Плавное соединение аккордов что это

S o l F a theory

Соединение секстаккордов главных ступеней и трезвучий

Плавное соединение

При кварто-квинтовом соотношении аккордов соединение обычно гармоническое, при секундовом только мелодическое.
Ограничения:

  • при соединении S53 и D6 бас должен идти вниз на ум. 5, но не вверх на ув.4
  • соединение S53 и D6 невозможно, если бас и тенор в S53 образуют унисон
  • в миноре невозможно соединение III53 и D6 из-за возникающего переченья

Скачковое соединение

Существует четыре типа скачков при соединении трезвучий и секстаккордов: скачки прим (основных тонов), скачки квинтовых тонов, смешанные скачки и двойные скачки.
Основные правила:

  • Двумя трезвучиями можно гармонизовать только скачок терций (и перемещение), все остальные варианты требуют использования секстаккордов.
  • При восходящем скачке прим и квинт нужно идти от трезвучия к секстаккорду (т.е. бас должен идти противоположно скачку), при нисходящем в любую сторону.
  • При смешанных скачках терцовый тон гармонизуется только трезвучием (т.к. в секстаккордах главных ступеней не удваивается терцовый тон), квинтовый и основноой тон — либо трезвучием, либо секстаккордом.
  • Двойные скачки (квинт и прим одновременно) возможны только параллельными квартами, то есть необходимо, чтобы в аккордах прима была выше квинты.
  • При секундовом соотношении возможны только смешанные скачки, при терцовом — смешанные и скачки прим, при кварто-квинтовом возможны все варианты.

Источник

Соединение аккордов друг с другом

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим про соединение аккордов и посмотрим как оно работает на практике.

Как мы знаем аккорды можно брать по-особенному, способов взять один и тот же аккорд множество. Можно взять его обращение (обращая внимание на то какой тон находится в басу у созвучия), также можно взять аккорд с разными тонами вверху.

Как мы помним разные тона вверху определяют мелодическое положение аккорда.

Но от чего зависит выбор созвучия в разном мелодическом положении? Просто именно аккорд взятый по-особенному (в определённом мелодическом положении, а также с определённой нотой в басу) может нам подходить в конкретной ситуации. Другими словами что-то звучит красиво, а что-то не очень.

Мы писали, кстати ранее про то, что брать созвучия необычно достаточно интересно. Например в этой статье: http://gorstorehov.com/page/kak-brat-akkordy-na-gitare. Также мы соединяли аккорды друг с другом интересно здесь: http://gorstorehov.com/page/kak-ispolzovat-tonalnost-lya-mazhor. При этом у нас получалась из созвучий интересная музыка, а не просто аккорды, взятые друг за другом.

Возьмём эти два аккорда в самом стандартном варианте:

рис. 1

Послушаем как это звучит:

Можно брать и так, но звучит резко и просто как аккорды. А теперь сыграем то же самое так:

рис. 2

Послушаем как это звучит:

А тут у нас звучит прямо как кусочек из какой-то музыки. И самыми верхними звуками наших аккордов образуется что-то типа мелодии.

Как видим Cdim7 у нас можно сказать находится в разных мелодических положениях (сначала в положении квинты (нота соль бемоль), потом терции (нота ми бемоль) и в конце в положении октавы (нота до)) и потом переходит в E в положении квинты (нота си во втором такте).

И вот тут интересно — почему мы выбрали именно такое положение? Очевидно из-за того что нота си из аккорда E находится в полутоне от ноты до из аккорда Cdim7. То есть они близко расположены и переход получается звучит плавно и красиво. Это что-то вроде голосоведения (когда два аккорда соединяются и их самые верхние звуки разделяют полтона, то это звучит хорошо).

Вот значит на что можно ориентироваться при выборе того или иного варианта аккорда.

Еще про голосоведение

Но при голосоведении можно ориентироваться не только на самые верхние звуки аккордов и но и на нижние. И использовать их тоже для соединения созвучий.

Мы писали уже о видах голосоведения. Как голосоведение можно отследить на практике?

Например, соединим вместе следующие аккорды:

рис. 3

Послушаем как это звучит:

Звучит нормально. Но посмотрим на рисунок 3, что там интересного? Мы смотрели лишь на самые верхние и самые нижние ноты аккордов при соединении. Басовые ноты аккордов расположены рядом друг с другом и разделяются максимум на терцию, верхние разделяют секунды. И мы на самом деле следили за этим.

Например, почему мы взяли Cdim7 именно так (ноту фа диез перенесли вверх) — просто потому что у следующего созвучия (Bbm7-5) самая верхняя нота ми и она отстоит на большую секунду от фа диез. То есть мы это сделали для плавности и красоты.

И казалось бы такое небольшое изменение аккорда, а на звучание сильно влияет.

Также мы следили и за самыми низкими нотами, чтобы они тоже не стояли слишком далеко друг от друга. Также играть, когда все аккорды находятся близко друг с другом и в одном секторе гитары удобнее как мы знаем.

Да, на рисунке 3 (во втором такте) мы видим аккорд с добавочной ступенью. Читайте про разные обозначения аккордов здесь: http://gorstorehov.com/page/oboznacheniya-akkordov.

Ну и в конце давайте послушаем в том числе те аккорды что мы выше разобрали, но сыграем их перебором так чтобы получилось что-то вроде музыки.

рис. 4

Источник

Теория Музыки

воскресенье, 25 августа 2013 г.

Соединение главных трезвучий лада

бывают 2х видов:
1. гармоническое — при нем хотя бы 1 общий звук остался на месте
2. мелодическое — ни один общий звук не осталя на месте(даже при его наличии)

Вид соединения зависит от соотношения между собой трезвучий.
Существует 3 вида соотношений:
1. кварто-квинтовое(4-5) — основные тона аккорда расположены на расстоянии 4 или 5 (T-S, T-D, VI-II). имеют один общий звук
2. терцовое соотношение (I-VI, I-III, IV-II) — два общих звука
3. секундовое (S-D, I-II, V-VI) — не имеют общих звуков

Соединение аккордов 4-5 соотношения (T-S, T-D) возможно как гармоническое(1), так и мелодическое(2).
1 — бас идет с основы одного аккорда на основу другого. Общий звук остается на месте, а два оставшихся голоса идут параллельными терциями или секстами на секунду вверх или вниз.
Оба аккорда берутся в одном расположении.
2 — аккорды 4-5 соотношения. Бас идет на кратчайший интервал — кварту вверх или вниз, верхние голоса в противоположном направлении плавно, не меняя расположения.

Источник

17. Аккорды в ладу

Кроме интервалов в ладу можно строить аккорды от разных ступеней. В одной из прошлых глав мы уже упоминали тоническое трезвучие, субдоминантовое и доминантовое. Это соответственно трезвучия I, IV и V ступеней. Остальные трезвучия своих названий не имеют и называются прямо так: трезвучие II ступени, трезвучие VI ступени. Кроме основного вида трезвучий в ладу можно строить их обращения, а также септаккорды с обращениями.

Вот так, например, в ре мажоре выглядит тоническое трезвучие с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями и септаккорд II ступени с обращениями:

Аккорды в ладу можно разбить на группы по функциональности. Есть аккорды субдоминантовой группы, к ним относятся аккорды II, IV и VI ступеней. К аккордам доминантовой группы относятся аккорды III, V и VII ступеней.

Аккорд VI ступени имеет два общих звука с тоническим, поэтому он является самой слабой субдоминантой. Более сильной субдоминантой является аккорд IV ступени и самой сильной — аккорд II ступени. В доминантовой группе усиление функциональности идёт в другую сторону. Самая слабая доминанта — это аккорд III ступени, потому у него два общих звука с тоникой. Более сильная доминанта на V ступени и самая сильная на VII.

В классической гармонии аккорды соединяются по следующему принципу:

  • тонический аккорд может перейти в любой аккорд другой группы или в своё обращение;
  • аккорд субдоминантовой группы переходит либо в более сильный аккорд своей группы, либо в аккорд доминантовой группы, либо в тонику.
  • аккорд доминантовой группы — либо в более сильный доминантовый аккорд, либо в тонику.

Усилить аккорд также можно за счёт расширения или альтерации. Расширение — это превращение трезвучия в септаккорд, а альтерация — понижение или повышение отдельных ступеней аккорда.

Последовательность аккордов T-S-D-T в тональности представляет собой полный оборот. Сокращённый вариант T-D-T называется автентическим оборотом, а вариант T-S-T — плагальным.

В гармонии аккорды записываются в четырёхголосном виде, в трезвучии при этом удваивается один из звуков. Самый верхний звук или голос называется сопрано, дальше идёт альт, затем тенор и самый низкий — бас. Сопрано, альт и тенор не могут находиться на расстоянии больше октавы друг от друга, бас от тенора может. Но обычно между басом и тенором не больше двух октав.

Аккорды пишутся на двух нотоносцах, сопрано и альт на верхнем, тенор и бас на нижнем. При этом у сопрано и тенора штили направлены вверх, а у альта и баса — вниз. Расположение аккорда, когда между тремя верхними голосами интервалы только терции или кварты, называется тесным. Если между ними появляются интервалы квинты или сексты, то такое расположение называется широким.

При соединении аккордов, если у них есть общий звук, то он обычно остаётся на месте. Такое соединение называется гармоническим. Если общих звуков у аккордов нет или есть, но они не остаются на месте, то такое соединение называется мелодическим. При мелодическом соединении все голоса не должны двигаться в одну сторону, хотя бы один должен пойти в другую.

Теперь соберём всё это вместе и запишем несколько оборотов в ре мажоре. Плагальный оборот с гармоническим соединением:

Автентический оборот с мелодическим соединением:

Очень полезно играть эти обороты на фортепиано или клавиатуре.

И ещё одно небольшое замечание. В миноре обычно используется гармонический вид доминанты, то есть повышается седьмая ступень лада. Доминанта при этом становится мажорной. Вот так запишется полный оборот в си миноре (минорные аккорды подписаны с маленькой буквы, мажорные с большой):

Задания.

Запишите и сыграйте полный оборот в фа мажоре и соль миноре.

Источник

Голосоведение

Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – ОСНОВА гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.

Виды совместного движения голосов:

    Прямое – движение голосов в одном направлении


Параллельное – движение голосов одинаковым интервалом в одну сторону


Противоположное – движение голосов в разные стороны

  • Косвенное – один голос остается на месте
  • Часто в четырехголосии бывает соединение одновременно нескольких видов движения голосов. Ведь каждая из шести пар голосов создает свой вид движения и все они сочетаются в одновременности.

    Правила движения голосов:

    1. Лучше всего использовать косвенное и противоположное движение.
    2. Запрещено полностью прямое и параллельное движение.
    3. Запрещено движение параллельными квинтами и октавами.
    4. Запрещено перекрещивание голосов.

    Источник

    Оцените статью