Eroica
  21. Симфония № 9 – «Хоровая»
  22. Соната для фортепиано No.30 In E, Op.109
  23. Струнный квартет No.14 до-диез минор, Op.131
  24. Концерт для фортепиано с оркестром No 5 ми-бемоль мажор
  25. Симфония No.7 ля ля, Op.92
  26. Фиделио, Op.72
  27. Увертюра “Кориолан”, Op.62
  28. Концерт для скрипки с оркестром D, Op.61
  29. Соната для скрипки No.9, Op.47 – Крейцерова соната

Пять легендарных фортепианных сонат Бетховена, о которых надо знать хотя бы главное

За свою жизнь Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано. Для любого пианиста — это настольная книга, репертуар, обязательный для изучения на всех стадиях мастерства.

Но и любому культурному человеку неплохо было бы иметь представление о самых популярных из них.

Классическая соната — это большое (обычно в трёх частях) произведение для одного инструмента. Правда, если это инструмент одноголосный — как флейта или скрипка, например, к нему в качестве поддержки добавляется фортепиано.

1. Соната №14, «Лунная», до-диез минор

Два мотива из Бетховена знает любой человек. Первый — роковой «та-та-та-там» — мотив судьбы из Пятой симфонии. А второй — эти медленные начальные арпеджио из «Лунной сонаты», которым начинается её первая часть.

Читайте также:  Энеску сонаты для скрипки ноты

Эта музыка была очень популярна ещё при жизни Бетховена, но Бетховен этому был не очень рад.

Кстати, этот медленный темп в первой части — нарушение стандартов жанра: классическая соната должна начинаться быстро. Поэтому Бетховен сделал разъясняющую приписку — sonata quasi una fantasia («соната вроде фантазии»).

О «Лунной сонате» и той, кому она посвящена, существует целая мифология, в которой, как в любом мифе, далеко не всё соответствует исторической правде. Для тех, кто хочет в этом разобраться — эти две культшпаргалки:

2. Соната №8, «Патетическая», до минор

Во времена Бетховена все концертирующие пианисты сами писали репертуар для своих выступлений. Так делал и Бетховен, он был известен в музыкальных салонах Вены как виртуоз со своей оригинальной манерой игры. Впервые о нём заговорили как о сильном композиторе, а не только как о пианисте, именно после создания этой сонаты. Ему было 27 лет.

Соната начинается очень необычно: эффектным «театральным» вступлением с роковыми аккордами и жалобными вздохами. Эта интрига разрешается бурной драмой. А дальше следует прекрасная вторая часть и увлекательное рондо в финале.

3. Соната №17, «Буря», ре минор

«Бурей» ей называют потому, что Бетховен однажды обмолвился о связи этой музыки с одноимённой пьесой Шекспира. А у нас её часто называют «сонатой с речитативом» из-за выразительного фортепианного монолога в первой части.

На всякий случай надо знать, что Бетховен не давал названия своим сонатам, за исключением одного случая: Сонаты №26 «Прощание».

Самая популярная часть в Семнадцатой сонате — третья, последняя. Это такой музыкальный perpetuum mobile с непрерывным потоком ритма и постоянно меняющимся градусом драматических эмоций.

4. Соната №23 «Аппассионата», фа минор

«Аппассионатой» (это слово переводится с итальянского как «страстная») её назвал один из издателей спустя много лет после смерти Бетховена.

В этой сонате всё монументально и величественно — и по размерам, и по виртуозному размаху, и по грандиозности идеи.

Недаром она производила такое сильное впечатление даже на Ленина, который, как известно, особой чувствительностью не отличался. Он называл эту сонату «изумительной, нечеловеческой».

Своё название эта соната получила, наверняка, из-за своей третьей, последней части с вихрями и ударами мощных аккордов.

5. Соната №2, ля мажор

А эта соната популярна далеко не так, как «Лунная» или «Аппассионата», но её вторая часть стала «персонажем» повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» , которую все мы проходили в школе.

Поэтому надо обязательно хотя бы раз послушать хотя бы раз вторую часть этой сонаты, чтобы понять, что хотел сказать Вере Николаевне этой музыкой ушедший в мир иной телеграфист Желтков о своей огромной, очень тихой и никому не нужной любви.

«И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. И в уме ее слагались слова.

«Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе!»

Источник

Топ 10 самых известных произведений Бетховена

Наш топ 10 самых известных произведений Бетховена расскажет о знаменитых мелодиях, которые знает, пожалуй, каждый любитель классической музыки.

10 Соната для фортепиано №8, ор. 13, «Патетическая»

Это произведение было создано Бетховеном в 1799 году. Его опубликовали в декабре того же года под названием «Большая патетическая соната». Композитор посвятил свое творение князю Карлу фон Лихновскому.

9 Сурок, ор. 52 №7

Это музыкальное произведение Бетховен написал к стихам Гете. Песня была опубликована в 1805 году. С тех пор она стала очень популярна. В наши дни ее нередко используют в музыкальных школах. Ведь эту детскую песенку несложно выучить, да и звучит она очень приятно. Текст рассказывает историю маленького мальчика, который путешествует по миру со своим необычным другом: дрессированным сурком.

8 «Эгмонт», ор. 84

В 1809 году Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра. Взявшись за работу, он написал музыкальное сопровождение к трагедии Гете «Эгмонт». Сюжет рассказывает о том, как мужчина по имени Эгмонт поднял восстание в Нидерландах против испанцев. Центрального персонажа ждет печальный финал, но все же ему удается достичь своей основной цели. Премьера «Эгмонта» состоялась в 1810 году.

7 Соната для фортепиано №23, ор. 57, «Аппассионата»

Это произведение входит в число самых известных сонат Бетховена. Композитор посвятил свое творение графу Францу фон Брунсвику. Первая публикация этого музыкального произведения состоялась в феврале 1807 года в Вене.

6 Концерт для фортепиано с оркестром №5, ор. 73, «Император»

Композитор посвятил этот концерт эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Это музыкальное произведение сразу получило огромный успех и восхищение слушателей.

5 Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61

«Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61» – единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Автор посвятил это свое творение другу – Францу Клементу, который был известным композитором и скрипачом. Премьера концерта была назначена на 23 декабря 1806 года и состоялась в Вене. Сольную часть своего творения Бетховен заканчивал непосредственно перед выступлением, так что Клемент был вынужден исполнять некоторые отрывки без каких-либо репетиций. Премьера не принесла концерту успеха. Это творение Бетховена еще долго не исполнялось. Композитор был вынужден переделать его, поставив в центр музыкальной картины не скрипку, а фортепиано. Однако в 1844 году все изменилось. Скрипач Иозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона вновь исполнил скрипичный концерт Бетховена. Тогда-то это произведение и обрело популярность. Сейчас оно входит в число самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

4 Симфония №9 Ре минор, ор. 125

Эта симфония также известна, как «Хоральная». Она является последней законченной симфонией Бетховена. Тема второй части была написана еще в 1815 году, но всерьез за работу над этим произведением композитор взялся только в 1822 году. Спустя 2 года состоялось первое публичное исполнение в Вене. Симфония стала довольно популярна. Например, в Японии она считается новогодней мелодией и по сей день исполняется в канун праздника.

3 Симфония №5, ор. 67

За это произведение Бетховен взялся в 1804 году. В то время у композитора уже были большие проблемы со слухом, но это не помешало ему продолжить работу. Правда, Бетховен был вынужден прерываться на написание других произведений: например, «Сонаты №23» и «Симфонии №4». «Симфонию №5, ор. 67» композитор закончил в 1808 году, и тогда же состоялась премьера. А вот посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому – Бетховен написал лишь спустя год.

2 К Элизе

Неизвестно, когда именно была написана эта пьеса-багатель. Ее рукопись нашли только в 1865 году и опубликовали уже после смерти Бетховена. Неизвестно, кому именно композитор посвятил свой шедевр. Ведь почерк был неразборчивым, и надпись могла означать «К Элизе» или «К Терезе». В таком случае, музой могла быть ученица Бетховена Тереза, его подруга Элизабет или даже жена российского императора Александра I – Елизавета Алексеевна.

1 Лунная соната

Это произведение Бетховен закончил в 1801 году, в сложный период своей жизни. Во-первых, у композитора начались проблемы со слухом. А во-вторых, отношения с графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться Бетховен, закончились разрывом. В итоге, композитор посвятил «Лунную сонату» своей возлюбленной.

Классическая музыка невероятно красива, а потому продолжает очаровывать слушателей даже спустя века после своего создания.

Источник

Лучшие произведения Бетховена: 10 основных пьес великого композитора

Откройте для себя лучшие произведения Бетховена, включая шедевры симфонии, концерта, оперы, струнного квартета и фортепианной сонаты.

Людвиг ван Бетховен (17 декабря 1770 – 26 марта 1827) – один из самых влиятельных и значительных композиторов всех времен. Он был доминирующей музыкальной фигурой в переходный период между классической и романтической эпохами, и, несмотря на тяжелые медицинские и эмоциональные муки (он полностью оглох к 40 годам), его музыка является свидетельством человеческого духа перед лицом жестокости. Здесь собраны десять лучших произведений Бетховена.

Лучшие произведения Бетховена: 10 основных пьес великого композитора

Симфония No.3 ми-бемоль, Op.55 – Eroica

Эта симфония, завершенная в 1804 году, изменила музыкальный мир и, возможно, является определяющим произведением Бетховена. Одним махом оркестровая музыка перемещается в другое измерение, с широтой концепций и эмоциональной нагрузки и размахом, превосходящим все, о чем раньше мечтали, точная лаконичность и классическая симметрия Моцарта остаются позади. Первоначально она была посвящена Наполеону – посвящение, которое Бетховен в ярости удалил, узнав, что он сделал себя императором. Здесь Бетховен понимал возможности сонатной формы и тематического развития, а затем упивался своей свободой. Последняя часть представляет собой особенно умную мозаику из тем, но услышать произведение в целом – все равно что подняться на вершину горы и увидеть новый континент.

Симфония № 9 – «Хоровая»

Симфония № 9 Бетховена ре минор, соч. 125, также известная как «Хоровая» симфония, – одно из величайших сочинений Бетховена и одна из величайших симфоний, когда-либо написанных. В заключительном движении Симфонии № 9 хоры поют установку поэмы Шиллера Die Freude ( Ode To Joy). В «Хоровой» симфонии Бетховен довел структуру классической симфонии до предела, выразив свою возвышенную философскую тему: единство человечества и наше место во вселенной. Хотя он, кажется, следует традиционной четырехчастной симфонической модели, его массивная хоровая четвертая часть вовсе не была традиционной. «Хоровая» симфония Бетховена стала источником вдохновения для последующих композиторов и краеугольным камнем романтического движения XIX века.

Соната для фортепиано No.30 In E, Op.109

Бетховен написал 32 фортепианные сонаты , последние три – это трилогия, составленная вместе. Первая из трех, № 30 In E , – одна из самых прекрасных вещей, которые он написал, и она намного короче, чем некоторые из ее предшественников, с кристаллической поверхностью, скрывающей великие загадки и сложности формы и гармонии. Первая часть возникает из того, что звучит как нежно звенящие капли дождя, – всего лишь прелюдия к последней – хоральная тема (и вариации), охватывающая все темы между Бахом и Шопеном. Прежде чем окунуться в бред экстаза, который снова уходит в тему с благословенным чувством возвращения домой. Это 20 минут самого продолжительного музыкального восторга, который вы только можете себе представить, и одно из лучших произведений Бетховена.

Струнный квартет No.14 до-диез минор, Op.131

Квартет – самое личное из сочинений – это музыка, сведенная к ее абсолютным основам, с четырьмя исполнителями в квази-спонтанном взаимодействии. Последние квартеты Бетховена – это крайняя форма, далекая от легкого прослушивания и невероятно напряженная, своего рода беседа с Богом. Это была любимая песня композитора, и именно эту музыку Шуберт хотел услышать на смертном одре. Бетховену потребовалась целая жизнь, чтобы написать это, поэтому не ожидайте, что вы услышите это с первого взгляда – продолжайте, однако, и его логика и правдивость скоро проявятся. Есть семь движений, играемых без перерыва, с моментами почти полного музыкального застоя и другими моментами, которые звучат так, как будто Бах был перевоплощен. Настроения возникают и уплывают… и это непостижимо.

Концерт для фортепиано с оркестром No 5 ми-бемоль мажор

У этого концерта есть величество, множество гармоник и тематическая интенсивность, что делает его отличным произведением для солиста. Он начинается с трех аккордов, переходящих в расцвет мини-каденций, а заканчивается торжествующим прыжком Рондо, стремительно приближающимся к радостному концу. Медленная часть, которая является одним из самых восторженных творений Бетховена, – безмятежный гимн с мечтательно воспевающим фортепиано. Это мускулистая пьеса, к счастью, лишенная страданий, но вряд ли это введение в то, чем был весь Бетховен, но ясно одно, что этот концерт – одно из лучших произведений Бетховена.

Симфония No.7 ля ля, Op.92

Это солнечная пьеса, и ее премьера на концерте для солдат, раненых в битве при Ханау 1813 года, была благоприятной – это звучит как празднование окончания кошмара войны. Все это инерция: нет медленных движений, а есть наполовину игривое, наполовину торжественное Аллегретто, которое блестяще объединяет отдельные мелодии и ритмы в типично глубокое целое, приводя к бодрым финальным движениям – все более живым и стремительным – которые привели Вагнера к «апофеозом танца». Особенно великолепно то, как темы растворяются в успокаивающих интермедиях деревянных духовых инструментов.

Фиделио, Op.72

Когда дело касалось оперы, Бетховен был неестественным – слишком возвышенным и слишком идеалистичным для грязного мира драмы и оттенков человеческой мотивации – но Фиделио, его единственная работа в жанре, имеет удивительные, блестящие периоды, которые более чем компенсируют его неоднородные моменты. Есть определенные оперные сцены, от которых никогда не перестает покалывать кожу головы. Тоска, например, закалывает своего развратного шантажиста ножом, или Кармен отбивается от убийцы. Но в тот момент, когда Фиделио героически спасает ее мужа, а затем направляет пистолет на своего злого врага, становится петардой, чтобы победить их всех. Незабываемое событие – «Хор заключенных» из первого акта. Фиделио / Леонора уговаривает главного тюремщика Рокко выпустить заключенных на свежий воздух и солнечный свет, чтобы она могла найти своего мужа. Их припев «O Welche Lust» («О, какая радость») является выражением музыкального экстаза, тем более мощным из-за атмосферы принуждения.

Увертюра “Кориолан”, Op.62

Кориолан Overture является блестяще интенсивным, темным и концентрированным музыкальным массивом – зазубренные струнные аккорды, движущиеся фигуры дрожи в басе – написано для пьесы Генриха Йозефа фон Коллин о римском лидере Кориолане. Отражая действие пьесы Кориолан решает вторгнуться в Рим, и его мать умоляет его не делать этого (в конце концов он убивает себя). Но вы можете слушать, ничего не зная о пьесе, поскольку это чистая борьба Бетховена со стихией. Премьера « Кориолан» состоялась, должно быть, на одном из самых удивительных концертов в истории, на котором также впервые были показаны Четвертая симфония Бетховена и Четвертый фортепианный концерт .

Концерт для скрипки с оркестром D, Op.61

Написанный в середине чрезвычайно творческого периода, Скрипичный концерт In D, наиболее последовательно лирическая работа Бетховена, позволила ему выразить чистую музыкальную безмятежность, в то время как его более интенсивная сторона проявлялась в таких композициях, как увертюра Кориолан . Хотя на премьере оно потерпело неудачу (оно не было исполнено снова, пока Джозеф Иоахим заново не открыл её в 1844 году), сейчас это одно из самых популярных произведений Бетховена, безусловно, самый популярный из всех скрипичных концертов и одно из лучших произведений Бетховена. Это действительно 40-минутное излияние безмятежной мелодии, очень характерные для нее моменты гармонического и динамического удивления в оркестре. Вторая часть – одно из самых прозрачных творений Бетховена.

Соната для скрипки No.9, Op.47 – Крейцерова соната

Мы должны помнить, что композиторская жизнь Бетховена началась не с Героики – на самом деле, если бы он умер в 1803 году, мы все равно считали бы его великим. Эта соната была написана за несколько месяцев до Третьей симфонии и, как и многие произведения этого периода, демонстрирует большое беспокойное стремление. Первая часть сражается между мучительной темой минорной тональности и типично гимноподобной интермедией; второй – солнечная, безмятежная тема с вариациями; а последняя – веселая тарантелла. Произведение длится примерно вдвое дольше любой предыдущей сонаты, что дает большую глубину музыкального и эмоционального развития, а играть ее очень сложно.

Источник

Оцените статью