Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.»
рабочая программа по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
364193.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Детская искусств им. Б. Н. Молчанова.»
по предмету «Общее фортепиано»
Составила: преподаватель Неверли Галина Вениаминовна
г. Дудинка 2014 г.
3.Контроль и учет успеваемости.
4.Годовые требования.7-летнее обучение
6.Годовые требования. 5-летнее обучение.
7.Список методической литературы.
Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДШИ.
Данная рабочая программа представляет собой учебный курс по предмету «Общее ф-но» для учащихся 1-7 классов оркестрового, струнно-народного и народного отделений. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, муз. грамота).
Составлена программа на основе программы «Класс общего ф-но» для детских музыкальных школ, разработанная министерством культуры (1966, 2003); Программа представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДШИ, с учетом их уровня подготовки.
Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, муз. способностям и др. индивидуальным данным.
Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДШИ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещение кружков, интернет- все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.
Цель и задачи данного курса :
-Обучение игре на ф-но и овладение им как вторым инструментом (дополнительным к основному).
-Развитие муз. способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, исполнение произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования, чтение с листа.
— -Помощь в освоении других дисциплин: сольфеджио, муз. литература, хор (умение исполнить на инструменте сольфеджируемый номер, фрагмент изучаемого на муз. литературе произведения знание клавиатуры и т.д.)
В процессе занятий по общему ф—но учащийся овладевает техническими приемами игры на ф— но (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также учится правильно понимать характер исполняемых произведений.
Занятия с учащимися проводятся в соответствии с индивидуальным планом, составляющимся по полугодиям и рассчитанного в большей степени на работу на уроке, чем на домашнюю работу. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.
Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую муз. память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволяет пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.
Работа начинается со знакомства с клавиатурой, постановки рук, знакомства с элементарными приемами звукоизвлечения. Со второго года обучения изучаются гаммы в ознакомительном порядке.
Неотъемлемой частью занятий по общему ф-но с первого года обучения является чтение нот с листа.
Кроме работы над произведениями, подбора по слуху, чтения с листа часто на уроке общего ф-но уделяем внимание заданиям по сольфджио (проигрывание номеров, подбор песенок, построение аккордов, интервалов и т.д.)
Обучение рассчитано на семь лет. Занятия проводятся индивидуально по 0,5(1) академ. часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.
Обучение ведется по следующим направлениям:
1.Изучение классического репертуара (учитывая индивидуальные способности учащихся, а также то, что данный курс – дополнительный и на него запланировано меньше учебного времени, поэтому и репертуарные требования могут быть на 2-3 класса ниже).
2.Исполнение популярной музыки в переложении для ф—но.
3.Техническое развитие (этюды, гаммы).
4.Чтение с листа.
5.Приобретение навыков ансамблевой игры(с педагогом или учеником).
6.Развитие творческих способностей (подбор по слуху).
7.Самостоятельная работа над произведением, начиная от разбора текста до его исполнения.
Источник
Отделение Фортепиано
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЕНИЯ ФОРТЕПИАНО
«Десногорской ДМШ имени М.И. Глинки»
«Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании все главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. И главную роль в этом увлекательном процессе играет, конечно, педагог. Преподаватели отделения фортепиано с огромной радостью открывают дверь в прекрасный мир музыки своим ученикам.
Обучение игре на фортепиано — это сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие обучающихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа. Начинать заниматься с детьми, приобщать их к искусству следует с раннего возраста. Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых — родителей, бабушек, дедушек — тех, кто найдет в себе силы, терпение и желание помочь детям развить свои способности. «Мы всегда говорим на языке, которому научились у родителей и учителей. Вот почему так важно иметь хороших родителей и хороших учителей», — говорил Я.И. Мильштейн.
В атмосфере любви к детям и доброжелательности к коллегам педагогический коллектив отделения фортепиано следует лучшим традициям фортепианной школы — развивая и бережно сохраняя индивидуальность своих учеников, воспитывают истинных ценителей музыки, грамотных слушателей, дают общую культуру и эстетическое образование подрастающему поколению. Постоянно повышая свой профессиональный уровень, преподаватели ищут новые формы и методы работы, обеспечивают качество образовательных услуг, систематически проходят курсы повышения квалификации.
На отделении фортепиано обучаются более 80 обучающихся, работают 9 преподавателей. Это: Елена Михайловна Богачёва, Наталья Леонидовна Гирон, Вера Николаевна Драгун, Ксения Игоревна Захарина, Наталья Александровна Иванова, Анна Валериевна Новикова, Наталья Викторовна Сватова, Татьяна Георгиевна Шутеева, Лариса Леонидовна Якушева.
Глубоко прав Д.Б. Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней — обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль».
Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы ребенок стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Приходите в музыкальную школу, введите ребенка в мир Музыки.
Источник
Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ
автор: Гриднева Наталья Вячеславовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа №1»
Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская музыкальная школа №1»
«Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ»
Выполнила: преподаватель общего фортепиано
Гриднева Наталья Вячеславовна
г. Волгоград 2018
Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев комплексного учебного плана, направленного на приобретение учащимися инструментальных, вокальных и хоровых отделений знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления об исполнительском искусстве, формирует специальные умения и навыки. Фортепиано наряду с другими предметами учебного плана является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся – непианистам необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
Судьба курса «Общее фортепиано» берет свое начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда А. Г. Рубинштейн в докладной записке Министру образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался различным изменениям, связанным с поисками оптимальных форм преподавания.
В семидесятых годах XX века педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н. сформулировал основные принципы и основы методики изучения предмета общего фортепиано. Он писал: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курсы игры на фортепиано для музыканта — непианиста». Также Загорный Н.Н. определяет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано: развитие фортепианной техники, разучивание пьес различных стилей, фактуры, игра в ансамбле, аккомпанирование, чтение с листа.
Необходимым условием в классе общего фортепиано является приспосабливаемость к требованиям специальности учащегося, содействие поднятию общей культуры ребенка, отказ от ориентирования на специальные классы и выработка особых методов обучения игре на фортепиано, дабы поставить предмет на равную высоту с другими предметами общеразвивающей программы школы.
Все вопросы специфики работы классе общего фортепиано являются лишь дополнением к знаниям, которыми должен располагать преподаватель. Все элементы обучения в школе тесно взаимосвязаны между собой и отличаются рядом признаков. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в музыкальную школу для приобретения музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин подчинен основной цели – подготовке специалиста выбранной специальности, т.е. обучение игре на фортепиано помогает воспитывать музыканта данной специальности. Условия обучения в классе общего фортепиано существенно отличаются от специального фортепиано: небольшое число часов в учебном плане, место предмета в бюджетном времени учащегося, ограниченные возможности домашней работы для большинства учащихся, не имеющих дома инструмент.
Особенно важными в процессе обучения становятся межпредметные связи. Взаимодействие всех компонентов обучения играет огромное значение для всестороннего развития. В процессе воспитания исполнителей на различных инструментах необходима общая теоретическая подготовка. Без контакта с фортепианной клавиатурой на уроках сольфеджио невозможно достижение желаемого результата обучения. Отсутствие общения с фортепианной клавиатурой делает невозможными полноценные занятия сольфеджио, где закладываются основы знаний, а также выучивание партий хора, дающего ученикам возможность ощутить свой голос частью звучащего произведения. Без фортепиано невозможно и ознакомление с нотными примерами из произведений музыкальной литературы, что является главным условием для знания музыки. Преодолеть беспомощность перед нотным текстом можно обязав ученика до нажатия звука назвать его. Подобным образом на уроках сольфеджио при разучивании мелодий сначала можно назвать ноты с дирижированием в нужном ритме. Зачастую ученики не справляются с заданиями не из-за отсутствия слуха, а от незнания расположения нот на нотном стане и клавиатуре.
Одна из главных начальных задач общего фортепиано, наряду с работой над техникой игры, развитие слуха и музыкальной памяти. Ученик лучше справляется с произведениями, точно интонируя их голосом. А с интонационными и ритмическими задачами на уроках сольфеджио легче справится ученик, умеющий играть на фортепиано. Для достижения высокого уровня в освоении теоретических предметов необходимо владение навыками игры на фортепиано. Произведения, изучаемые на уроках общего фортепиано, будут помогать преодолению трудностей предмета сольфеджио и развивать музыкальные способности учащихся.
На уроках общего фортепиано важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Для успешной работы в классе фортепиано необходимо убедить ученика в необходимости изучения инструмента, показать и доказать это на практических занятиях. Успешному овладеванию фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, готовность педагога помочь ребенку, разрешить все его проблемы. заинтересовать его в успехах обучения.
Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится гибкий подход, индивидуальная шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащимся – непианистам в классе фортепиано. Ученик должен четко представлять, что без урока общего фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе. В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных практических навыков:
- Освоение основных пианистических навыков;
- Игра в фортепианных ансамблях;
- Работа с легким аккомпанементом;
- Подбор по слуху;
- Приобретение навыков чтения с места;
- Ориентация на клавиатуре для занятий сольфеджио, музыкальной литературы и разучивание партий по хору.
Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в форме контрольных уроков и зачетов, в довольно мягком режиме. А также необходимо в работе сохранять традицию проведения концертов, конкурсов, фестивалей, пропагандирующую значимость и важность урока общего фортепиано. Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность учащегося многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает его фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.
- Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1988.
- Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» — Л., 1970.
- Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог» — Спб., 2002.
- Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» — М., 1982.
- Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» — М., «классика XXI», 2005.
Источник